Что ждет рынок ритейла в России? Обзор мнений экспертов

После событий 24 февраля 2022 года многие иностранные ритейлеры заявили о приостановке деятельности в России. Некоторые зарубежные компании, которые остались в РФ, повысили отпускные цены (например, Procter&Gamble). Повышение цен связано с нестабильным курсом рубля и сложностями с поставками из-за границы.

Как эта ситуация повлияет на российский ритейл? Каковы главные вызовы сейчас и перспективы рынка в ближайшем будущем? Как ведут себя поставщики и производители? Как реагируют на ситуацию покупатели? Каковы сценарии развития рынка? 

Эти вопросы редакция Executive.ru задала экспертам и специалистам рынка. Публикуем их комментарии.

Два больших вызова для ритейла в России

Михаил БарабашМихаил Барабаш, эксперт-маркетолог

Первый вызов – это резкое падение покупательского спроса в течение ближайших месяцев. Сейчас ритейл начал его ощущать в основном из-за спада волны ажиотажного спроса конца февраля-начала марта, когда было сделано большинство запланированных на год покупок, по продуктам с долгим срокам хранения сделаны запасы на несколько месяцев. Ближе к лету начнется реальное и значимое падение доходов населения, что сократит их расходы на все, кроме товаров первой необходимости.

Второй вызов – перекрытие импорта. Мы пока еще не начали это ощущать в полной мере, так как идет торговля с запасов на российских складах, которые у всех закончатся к лету.

Проблема импорта состоит из двух составных. Это перекрытие привычных транспортных коридоров, тогда как остающиеся на сейчас могут обеспечить от силы процентов 30% объемов, которые были в 2021 году, и прекращение поставок от определенных производителей, замена которых займет время да и не везде возможна.

Все это приведет к резкому росту цен на импортные товары и на товары с большой долей импортных комплектующих в производстве. В целом нас ждет ограничение ассортимента, падение оборотов. Все это сделает ненужным такое количество торговых площадей в крупных городах. Под ударом окажутся во многом крупные моллы, в которых якорными арендаторами были именно западные бренды. Именно на них приходится основное падение трафика.

Если говорить про российских арендаторов, то они в большинстве своем замораживают все проекты развития, в том числе открытие новых торговых точек (недостаток свободных средств, ситуация неопределенности, нехватка торгового оборудования), поэтому заменить ушедших они не могут. Рынок ждет выхода турецких и китайских брендов, которые присматриваются к России сейчас более чем активно. Но делать на них ставку тоже тяжело.

В целом ритейлу нужна государственная поддержка, в том числе в ограничении новых законодательных инициатив, обеспечение которых требует затрат больших финансовых и трудовых ресурсов. И хочется верить, что призывы к контролю наценки на все категории товаров так и останутся отдельными призывами. Иначе нас ждет тотальный дефицит.

Уйти с рынка – подарить свою долю прямым конкурентам

Дмитрий ТрепольскийДмитрий Трепольский, руководитель агентства Pronline, эксперт Executive.ru

Российский рынок давно поделен между ключевыми игрокам, как международными, так и российскими, поэтому уход одного из них ведет к поистине тектоническим сдвигам. Уйти с рынка – фактически означает подарить свою долю прямым конкурентам, с которыми вы не на жизнь, а на смерть бились 15-20 лет. 

Отличный пример подобной ситуации – временный уход с рынка строительного ритейлера OBI. Сперва в компании объявили о приостановлении деятельности, поддавшись эмоциям, а после того, как основной конкурент Leroy Merlin объявил о том, что остается в России, дезавуировали собственное заявление, поняв, что всего за несколько месяцев можно потерять все достижения последнего десятка лет.

Уход бренда с рынка – это большая трагедия не только для российских потребителей, уже сформировавших свою лояльность, или для сотрудников в России, которые лишатся работы, но и для самого бренда потеря 5% мирового рынка – это удар в под дых, который будет ужасно выглядеть в годовом отчете совета директоров, и их акционеры от такого развития событий точно не будут счастливы. 

Рынок бытовой техники и электроники ждут непростые времена

Дмитрий ЧуркинДмитрий Чуркин, эксперт Executive.ru

Ритейл FMCG переживет кратковременные трудности, связанные со сменой некоторых поставщиков (тех, кто не смог противостоять политическому давлению своих правительств и покинул российский рынок), а также с перестройкой логистических каналов и цепочек, связанных с импортом.

Импорт станет гораздо дороже, как за счет курсовой разницы, так и за счет удорожания логистики вследствие увеличения плеча доставки. Спрос на импортные товары FMCG, и так снижающийся последние годы, упадет совсем – фактически, импорт останется лишь в премиальном сегменте. Европейские товары будут замещаться китайскими, турецкими товарами, а также российским производством.

Произойдет еще большее сокращение количества одиночных продуктовых магазинов и мелких региональных сетей. Крупные федеральные сети будут делать акцент на рентабельности своих торговых точек, убыточные магазины закроют. Это приведет к появлению на рынке труда достаточно большого количества неквалифицированных продавцов (продавцы FMCG не умеют реально продавать и управлять своими продажами).

Ритейл бытовой техники и электроники ждут очень непростые времена. Вслед за сокращением поставок этого сектора рынка со стороны ряда зарубежных компаний, я ожидаю к маю-июню полный запрет поставок в Россию мобильной электроники на iOS и Android.

Samsung пока что отвоевал себе право поставки продукции в Россию, но, думаю, это не надолго. Таким образом, в качестве ключевых поставщиков бытовой техники у нас на долгие годы останутся Турция и Китай, а в сегменте мобильной электроники и ПК – только Китай. Я прогнозирую достаточно серьезный дефицит мобильной электроники в течение полугода – до сентября 2022, пока не произойдет смена ключевых поставщиков, и не выстроится логистика.

В любом случае, снижение ассортимента в силу вышеизложенных причин, приведет к серьезному сокращению офлайн-розницы сектора бытовой техники и электроники, изменению формата по площади магазинов федеральных сетей (большие магазины исчезнут), и большинство продаж уйдут в онлайн. В этой отрасли я также ожидаю высвобождения большого количества продающего персонала нижнего и среднего звена. Это персонал более высокой квалификации и более молодого возраста, чем в FMCG, однако, «приложение сил» этих ребят в 22-23-х годах будет не востребовано. Им придется менять квалификацию и переучиваться на рабочие и строительные специальности, которые будут очень востребованы в силу ряда причин.

Этот кризис может стать драйвером развития шеринговой экономики

Екатерина Крайванова, соосновательница онлайн-сервиса аренды вещей Next2U.ruЕкатерина Крайванова, соосновательница онлайн-сервиса аренды вещей Next2U.ru

О текущей ситуации в ритейле мы можем судить по увеличению спроса на аренду электроники. С 24 февраля мы видим, что он вырос в среднем на 34%. Приостановка деятельности брендов в России, задержки в поставках и колебания курса привели к тому, что часть техники значительно подорожала, а часть вовсе исчезла из магазинов, и потребители пошли в прокаты.

Мы прогнозируем, что кризис может стать драйвером развития шеринговой экономики. Растущие цены будут вынуждать потребителей относиться к покупкам более осознанно, в ряде случаев предпочитая им аренду. Также вероятен рост популярности услуг тест-драйва, когда покупатель берет товар на тестовый период, чтобы понять, подходит ли он ему. Особенно актуально это будет для товаров сегмента премиум.

Прогноз: восстановление рынка займет 3-6 месяцев

Наталья Сахарчук, руководитель программы МВА Института мировой экономики и бизнеса РУДННаталья Сахарчук, руководитель программы МВА Института мировой экономики и бизнеса РУДН

Главные вызовы – срочная перестройка логистических цепочек одновременно с поиском новых поставщиков. Согласно прогнозу главы Минпромторга Дениса Мантурова на перестройку логистики и восстановление рынка потребуется от трех до шести месяцев. Поставщики и производители из недружественных стран ищут пути обхода препятствий, которые они сами и создали, т.к. рынок терять никто не хочет. Их конкуренты из других стран, естественно, пытаются занять освобождающиеся ниши.

Потребители отошли от шока, паника прекратилась. Наиболее вероятный сценарий – восстановление рынка в течение 3-6 месяцев на фоне стабилизации курса рубля на докризисных позициях, заход на российский рынок новых поставщиков и производителей, запуск широкой программы импортозамещения. Те, кто приостановил свою деятельность в России, либо лишатся своего бизнеса через правовой механизм национализации, либо, по большей части, вернутся в Россию.

Продуктовый ритейл показывает стабильный рост

Олег СуковатовОлег Суковатов, генеральный директор торговой сети «Гулливер»

В результате событий после 24 февраля инвестиции ритейла в развитие фактически остановлены – многие ввели мораторий на развитие. 

Вследствие ухода западных производителей и товаров в стране создались уникальные возможности для развития собственных торговых марок и новых видов бизнеса. 

Цены стремительно растут – покупатели потеряли ценовые ориентиры. Вырос спрос на социально значимые товары (в большинстве своем на бакалею), при этом все что представляет собой здоровый образ жизни упало в продажах, например, фрукты упали от 7% до 14% в зависимости от регионов. Спрос на сахар до сих пор держится на уровне в 2 раза больше чем до 24 февраля, при этом в начале марта в моменте спрос на сахар вырос в 8 раз. 

Мы ожидаем изменение и сокращение товарной матрицы в ближайшей перспективе: идет смещение фокуса в более дешевый товар, поскольку нет роста реальных доходов населения. То, что позволяли себе ранее, уже сейчас стоит на 20% дороже. 

Возникла необходимость замещения из-за исчезновения западных товаров или товаров, имеющих импортную составляющую, что создает уникальный шанс для новых производителей/импортеров. 

Тем не менее продуктовый ритейл демонстрирует подъем, показывая стабильный рост. Все регионы в разной степени, но все уверенно растут. И этот рост не эпизодический или внезапный, а явно стабильный, как например: в пандемию был всплеск продаж, но уже через 3 недели спрос вернулся в историческое значение. 

Сейчас же, рост плавный и он не вернулся к цифрам до 24 февраля, а остался в значениях стабильно выше +10% от значений роста февраля.

Факторы понятны: сфера торговли продуктами питания всегда обеспечена спросом, отсюда постоянный рост выручки, а также государство без поддержки не оставит отрасль, которая обеспечивает базовые нужды людей.

Хорошее время для российских производителей пытаться зайти в сети

Дарья АкимоваДарья Акимова, руководитель отдела аналитики исследовательской компании NTech

Глобальных изменений на рынке FMCG и перераспределении крупных игроков ока не ожидается. Ни одна крупная федеральная иностранная сеть пока что не заявила о своем намерении покинуть российский рынок. Да, кто-то вышел из совета правления (как в «Ленте»). Надо понимать, что у каждой нашей федеральной сети есть доля иностранного капитала. «Магнит» (Штефан Дюр) заявил, что продолжит работу в России несмотря на то, что застройка сети отчасти зависит от немецкого капитала. Аналогичная ситуация и с X5.

Вся сложившаяся ситуация может повлиять таким образом, что в России еще больше начнет развиваться такой формат, как дискаунтер. Подобная тенденция наблюдается последние несколько лет, еще до пандемии.

В нынешней ситуации даже привычные нам форматы магазинов пытаются «лавировать». Они договариваются с производителями, чтобы те увеличивали поставки. При этом соглашаются на отказ производителей от маркетинговых активностей и промо.

Точно также ритейлеры соглашаются с тем, что ряд производителей сокращают свой ассортимент, оставляя только топовые позиции. Это делается для того, чтобы на полках магазинов оставались привычные товары. Понятно, что с таким подходом всех привычных продуктов мы можем не увидеть, но при этом дефицита и пустой полки не возникнет.

Иностранные товары тоже никуда не исчезнут. Очень многие зарубежные производители уже сейчас заявляют, что ищут варианты продолжения работы и развития бизнеса в России. Кто-то переводит бизнес на российские юрлица. Кто-то продает бизнес, сохраняя при этом основной ассортимент и рецептуру. В таких случаях покупателями могут стать российские крупные игроки рынка, которые хотят увеличить свои производственные мощности. Либо кто-то, кто решит зайти в бизнес. Скорее всего, мы увидим какое-то количество новых производителей, потому что сейчас очень неплохой момент для входа в рынок и разработки своих новых продуктов.

В каких конкретных категориях это будет происходить, пока что сложно сказать: это могут быть средства гигиены, бытовая химия, косметика, так как именно в этих категориях у нас бОльшая доля иностранных брендов. Иностранные бренды уже сейчас становятся дороже, их сложнее ввозить из-за закрытых границ. И это хорошее время для российских производителей для того, чтобы попытаться зайти в сеть, куда раньше было не так просто попасть. У нас есть российские производители, но в сетях они мало представлены, кроме СТМ в ограниченном количестве.

Также на полках сетей могут появиться новые непривычные нам азиатские бренды, например, китайские. Либо же расширение линейки тех азиатских брендов, которые уже присутствуют на российском рынке.

Что дальше: основные тренды развития ритейл-рынка

Анна БакурскаяАнна Бакурская, ведущий категорийный менеджер (бытовая техника и электроника), «Утконос онлайн»

Уход иностранных компаний больше всего коснулся в сетях направлений бытовая химия, средства ухода, подгузники. Это проявляется в пустых полках и ажиотажном спросе на прокладки, мыло и шампуни. На прошлой неделе об уходе одним днем заявила компания Energizer. Думаю, что рынок батареек от этого сильно не пострадает, произойдет перераспределение в пользу других лидеров рынка Duracell и GP.

Главные общие тренды развития ритейла:

  1. Тренд на рост доли собственных торговых марок (СТМ) из-за снижения дохода покупателей и переход к осознанному выбору товаров.
  2. Развитие формата «дискаунтер».
  3. Рост «забытых», непрофильных и сезонных категорий в сетях. Например: «Сад».
  4. Пересплитовка подхода к развитию категорий внутри сетей.
  5. Усиление миграции специалистов и перераспределение финансовых потоков.
  6. Появление «свободных» денег у частных инвесторов.
  7. Появление новых рабочих мест в различных отраслях.
  8. Перераспределение финансов по регионам.
  9. Новые возможности для стартапов.
  10. Тренд на развитие маркетплейсов.
  11. Введение значительных послаблений для селлеров на маркетплейсах.
  12. Возможности для выхода на рынок новых игроков.
  13. Возможность получения более выгодных условий от поставщиков.
  14. Изменение роли промо, акценты на точечный товар.
  15. Поддержка спроса на технику из-за страха дефицита.
  16. Тренд на устойчивое развитие e-commerce.

Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.

Подать заявку в Лигу экспертов

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара

Это персонал более высокой квалификации и более молодого возраста, чем в FMCG, однако, «приложение сил» этих ребят в 22-23-х годах будет не востребовано. Им придется менять квалификацию и переучиваться на рабочие и строительные специальности, которые будут очень востребованы в силу ряда причин.

Вот такое же надо для продавцов ритейла запустить!

Генеральный директор, Москва

"Отличный пример подобной ситуации – временный уход с рынка строительного ритейлера OBI. Сперва в компании объявили о приостановлении деятельности, поддавшись эмоциям, а после того, как основной конкурент Leroy Merlin объявил о том, что остается в России, дезавуировали собственное заявление, поняв, что всего за несколько месяцев можно потерять все достижения последнего десятка лет."
СМИ писали, что бизнес OBI в РФ продан российскому инвестору. По поводу судьбы торговой марки ничего не сообщалось.

Бренд-менеджер, Москва

"Поставщики и производители из недружественных стран ищут пути обхода препятствий, которые они сами и создали, т.к. рынок терять никто не хочет". 

Хотелось бы верить в столь позитивное развитие событий, однако ситуация демонстрирует иное. Многие иностранные компании уходят из России, абсолютно понимая, что они теряют, в том числе в годовых отчетах. Надеятся на скорейшее возврашение не стоит, поскольку иностранные компании принимают решение в ином информационном поле. Репутация для европейского бренда намного значимее, чем цифры годового отчета. Многие европейцы отказываются от покупки брендов, которые еще присутствуют в России, что в свою очередь является потерей Brand Awareness на европейском рынке. На настоящий момент большинство иностранных компаний уже сделали свой выбор по выходу/присутствию в России. Дальнейший отток возможен после понимания последствий на ограничения транспортных/логистических схем. Реальная ситуации по дефициту на рынке будет понятна на сентябрь. Восстановление и полное замещение иностранных бредов китайскими за такой короткий срок в 3-6 месяцев невозможен.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.