Сельское хозяйство сегодня: проблемы и перспективы в новое время

Правительство России ввело временный запрет на экспорт зерновых в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также на вывоз белого сахара и тростникового сахара-сырца за рубеж. Соответствующие постановления подписал премьер-министр России Михаил Мишустин.

Однако это не означает, что абсолютно все договоренности, квоты и планы по экспорту сельскохозяйственной продукции из России полностью приостановлены. В ряд стран поставки продолжатся в части средств защиты растений, семян, удобрений и техники.

Очевидно, что предприятиям АПК нужно освобождать складские помещения, готовить их к новому сезону. При этом ясно, что урожай 2022 года нужно вырастить. И здесь есть ряд профессиональных вызовов, связанных с ограничением на получение импортных средств производства. Кукуруза, пшеница, подсолнечник выращивались в России с использованием средств защиты растений и семян иностранного производства.

Средства защиты растений сегодня

Примерный баланс применения дженериков и оригинальных пестицидов зарубежных компаний – это 50% на 50% в России. Используются и аналоги, и оригиналы приблизительно в равных долях. Часть продуктов, необходимых для защиты растений, уже проимпортирована. У ряда компаний АПК в России есть в распоряжении от 50 до 85% гербицидов, инсектицидов, фунгицидов и других средств защиты растений. Однако этого может быть недостаточно. А закупка дополнительных объемов может быть осложнена ослаблением и перестроением логистических цепочек.

Именно некоторое обнуление ранее налаженных маршрутов, механизмов доставки, страхования грузов и оформления наложит свой отпечаток на ведение бизнес-процессов и систему ценообразования российских компаний АПК. Но это не значит, что импорт будет полностью блокирован. По крайней мере, на сегодняшний день (март 2022 года) этого нет. Ряд европейских производителей классифицировали средства защиты растений как составляющую гуманитарной безопасности в мире. Это позитивный сигнал.

Как пример, швейцарская компания Syngenta (производство семян и средств защиты растений) работает с Ираном, который находится под санкциями. Важно понять: что таким компаниям как Syngenta и другим европейским производителям невыгодно уходить из России. Им важно удержать позиции на рынке, и, вероятно, пути для этого будут найдены.

В текущей ситуации адекватным решением станет более активное сотрудничество с китайскими партнерами, которые выпускают достойные аналоги средств защиты растений. Мы усиленно работаем в этом направлении. Имея достаточный запас оригинальных продуктов европейских производителей, не исключаются и серьезные перспективы взаимодействия с компаниями из других стран.

Курсы валют, техника и себестоимость продукции

Разумеется, ситуация связанная с ростом курса валют и падением курса рубля, уже сейчас сказывается на ценах. Рост цен на средства защиты растений, технику и оборудование составил 50%. Хочется верить, что ситуация временная, курсы валют будут корректироваться, но пока это очень далекая перспектива. Есть надежда на то, что в сезон 2023 года сельхозтоваропроизводители войдут в более спокойном режиме, а себестоимость готовой продукции будет снижаться.

Еще одна проблема – это техника. До недавнего времени сельхозтоваропроизводители использовали технику иностранного производства. Но цены взлетели сейчас так, что уже можно смело ставить под сомнение окупаемость этой техники. А запасные части к той технике, которая уже куплена, не только в дефиците, но и заметно подорожали. Здесь надо активнее работать с азиатским рынком, ориентировать аграриев на покупку техники, произведенной в России. На это нужно время.

Логистика

Есть стихийное поднятие цен от производителей, есть перебои в логистики. А это значит, что дистрибьюторы тоже вынуждены менять цены и сроки доставки. Это сказывается на конечном потребителе. В результате все становятся заложниками ситуации, но пока таковы реалии. На мой взгляд, турбулентность в области логистики будет постепенно снижаться. Вероятно, в течение полугода-года будут получены адекватные результаты: заключены контракты с новыми логистическими и страховыми компаниями, согласованы оптимальные маршруты и цены.

Уже сейчас мы перестроили логистические маршруты. Например, доставка грузов осуществляется по морскому пути Шанхай-Владивосток, а далее контейнеры с продукцией доставляются посредством железнодорожного сообщения с регионами Сибири, Дальнего Востока, Центральной части России и так далее.

Ситуация с семенами и удобрениями

Если говорить о ситуации с семенами, то она более негативная, чем со средствами защиты растений. Например, посевные площади под подсолнечник в России составляли порядка 9 млн га в прошлом году. Если взять аналогичный план по этой культуре, ту же посевную площадь, то мы наблюдаем недопоставку 700 тыс. посевных единиц от производителей семян из Европы (это порядка 1-2 млн га посевных площадей под подсолнечник). Примерно такая же ситуация с семенами кукурузы. Это явный посыл для того, чтобы подбирать альтернативы.

Уже сейчас мы предлагаем клиентам заменить яровые семена подсолнечника и кукурузы семенами сои. Перспектива пересева данными семенами огромная. Но вопрос с семенами нужно решать обязательно, а не рекомендательно, дефицит семян есть. Необходимо локализовать производство семян, обеспечить их селекцию, работать над генетическими проектами в области сельского хозяйства. Пока у России немного компетенций для этого. Нужно принимать решения на государственном уровне: инвестировать в специалистов, селекцию, технологии.

А вот с введением ограничений на экспорт удобрений из России, мы можем увидеть, что цена на них будет стабилизироваться. Это уже позитивно. Жидкие и водорастворимые удобрения, листовые, корневые подкормки могут производиться в России, для этого есть ресурсы, технологии, партнеры.

Информационные технологии и импортозамещение

Сейчас важно не допускать незапланированных издержек, активно внедрять программы точного земледелия с помощью цифровых средств. Цель программы — повысить прибыль с гектара и экономить семена и удобрения с помощью дифференцированного внесения. Есть IT-компании и операторы на российском рынке, которые развивают такие платформы и приложения. В этой части глобальной просадки по предварительным оценкам быть не должно.

Подводя итог, могу сказать, что позиции сельского хозяйства в России будут удержаны на должном уровне. Да, нужно будет перестраивать логистические цепочки, подбирать новые продукты, технику и внедрять информационные технологии. Понятие «импортозамещение» уже не будет абстрактным, в него нужно будет вкладываться всем игрокам рынка. Уверен, что этот путь будет пройден достойно. И уже через 1-2 года мы получим серьезные и позитивные результаты.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Если коротко, то впечатление от статьи такое: у нас самих ничего почти нет, производить семена, машины и гербициды мы не умеем, аграрная наука мертва... И это при том, что мы уже тысячу лет возделываем землю! 

Что же будет в 2023 году, если в этом - ничего в сельскохозяйственной отрасли кардинально не изменится?

Исполнительный директор, Санкт-Петербург

Вопрос простой: сколько мы засеем в этом году, какие будут семена, какая урожайность, чем мы будем обрабатывать растения, чем удобрять и какой урожай соберем. Нам хватит или нет?

Спецоперация Урожай 2022 пройдет успешно? Битва за урожай это не битва с вымышленными фашистами, здесь просчет может обернуться нехваткой продуктов.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Что мешает при наличии собственной химической промышленности производить удобрения в России?

Фосфорные, минеральные, калийные и другие удобрения нужно производить самим, тем более, раз спрос такой есть на рынке.

Заодно, потом и экспортировать потом можно будет.

Как же Россия жила без импортных удобрений до 1991 года?

Про семена вообще молчу - сеяли, сеяли и бац - семян нет! Значит, нужно систему менять - свои институты растениеводства возраждать.

Чтобы был реальный результат, нужно собственные потребности своими силами закрывать, а не уповать на международную кооперацию и не сидеть на игле купли-продажи.

Только так можно и свои потребности закрыть, и науку с технологиями поднять, и другим потом всё это продавать и экспортировать

Адм. директор, Санкт-Петербург
Михаил Никишин пишет:
Только так можно и свои потребности закрыть, и науку с технологиями поднять, и другим потом всё это продавать и экспортировать

Ценой за загубленные науку и технологии были те самые яхты и дворцы за рубежом, которые теперь отобраны...

Генеральный директор, Санкт-Петербург

в России выращивать картошку умеют не лучше, чем производить мобильные телефоны...причины очевидны.

Генеральный директор, Тольятти
Михаил Никишин пишет:
Чтобы был реальный результат, нужно собственные потребности своими силами закрывать, а не уповать на международную кооперацию и не сидеть на игле купли-продажи.

Уважаемый Михаил,

Вы не оригинальны в своем тезисе.

Идеология чучхе описывается в трудах и официальных документов Северной Кореи как «новая и уникальная система революционных взглядов, теория и методология, обосновывающая необходимость перехода к эпохе опоры на собственные силы».

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Сергей Алейников пишет:
Если коротко, то впечатление от статьи такое: у нас самих ничего почти нет, производить семена, машины и гербициды мы не умеем, аграрная наука мертва... И это при том, что мы уже тысячу лет возделываем землю!  Что же будет в 2023 году, если в этом - ничего в сельскохозяйственной отрасли кардинально не изменится?

А что Вас удивляет? Гербициды в СССР производились в основном самых первых поколений - само собой. выгодно было закупать действующее вещество у крупных международных корпораций. А они на всякий случай помогли борцам за природу закрыть предприятия которые эти самые пестициды производили. 

При том, что те же гербицидные корпорации активно занимаются и семеноводством - а отечественные семеноводы в итоге просто выпадали из схем производства сх продукции - где обозначена и импортная техника, и импортные семена, и импортные гербициды. Российские только удобрения

2022 год думаю проскочим без потерь - а дальше жизнь покажет

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Михаил Никишин пишет:
Что мешает при наличии собственной химической промышленности производить удобрения в России? Фосфорные, минеральные, калийные и другие удобрения нужно производить самим, тем более, раз спрос такой есть на рынке. Заодно, потом и экспортировать потом можно будет.

В статье нет ни слова про удобрения - с ними как раз всё хорошо

Михаил Никишин пишет:
Про семена вообще молчу - сеяли, сеяли и бац - семян нет! Значит, нужно систему менять - свои институты растениеводства возраждать.

ну лет 10 максимум - и всё возродится. Это же очень просто - организовать семеноводство с надлежащим качеством продукта. 

Михаил Никишин пишет:
Чтобы был реальный результат, нужно собственные потребности своими силами закрывать, а не уповать на международную кооперацию и не сидеть на игле купли-продажи. Только так можно и свои потребности закрыть, и науку с технологиями поднять, и другим потом всё это продавать и экспортировать

Хочется задать сакральный на сегодня вопрос - А где желающие этим заниматься были 8 лет? Ещё 8 лет скорее всего уже не предоставится. Это не к Вам лично претензия

Директор по производству, Тольятти

Особенно классно -семена подсолнечника!Честно говоря не знал ,что мы и это закупаем...

Адм. директор, Санкт-Петербург

Вангую, что уже в этом году будет востребован "советский опыт" шефской помощи сельскому хозяйству - в виде кратковременного направления городских работников для прополки полей и сбора урожая... С вариациями - не хотите/не можете ехать сами - наймите вместо себя батраков...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.