Скандал на трассах: против чего протестуют дальнобойщики

Антон Свешников

С 15 ноября 2015 года в России начали взимать плату за проезд по федеральным трассам большегрузных машин весом более 12 тонн. Цель решения – компенсировать вред, которые наносят дорогам тяжелые фуры. Но фактически новый обязательный сбор представляет собой дополнительный налог, отказаться от которого невозможно. Расчет платы производит специальная IT-система «Платон». В постановлении правительства, подписанном премьер-министром Дмитрием Медведевым, стартовый тариф для тяжелых грузовиков утвержден в 1,53 руб. за 1 км пути. Затем с 1 марта 2016 года он будет повышен до 3,06 руб., а с 2019 года – до 3,73 руб. за 1 км.

Как сообщает телеканал «Дождь», маршрут нужно оплачивать заранее, либо требуется установить на машину устройство, которое будет отслеживать движение грузовика через систему космической навигации и автоматически производить начисления на лицевой счет. Тем, кто не оплатит проезд или не установит счетчик, грозит штраф – 5000 руб. для водителей, 450 тыс. руб. для юрлиц и до 1 млн руб. при повторном нарушении. Министерство транспорта устно пообещало, что штрафные санкции с 15 ноября будут применяться только в Московской области, в остальных регионах – с мая 2016 года.

Разработчиком «Платона» и контролером денежных потоков является компания «РТ-Инвест Транспортные Системы». Ее совладелец – сын бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорь Ротенберг. Первоначально для выбора оператора государство собиралось провести тендер. Однако вскоре это решение поменяли.

Как рассказал в июньском интервью «Коммерсанту» генеральный директор «РТ-Инвест» Александр Советников, в обязанности компании вошли проектирование, создание, эксплуатация и финансирование системы. В общей сложности в проект было вложено 29 млрд руб., 27 млрд из которых – кредит Газпромбанка, остальные же – собственные средства акционеров.

Для исполнения своих обязанностей, «РТ-Инвест» вошла в государственно-частное партнерство, заключив концессионное соглашение с Федеральным дорожным агентством на 13 лет. Эксплуатацию системы, которую с нуля разработала «РТ-Инвест», государство обязано ежегодно оплачивать. Речь идет о сумме в 10,6 млрд руб. При этом сама система «Платон» должна пополнять бюджет на сумму, превышающую 40 млрд руб. в год.

«Мы готовы к наплыву людей в первое время работы. Все наши офисы будут работать семь дней в неделю. То же было во всех европейских странах при запуске подобных систем. Но, конечно, мы надеемся, что все пройдет спокойно»,- заявил «Ъ» Советников. По его же словам, тестирование корректности работы элементов системы было проведено за месяц до начала эксплуатации.

Однако запуск «Платона» с треском провалился. Во-первых, в эксплуатацию вышла абсолютно «сырая» версия системы с многочисленными ошибками. Интернет-портал platon.ru функционирует со значительными перебоями. В половине случаев он недоступен, средства списываются произвольно, некорректно отображается пробег. Кроме того, обеспеченность специальными бортовыми устройствами составила не более 12%.

Фальстарт системы произошел на фоне невиданных прежде акций дальнобойщиков. Многие из них, особенно индивидуальные предприниматели, владеющие только одной машиной, оценили новый дорожный сбор как дополнительный неподъемный налог. В разных регионах страны водители заблокировали своими фурами федеральные трассы, что привело к коллапсу на дорогах и серьезным сбоям в снабжении продовольствием российских городов.

Недовольны «Платоном» и ритейлеры. Крупные производители продовольствия оценивают ежедневную недозагрузку в 10-11%, а текущий дефицит на рынке грузоперевозок – в 20%. По данным Ассоциации компаний розничной торговли, увеличение транспортных расходов, которые повлечет за собой новый сбор, приведет к подорожанию продовольствия на 3-5%. На фоне экономического кризиса и ростаинфляции такие последствия очередной попытки увеличить государственные доходы за счет бизнеса выглядят не только несвоевременными, но и опасными.

«Внедрение системы «Платон» – пример не до конца проработанного проекта. Идея взимания сбора с тяжелых грузовиков возникла не внезапно, но ее реализация вышла скомканной. Такой масштабный и сложный проект, нуждается в предварительном тестировании. Это вопрос к разработчикам и оператору системы», – говорит Антон Лесничин, руководитель направления компании iRZ Online, специализирующейся на разработке и производстве систем мониторинга автотранспорта.

По словам CEO «Грузи Груз» Вячеслава Перевалова, главный принцип работы госпроектов сводится к одному «сначала деньги научиться зарабатывать – потом ошибки устранять». «А о чем говорить, если за один день государство заработало 38 млн рублей», – сокрушается эксперт.

По мнению Альфира Бакирова, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области, действие системы следует приостановить на два года. Приостановку «Платона» предлагает и бизнес-омбудсмен Борис Титов написавший письмо в Правительство РФ.

Госчиновники пока сохраняют спокойствие и отбивают атаки противников нового дорожного сбора. «Сбои в работе системы «Платон» по взиманию платы с большегрузов за проезд по федеральным трассам носят локальный характер и будут разбираться в индивидуальном порядке», – заявил министр транспорта Максим Соколов. По его словам ситуация находится «абсолютно под контролем разработчика». Соколов пообещал не допустить того, чтобы пользователи системы платили за некачественно оказанную услугу.

Источник фото: ulpressa.ru

Как вы поступите, если для вашей отрасли тоже повысят обязательные сборы и платежи?
Loading...
Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Тольятти
> Госчиновники пока сохраняют спокойствие и отбивают атаки противников нового дорожного сбора. Отнюдь. http://www.gazeta.ru/auto/2015/11/20_a_7904165.shtml "Минтранс совместно с группой депутатов Госдумы разработали поправки в КоАП (ст. 12.21.3), касающиеся порядка и размеров взимания штрафов." Как оказалось, в нормативных документах содержится некоторое количество несоответствий, которые сейчас органы госуправления исправляют в пожарном порядке.
Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

В стране экономический кризис. Чтобы свести концы с концами уже прямых налогов не хватает. Тогда с нас берут косвенные, творчеству чиновников здесь предела нет.
В то время, как должен быть алгоритм:
1. Пресечь коррупцию. (Где она кончается - описывает Навальный и Ко).
2. Научиться бороться с воровством при строительстве дорог в частности.
3. Соблюдать технологию строительства дорог (то есть поставить менеджмент).
4. И только тогда можно будет вводить налог, что ввели для затыкания очередной дырки в бюджете.

Директор по рекламе, Оренбург

В удивительной стране - удивительные налоги... Вот так и хочется холеного хлыща, который придумал это нововведение отправить на месяц на дальнобой - в грязь, ремонты, подальше от дома. Со всеми прелестями дорог - дорогим горючим, редкими стоянками, нестабильными заказами, поломками машиныи вечными неплатежами клиентов... Да, когда сидишь в теплом красивом кабинете, зарплату получаешь не за эффективность, а за высиживание, так чего бы не придумать, как бабла с подневольных "срубить". Мужики вдоль трасс стоят больше недели, только всем плевать!!!!!! Едешь мимо такой колонны и сердце кровью обливается - ведь им за простой никто не заплатит, а у них дети, семьи, кредиты...Только вот бастуй, не бастуй - все равно получишь.... Ведь деньги на "Платон" вгрохали, и их точно вернут, за счет дальнобойщиков и нас с вами.

Руководитель, Саратов

А если не бастовать, не только не заплатят, но и к себе уважение потеряют.

Адм. директор, Санкт-Петербург

Почему-то никто не обратил внимание на то, что у нас в России наблюдается явный дисбаланс в логистике в пользу перевозок автомобильным транспортом, это во-первых, и безграничные возможности перевозить как "белые", так и "серые" грузы, во-вторых. Любая же система, которая будет собирать не только деньги, но и статистику по перевозкам - опасна для этого вида бизнеса, я думаю - это и есть основная причина этих протестов. Если бы вопрос был только в деньгах - то просто увеличили бы тарифы на перевозки и переложили затраты на покупателя конечного товара/услуги.
По поводу "индивидуальных предпринимателей, владеющих только одной машиной" - в 90 процентах случаев это ширма! Для прикрытия "серой" транспортной фирмы.

Генеральный директор, Тольятти
> По поводу "индивидуальных предпринимателей, владеющих только одной машиной" - в 90 процентах случаев это ширма! Для прикрытия "серой" транспортной фирмы. Уважаемый Сергей, даже если и так, основной удар ввода новой системы пришелся именно по этой группе перевозчиков, которые экономили на всем, что возможно. В итоге они уйдут с рынка, с ними уйдет и минимальная цена перевозки. Оставшиеся повысят прайс. Процентов на 25-30. Чтобы с запасом, снизу-то никто не будет давить. Продукты в магазинах подорожают не на 10 копеек за литр молока, а на побольше. > в России наблюдается явный дисбаланс в логистике в пользу перевозок автомобильным транспортом Экономический интерес находит русло так же, как и вода. Там, где меньше сопротивление - там и основной поток. Но ставить плотины для перенаправления потока в другие русла бывает чревато, прорвавшаяся вода может нанести немало вреда.
Менеджер, Улан-Удэ

спасибо что не забыли упомянуть и про сыночка, которому заботливо, но скорее не вполне честно, помогает папа бизнесмен, и про отмену тендеров, и правда, на фига?
Вдруг какая нибудь небольшая конторка сделает все не за 27 млрд, а за какой нибудь миллион?
Короче пахнет схемой легального вывода денег из бюджета.

А если серьезно, то выходы дожны были быть следующие:

1. Постройка НОРМАЛЬНЫХ (разделенных, имею в виду что две-три полосы в одну сторону и, через Разделитель!, 2-3 полосы в другую) дорог, как например в США.

2. Постройка Отдельных дорог только для грузовиков.

В обоих случаях все бы выигрывали, а тут сбор денег, откат, и неизвестное их использование.
Так что я лично пока поддерживаю водителей, как идущих во главе общего недовольства действиями правительства РФ

Адм. директор, Санкт-Петербург

Юрий Полозов пишет: "основной удар ввода новой системы пришелся именно по этой группе перевозчиков, которые экономили на всем, что возможно."
Тут ключевой вопрос в том, на чём они посчитали для себя возможным сэкономить. Когда экономят на техническом состоянии автомобилей и шин - наносят ущерб другим, и с учётом тоннажа - значительный! А с учётом того, что это якобы "частный" грузовик, то кроме ОСАГО и собственно старого грузовика - у него, владельца, больше ничего нет - нечем покрывать ущерб!
Далее: тысячу тонн "серого" груза перевозят пятьдесят грузовиков-частников тем же ритейлерам, замешивают его с тысячей тонн "белого" груза, и опять экономят! Не производя никаких "лишних" отчислений, но пользуясь теми же дорогами, терминалами, социальными услугами - и далее по списку! Это как минимум - нездоровая конкуренция!
Безусловно, и государство-регулятор в этом вопросе поступило как слон в посудной лавке - от выбора исполнителя до выбора механизма функционирования, но у власти сейчас не технократы и не управленцы...

Генеральный директор, Тольятти
> Это как минимум - нездоровая конкуренция Уважаемый Сергей, спору нет, при отсутствии неотвратимости наказания такое поведение что перевозчика, что грузовладельца оказывается возможным _массово_. И в этом качестве уродует рынок. Но с другой стороны, вариант борьбы с этим отклонением выбран какой-то альтернативный. Вместо запрета движения с перевесом, реальной борьбой с коррупцией в ГИБДД и борьбы с серым рынком перевозок путем "огня по грузовладельцам" выбран вариант, который просто увеличивает расходы на пробег и дает туманные опасения на будущие кары, которые могут и не случиться в нашей непредсказуемой стране.
Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва

Я стесняюсь спросить - а что такое "серый" груз? Он ворованный, на него нет товарно-транспортной накладной?
Отправитель, использующий услуги такого перевозчика, подвергает себя риску ради снижения стоимости перевозки - это его дело, не требует страховки ответственности перевозчика - опять же его дело.
Насчет перевозки груза ритейлерам - видели бы Вы, какие требования к транспортным компаниям выкатывают крупные сети и на какой системе оплаты они настаивают. Скоро безумный предновогодний период, когда нагрузка на сети вырастет на десятки процентов, а Москва, например, встанет в пробках, но даже на этот период крупные сети не соглашаются платить почасовую оплату, только по километражу, причем все машины должны быть оборудованы GPS трекерами, отклонение от маршрута не допускается и т.д.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.