Будущее экономики: четыре сценария в России

На исходе года зададимся вопросом: что будет происходить в российской экономике? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте определим стартовые точки: базовые условия, в которых мы находимся.

1. Глубокая зависимость от экспорта сырья. Наша модель экономики, по сути, основана на обмене сырья на бусы – товары народного потребления, оборудование, которое мы не производим. В начале 2015 года Росстат отчитывался, что в месяц в России производится один трамвай и четыре троллейбуса. С апреля данные о производстве трамваев исчезли из статистики. Мы можем и дальше идти по номенклатуре производства, очень обычной и простой, и видеть, насколько глубоки проблемы.

2. Глубокая зависимость от импорта. По данным Минпромторга 2014 года эта зависимость составляла до 80-90% в таких отраслях, как станкостроение, электронная, тяжелая промышленность, до 40-60% – розничная торговля, фармацевтика. В 2015 году произошли некоторые замещения импорта, особенно там, где производят продовольствие и лекарства, но в целом тяжелая зависимость продолжает сохраняться.

3. Жестокая зависимость от якорного клиента – Европейского Союза. Перед нынешним кризисом на ЕС приходилось около 50% товарооборота, в 2015 году чуть поменьше – 46%. Доля ЕС в положительном сальдо торгового баланса России еще выше, чем в товарообороте – около 60%. ЕС – якорный клиент, который «перестал нас любить»: официально в своих политиках ЕС заявляет о необходимости снижения доли России на рынке топлива. До 2014 года треть рынка топлива ЕС покрывалась за счет поставок из России. В странах Восточной Европы эта доля доходила до 80-100%. В ближней перспективе нас ждет физическое сокращение экспорта сырья в ЕС.

4. Технологический бойкот – санкции. Модернизируя реальную экономику в «золотые 2000-е годы», после 2010 года, занимаясь массовым импортом (прежде всего из ЕС), мы постепенно утрачивали способность производить средства производства. И не импортировали их, как это делалось в 1930-е годы. Мы теряли научные школы, а вместе с ними – десятки технологий. Статистика Росстата показывает, что мы производим около 200 станков в месяц, это всего несколько процентов от выбытия станочного парка. Существует реальный риск превращения в «большой Иран» – технологически устаревающую экономику. Может ли эта проблема быть решена поставками из Китая? По многим обстоятельствам – большой вопрос.

5. Снижение мировых цен на сырье. Примерно с 2001 года цены на сырье – нефть, газ, металлы, продовольствие (а это все российское сырье) – стали финансовыми, а само сырье – финансовыми инструментами. Они формируются не столько под воздействием фундаментальных факторов производства, потребления, состояния запасов и даже не столько под воздействием геополитики, сколько под воздействием факторов финансового рынка. Цены на сырье – это цены товарных деривативов на биржах в Нью-Йорке, Лондоне, Чикаго и других (с базисом в нефти, металлах, продовольствии), которые вступили в очень жесткую корреспонденцию с другими финансовыми продуктами, прежде всего, с мировой резервной валютой – долларом США. Доля доллара в глобальных активах составляет 60-65%, доля евро – 20-25%. От соотношения сил в этой ключевой паре, от курса доллар-евро начинают зависеть цены на другие активы. Из доллара трейдеры могут переходить в нефть, из нефти в акции, из акций – в металлы. Когда доллар слабеет, цены на сырье стремятся вверх. И наоборот – когда доллар укрепляется, на сырьевых рынках начинается движение цен вниз.

То замечательное золотое время в 2000-х годах, когда мы рапортовали об успехах, было ничем иным, как временем длительного ослабления доллара США по отношению к евро, в результате чего цены на нефть, на газ, на металлы стремились вверх. Однако у доллара США есть свои длинные циклы. В декабре 2015 году будут опубликованы результаты исследования, в котором мы объясняем механизм этих длинных волн и делаем свой прогноз. Коротко говоря, он связан с бизнес-циклами в США, с антициклической политикой Федеральной резервной системы, и с возникновением дифференциала процентных ставок – разницей между процентными ставками в США и в Европейском союзе, в частности в Германии. Повышение процента в США гонит инвесторов на рынок США и, соответственно, приводит к длинному укреплению доллара. Это очень ясный, очень понятный механизм. Мы предполагаем, что впереди еще три-четыре года того, что мы называем территорией «сильного доллара» с давлением на цены на сырье вниз. Это значит, что, даже если отложить в сторону геополитику, нам нужно будет переживать трудности, связанные с низкими ценами на сырье, еще три-четыре года.

Таким образом, в результате падения мировых цен на сырье, вытеснения России с рынков сырья, технологического бойкота и сверхволатильности, мы имеем экономику, находящуюся на слабеющей траектории. Определенная стабилизация в 2015 году произошла за счет роста военного производства, но ни одна из названных проблем при этом не решена. Риски технологического бойкота, когда физически сокращаются не только поставки самолетов, судов, локомотивов, но и оборудования для производства средств производства, могут негативно воздействовать на саму способность что-то делать в цехах и сказываться на ВВП. Если ситуация не изменится, нас ждут социальные риски, сравнимые с теми, что имели место в начале 1990-х годов. Они могут наступить, если снижение ВВП на душу населения достигнет трех раз, то есть, если в течение следующих двух лет мы придем к показателю ВВП на душу населения примерно в размере $4-5 тыс. (в 2014 году этот показатель по России составлял $14,5 тыс.). В Москве эти показатели иные: региональный валовой продукт на душу населения перед кризисом в Москве составлял $30 тыс. В 2015 году он, по оценке, достигнет около $18 тыс., что сравнимо с показателем Чехии. В крупнейших городах есть определенная «подушка», но риски все время повышаются.

Каковы возможные сценарии развития российской экономики в этих условиях? Рассмотрим несколько вариантов.

1. Финансовый удар

Вероятность: 10-15%.

Резкое повышение курса доллара, сочетающееся с падением цен на сырье, с «финансовыми инфекциями», передаваемыми на внутренний рынок, генерируют неприятности, которых экономика не выдерживает и начинает закрываться от внешнего мира. Имеется в виду не только падение финансовых показателей, но и физическое, ощутимое замедление экономики в условиях геополитического давления.

В попытке преодолеть острый кризис и двинуть экономику вперед правительство наращивает объем военных расходов и стремится повысить норму накопления. Это приводит к нерыночной мобилизации в финансовом секторе. Замораживание цен, фиксированный валютный курс, включение печатного станка.

Дальнейшее огосударствление экономики, ее сужение по следующей формуле: сырье плюс аграрный сектор, плюс военно-промышленный комплекс. Очень большие провалы в секторе производства гражданской продукции. Ситуация хуже, чем в период СССР. Тотальная зависимость от импорта гражданской продукции из-за рубежа. По мере сокращения импорта из ЕС будет расти импорт из Китая. Сращивание с ним, минуя ЕС, жизнь в обнимку: поток сырья против потока оборудования и товаров народного потребления.

2. Замороженная экономика

Вероятность 40-45%.

Экономика латиноамериканского типа: большая, устаревающая, стагнационная полузакрытая экономика со стабилизацией на более низком уровне, чем сейчас. Медицинская аналогия: после удара состояние больного стабилизировалось на более низком уровне, чем до удара. Можно ожидать следующего приступа, следующих неприятностей, после чего произойдет новая стабилизация на еще более низком уровне.

Примерно то, что мы видим сейчас: низкие нормы накопления, темпы роста около нулевых, риски дестабилизации, волатильность. Сужение экономики до пределов сырьевого и аграрного секторов, плюс ВПК. Псевдолиберальный финансовый рынок. Очень низкая насыщенность экономики деньгами, низкая доступность кредитов. Тяжелое налоговое бремя. Очень дорогое государство (Конечное потребление государства – 18-19%, это выше, чем даже в Китае). Редкие «острова» иностранных инвестиций. Высокий процент. Бюджет, все меньше тратящий на человеческий капитал и вложения в производительную экономику.

3. Модернизация по инициативе государства

Вероятность 35-40%.

Нечто подобное сделал Франсиско Франко в конце 1950-х годов при согласии и поддержке США и других развитых государств Европы. Каудильо создал команду молодых технократов, специалистов, которые действовали рациональнее, суше, технически. Испания приоткрылась миру. Именно тогда были заложены основы современной инфраструктуры, созданы предпосылки для развития туристической отрасли. Более высокие темпы роста были обеспечены при сохранении политического консерватизма. После ухода Франко результаты реформ стали основой будущего экономического чуда в Испании.

4. Внезапный поворот

Вероятность 5-10%.

В рамках «Столыпинского клуба», в состав которого я вхожу, это называется прагматичным либерализмом. Речь идет об экономике, которая вошла в режим экономического и финансового форсажа с расширенным вмешательством государства. Но не государства прессинга, давления, растущих регулятивных издержек, а государства, где все подчинено целям роста модернизации, высвобождения энергии бизнеса, и в первую очередь – росту потребления, качества и продолжительности жизни.

При обсуждении этого сценария все вокруг начинают улыбаться и говорить: «Не при нашей жизни!». Я отвечаю, что в 1977 году никто не мог предположить, что бывший генеральный секретарь ЦК КПК Дэн Сяопин и так называемая «Банда крепких стариков» заложат в идеологизированном и полицейском Китае реформы, которые кардинальным образом изменят страну. Что это за политика? Это – политика в ее финансовой части (экономической не касаюсь):

  • Доступного кредита;
  • Низкого процента;
  • Постепенного, взвешенного роста монетизации до уровня «новых индустриальных экономик»;
  • Расширенного, но очень осторожного использования административных инструментов, чтобы нормализовать доставку кредита в регионы, среднему и малому бизнесу, в точки быстрого роста;
  • Умеренно заниженного валютного курса национальной валюты (ни один случай экономического чуда, сверхбыстрого роста не происходил при переоцененной национальной валюте, чем мы в России страдали многие годы);
  • Сильных, очень легких для применения налоговых стимулов, заставляющих расти и делать инвестиции, сокращения налогового бремени. Налоговая нагрузка в экономике РФ составляет сегодня около 40% ВВП – с такой нагрузкой экономики не растут;
  • Урезания регулятивных издержек – они у нас растут по экспоненте – мы считали статистику;
  • Роста нормы накопления, в том числе государственных инвестиций в человеческий и реально производительный капитал (последнее – лучше через финансовые рынки);
  • Очень сильного антимонопольного регулирования, диверсификации собственности, поощрения создания конкурентной, рыночной среды;
  • Предоставления максимальных льгот для среднего и малого бизнеса, все – для роста имущества и доходов среднего класса, его внутреннего спроса на недвижимость, на землю, на участия в бизнесе.

Мы называем все это – финансовый форсаж или финансовая политика стимулирования экономического роста и модернизации. Ей, конечно, должна соответствовать другая экономическая политика. В ее рамках, наверное, стоит «перезаключить контракт» с Западом (но это тема отдельного разговора). Окно возможностей, в том числе в части взаимоотношений с Западом, пока еще есть.

Здесь есть, что обсуждать в части вмешательства государства и характера этого вмешательства. Но я скажу примерно следующее – можно еще четверть века ждать нормализации процента в банковской среде, однако эта нормализация не произойдет, потому что пять банков (из которых четыре с государственным участием) контролируют более 50% активов банковского сектора. 20 банков контролируют 85% активов. В этой среде, состоящей из «слонов», ждать, что невидимые рыночные силы нормализуют процент, когда этого ждали уже в течение четверти века, бесполезно.

Прошу прощения за медицинскую аналогию: российская экономика находится в состоянии больного, который уже не подлежит амбулаторному лечению, ему нужна операция. Шаг назад – два шага вперед. Хирургическое вмешательство как государства развития, очень осторожное, в пользу рыночности, а не ей во вред, нормализация (особенно финансового сектора), а затем – либерализация, когда больной окрепнет и станет понятно, что он может устоять на своих ногах. Так делали во всех «новых индустриальных экономиках». Это очень сложная, часто непубличная политика, в которой каждый кусочек паззла имеет свое значение и должен применяться вместе со всеми остальными.

Наш запас стабильности при прочих равных (геополитические риски отложу в сторону) составляет год-два. Можно долго существовать в условиях стагнационной экономики, но это очень тяжелый и, наверное, тупиковый путь.

Executive.ru публикует доклад заведующего отделом Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктора экономических наук, профессора Якова Миркина на научно-практической конференции «Российская экономика и российское бизнес-образование: пути преодоления кризиса и возможности роста», организованной Российской ассоциацией бизнес-образования. Конференция состоялась 26 ноября 2015 года. Доклад публикуется с небольшими сокращениями.

Комментарии
Директор по маркетингу, Москва

Уважаемый Яков Моисеевич! Позвольте с Вами кардинально не согласиться в 2-х
главных координатах "экономической аксиоматики", Вами изложенной.

1. Насчет математики и вероятности.
2. Насчет диагноза. Диагноз - "раковые метастазы советского мышления".

Ну и тогда - заодно третье.

3. "Ради чего?" Ради чего затевать перемены, модернизации, повороты? Ради ... "роста потребления"?

Этот мотиватор не пойдёт.. Статистика нам говорит, что "у верхушки мэрий, около-губернаторских тусовок и олигархов" уже глаза выпучились от потребления, не знают куда тысячи часов складывать..., а у тех, кто "не при кормушке" - на квартиры денег нет. Почему за 25 лет "свободной экономической мысли" нет ни одной программы, основанной на доступной ипотеке в 2-5% годовых?

Пусть в одной губернии - свой способ, в другой свой - в рамках доступных федеральных критериев, но всё равно нет? Не из-за того ли, что рынок строительства жилья "прикормленная дойная корова" в интересах "лиц, похожих на родственников мэров/губернаторов"?

Все это видят, и тут им вдруг будут рассказывать про очередную волну "свободы малого и среднего бизнеса".

Это как-то странно, половинчато и скорее - призывы "в никуда".
Иногда создаётся впечатление, что у нас в стране нету субъектов, кто сможет сдвинуть развитие МСБ на реальную обоснованную дорогу.

Помните, на пресс-конференции у Путина спросили про кредиты в 1,5 миллиона рублей - для аграриев Курганской области. Не хватило 50-ти желающим кредита в 1,5 миллиона.
Для Бравермана или для ВЭБа или для МЭР - ... копейки!!!
И где они? Где "Опора России"? Опять нужно личное поручение Путина?
Простите, это - совковое "мЫшление". Это - никакая не "Опора" и никакое не МинэкономРазвития тогда.

В чем я строго согласен, что ставку надо делать на образование. Еще древние говорили, что "если боги хотят наказать народ, то лишают его разума".

Но делать опять надо не половинчато. А именно - СЕРЬЁЗНО. Образно говоря - "Из видимого Реформатору 2050-го года тянуть железной рукой реальности 2015-го-2020-го, которая из его реформаторского 2050-го представляется ДИКОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ".

Причем давно ясно - КАК это делать. Например, чтО надо, чтобы кардинально улучшить русскую школу? Надо - ЕДИНСТВЕННОЕ. Чтобы туда пришел РУССКИЙ УЧИТЕЛЬ.

Контролирующих "умственных тиоток" и всяких РОНО не надо. Вообще всех "умственных тиоток" перевести во врИО, действительный статус (государственный) пусть будет только у мужчин-учителей, пусть сами учителя и решают,а РОНО - только совещательный голос. И они сами отпадут как короста за ненадобностью.

И когда мужчин в школе будет больше 50%, вот тогда по немногу пусть лучших женщин переводят из врИО на нормальный статус. железной рукой.
К тому временив тех губерниях, где нужно образование - у учителей и ипотека будет выплачена.

А где не нужно - ну так им и надо.

(я несколько утрировал, но РЕФОРМЫ иначе не делаются).

Также и всё государственное управление и все министерства нуждаются в обновлении. Одно "министерство любви к рыбам" чего стоит.

ИТОГО. Нас по-любому ожидает мобилизационная экономика.
Она у Вас названа "поворотом", и почему-то "внезапным". Это - статистически неверно.
Наоборот, вероятность реализации данного варианта превышает 70%.

С уважением,
всегда Ваш
покорный слуга
Математик.Никифоров.

P.S. Насчет дефицита денег в экономике России - давно уже скучно и слышать. Ах ты Господи Божеж ты мой! И откуда вдруг такая недостача? ))))

Какое единение,развитие и патриотизм может быть в РФ где средняя зарплата в регионах=400евро,а у депутатов Фед.Собрания= 10000евро,отношение1/25,а полит-экономический интелект не распространяется дальше собственного желудка.В ФРГ средн.зарплата =3500евро, зарплата депутат. парламента =8667евро,а полит-экономич .интеллект в 10 раз нравственней,чем у наших законодательных интеллектуалов,в РФ где налоговая нагрузка на богатых максимум 27,2%(при выплате девидентов (20+(80*0,09)=27,2%),а на наёмн.работн.в реальн.сектор. зкономики не менее 70%,где властная элита государства бежит из рубля в доллары подрывая экономичесскую безопасность государства..Патриотизм определятся долей личного дохода,отдаваемого в бюджет,с помощью прогрессивного НДФЛ.
Повышение в 2014-15г зарплаты в $ выражении Путина и Медведева на 140%=200%-60%,с последующим снжением зарплаты на 10%,сенаторам,депутатам и членам правительства на40%=100%-60%, снижение пенсий нищих рядовых пенсионеров на 51%=60%-9% и награждение сына главы"Роснефти" Ивана Сечина (возраст 25 лет) правительственной наградой ,за 8 месяцев героического протирания штанов в кресле Московского офиса "Роснефти"не может служить примером патриотического подражания со стороны пенсионеров и других граждан РФ.

Снижен.курса валюты стимулир.экспорт избыточных товаров(добавл.и интеллект.стоимости) из развитых экономик высокоразвит.стран,в котор. кризис перепроизводсства(а не финансовый кризис),в развит.странах, во время кризиса ,жизненный уровень пенсионеров повышается за счет снижения цен на внутреннем рынке(в Росии с точностью наоборот),т.к в
Р.Ф при снижении курса рубля,снижение доли трудовых затрат в себестоимости продукции компенсируется резким увеличением доли материальных и энергетичесих затрат в стоимости товаров,производим. в РФиз-за завышенных в 2-3 раза цен на энергоресурсы в РФ, по сравнению с ценами на них в развитых странах,В Норвегии цена 1л.бенз.=101руб,а средн.зар.плата=270тыс.руб,в РФцена 1л.бенз=33руб,а средн.зар.плата=30тыс.руб,т.е паритетная цена 1л. бензина в РФ должна быть= 101руб/ (270тыс.руб/30тыс.руб)= 101руб/9.0=11,2руб.В Германии цена 1квт.ч=13,5руб,а средн.зар.плата=210тыс.руб,в РФ цена 1квт.ч=4,7руб,а средн.зар.плата=30тыс.руб,т.е паритетная цена1квт.ч в РФ должна быть=13,5руб/(210тыс.руб/30тыс.руб)=13,5руб/7.0=1.9руб,т.е происходит уничтожение
сельского хозяйства, грабеж наемн.работников реального сектора эконом, пенсионеров с помощью косвенного налогообложениия (мошннничества ,введенного в ранг закона) ,сокращение реального сектора экономики и подрыв эконом.безопасности государства и перемещен. добавл.стоим.(денег) из Субъект.Федерац. в Федер.бюджет. Во всех развит. странах главн.задача исполнит.власти и силов. структур-обеспечение права первоочередн. пользован,минеральн.и биологич.ресурс.страны,право платить прямые налоги гражд.своих государств,а в РФ исполнит.власть и силовые структуры, за право набить кишку(кишкоблудство), обеспеч.право первоочередн.пользов.минеральн.и биологич.ресурсами РФ, гражданам иностранных государств,отказывая в этом праве 80% гражд. РФ.Во времена СССР,даже в преступн.среде,к осужд.занимающ.таким.видом деятельн,применялась высшая мера нравств.унижения(ополаскивание лица в водном замке унитаза).В данном случае я имею в виду не военносужащих,а политич.руковдствоРФ, котор.ставит перед ними такие задачи.

Бизнесмены не являются платильщиками налогов,они являются "администраторами "по уплате налогов,и большинство косвенных налогов(НДС,НДПИ,Таможенные импортно- экспортные пошлины,социальный налог и даже налог на прибыль бизнсмены уплачивают за счёт снижения доли зар.платы в добавленной стоимсти,или в себестоимости продукции,при переводе части добавленной стоимости в материальные и энергетические звтраты,при помощи обсценивания националлной валюты.Эта проблема решеется элементарно,т.е бизнес должен отключить свои крысиные мозги,и поделиться с наёмными работниками правом платить налоги.Путём резкого увеличения базы налогообложения прогрессивным НДФЛ и страх.взнос.в госуд.вне бюдж.фонды,при одновременном резком снижении всех косвен.налогов и резком повыш.курса рубля.Пример-В РФ за 2011г объём прибыли=11,35трлн.руб.(21%ВВП),объём чист.прибыли сост.9,08трлн.руб(16,7ВВП),и на этом поле чудес прибыль пропадает вникуда,на модернизацию производ.не направляется,т.к. растут госуд.и корпоративн.долги перед иностр.кредитор. под гарантии государства(распл.за котор.будет госуд.за сщёт рядового нищего населения РФ),налога на выплату девидентов в консолидир.бюдж.РФ и субъектов федерации не поступило ни 1 рубля,только растёт колич.миллиардеров в РФ,в2012г,2013г,2014г ситуац.повторилась.
В США налог на прибыль составл. 7% в бюдж.штата+34% в фед.бюдж.США,не распредел. или перевед. в головн.компан.(условн.Газпром) прибыль, облагается 30% налогом,прибыль выплач.в виде девидентов добавляется к годовому доходу гражд.США и попад.в верхнюю зону 28%-45% прогрессивн.НДФЛ.*При этом, прибыль направяемая в корпоративные пенс.фонды и вкладываемые в акции собств.корпорац. налогом не облагается,а облагаетсся прирост стоимости акций 15% налогом при выходе наемн. работника на пенсию(совмещени интересов работодателя и наемн.работн.),т.е в США построен социально направлен.(социалист.)капитализм.В СшА доля чист.прибыли сост.5% ВВП в 3 раза меньше чем у замуч капиталист.РФ(16,7%ВВП).В США доля дох.физ.лиц.(ДФЛ) облаг.страх.взнос.сост.55%ВВП в 3 раза больше чем РФ 19%ВВП.В США сумма НДФЛ и страх.взн.(при ср.став.17%+15%=32%) составл.17,5%ВВП,а в РФ(при ср.став.26%+13%=39%) сост.10,2%ВВП.*В США доля прямых налогов сост.63% суммы всех налогов,а в РФ эта доля составл. всего 35%.В США налог.нагруз.на богат.составл.60%,на ост.граж. в средн.40% нагрузка.^ В РФ на богат.30% нагрузка,на бедных 70% нагррузка.

Директор по рекламе, Москва

А по моему нужно быть патриотом и слушать, что сказал Президент, а он сказал, что нужно надеяться на способность нашего народа к долготерпению. Поэтому пункт 2 я бы не называл так обидно, а назвал бы так "Стабилизация факторов развития и дальнейшее упрочнение позиций экономики" и процентов 85 этому варианту.

Директор по маркетингу, Москва

Уважаемый господин Федоров!

Я хочу Вас поддержать в Вашем (хоть и кратком) тезисе.

Только я это называю "мобилизационная экономика".
Главный мотиватор - "Не за ради ШМОТОК, а - ВКАЛЫВАТЬ НАДО, чтобы обеспечить безопасность страны, + развитие + процветание".

На первом месте безопасность, сейчас это обнажилось, Обама назвал "разорвать экономику России в клочья, создать московский майдан".

Не получилось и теперь мы все в другой ситуации совершенно.
Оказалось, что вокруг - явные недоброжелатели, Турция подло ударила в спину, надеяться можно только на себя, Украина показала себя во всей красе и даже "союзничек батька" - "слился".

Итак ДРАЙВ №1 = Безопасность, в т. ч. экономическая, импортозамещение
+ безопасность собственного развития,
в т.ч. развитие МСБ.

Следовательно, на основе №1 - в экономике востребовано и
№2 = Безопасность собственного экономического развития (во всех укладах).

Это и есть то, что Вы говорили, не правда ли?

Вот показательный пример.

Пусть всем предпринимателям, всем Учителям (выше среднего) будет отпуск 2 месяца,
- один месяц просто отдых,
- второй месяц - бизнес-туризм как по Европе, так и по другим странам,

пусть различные формы гос. и гос-частного и полностью частного обустроят хорошие бизнес-туристические маршруты для развития кругозора, освоения опыта,
чтобы те, кто "долготерпит" и пашет на бизнес реально почувствовали заботу Государства и всего общества.

Несколько утрированно можно законодательно установить переходный период, чтобы НЕ БЫЛО ЗАРПЛАТ выше 1 млн. в месяц в гос-структурах и корпорациях, пусть каждый добровольно продемонстрирует, кто раньше, кто позже

- а общество на них посмотрит. Никто не вечен на своей должности ))

То есть о чем это я ? Это - ПРИМЕР серьёзности подхода, если мы будем переходить на мобилизационную экономику -

- с нынешней "экономики нефтяной иглы, парадных реляций, присасывания пиявок к бюджету, отсутствия ОСМЫСЛЕННЫХ ориентиров".

Конечно, скажут - невозможно. Особенно записные либеральные деятели, кстати, всегда "хорошо присосавшиеся к бюджету".

Но вот показательный пример - военная техника. Казалось бы - чудо! 25 лет ужасной деградации, но тем не менее - военная техника на уровне самых высоких мировых стандартов.

Второй пример, не менее любопытный, Администрацией Президента приняты дорожные карты по Интернету (в декабре 2015 г.)
, где в течение 2-3 лет будет переход муниципальных и региональных администраций на наш отечественный софт.

Третий пример - сельское хозяйство. Не пройдет и 10 лет, как оно станет полностью снабжать продовольствием всю страну (за исключением экзотИк, естественно),
+ к тому обеспечивать экспортные доходы бюджету.

Профессор, Чебоксары

Все сценарии автора и предложения-замечания экспертов очень интересны! :-) Но я внесу и свой кусочек хлеба. Автор! Где модель, которая позволить просчитать последствия управляющих решений (именно - просчитать, а не "пробовать" то или иное управленческое решение применительно к России. Испания - хороший пример того, что должно быть, но Россия - не Испания :-). Я считаю, что модель может быть создана методами интеллектуального анализа данных (чтобы громче звучало - методами науки о данных - data science). А Вы? А читатели-эксперты?

Примечание1: "что русскому - хорошо, то "немцу" - смерть". В переводе: "старые", "чужие" управленческие решения для одной конкретной социально-экономической системы не применимы, прямо, для другой! Нужна модель (вычислительная!) для России!

Примечание2: поддержу одного из экспертов. Справедливость - очень важный фактор для России (такой у нас народ! - ментальность :-) ). И значимость его с точки зрения экономики - очень большая! Ее тоже надо учитывать при создании вычислительной модели и выработке проектов управляющих решений.

Заключение:
Можно не создавать вычислительную модель! Ее все равно надо постоянно дополнять и корректировать! Лучше заняться семьей, наукой, творчеством, дауншифтингом, просто сексом :-). И это для большинства - нормальный выход из того, чем кончается зеброида. Но, если уж стремится реально управлять, а не ситуационно реагировать, то вычислительную модель надо создавать. Это - долгий и очень трудный путь, но другого пути для Института мировой экономики и международных отношений РАН быть не должно! Там же работают уважаемые люди, академики!

Генеральный директор, Хабаровск

Уж коли в статье приводится анекдот, то представим анекдотичную ситуацию. Приходит больной к врачу и говорит: доктор, болит всё: сон плохой, аппетит плохой, стул плохой, секс плохой, настроение плохое. Одним словом, всё плохо.

Что делает нормальный врач? Он внешне осматривает больного и назначает ему группу анализов и комплексное обследование, чтобы установить диагноз. После того, как врач получит результаты анализов и обследований, он может либо назначить дополнительные анализы и обследования у специалистов, или сразу поставить диагноз. А уже после того, как поставил диагноз врач назначает лечение. При этом наблюдает за выздоровлением пациента (ведет мониторинг), при необходимости вносит коррективы.

Правильно ли это? Правильно, потому что без всесторонних и глубоких исследований нельзя поставить объективный диагноз, а без точного диагноза нельзя правильно определить лечение. Так должно быть и в экономике, и в бизнесе, и в науке, везде. Так, но не так.

Вроде бы мы все живем в одной стране, почти в одних и тех условиях, но почему же так сильно отличаются диагнозы состояния России и рецепты выздоровления нашего государства, поставленные разными «врачами».

Почитайте фундаментальные работы последних лет: «Проект «Россия-2020», Доклад Столыпинского клуба «Экономика роста», конференцию Ассоциации независимых центров экономического анализа. Оцените попытки создания стратегии «Россия-2030»

Первая условная группа (группа «врачей у власти»: Дмитрий Медведев, Игорь Шувалов, Аркадий Дворкович, Алексей Улюкаев, Эльвира Набиуллина, Ольга Городец и другие.

Вторая условная группа («либералы») : Герман Греф, Алексей Кудрин, Владимир Мау, Евгений Ясин, Кирилл Рогов, Александр Аузан и другие

Третья условная группа («государственники»): Сергей Глазьев, Владимир Гамза, Яков Миркин, Дмитрий Куликов, Владимир Лепехин, Тимофей Сергейцев, другие.

Четвертая условная группа («старая гвардия»): Александр Гранберг, Виктор Ивантер, Дмитрий Львов, Станислав Шаталин, Руслан Гринберг, Леонид Абалкин, Михаил Делягин, Александр Никипелов, Николай Петраков, Абел Аганбегян, Алексей Арбатов, другие

Пусть простят меня научные и государственные мужи, чьи фамилии я не указал, или включил не в ту группу. Главное, что все они живут или жили в нашей стране, дышат вместе с нами одним воздухом, хотят России только лучшего, я глубоко уверен в этом, не являются классовыми врагами, но каждый имеет свое мнение, свои представления.

Почему? Потому, что так и должно быть. Как говорится, полное взаимопонимание может быть только на кладбище, а там, где живые люди, там всегда будут споры, противоречия и разногласия.

Можно ли найти консенсус между экономистами и учеными, между государственными чиновниками и гражданами? Как объединить их потенциал и направить в «мирное русло» на создание Модели новой России? Возможно ли вообще такое?

Предлагаю такой вариант. Предложить Президенту или Премьеру РФ разместить госзаказ на разработку Модели новой России, стоимостью, примерно, 100 млн. руб. И пусть экономисты финансисты, ученые, студенты, партии, общественные организации…, все желающие собираются в группы и разрабатывают Модель со всеми государственными системами и институтами, «под ключ». Государство должно обеспечить творческие группы достоверной статистикой и предоставить доступ ко всем государственным информационным ресурсам (кроме сведений, относящихся к гостайне). И в государственную комиссию включить людей, способных оценить представленные Модели.

Кстати, такую творческую группу (команду) можно было бы создать и при портале Executiv.ru. Открыть раздел «Обсуждаем Модель новой России».

Первым делом, собрать заявки от желающих участвовать в таком проекте, с указанием сферы (темы), в которой они сведущи.

Вторым шагом – составить список Систем, обеспечивающих эффективное развитие России во всех сферах.

Третьим шагом - «расписать» группы по Системам, определить модераторов, сроки представления первичных результатов работы.

Чем больше людей примет участие, тем лучше. Но только без троллей, любителей покрасоваться. Чем больше мы привлечем экспертов, тем лучше. Чем больше мы привлечем внимания со стороны власти и общества, тем лучше.

Директор по производству, Украина

Привлекли.
Сегодня с утра, сосед (сантехник из ЖЭК-а) принёс заявку на размещение в его творческом коллективе «госзаказа на разработку Модели новой России, стоимостью, примерно, 100 млн. руб». Сказал, что сами они пока сильно заняты общением с водкой-селёдкой. И потому, просят меня, как умерено-пьющего (а, значит, менее занятого), передать их заявку, куда надо. …
.
Я отказался. Сказал, что передам результаты, а не намерение.

Директор по маркетингу, Москва

Модели развития национальных экономик применяются в мире уже более 50-ти лет.
Существует несколько классов математических моделей экономики, а шире - эконометрических моделей.

1. Очень старая, самая известная - модель межотраслевого баланса, Яков Моисеевич не даст соврать, что студиозусы финансовой академии все её сдают на зачетах и экзаменах.
Модель Леонтьева основана на преодолении слабости человеческого мозга, его неспособности сосчитать матрицу большого размера, неспособности увидеть в много-мерном пространстве траектории развития. В СССР считалась 18-ти отраслевая и 20-отраслевая агрегация (Госплан и АН СССР).
Всегда считалась и считается в планировании и прогнозировании ив США и в других странах мира,в докладах ООН и т.д.
Вычислительно и понятийно - ОЧЕНЬ МОЩНАЯ модель.
за счет линейности представления факторов (отраслевых разрезов) позволяет увидеть любые траектории развития на 5-10-20 лет вперед.
(Разумеется - Нобелевская премия).

2. Модели в производственных функциях. Пошли, как считается от работы Кобба-Дугласа (1926), но мы - когда ими занимались, - откопали, что первыми сделали немцы в 1898, впрочем не суть. Применяются как в изначальном виде, так и в т.н. виде CES, включая поправку Тинбергена на научно-технический прогресс.
Поклонники МОБов не сильно их любят, потому что там выявляется нелинейность.
Зато именно нелинейность процессов там лучше видна по изоквантам.
(где-то полгода назад я здесь на е-хе публиковал видимые эффекты, но кому это нужно)
Разумеется - тоже нобелевка. МОЩЬ этих моделей не оспорима. И математически, и - экономически. Также преподаются в фин.университете, и в Плехановке, и в ВШЭ, и во всем мире считаются и используются. Половина работ в American Economic Review и/или The Review of Ecomomic and Statistics.

3. Есть частные модели, например, можно смоделировать ту же кредитно-финансовую политику в конкретной губернии по отношению к МСБ - двумя инструментами с разными кредитными ставками и рисками.
Причем народ оказывается в ужасе от конкретного случая при корреляции равной минус 1, когда портфель выданных кредитов становится БЕЗРИСКОВЫМ.

Удобно назвать такой Портфель "Безрисковый Потрфель кредитов Кнута-Пряника".
Я серьёзно.
Для примера при ставке Кнута 5% и Пряника 8% вы получаете безрисковый в пределах 6-7%. Чтобы понять этот результат неплохо иметь высшее математическое.

Называется - потрфель Марковица-Гурвица, тоже нобелевская премия.

Если три вида кредитов, да еще и квадратичный функционал оптимизации, то это уже Шарп (1970), вообще никому не советую связываться)))
Но такая точность на самом деле не сильно и нужна при прогнозировании на 5-15 лет.

Да она и невозможна при засильи сиволапых советских "либералов"-чубайсят на самом деле.

Что касается Академии наук, то могу себе представить реакцию академиков Г. Клейнера и В. Цветкова ( ЦЭМИ РАН и ИПР= Институт Проблем Рынка РАН) на саму проблему создания такой модели до 2025-2030 г.г.

P.S. сейчас было длинное интервью Д. Рогозина про итоги 2015 в курируемых им отраслях. Сказал не очень много, но главные тенденции я бы обязательно внедрил в любую из моделей "Поведения экономики России 2016-2030".

К сожалению, Яков Моисеевич, эти тенденции слегка опрокидывают ваши довольно пессимистические оценки.
Но это и не удивительно - каждый живёт в своем мире, да и зарплаты у всех - разные.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
«Сколково» опубликовало рейтинг самых инновационных банков

Исследование проводилось по 20 критериям, сгруппированным в три тематических блока: «Инновационное развитие», «Цифровые сервисы» и «Мобильные приложения».

Опубликован календарь праздничных и выходных дней в 2022 году

Нас ждут десять дней на новогодних каникул и суммарно восемь выходных на «майские».

Hyundai начала использовать роботов на своем заводе вместо охранников

Робот от Boston Dynamics способен определять людей, измерять температуру в помещении и распознавать опасные ситуации.

Самозанятые перечислили почти 2,8 млрд рублей налогов в бюджет Москвы за 2021 год

Количество самозанятых в Москве увеличивается в среднем на 30 тысяч человек в месяц.