Почему растет популярность стримингов? Перспективы рынка в России

Прямые эфиры на радио или ТВ всегда были как вишенка на тортике. Для любого медиа это возможность привлечь дополнительное внимание аудитории. Когда здесь и сейчас мы наблюдаем, что происходит где-то и с кем-то, это не может не завораживать.

Сегодня прямое вещание перемещается в интернет. Мы имеем дело с потоковой передачей мультимедиа – стримингом. Согласно исследованию при участии компании Research.me, более трети пользователей сети в России хотя бы раз в год смотрят прямые онлайн-трансляции, а около 10% из них проводят свои прямые эфиры – стримы.

Рост популярности стримингового вещания делает его одним их перспективных инструментов для маркетинга, бизнеса и построения личного имиджа. Как развивается российский сегмент стриминга? И каковы на сегодняшний день перспективы его роста?

70 лет спустя

Почему людям нравятся прямые эфиры? Потому что на них, как говорится, из песни слова не выкинешь. Без дублей, без монтажа. Все по-честному. Первая масштабная прямая трансляция на советском телевидении прошла в 1949 году. Это был футбольный матч Динамо (Москва) – ЦСКА (Москва). На стадионе собралось 70 тысяч болельщиков, но в несколько раз больше зрителей в это время прильнули к своим черно-белым экранам.

Популярность подобных вещаний росла быстро. На формат прямого эфира перешли новостные программы всего мира, что позволило им увеличить свои рейтинги. Освещение событий дня становилось сродни детективу: вот, прямо сейчас мы узнаем, что же происходит за тысячи километров от нас! Рекорды били и трансляции разных концертов, так, например, в 1985 году почти два миллиарда человек из 150 стран мира посмотрели прямое включение с фестиваля Live Aid.

Время идет. Сегодня, спустя 70 лет, прямые трансляции с экранов ТВ переселяются в онлайн-среду. Вести вещание на неограниченную аудиторию может любой человек. Достаточно иметь веб-камеру и выход в сеть. Даже в домашних условиях становится возможным построить полноценную телестудию. Не говоря уже о самом простом варианте – смартфоне, который всегда с тобой. Для многих интернет-пользователей стриминг заменил традиционное телевидение и стал привычным способом получения «живого» контента. Кроме того, стриминг помогает «преодолеть» пространство, позволяя здесь и сейчас собраться вместе разным людям из разных точек планеты.

Трансляция в интернете в режиме реального времени идет с помощью потоковой передачи мультимедиа – это и есть стриминг. Подобным образом может передаваться как контент «с места событий» (например, интервью, дискуссия, выступление, ток-шоу, семинар, прохождение этапов компьютерных игр геймерами), так и уже существующие данные (записи программ, фильмы, музыка и т.д.). Во втором случае лучший пример – это онлайн-кинотеатры. Фильм передается зрителю с помощью потокового вещания, и хотя он снят двадцать лет назад, для вас он идет в прямом эфире.

О востребованности таких просмотров говорит исследование ТМТ-Консалтинг. Согласно ему, год назад в России онлайн-кинотеатры заработали за 12 месяцев больше 37 млрд руб. через платную подписку и 6,2 млрд руб. с помощью рекламы.

Стриминговые платформы

Создатель транслирует контент (собственный или тот, на который у него есть права), а потребитель, в свою очередь, получает к нему онлайн-доступ через стриминговые платформы. Это сервисы, с помощью которых создается техническая возможность передачи данных здесь и сейчас большому количеству людей. В качестве инфраструктурного провайдера платформы для стриминга принимают сигнал на своей стороне и масштабируют его на большую аудиторию.

Программное обеспечение, позволяет пользователям выкладывать и потреблять видео, музыку, игры и многое другое в режиме реального времени, при этом не загружая все это на свои устройства. Кроме того, с помощью стриминга мы можем общаться друг с другом онлайн, что делает возможным проведение конференций, семинаров, деловых встреч.

Популярные и широкоизвестные площадки для стриминга ориентированы на потребительские или развлекательные трансляции для B2C-сегмента. Сегодня в России это YouTube, Vimeo, Twitch, VK Video. Популярные и доступные на сегодняшний день в России площадки онлайн-кинотеатров – Ivi, Okko и Кинопоиск. Среди музыкальных сервисов в России в топе – Яндекс.Музыка, VK Музыка, SoundCloud.

Другой сегмент рынка – профессиональные площадки, которые ориентированы на бизнес-встречи, корпоративные дискуссии, обучающие мероприятия и другие подобные трансляциии. Для российских пользователей наиболее известные платформы – Webinar.ru, Zoom, Яндекс, Facecast, EdgeЦентр.

Когда произошел скачок популярности стримингов

Кто же был первопроходцем? Возникновение и развитие стримингового вещания напрямую зависело от увеличения пропускной способности сети. 10 лет назад, в 2013 году, платформа YouTube разрешила проведение прямых эфиров пользователям, имеющим минимум тысячу подписчиков. Однако через полгода это ограничение было снято и выпускать стримы стало возможным даже для только что зарегистрированных участников.

С появлением платформы Twitch в 2011 году стала расти популярность стриминга среди геймеров. За счет этого ресурс стал обгонять конкурентов, попутно привлекая к себе создателей и потребителей другого контента: обучающих, рекламных и развлекательных трансляций.

Резкий скачок популярности стриминговых ресурсов произошел во время пандемии. Запертые по своим домам люди стали искать возможности для дистанционной работы, обучения, общения и досуга. К примеру, в период локдауна в 5 раз возросло количество поисковых запросов с ключевыми словами «тренировка онлайн». А доля россиян, купивших подписку на онлайн-кинотеатры, выросла в два раза. Оказалось, что в сети можно буквально жить. Например, проводить не только деловые совещания, но и корпоративные банкеты! С помощью Zoom коллеги обсуждали планы текущей работы, а в преддверии Нового года и 8 марта, подключившись к конференции, поднимали бокалы, чокались с экраном и вместе танцевали Макарену.

За год пандемии рынок стриминговых услуг в России вырос на 44%. В формате стрима стали проводить даже массовые развлекательные мероприятия. Например, как только в стране забрезжили некие послабления по карантину, Ural Music Night решился-таки на проведение своего ежегодного фестиваля, однако сделать это, как раньше, на полную катушку, организаторы не смогли. И они решились на стрим. Онлайн-трансляция в сети набрала больше 5,7 млн просмотров!

Что происходит на рынке стримингов сейчас

С окончанием пандемии развитие стриминговых вещаний в России не прекратилось. Пользователи убедились в том, что многие процессы можно перенести в сеть, что онлайн-вещание приносит новых клиентов, деньги и славу. Согласно аналитике, опубликованной изданием «Ведомости», в текущем, 2023 году, популярность стриминговых платформ выросла на 50%.

На развитие российского рынка стриминга не могла не повлиять политическая ситуация. Уход многих зарубежных компаний из РФ спровоцировал быстрое развитие отечественных решений. По опыту Китая мы знаем, что один локальный сервис не может полностью заменить международные аналоги. Российское правительство поддерживает конкуренцию между IT-компаниями, понимая, что это стимулирует развитие технологий и клиентского сервиса.

Сейчас на российском рынке из иностранных компаний остались только самые крупные игроки YouTube и Twitch. Однако количество стримеров из России, работающих на YouTube, сократилось с 53% до 39%, сообщает ТАСС. Доля стримеров, для которых основной площадкой является VK, составляет 7%. Telegram и Discord выбирают по 1% соответственно. Китайскую платформу Trovo в качестве основной платформы указали только 2% пользователей, однако каждый четвертый подчеркнул, что использует этот вариант как дополнительный.

Эксперты считают, что расстановка сил будет меняться. В России появляются новые платформы, а существующие, пусть пока и малоизвестные, компании, понимая, что за стримингом будущее, вкладываются в развитие своих мощностей, что даст им возможность предложить конкурентные продукты.

Риски и возможности рынка стримингов

Что могут предложить сегодня российские стриминговые платформы? Организовать стриминг можно практически бесплатно, но тут не избежишь некоторых ограничений – по времени, количеству подключившихся зрителей и качеству трансляции.

Сегодня клиенты стриминговых платформ за плату могут выбирать опции в зависимости от своих меняющихся потребностей. Это называется сервис-конструктор, благодаря которому пользователь может не только построить свою площадку онлайн-вещаний, но и сделать, например, собственный онлайн телеканал, который сможет крутить записи вебинаров или видео 24/7 в реальном времени. Или компания может открыть пространство для вебинаров и, по необходимости, подключить такие опции, как запись вебинара, чат, доступ к вебинару только авторизованных пользователей и др.

Одна из востребованных сегодня опций у авторов стримов – брендирование. Форматов для взаимодействия бренда с аудиторией достаточно много: это не только размещение на странице вещания своих логотипов и баннеров. Это, к примеру, интеграции в различные трансляции, сотрудничество со специализированными порталами, проведение онлайн-мероприятий, конкурсов, опросов под своим брендом и так далее.

Другая популярная функция – возможность монетизации контента, когда клиент позволяет встраивать стороннюю рекламу в свое вещание, при этом сам выбирает способ монетизации и стоимость для зрителя.

Еще один важный компонент качественного сервиса от поставщиков стриминга – техподдержка. Для онлайн-эфиров это особенно важно. Во время мероприятия, техподдержка следит за его ходом, чтобы иметь возможность реагировать максимально быстро на сложившиеся вдруг ситуации.

Отдельно стоит сказать о защите стриминговых эфиров от кибер-угроз. В последнее время участились случаи DDOS-атак на российские серверы. От этого никто не застрахован, но особое внимание кибер-преступников приковано к онлайн-трансляциям выступлений политических деятелей. Не всегда инфраструктура сможет выдержать напор атаки, в результате важные прямые эфиры могут прерваться. Поэтому сегодня стриминговые платформы должны быть подкованы и в плане обеспечения кибербезопасности.

Растущие технические возможности в сфере организации стриминга позволяют российским платформам с каждым годом расширять свои границы. Количество клиентов этих услуг очевидно будет увеличиваться. Нас ждет время интересных открытий, которые будут полезны частным лицам и бизнесу.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

А я так и не приучил себя смотреть стримы. Очень скучно. Средство последовательного доступа. Затянуто. Хочется часть пролистнуть. 
Появилась тенденция - вместо руководств пользователя, инструкций снимают очень скучные, занудливые ролики.
Это же целая профессия, а большинство относятся к этому как к простенькому делу. К этому нужна серьёзная подготовка. 
А так - бормочет что-то на камеру.

Забавно смотреть на ролики каких- нибудь столяров - один гвоздь забил, второй, третий...тридцать третий.

Так же "легко" ведутся стримы у программистов - что-то говорит и при этом открывает и закрывает миллион окошек, не имеющих отношения к теме.  Стриммер-то глазами водит и думает, что наши глаза синхронизированы с его глазами.

Профессор, Москва

Интересно понять, что это за люди, за счет которых прирастают просмотры стримингов. 
У меня лично абсолютно иной сценарий потребления информации: очень берегу свое время. Контент, который считаю любопытным, сохраняю, чтобы пересмотреть в удобные для себя временные промежутки. Поэтому "живой эфир" не только не является преимуществом, но, скорее, минусом.

Консультант, Новосибирск

Спасибо автору, полезная информация, особенно - аналитическо-историческая часть )))

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Нина Старых пишет:
Интересно понять, что это за люди, за счет которых прирастают просмотры стримингов. У меня лично абсолютно иной сценарий потребления информации: очень берегу свое время. Контент, который считаю любопытным, сохраняю, чтобы пересмотреть в удобные для себя временные промежутки. Поэтому "живой эфир" не только не является преимуществом, но, скорее, минусом.

Дело в том, что информацию можно потреблять в фоновом режиме. В соседней комнате может работать радио или телевизор.

Также и стрим, можно работать на компьютере и одновременно быть участником стрима.

IT-менеджер, Москва

Стойка ассоциация, что больше 80% стримов скучнейшая муть

Директор по PR, Москва

хорошая и актуальная информация на сегодняшний день

Руководитель проекта, Москва

Я провожу прямые эфиры в Телеграм в своем канале по развитию личного бренда или выступаю у партнёров. На мой взгляд это удобно многим, есть возможность выложить сразу запись эфира и отдельно аудиодорожку. Включаю слайды-презентацию во время стрима.

Но автор статьи этот вариант не рассмотрел.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.