«Уберизация экономики»: технологии опережают государство

17 июня 2016 года на XX Петербургском международном экономическом форуме состоялась панельная дискуссия «Уберизация. Новая инфраструктура. Новая реальность сферы услуг». Новые технологии стремительно меняют привычный мир. Процесс внедрения и использования таких инноваций получил название «уберизация экономики» – термин, означающий внедрение виртуального сектора в реальный. О жизни в эпоху новаций на панельной дискуссии говорили представители ведущих технологических компаний и инвесторы, вкладывающие в развитие этих проектов.

Модератор дискуссии: Аркадий Дворкович, заместитель председателя правительства РФ.

Выступающие:

  • Сергей Азатян, сооснователь, управляющий партнер, Inventure Partners
  • Зиявудин Магомедов, председатель совета директоров, группа «Сумма»
  • Шервин Пишевар, сооснователь, управляющий партнер, Sherpa Capital LLC; сооснователь, председатель совета директоров, Hyperloop Technologies
  • Фрейзер Робинсон, директор по развитию бизнеса по региону Европа, Ближний Восток и Африка, Uber Technologies Inc.
  • Густаво Сапожник, главный исполнительный директор, ASAPP Inc.
  • Михаил Соколов, главный исполнительный директор, OneTwoTrip.

Внедрение новых технологий – это польза или вред? задал начало дискуссии Аркадий Дворкович

В качестве отправной точки дискуссии Аркадий Дворкович предложил взять две полярные точки зрения на быстрое развитие новых технологий в сфере предоставления услуг: «Сегодня относительно технологий типа Uber существует много мифов. Многие представители традиционного бизнеса, многие правительства боятся, что взрывающие устои технологии приведут к потере рабочих мест, к потере уплаты налогов, деструктивно повлияют на экономическую эффективность. В некоторых странах вводятся жесткие меры регулирования, ограничивающие внедрение новых технологий. В результате замедляется скорость обеспечения новыми услугами большого числа людей, которые хотели бы получать соответствующие услуги дешевле, быстрее, в массовом масштабе.

Сторонники новых технологий наоборот говорят, что рабочие места создаются, потребители получают выгоды, увеличивается мобильность, развивается малый и средний бизнес, улучшается качество услуг за счет конкуренции и улучшения стандартов работ».

Именно те компании, которые внедряют высокие технологии, получают конкурентные преимущества, уверен Шервин Пишевар

Эксперты сессии высказали свои точки зрения. Шервин Пишевар, предприниматель и венчурный инвестор, первый крупный инвестор компании Uber и сооснователь Hyperloop Technologies, рассказал про рост транспортных компаний и новый формат предоставления услуг: «За пять лет компания Uber выросла от 9 тысяч клиентов до миллионов. Она выходит за рамки транспортной компании, меняя устои бизнеса и экономики. Такие перемены происходят один раз в поколение. Это новая форма предоставления услуг, эволюционно новый тип. Именно такие компании получают конкурентные преимущества.

Благодаря технологии Hyperloop изменится скорость транспортировки, сократятся расстояния. Те расстояния, которые сегодня мы привыкли преодолевать за недели, превращаются в часы. Транспорт сегодня можно сравнить с быстрым интернетом. Недавно технологии 3G и затем 4G распространились по миру, и появился быстрый интернет. И теперь мы понимаем, что такие технологии как hyperloop заставляют двигаться быстрее».

Hyperloop – проект вакуумного поезда, способного развивать скорость в два раза быстрее самолета (от 480 км/час до 1220 км/час), концепция «пятого вида транспорта» после поезда, самолета, автомобиля и корабля. Проект разработал американский инженер и венчурный капиталист Илон Маск. Над реализацией проекта работают две команды, одна из которых – команда Шервина Пишевара.

Фрейзер Робинсон, директор по развитию бизнеса по региону Европа, Ближний Восток и Африка, Uber Technologies Inc., рассказал, как им удалось «взорвать мир»: «Мир хочет, чтобы его взорвали. В этом есть потребность. Uber не собирался радикально менять мир, это случилось само по себе. Хорошие идеи приобретают популярность, они делают услугу, которая пользуется спросом. Каждый раз, когда мы приходим в новый город, мы видим одну тенденцию – рынок недообслуживается. Появляется on-demand-economy – «экономика по требованию», в основе которой лежит не продажа товаров и услуг, а получение к ним доступа по требованию, или sharing-economy – «совместная экономика», в основе которой лежит концепция совместного пользования. Наша цель – сделать жизнь людей более мобильной, быстрой, удобной, надежной. Мы не стремимся подрывать мир. Мы хотим дать миру то, что ему нужно».

На вопрос модератора о том, какой будет следующий шаг, Фрейзер ответил: «Во-первых, это расширение географии: мы хотим быть в каждом городе. У нас есть сотни и тысячи городов, куда мы могли бы еще прийти. Как только мы закончим с логистической платформой, можно перенести этот опыт в другие сферы. Например, мы занимаемся доставкой еды в городах. Мы постоянно исследуем и тестируем новые продукты, делаем это выборочно в разных городах. Когда мы видим, что продукт хорош (как Uber X) – мы можем вывести его в другие города. Мы сохраняем упор на наши ключевые преимущества, не распыляясь на все подряд».

Зиявудин Магомедов, председатель совета директоров, группа «Сумма», вложил деньги в обе технологии: Uber и Hyperloop. Он рассказал про ключевые факторы, по которым они оценивают проекты для инвестирования: «Когда мы вкладываем деньги, мы исходим из того, насколько хороша идея и насколько сильная команда, которая промоутирует проект. Прежде всего, мы вкладываем в команду».

Густаво Сапожник, главный исполнительный директор, ASAPP Inc.: «Я бы хотел обратиться к истории изобретений человечества. Мы сделали множество открытий. Но сила искусственного интеллекта затмит собой все предыдущие открытия. Наша компания занимается искусственным интеллектом. Мы занимаемся рождением естественного языка – мы учим компьютеры понимать естественный язык». Густаво подчеркнул, что компании тратят миллиарды долларов на коммуникацию с потребителями, но пришло время, когда эти издержки можно сократить с помощью искусственного интеллекта. В качестве примера он привел внедрение sms вместо звонков и обслуживание в банкоматах вместо очередей в банковских отделениях.

Сергей Азатян, сооснователь, управляющий партнер, Inventure Partners, в своем выступлении обратил внимание на российские цифровые компании и назвал отрасли, в которых он видит потенциал: «Компании Uber и Gettaxi поменяли мир. Мы инвестировали в Gett и этот проект стал нашим первым «единорогом». («Единорог» – термин в среде стартапов, означающий, что данный стартап оценивается свыше $1 млрд – Executive.ru). Мы заключили сделку с Volkswagen Group и получили инвестиции в $300 млн. На сегодняшний день у нас семь лидеров из разных отраслей. Я вижу потенциал в таких отраслях, как: образование, финансовые технологии (банковские услуги, платежи, страхование), медицина. Транспортная сфера является локомотивом роста на сегодняшний день. Проект Busor, сервис перевозки пассажиров на дальние расстояния, обещает стать нашим вторым «единорогом». Также есть проекты, связанные с виртуальной и дополненной реальностью.

Известный футуролог Рэймонд Курцвейл предсказывает, что в 2030 году виртуальная реальность станет реальной по ощущениям на 100% и возможно, в 2030 году мы сможем ощутить пребывание на экономическом форуме, не находясь здесь.

Нас ждут революционные перемены в глобальной инфраструктуре. Прорывные решения на практике значительно опережают скорость, с которой государство способно регулировать эту сферу. Двигателем на массовом рынке является транспортная отрасль, но изменения проникнут в каждую отрасль экономики.

Фото: forumspb.tassphoto.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по рекламе, Москва

Отличная статья, замечательный форум, великолепные перспективы для нашей экономики! С тезисом, что государство запаздывает готов поспорить, дело в том, что государство воспринимает за ориентиры не технологии а отрасли "в целом". ^_^

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Дмитрий Федоров пишет: ... великолепные перспективы для нашей экономики!

прежде всего для консультантов, удивительным образом приводящим одни и те же примеры, причём довольно немногочисленные. Многие из них будут рассказывать "как" и предлагать "чертежи" бизнес моделей, как в "ожидаемом" вебинаре :) Это всё было известно давно, но потребовался синтез технологии и бизнес модели + немного удачи. Хотя мы живём в эпоху имитаторов, даже если рассказать о всех этих 4-5 примерах, привести "чертежи" :), имитация получится разве что у совсем немногих наиболее творческих ... поэтому не понял по поводу эпохи Уберизация экономики.

. . . . Директор по развитию, Москва

"Цитата из статьи: Многие представители традиционного бизнеса, многие правительства боятся, что взрывающие устои технологии приведут к потере рабочих мест, к потере уплаты налогов, деструктивно повлияют на экономическую эффективность."

Все в этой корявой цитате правда... Все перечисленные угрозы имеют место быть. Юбер всерьез рассматривает замену водителей роботом, тем самым освободив для пассажиров еще 2 посадочных места на переднем ряду )). Больше никому не нужна прокладка между педалями и рулем - довольно неэффективная прокладка.

Налоги в существующей форме тоже платят по инерции. Пока платят. В общем приходит конец всем малым и большим неэффективностям. Если раньше государство спонсировало офисный планктон, то теперь когда замаячили на горизонте смарт-кнтракты - все заканчивается, ребят.

Партнер, Красноярск

Дилетантизация экономики ))) Казалось-бы - куда больше? Ан нет, есть куда...

Нач. отдела, зам. руководителя, Красноярск

Все новые технологии подобно UBER, Bitcoin и т.д подрывают монополии государства.

А с учётом того что государством управляют в целом достаточно умные люди они это понимают и стараются сопротивляться.

Сегодня новые технологи покусились на всеобщую логистику, bitcoin замахивается на монополию денег, завтра Watson упростит доступ к медицине и юридическим услугам, вот тогда как правильно подчеркнул "Михаил Кузнецов" налоги будут платить государству только по инерции.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Михаил Кузнецов пишет: Юбер всерьез рассматривает замену водителей роботом, тем самым освободив для пассажиров еще 2 посадочных места на переднем ряду ))

это не всерьёз, т.к в бизнес-модель Uber предполагает отсутствие вложений в автотранспорт. В этом и сила подобных моделей - вкладываются в технологию, но не в автотранспорт ... эксплуатация чужих ОС - могут предложить купить роботов :)


Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Михаил Кузнецов пишет: Налоги в существующей форме тоже платят по инерции

Uber предлагает работут только с водителям с лицензией. Следующий шаг - > будет сотрудничать с государством, предоставлять информацию о доходах и ... может ещё собирать налоги :)

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Иван Врублевский пишет: Сегодня новые технологи покусились на всеобщую логистику

Всеобщая логистика перекрыта различными барьерами, а технологии известны давно. Технологическая платформа Uber очень удачна, удачна интернационализация интерфейса, много находок ... но она не потянет пока на глобальный проект перекрывающий все задачи в логистике!

Директор по рекламе, Москва

Вот еще новости, которые показывают скорее опережение, чем отставание государства от технологий

"В правительстве 22 июня обсудят программу «Национальная технологическая инициатива». Согласно программе, к 2035 году в России могут появиться свой язык программирования, оператор связи нового типа и даже телепортация"

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва
Дмитрий Федоров пишет:
Вот еще новости, которые показывают скорее опережение, чем отставание государства от технологий
"В правительстве 22 июня обсудят программу «Национальная технологическая инициатива». Согласно программе, к 2035 году в России МОГУТ появиться свой язык программирования, оператор связи нового типа и даже телепортация"

Ключевое слово выделено мной. Могут появиться, а могут и не появиться, кто будет спорить, с тем, что могут? - ну и спорьте, либерасты проклятые, а патриоты будут верить, что могут, как либерасты докажут, что инопланетяне не прилетят до 2035 года - а никак, вот они-то и привезут нам все это и именно в Россию все отдадут.

Особенно веселит свой язык программирования, думаю, что он будет идеологически напоминать язык, описанный Войновичем в "Москва 2042" - слова те же, но смысл совсем другой, это вам не какой-нибудь буржуазный оператор цикла будет, это будет оператор цикла с духовными скрепами, во как.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы лучшие ESG-проекты России

В конкурсном отборе принимали участие более 600 претендентов.

Половина россиян остаются работать в компании по итогам стажировки

Чаще всего после стажировки молодые специалисты остаются работать в сферах транспорта, логистики и доставки, медицине и IT-сфере.

Больше половины россиян готовы переехать ради работы

Больше всего склонны к перемещениям молодые люди в возрасте 25-34 лет.