Мгновенная страховка произведет революцию на рынке

Мы уже давно перешли и живем в эпоху экономики высоких скоростей. Это касается всего: мобильность жизни, вещей, потока информации. Уровень проникновения Интернета в современной жизни — не только процесс удобства, привычки и инструмента экономии времени, это измененный современный образ мышления.

Наверное, этот этап можно назвать очередной революцией образа жизни, когда виртуальная жизнь идет наравне с реальной. Открытки окончательно заменены лайками, лайки постами, тексты смайликами, длинные инструкции по эксплуатации заменены интуитивной эргономикой, интерактивными подсказками и т. д.

Мобильный телефон не просто привычный гаджет, а полноценный помощник, чуть ли не часть головного мозга, который пытается думать за тебя, подсказывать варианты решений и формировать привычки. Складывается ощущение, что этому процессу нет предела. Каждый день появляются новые направления применения IoT, AI и других модных аббревиатур.

Жизнь по принципу one-сlick life style влияет на показатели оценки различных рисков и, как следствие, на логику их страхования.

Хотя страхование — весьма древний процесс, появившийся задолго до нашей эры как идея коллективной взаимопомощи, это по-прежнему достаточно консервативный сегмент. Если не вдаваться в тонкости процесса страхования, а просто обратиться к словарю, этого определения достаточно, чтобы в общих чертах сложить картинку как работает этот древний процесс, тем более, что для более подробного изучения по этой теме материала достаточно: от законодательных актов, до всевозможных исследований.

Страхование — отношения между страхователем и страховщиком по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей, выгодоприобретателей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).

Важно лишь то, что эта отрасль, очевидно, во всех странах в той или иной степени зарегулирована, а присутствие регулятора, как известно, негативно влияет на степень мобильности любого процесса. То есть развитие этого процесса идет достаточно сдержанными темпами.

Тем не менее, в условиях существенных изменений на рынке базового продукта – в первую очередь, речь идет об имуществе, – тяжело оставаться на месте. Большинство страховых компаний активно внедряют новые технологии. В основном в области перевода своих операций в on-line. По информации из обзора рынка страхования за 2019 год KPMG, основным сдерживающим фактором на пути развития новых технологий большинство страховщиков считает даже не столько регулирование, сколько недостаток квалифицированных кадров. Тут можно поспорить, но статья о другом. Высокая неопределенность, связанная с эффективностью инвестиций в новые технологии, также сдерживает работу компаний в данном направлении.

Активными драйверами страхования имущества граждан являются банки, в основном, в области ипотечного страхования и коробочных решений. Но это тоже не показатель, так как такого рода страхование, скорее, дополнительный источник дохода для банка, и выполнение нормативов по рискам, чем осознанное решение гражданина.

То есть автоматизация идет, но это, скорее, эволюционное развитие, которое относительно неспешными темпами пытается догонять непрерывно растущую скорость жизни.

Вопрос в том, что скорость и виртуализация жизни в принципе меняет отношение к имуществу. Копившаяся прошлыми поколениями привязанность к вещи пропадает также, как и вкус к еде в рабочей рутине. Разница лишь в том, что свою еду пока нельзя «пошерить» или прожевать глазами. Зато с имуществом этот процесс зашкаливает, т. к. полностью отвечает современным потребностям и экономике. «Шерится» все: от рубашки до объектов недвижимости. И даже уже сложно предположить, какой объект будет очередным.

Как известно, риски являются неотъемлемой частью имущества, а страхование — неотъемлемая часть рисков. Соответственно, меняется экономика имущества, меняется и подход к его страхованию. Sharing-economy приводит к risk sharing.

Страхование по требованию — только здесь и сейчас. 

Буквально несколько лет назад на международных площадках появились пара стартапов с идеей страхования по требованию. Так называемое, on-demand insurance.

Пока известны только пара-тройка стартапов, все они за пределами РФ. Не случайно, даже термин on-demand insurance толком не имеет русского аналога. Назовем, страховка по требованию. Это Cuvva, Slice, Trove и др. Есть пример и в России, в этом году появился стартап под названием «Все в порядке».

Идея заключается в том, что страховку всегда можно оформить в один клик при помощи мобильного телефона, примерно так, как заказать такси. При этом, по сути, кроме самой вещи, мобильного телефона и трех минут времени, ничего не требуется. Практически как поставить лайк под понравившейся картинкой. Click& Save. При этом, как вещь может быть практически любой, так и страховка на нее оформляется на любой «вкус», гибко подбирается срок и другие параметры.

Принципиальные отличия от привычной страховки:

  • Страховка, как правило, оформляется в момент покупки вещи. И в этот момент надо принимать сложное решение «Да/Нет». В этот момент в голове жадность борется со страхом: с одной стороны, заплатил и успокоился, с другой, терзает ощущение, что на тебе пытаются просто заработать.
  • В логике привычного страхования еще существует много бумажной волокиты, здесь используется только мобильный телефон.
  • Как и в логике такси, нажимая на кнопку «застраховать», вы не задумываетесь о том, кто является страховой компанией. Просто выбираете подходящий тариф.

Сейчас по оценкам некоторых сайтов этот вид страхования занимает не более 1%, но можно предположить, что это вопрос времени. Рано или поздно наберется критическая масса активных пользователей.

С другой стороны, переход от «niche» offering  до «mainstream» может занять ощутимое время по ряду причин:

  1. Привычка держать бумажный полис в руках, хоть и уже неудобная, но, тем не менее, упрямая. У покупателя должно произойти осознание, что он получает аналогичную прежней степень защиты, только более удобную, адоптированную под современный образ жизни.
  2. Очевидно, что страховой тариф на короткий срок выше страхового тарифа на более длительный срок. С другой стороны, понимаешь, что риск возникает в определенный период времени, особенно в экономике «шеринга», а платить приходится за год. И эта доплата за риск вполне может быть уравновешена за счет сокращения цепочки участников процесса. Тем более, что такая логика полностью укладывается в текущий тренд сокращения числа агентов между конечными продавцами и покупателями за счет технологий, даже без упоминания набившей оскомину технологии block-chain.
  3. Возможность более мобильно управлять сроками страхования может сказаться на росте «фрода», когда соблазн оформить полис по факту наступления страхового случая неизбежен. Но, с другой стороны, вряд ли можно говорить о массовой истории, т. к. все равно существуют проверки, определенная процедура страхования, возмещения. Кроме того, такие затраты можно рассматривать даже как рекламу. Microsoft тоже не сразу начинал бороться с пиратскими копиями своего программного обеспечения.
  4. Рынок традиционного страхования тоже становится более мобильным. Крупные страховые компании разрабатывают собственные мобильные приложения, которые также позволяют получать полис дистанционно. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», объем сегмента электронного страхования без учета ОСАГО в 2018 году по сравнению с 2017 вырос в 1,5 раза. Но, здесь тоже нельзя говорить о прямой конкуренции. Крупные страховые компании могут себе позволить и должны идти по пути стандартизации своих продуктов и максимизации маржи. По крайней мере по данным того же рейтингового агентства «Эксперт РА» первый Топ-10 страховых компании собирают 95% страховых взносов (в 2018 году). При такой концентрации рынка, избыточная дифференциация страховых продуктов может привести к снижению рентабельности, что противоречит экономической логике поведения на рынке. В то время как такого рода стартапы вполне могут и должны работать с большим количеством продуктов и участников рынка страхования.

Кроме того, по информации из краткого аналитического обзора страхового рынка за 2018 год Национального рейтингового агентства количество участников рынка снижается. На рынке осталось меньше 200 страховых компаний. Такая ситуация подтолкнет к дальнейшей консолидации рынка через M&A. Эти идеи для топ рынка пока поинтереснее конкуренции со стартапами за новые рынки.

Полагаю, on-demand страхование пока можно назвать голубым океаном на рынке страхования, который уже начинает находить свое место на рынке.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

На самом деле то, что описано - это не изменения страхования, а изменение процедуры заключения страхового догоовра. При таком подходе конторки по заключению и распечатываю договоров будут не нужны.. 

Но, как мне кажется, возможности глубже: появляется возможность создания рынка с2с страхования - когда каждый человек имея определенный счет и желание рискнуть - объявляет о покупке определенных рисков. Другой, желая застраховать риски - объявляет о желании заплатить деньги тому, кто будет готов выплатить сумму при наступлении некоторого события. В этой концепции - должен быть третий участник - организатор платформы, который определяет правила игры, классификацию продавцой и покупателей и возможность "находить друг друга". Платформа, скорее, должна быть на основе технологий распределенного реестра - по крайней мере так доверия к ней будет больше. Вот тогда это действиетльно будет революцией в страховании..

 

Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

Страховой рынок застрял во всем известном ФЗ. Погряз в нем. Так будет правильнее сказать. Страховарие по требованию чтобы существовало - это требование должно быть. Не верю в то, что подобные продукты найдут место на российском рынке. Особенно приятно видеть потуги  в сторону того, что появится какой-то новый продукт или новый способ заключения договоров. Нет, нет и нет. Уже сделано все, для того , чтобы , говоря словами автора, customers отвернулись от insurance. И это системная ошибка, на мой взгляд. Как в спорте. Для того чтобы повысить уровень футбола, нужно строить спорт площадки, открывать секции, инвестировать деньги в инфраструктуру, а не менять способы тренеровки и тренеров. И тогда все получится. Я верю.

Консультант, Украина

Выбор методологии страхования - не проблема

Проблема, когда страховые компании артачаться и получить с них причитающееся можно только через суд

 

Директор по развитию, Москва
Андрей Роговский пишет:

Выбор методологии страхования - не проблема

Проблема, когда страховые компании артачаться и получить с них причитающееся можно только через суд

Да, Негатив к страхованию - эт как раз один из мотив таких проектов, т.е. попытка уйти от стандартного стереотипа страховки. 

Директор по развитию, Москва
Олег Арапов пишет:

Страховой рынок застрял во всем известном ФЗ. Погряз в нем. Так будет правильнее сказать. Страховарие по требованию чтобы существовало - это требование должно быть. Не верю в то, что подобные продукты найдут место на российском рынке. Особенно приятно видеть потуги  в сторону того, что появится какой-то новый продукт или новый способ заключения договоров. Нет, нет и нет. Уже сделано все, для того , чтобы , говоря словами автора, customers отвернулись от insurance. И это системная ошибка, на мой взгляд. Как в спорте. Для того чтобы повысить уровень футбола, нужно строить спорт площадки, открывать секции, инвестировать деньги в инфраструктуру, а не менять способы тренеровки и тренеров. И тогда все получится. Я верю.

На счет "верю/неверю" покажет рынок. Рынок всегда прав. Но сама суть эмоционального настроя, к сожалению, отражает печаль не тоьлко страхового рынка. Увы. Сложно спорить. 

Директор по развитию, Москва
Максим Часовиков пишет:

На самом деле то, что описано - это не изменения страхования, а изменение процедуры заключения страхового догоовра. При таком подходе конторки по заключению и распечатываю договоров будут не нужны.. 

Но, как мне кажется, возможности глубже: появляется возможность создания рынка с2с страхования - когда каждый человек имея определенный счет и желание рискнуть - объявляет о покупке определенных рисков. Другой, желая застраховать риски - объявляет о желании заплатить деньги тому, кто будет готов выплатить сумму при наступлении некоторого события. В этой концепции - должен быть третий участник - организатор платформы, который определяет правила игры, классификацию продавцой и покупателей и возможность "находить друг друга". Платформа, скорее, должна быть на основе технологий распределенного реестра - по крайней мере так доверия к ней будет больше. Вот тогда это действиетльно будет революцией в страховании..

 

Да, совершенно верно. Речь идет не о классической страховке, а о платформе. В этом и заключается новизна. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.