5 интернет-товаров, которые можно продавать в мире, а в России нельзя

Алексей Лунин, специально для Executive.ru

Российское государство задумалось о расширении перечня товаров, которые можно легально продавать в интернете. Этой теме было посвящено совещание, которое состоялось в Совете Федерации в августе 2016 года. В нем приняли участие представители Минэкономразвития, Минпромторга, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Минкомсвязи и некоторых других ведомств. Результатом стал проект «дорожной карты» по развитию интернет-торговли. В нем предложено устранить препятствия, которые не позволяют реализовывать в Рунете такие товары, как алкоголь, лекарства и ювелирные изделия.

Из-за запретов и противоречий, которые содержит российское законодательство, отечественная электронная коммерция проигрывает зарубежной e-commerce. Какова мировая практика в запретных товарных сегментах, и каких изменения могут в них произойти в России?

Алкогольные напитки

В мире. Продажа алкоголя ограничена или запрещена в более чем 80 странах мира. С полным запретом все понятно, сухой закон действует одинаково строго офлайн и онлайн. Но в некоторых странах (как правило, не самых процветающих), наоборот, нет никаких ограничений. Так, жители Габона и Экваториальной Гвинеи могут приобретать спиртное в любом возрасте, и заказ выпивки по интернету здесь тоже не возбраняется.

Брать пример с Габона, очевидно, не стоит. А как в развитых странах? Возьмем США. Многие штаты допускают продажу горячительных напитков онлайн, особенно, если продавец – производитель. Однако помимо законодательных актов, разрешающих собственно продажу, есть множество других, в том числе регламентирующих доставку. И именно трудности с организацией доставки ограничивают возможность «скачать алкоголь из интернета».

Отправлять спиртное обычной почтой в США нельзя: это запрещено на федеральном уровне. Остаются службы доставки, самые известные из которых UPS и Federal Express. Обе компании готовы работать с алкоголем, но только с педантичным соблюдением всех федеральных и местных законов. Среди самых важных общих ограничений: получателю заказа должно быть больше 21 года и нельзя доставлять горячительное ночью. Кроме того, имеет значение разновидность и крепость напитков. Например, в Нью-Джерси не получится легально заказать онлайн пиво или вино, а в Калифорнии – спирт.

В России. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (№612, от 27 сентября 2007 года) содержит исчерпывающую фразу: «Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции».


Много воды утекло с тех пор, и винно-водочных изделий – тоже немало. Игроки алкогольного рынка не раз пытались изменить ситуацию. В 2011 году Верховный суд РФ отклонил иск компании «Европа», руководство которой настаивало на полной отмене запрета. В 2014 году на правительственном уровне обсуждалось разрешение на виртуальную продажу вина. В 2015 году Росалкогольрегулирование выразило намерение «поддержать легализацию онлайн-продажи алкоголя».

Проект «дорожной карты» по развитию интернет-торговли, обсуждавшийся в Совете Федерации в августе 2016 года, предполагает, что разрешительные поправки в законодательство могут быть внесены к 1 апреля 2017 года. Надо заметить, что конкретика по этим поправкам пока отсутствует, и говорить, когда именно они будут приняты, преждевременно.

Сухой остаток на текущий момент: алкоголем в Рунете торговать нельзя, и запрет этот сохранится как минимум до апреля следующего года.

Лекарства и БАДы

В мире. В США онлайн-аптек несколько сотен, и они вполне легальны. Европейские страны в целом продажу медикаментов по интернету разрешают, но с оговорками и ограничениями. Далеко не все виды лекарств можно заказывать дистанционно. В некоторых странах действуют строгие правила по лицензированию интернет-аптек, жесткий контроль транспортировки и даже маркировки почтовых бандеролей.

В России. 1 июля 2015 года вступили в силу поправки к Федеральному закону «Об обращении лекарственных средств», которые фактически запретили продажу лекарств в Рунете. А дистанционные продажи БАДов (биологически-активных добавок) оказались под запретом еще раньше. Эти нормы были установлены в Законе РФ «О защите прав потребителей» от 27 сентября 2007 года и 6 марта 2007 года в Постановлении №8 Главного государственного санитарного врача РФ «Об усилении надзора за производством и оборотом БАД».

Практически сразу после введения ограничений началась борьба бизнеса за их отмену. Периодически появлялись сообщения об успехах на этом тернистом пути. Например, в конце 2015 года Министерством здравоохранения были подготовлены поправки к закону «Об обращении лекарственных средств» и другим регулирующим документам. Их принятие должно привести к разрешению продажи лекарств в интернете, по крайней мере, для сетевых аптек.

Ближайшая контрольная точка на этом пути, указанная в проекте «дорожной карты», – 1 декабря 2016 года. К этому моменту заинтересованные государственные структуры должны подготовить очередной вариант поправок в законы, касающихся лекарств. Очевидно, интернет-аптеки распахнут свои гостеприимные «окошки» позже.

Продукты питания

В мире. Многие страны Старого и Нового света разрешают реализацию еды онлайн, чем активно пользуются продавцы и покупатели. Разумеется, есть и ограничения. Иногда они принимают довольно причудливые формы. Так, в Сингапуре под запретом жевательная резинка, в Боливии – напитки Coca-Cola. А в США вне закона шоколадные яйца Kinder Surprise. Если попытаться купить их онлайн, то к стоимости покупки придется добавить штраф в размере $300.

В России. Торговые сети, магазины и кафе предлагают в интернете услуги по заказу и приобретению продуктов питания, а также доставку различных готовых блюд. Казалось бы, вот и ответ: как минимум de facto онлайн-торговля едой существует. Но не все так просто.

Торговля, осуществляемая за пределами стационарных точек, регулируется в России различными документами. В уже упомянутом постановлении правительства №612 прямого запрета на дистанционную продажу съестного нет. Но «Правила продажи отдельных видов товаров», принятые за номером 55 еще 19 января 1998 года и претерпевшие затем ряд редакций, запрещают «разностную торговлю» почти всеми видами продуктов питания, кроме мороженого, кондитерских и хлебобулочных изделий. Под такой торговлей подразумеваются продажи, осуществляемые «на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах». Включают они в себя интернет-продажи с доставкой или нет? Четких официальных разъяснений на этот счет найти невозможно. И это, конечно, создает риски для малых компаний, не имеющих корпоративных юристов, которые могли бы на равных вести дискуссию о законодательных тонкостях с госконтролерами.

Табачные изделия

В мире. Курение распространено довольно широко, но не повсеместно. Например, полный запрет на табачные изделия действует в Бутане. В Австралии, Канаде, Бельгии и ряде других стран вне закона электронные сигареты – и запрет в части этих товаров, естественно, распространяется на интернет-магазины.

В развитых странах последние годы набирает обороты тренд «бросайте курить, а мы вам поможем». Запрещена реклама табачных изделий, раздача пробников. Упаковки выглядят как скриншоты из фильмов ужасов. Установлены большие штрафы за курение в публичных местах. Но люди все равно курят, а значит, есть и торговля сигаретами, сигарами, курительными смесями и другими сопутствующими товарами. Причем онлайн-торговля не отстает, местами даже значительно опережает традиционный офлайн-рынок.

Федеральные законы США не запрещают продажу табачных изделий в интернете. Разумеется, эта возможность была оценена по достоинству, и количество онлайн-предложений одно время просто зашкаливало. Однако примерно начиная с 2007 года власти ужесточили контроль за рынком. Одно из главных требований – уплата всех налогов, а также получение всех необходимых лицензий (что тоже связано с оплатой пошлин и сборов). Первые интернет-магазины в США не торопились пополнять бюджет, за что многие из них впоследствии были наказаны. Сейчас ситуация более-менее отлажена, и хотя нелегальные предложения в сети, разумеется, остались – их стало гораздо меньше, а респектабельная торговля куревом представлена широко.

Общественные организации США настаивают на полном прекращении онлайн-торговли и иногда успешно. Например, в 2003 году прокурор штата Мэриленд полностью запретил продажу сигарет через интернет на подконтрольной ему территории, апеллируя к тому, что среди заказчиков могут быть дети. Но в большинстве других штатов такого запрета нет, и проблема исключения подростков из числа покупателей решается проверкой документов при передаче заказа.

В России. В Федеральном законе № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» от 10 июля 2001 года нет явных упоминаний об интернете. Но уже знакомое нам постановление правительства №612 не допускает дистанционную продажу «товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации». Возможно, механическое объединение этих двух совершенно разных документов создало предпосылки для запрета на онлайн-продажи табачных изделий и сопутствующих товаров. Уже были прецеденты блокировок сайтов, продающих кальяны, курительные смеси и трубки. Учитывая антитабачные законы, принятые в 2015-2016 годах, послаблений в интернете ждать не приходится. Запретительные меры скорее уточнят, чем отменят.

Ювелирные изделия

В мире. Онлайн-продажи изделий из серебра, золота, полудрагоценных и драгоценных камней не являются чем-то особенным во многих странах. Об этом говорит наличие ювелирного раздела на сайте транснациональной сети супермаркетов Wal-Mart. На сайте Over Stock ювелирка тоже представлена без особого пиетета, где-то между обувью и бытовой техникой. А ведь география присутствия этого не очень хорошо известного россиянам бренда – практически вся планета.

В России. С онлайн-торговлей ювелирными изделиями ситуация запутанная. Есть закон «О драгметаллах» от 26 марта 1998 года, и он никаких ограничений на способы продажи не устанавливает. Но 22 февраля 1992 года в указе Президента РФ №179 запрещена свободная торговля некоторыми видами продукции, а также отходами производства. В указанном списке фигурируют «драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них, драгоценные камни и изделия из них».

Судя по блокировке Роскомнадзором ряда сайтов ювелирных интернет-магазинов, указ №179 обладает более высоким приоритетом. Правда, такие случаи единичные, и они не всегда завершаются прекращением деятельности продавцов. Некоторые ювелирные сайты переезжают на зарубежные домены и продолжают работу. Другие перепрофилируются в интернет-витрины, на которых можно бронировать изделия, а продажа осуществляется в обычном магазине.

Кроме того, проект «дорожной карты» по развитию интернет-торговли в России предусматривает явную отмену запрета на онлайн-продажи ювелирных изделий. Согласно прогнозам экспертов, в результате объем виртуальных продаж ювелирки должен вырасти с 2,8% до 6% от рынка. Много это или мало? Судите сами: это предполагает рост с 6 млрд рублей до 12,9 млрд рублей в год.

Кому достанется «пирог.рф»?

По статистике «Яндекса», в российском сегменте интернета около 40 тыс. онлайн-магазинов. Много это или мало? По оценке президента Ассоциации компаний интернет-торговли Алексея Федорова, «пока онлайн-сегмент довольствуется скромной цифрой 4% от всего рынка отечественного ритейла». В то же время, приводит пример Федоров, в Великобритании интернет-продажи составляют 12% от общей розницы.

Это означает, что онлайн-торговле есть куда расти, и условия для этого в России почти идеальные. Интернетом пользуются уже 70% россиян. А среди молодежи от 16 до 29 лет, по данным службы опросов «Омнибус GfK», количество активных пользователей достигло 97%.

При этом россияне все активнее совершают онлайн-покупки за рубежом. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в первом квартале 2016 года, по сравнению с первым кварталом 2015 года, количество заказов, сделанных из России в интернет-магазинах других стран, увеличилось в три раза. Отечественная интернет-торговля похвастаться трехкратным ростом, к сожалению, не может. Судя по опыту последних лет, внутренние продажи в интернете отстают от трансграничных в два-три раза – и разрыв этот не сокращается, а растет.

Объем продаж в Рунете за 2015 год оценивается в 760 млрд руб. По оценке Ассоциации компаний интернет-торговли, к концу 2016 года можно ожидать роста до 850 млрд руб. Это звучит неплохо, но согласно тем же прогнозам, если ничего не изменится, то еще на 37% денег больше уйдет за рубеж: в том числе за онлайн-покупки, которые россияне вполне могли бы сделать дома.

Не надо также забывать о том, что запреты на торговлю редко приводят к ее сворачиванию. Как правило, это означает только уход продаж в тень: то есть прямые потери налоговых отчислений в бюджет, а также потерю контроля над качеством товаров и услуг.

Ситуация тревожная, но она же дает поводы для оптимизма. Есть немало веских причин, по которым на этот раз обсуждением «дорожной карты» дело скорее всего не ограничится, и будут сделаны шаги к реальному изменению правил игры. Цена вопроса достаточно высока, ставки растут. В интересах российского бизнеса упрочить позиции на собственной территории, в интересах власти добиться повышения прозрачности отрасли. В наших общих интересах сделать так, чтобы поговорка «дома стены помогают» наполнилась новым смыслом.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Самара

в России также запрещена торговля фармацевтикой через онлайн.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Сергей Семикин пишет:
в России также запрещена торговля фармацевтикой через онлайн.


Сергей, вы статью, то читали?

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Можно поточнее сослаться на то, какое постановление запрещает торговлю через интернет продуктами питания? В Постановлении № 612 Правительства РФ нет никакого запрета. Там говорится о том, что "в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях". Откуда информация о существовании такого запрета?

Адм. директор, Санкт-Петербург

По моим ощущениям потребителя, ограничения на указанные пять категорий товаров в России сегодня вполне разумны!

Редактор, Москва
Тома Смирнова пишет:
Можно поточнее сослаться на то, какое постановление запрещает торговлю через интернет продуктами питания? В Постановлении № 612 Правительства РФ нет никакого запрета.

Речь идет о постановлении Правительства №55 от 19 января 1998 года "Правила продажи отдельных видов товаров". Оно запрещает разностную торговлю продуктами питания, которую нередко путают с дистанционной. И отсутствие четких формулировок (что разрешено, что запрещено) создает путаницу.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.