Как найти инвестора под ресторанную франшизу?

Поиск инвестора — закономерный этап развития бизнеса. У нас долгое время считалось, что привлечение денег — это продажа себя и своего дела со всеми потрохами. Предприниматели боялись потерять индивидуальность, инвесторы — купить кота в мешке. В юридической практике долгое время не были четко выстроены отношения между двумя сторонами, да и сейчас нельзя сказать, что стартапер, например, полностью защищен. Но с каждым годом все больше средств стекается именно в сферу HORECA, в качественные ресторанные франшизы. Причин здесь несколько:

  • Наши бизнесмены наконец-то научились делать хорошие бренды с культурной и национальной идентичностью. Мы поняли, что необязательно смотреть на Запад в поисках качественных продуктов. Есть большие возможности внутри страны. И с каждым годом российские франшизы набирают обороты (Stories, Coffee Like, Jeffrey’s Coffee и другие).
  • Сфера общественного питания по-прежнему остается привлекательной для инвесторов, потому что имеет большой потенциал. Если говорить о кофейнях, то несмотря на высокую конкурентную среду, на одного жителя России приходится чуть более двух килограммов кофе в год. В то время как в Европе эта цифра доходит до 7 кг. Значит, расти есть куда.
  • Сегодня инвестор вкладывает деньги не просто в кофейню, а в бренд. И это, зачастую, намного больше. Например, компания — это сильное имя и авторитет владельца. За ресторанной франшизой могут быть бизнес-школы, школы бариста, холдинговые компании и так далее. Масштабирование бренда — важный пункт инвестпроекта, чтобы договориться сразу на берегу.

Сколько вешать в граммах?

Универсального рецепта по привлечению инвестиций не существует. Потому что бизнес — это живой организм, а инвестор — человек, который реализует отдельные цели в каждом конкретном случае. Кто-то пытается найти себя в новом направлении, для других важен бренд. Бывает, что срабатывает идея. Или просто люди встречаются в нужном месте и в нужное время. Все индивидуально. Каждый раз — это длинный путь выстраивания отношений. Можно сказать, вы заключаете брак, где берете на себя обязательства, дальше придираетесь, ищите компромиссы, проходит разные стадии: кризисы, взлеты, падения, потери и так далее.

Инвестор может искать следующие профиты для себя:

  • Прибыльный проект. Ему важно, чтобы через год его 10 миллионов превратились в сто. Здесь нужно предоставить четкий бизнес-план и проработать все риски.
  • Осуществление мечты. Есть бизнесмены, которые давно хотят попробовать себя в ресторанном бизнесе, но в силу разных причин, боятся самостоятельно входить в сферу или не имеют свежих идей. Здесь владелец франшизы может выступать как консультант, который объяснит все тонкости, раскроет нюансы и обозначит этапы.
  • Деньги не важны, главное — идея. Есть и такой тип инвесторов — они не столько заинтересованы в цифрах, сколько в яркой обложке. Им важно, чтобы бренд выстрелил. Кому-то хочется стать популярным ресторатором. В этом случае стоит больше делать акцент на маркетинговые фишки и особенности вашего бренда.

Задайте себе вопрос — что я хочу от инвестора?

  • Увеличение объемов бизнеса, масштабирование на страну и мир. Четко передавайте эту мысль в инвестпроекте. Если вы будете говорить только о бренде и маркетинговых составляющих, то можете найти человека, который захочет развивать имя, но в рамках, например, Москвы. А глобальные планы покорения мира ему будут чужды.
  • Разовые вложения для реализации конкретного проекта. Например, нужны средства на закупку оборудования. Вы не планируете расширяться, просто хотите улучшить существующий ресторан.
  • Реализация амбициозных целей. Вы планируете открыть кофейню на Эльбрусе или кормить москвичей редким сортом рыбы. Возможно, это будет что-то провокационное. Нужны деньги, чтобы реализовать смелую идею и, возможно, поймать хайп на этом. Здесь может участвовать человек, который любит быть в центре внимания и отличается вложениями в рисковые, но яркие проекты.

Как инвесторы выбирают проекты?

Универсальной схемы здесь не существует. Потому что в каждом конкретном случае срабатывает имя, личные отношения, четкий инвестиционный меморандум или рекомендация лучшего друга. Рассмотрим несколько принципов, по которым действуют инвесторы при выборе проектов:

  • За один раз бизнесмен рассматривает 10-15 франшиз. Вкладывается он в 5-7. Понятно, что выстреливают 2-3. Объем инвестиций зависит от целей компании, возможностей бизнеса и других составляющих. Как попасть в число тех, кому дали деньги? Предварительно изучить инвестора, понять его цели и амбиции, чтобы проект соответствовал ожиданиям.
  • Часто инвесторы выбирают проекты, где вообще нет денег. Или компании, находящиеся в глубоком кризисе. Именно в этих случаях владельцы отдаются полностью. Фактически, те, кому нечего терять, творят чудеса и показывают невиданное упорство. Стоит немного помочь и компания, которая работала в убыток, за год показывает небывалый рост.
  • Сейчас в тренде компании по продаже франшиз. Например, инвестор покупает несколько крупных сетей и продают их по всему миру. Здесь важно договориться о размерах паушального взноса и роялти и рассчитать, какая часть достанется владельцу, какая — инвестору.
  • Люди готовы платить за хорошие идеи. Когда-то Стив Джобс создал компанию, которая была очень дорогой для владельцев и инвесторов. Но он убедил их в том, что вложив сегодня в технологии, завтра они не будут знать забот. И это сработало. Говорят, что Джобс оставил после себя идей и проектов на 10 лет вперед.

Что хорошо покупается в кризис?

Эксперты прогнозируют снижение экономического роста вплоть до 2020 года. Куда же еще ниже? Сегодня трудности испытывают как крупные франшизы, так и мелкие стартапы. И бизнес не готов вкладывать деньги в качественный ресторан или кофейню. Инвесторы хотят видеть концепцию. Именно она стоит во главе угла любого инвестпроекта.

Кризис вносит свои коррективы. Многие бизнесмены начинают экономить, снижается качество кофе, еды и алкоголя. Падает уровень клиентов. За ними начинается отход от концепции. И вот уже ресторан превращается в булочную. А через полгода закрывается.

Следуйте концепции даже в мелочах. Если у вас городское заведение с отличным кофе, то держите марку, не уходите к поставщикам с сомнительными зернами. Кстати, можно существенно снизить издержки, если, например, перемалывать кофе на собственном производстве, а потом поставлять его в рестораны.

Если вы понимаете, что уровень сервиса низкий, то учите людей, а не снижайте оплату труда. Можно сколько угодно говорить о маркетинговых стратегиях, но ресторанный бизнес — это люди в нем. И никакие лобстеры и французские вина не перевесят чашу весов, если клиенту нагрубили. Помните об этом. Ищите средства для открытия школ бариста, вкладывайте в будущее вашей компании, в людей.

Пока все вокруг сокращают производство, наращивайте его. Предлагайте лучший продукт. Делайте все на пределе возможностей. Да, это дороже, но вспомните — люди готовы переплачивать за то, что уникально. Если вы варите хороший кофе и подаете его в красивых стаканах, то гости будут ходить к вам каждое утро. Привычка — это то, на чем строится ресторанный бизнес сегодня.

Рынок общественного питания не исчезнет завтра, каким бы сильным ни был кризис. И останутся на плаву те, кто сумеет выстоять и не упасть в качестве. Чем крепче и сильнее концепция, тем больше шансов на получение инвестиций.

Личный бренд

Мы живем в эру людей-брендов. Бизнес сегодня ассоциируется с конкретными лицами. И это может как сыграть на руку, так и лишить возможности инвестирования. Задумайтесь о том, что вы несете в массы. Каждый инвестор перед тем, как заключить сделку, изучит, с кем он будет работать в будущем. Вы можете быть ярким эпатажным блогером и точно найдете тех, кому это будет близко и интересно. Но есть одно золотое правило: будьте экспертом в том деле, которое продвигаете: пишите статьи, книги, выступайте на отраслевых форумах, ведите бизнес-блоги и каналы на Youtube. Вы же когда ищете инвесторов, смотрите на человека, читаете о нем и понимаете, кто перед вами. Еще до личного знакомства. То же будет происходить и с другой стороны.

Говорят, что при качественном анализе социальных медиа, знание о человеке может достичь уровня близкого родственника. Существуют специальные программы и алгоритмы для этого, поэтому тщательно фильтруйте информацию о себе, и следуйте выбранной стратегии. Бизнес — это люди. И отношения между ними. Чем честнее они будут, тем крепче союз, тем больше доверия, а, значит, инвестиций.

Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
Архангельску не нужен мусор

Вопросы к захоронению мусора из Москвы возникли у властей и ведомств.

Сбербанк вошел в Рамблер

Сбербанк станет владельцем 46,5% интернет-бизнеса Александра Мамута.

Топы «Югры» арестованы

Возбуждено уголовное дело о растрате 7,5 млрд руб.

ЦБ поможет перейти в другой НПФ

Минфин и ЦБ разработали изменения в правила перехода.