Стать лидером? Легко!

Быть успешным всегда модно. Но для успеха одного желания быть первым обычно мало – как минимум, нужны знания и опыт. И тут возникает вопрос, откуда взяться тем самым заветным знаниям, умениям и навыкам, способным поднять вас на вершину бизнес-олимпа? Есть два пути – либо обзавестись теоретической базой и потом набирать практический опыт, либо с головой окунуться в бизнес-процессы, набивая шишки на тернистом пути к успеху. Первый вариант в реальности означает, что придется отучиться пять лет в институте/университете, а после тратить время и деньги на всевозможные курсы и тренинги или популярные нынче программы МВА. Второй вариант кажется более простым, но потери, как финансовые, так и моральные, при самостоятельном освоении всех правил бизнес-игры могут быть колоссальными. Никто, конечно, не говорит, что все самоучки терпят поражение в борьбе с «образованными» соперниками, но статистика неумолима – отсутствие нужного образования действительно может стать помехой для вашего карьерного роста.

Здесь стоит сделать паузу и серьезно подумать о том, какие конкретные цели вы перед собой ставите, какой вы видите свою карьеру. Если вы хотите постепенно перемещаться с должности на должность, с одного наемного места на другое и, приобретая таким образом некий набор навыков и компетенций, достичь определенного положения, то это не так сложно. Но если вы мечтаете летать выше всех, получить сразу все, если ваша цель – кресло генерального директора или собственный бизнес, и не через полсотни лет, а через пять, – тогда ваша задача усложняется в разы. Программы обучения, способные помочь в достижении столь амбициозной цели, можно пересчитать по пальцам одной руки. Скептики, конечно, могут возразить, что на собственника бизнеса или генерального директора обучиться нельзя, можно лишь либо рискнуть и выиграть, либо дорасти. Однако это не совсем верно – по крайней мере, знания и «управленческие рефлексы» можно наработать «за партой».

Но существующая система бизнес-образования не так однозначна, как хотелось бы. Технология обучения МВА строится на преподавании сухих, иногда устаревших теорий, изложении опыта конкретных компаний (часто далекого от ваших реальных задач), а также на демонстрации системы выживания (читай, карьерного роста) отдельных индивидов породы «менеджер» в жестких условиях корпоративной среды. Примеры же наиболее успешных западных компаний (таких как Google и Semco SA) говорят, что в настоящие лидеры выбиваются только те, кто способен сломать стереотипы и выйти за общепризнанные пределы. Словом, практическая польза знаний, полученных при обучении на степень МВА, подчас вызывает сомнения.

А менеджмент это, прежде всего, практика – невозможно научится кататься на велосипеде, только изучая схему его работы. Так же и здесь: грамотный менеджер – это прежде всего практик, человек, способный интуитивно реагировать на малейшие изменения окружающей его бизнес-среды, а также аккумулировать в себе знания для контроля над ситуацией, не фокусируя при этом внимание на одной функции или сфере. А собственник бизнеса или генеральный директор компании должен быть универсалом по определению! Он должен уметь поймать волну, разглядеть потребности на стадии зарождения и при этом четко понимать все плюсы и минусы того или иного тренда, чувствовать неписанные законы бизнеса. Поэтому первому лицу компании категорически противопоказана, даже губительна профессиональная «заточенность» под какой-либо узкоспециализированный сектор или же специализацию. Иначе он просто не сможет воспользоваться свободой, которую ему предоставляет активная бизнес-позиция.

Но как же в таком случае стать лидером, удачно пройдя путь через тернии к звездам и не потратив впустую время в академиях? Ответ прост. Понять это можно только на конкретном примере. Поэтому все более популярными становятся программы, в основе которых лежат практики и стажировки у лидеров бизнеса – людей, добившихся успеха своими силами. Эти программы позволяют своими глазами в деталях увидеть путь к успеху, понять все внутреннее устройство передовых компаний. При этом теоретическая часть почти сведена к нулю, участники подобных программ перенимают опыт наставников в процессе стажировок, под их непосредственным руководством. Подобные программы нацелены на получение навыков и компетенций, помогающих в бурлящем океане бизнеса, на их оттачивание и закрепление, доведение до безусловного рефлекса.

Надо сказать, что при прочих равных условиях выпускник МВА будет оттачивать свои знания, тренируясь на чужой компании, ставя под удар чужие финансовые средства. Именно поэтому крупные организации скептически относятся к подобного рода теоретикам – успешной компании нужны практики, которые не боятся ответственности и всегда готовы к принятию смелых, нестандартных решений, а это уже штучный товар.

Второй важный принцип программ обучения «на личном примере лидера» – это работа в разных областях бизнеса за время стажировки. «Подобная структура позволяет воспитать в человеке универсальность и уверенность в том, что он может, умеет контролировать любые процессы, протекающие в его компании. В итоге мы получаем исполнительных, генеральных директоров и собственников бизнеса», - говорит Александр Кравцов, руководитель «Бизнес-Серфинг школы», реализующей подобную программу практического обучения в России.

В дополнение к двум уже описанным принципам программы практического обучения исповедуют идеологию мобильности. Выше мы уже говорили о мобильности в плане специализации – то есть о профессиональной универсальности выпускников подобных программ. Здесь же следует рассказать о мобильности в пространственном плане. Практическое обучение предполагает единство глобального экономического пространства, тогда как классические МВА все еще мыслят в рамках конкретных регионов. Приобретая глобальный взгляд, студенты, во-первых, не привязываются жестко к практике конкретной компании и, во-вторых, в процессе прохождения учебного курса часто перемещаются по стране. «Для успешного ведения бизнеса в современных условиях важно быть не только восприимчивым к бизнес-трендам, но и сверхмобильным, чтобы успеть за ними», - отмечает Кравцов.

Сегодня, чтобы построить успешную карьеру, нужны знания и опыт. При этом просто теоретических знаний и основанных на кейсах умений будет недостаточно. Для того чтобы стать первым среди лучших, нужно перенимать опыт первопроходцев, лидеров и грамотно применять его для собственного движения вперед. И помните, лидерами не рождаются, а успех не падает с неба – а значит, все зависит только от вас!


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

В целом осталось непонятно, какие же шаги надо предпринять снизу, чтобы стать лидером. Закончить МВА, а затем несколько лет проработать под началом харизматичного шефа? :)И каким образом предлагается продать идею наставничества своему руководству? И как можно найти свои сильные стороны и развивать их (нежели пытаться скопировать успешную модель поведения, ведь костюмчик может и не подойти)?

Коммерческий директор, Москва

рекламная статья сомнительного содержания, не более. :-!

Кирилл Бурнусуз Кирилл Бурнусуз Председатель совета директоров, Москва

Ага,как два пальца... об асфальт... ;)))))) А вот что говорят и пишут эксперты, например,Робб Гоффи и Гэрет Джонс (профессора London Business School):Хочу ли я этого? Уверен ли я 'до того как', что стану лидером?«Спрос на подлинное лидерство есть, и он растет. Подлинное лидерство стало самым ценным из организационных и личных активов», - пишут Гоффи и Джонс. Но чтобы стать лидером нужно выполнить одно необходимое условие - этого нужно очень хотеть. Многие талантливые люди не хотят брать на себя риск и ответственность, связанные с лидерством. Они предпочитают уделять больше времени личной жизни, а не работе. Если же лидерство - это ваше, и вы готовы приложить немало усилий, чтобы стать эффективным лидером, будьте готовы ежедневно отвечать на вопрос, [U]«Почему люди должны следовать за вами?'[/U]ЗЫ. Описанный в статье 'путь' лишь малая толика того, как стать лидером; больше, как стать хорошим менеджером... :|

Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

И помните, лидерами не рождаются??? Лидером надо родиться - и это необходимое и безусловное условие (извините за тавтологию). А потом решать - поиметь или нет желание быть им. Всё остальное это утопия для наивных и доверчивых...

Менеджер группы продуктов, Санкт-Петербург

Как-то очень плоско и вульгарно пропиарен свежий и интересный проект 'бизнес-серфинг школа'.Такое ощущение, что автор не очень вдавался в тонкости: нужно было выдать на гора несколько тысяч знаков про лидерство со ссылкой на сайт - пожалуйста. А проект сам по себе очень интересен - может, стоило просто о нем рассказать, а не всякие банальности про 'лидерство - это круто', 'теория маст дай, експириенс и челедж форевер', 'лидерство требует смелости' и пр.

Коммерческий директор, Москва
Еще одна отстойная статья.У меня начинает складываться впечатление, что всё, что по уровню не проходит в издания B2B, но когда не хочется авторов обижать, стали сдесь публиковать.
Артем Лазарев пишет:Но существующая система бизнес-образования не так однозначна, как хотелось бы. Технология обучения МВА строится на преподавании сухих, иногда устаревших теорий, изложении опыта конкретных компаний (часто далекого от ваших реальных задач), а также на демонстрации системы выживания (читай, карьерного роста) отдельных индивидов породы «менеджер» в жестких условиях корпоративной среды.
Юноша. Получайте MBA и потом отзывайте этот бред. Это можно было написать про бизнес-образование 20-30 лет назад!!!!!!!!!! Не строится на этом MBA. Кейсы, проектное обучение и пр.
Артем Лазарев пишет:Примеры же наиболее успешных западных компаний (таких как Google и Semco SA) говорят, что в настоящие лидеры выбиваются только те, кто способен сломать стереотипы и выйти за общепризнанные пределы. Словом, практическая польза знаний, полученных при обучении на степень МВА, подчас вызывает сомнения.
А еще MS, GE, DC и прочие. И их опыт так же изучается и осваивается в бизнес-образовании. И последние лет десять развивают инновационность. Как раз ломать стереотипы. И представляете, в MBA :D
Артем Лазарев пишет:А менеджмент это, прежде всего, практика – невозможно научится кататься на велосипеде, только изучая схему его работы.
:D :D :D Не корректно. Скорее управление самолетом. Невозможно научиться только в классе. Но и только практики недостаточно, что бы использовать самолет по полной. А уж к современным самолетам (читай - управлению) без изучения схемы работы лучше не подходить.
Артем Лазарев пишет:грамотный менеджер – это прежде всего практик, человек, способный интуитивно реагировать на малейшие изменения окружающей его бизнес-среды, а также аккумулировать в себе знания для контроля над ситуацией, не фокусируя при этом внимание на одной функции или сфере
Ага. Да. Канечна. Профессионал - это интуит. :D А знания все портят.
Артем Лазарев пишет:А собственник бизнеса или генеральный директор компании должен быть универсалом по определению! Он должен уметь поймать волну, :) разглядеть потребности на стадии зарождения и при этом четко понимать все плюсы и минусы того или иного тренда, чувствовать неписанные законы бизнеса.
Много слов, смысла ноль. И что это за неписанные законы бизнеса такие???
Артем Лазарев пишет:Поэтому первому лицу компании категорически противопоказана, даже губительна профессиональная «заточенность» под какой-либо узкоспециализированный сектор или же специализацию. Иначе он просто не сможет воспользоваться свободой, которую ему предоставляет активная бизнес-позиция.
Во неповезло профессионально заточенным. Бедный несчастный програмист Билл Гейтс, химик-технолог Дж. Уэлчу и пр. Как же им не повезло :(
Артем Лазарев пишет:Но как же в таком случае стать лидером, удачно пройдя путь через тернии к звездам и не потратив впустую время в академиях? Ответ прост.
:D :D :D Вот герой и гуру нашего времени. Вы не учились в академиях? Молодцы. Учились? Дураки. Собираетесь учиться? Так полные идиоты. Учится не надо ни в коем случае. Потому что у автора есть новая супер-мега таблетка для лентяев. Какая?
Артем Лазарев пишет:Понять это можно только на конкретном примере. При этом теоретическая часть почти сведена к нулю, участники подобных программ перенимают опыт наставников в процессе стажировок, под их непосредственным руководством.
Обалдеть. Вы делайте, потому что успешный сказал, что так правильно!!! Засомневались - вы теоретики-недоумки. Почему нет теории? Это не потому, что му ее не знаем. А потому, что она вредна. Она может научить ДУМАТЬ! А нем нужно, что бы вы делали, как вам сказали!
Артем Лазарев пишет:Надо сказать, что при прочих равных условиях выпускник МВА будет оттачивать свои знания, тренируясь на чужой компании, ставя под удар чужие финансовые средства. Именно поэтому крупные организации скептически относятся к подобного рода теоретикам – успешной компании нужны практики, которые не боятся ответственности и всегда готовы к принятию смелых, нестандартных решений, а это уже штучный товар.
Ну хватит всех за дураков принимать-то. А 'чистые практики' будут за СВОИ финансовые средства оттачивать навыки? И на счет крупных компаний, которые шлют к черту выпускников MBA и ждут-недождутся менеджеров-самоучек. Это ваше ЖЕЛАНИЕ. Но реальность другая. В реале без академиев :D занять позицию выше руководителя отдела в крупной компании НЕВОЗМОЖНО! А выйти на уровень средний или верхний без MBA - затруднительно. Я про крупные компании.Дальше не буду коментировать. Надоело. Бред редкостный. PS К редакции. Если уж даете заказные статьи, пишите 'на правах рекламы' - так по закону положено.И посоветуйте заказчику не обращаться к таким мегаспециалистам по бизнесу и обизнес-образованию, как [b]Артем Лазарев[/b] .PPS '...да в шоке'(С) :D
Аналитик, Екатеринбург

В целом, согласен с Сергеем Шакирзяновым, но выскажусь мягче.Элементарная попытка манипулирования и открытое рекламирование. Собственно, профессионально нечего было бы обсуждать, если бы не безапелляционные заявления:1- «…[I]существующая система бизнес-образования не так однозначна, как хотелось бы. Технология обучения МВА строится на преподавании сухих, иногда устаревших теорий, изложении опыта конкретных компаний (часто далекого от ваших реальных задач), а также на демонстрации системы выживания (читай, карьерного роста) отдельных индивидов породы «менеджер» в жестких условиях корпоративной среды[/I]…» - [B]система образования [/B]потому и называется образовательной, что [B]не является однозначной[/B]. Это институты, разрабатывая технологию, начинают ее продавать без изменений. Но это не образование – это научение. Образование формирует мышление так, чтобы образованный сам мог создавать технологии. Не знаю, откуда автор статьи черпал статистику по МВА, но, как мне представляется, он больше пересказывает слухи, чем разбирается в предмете, под названием МВА. Эрзацы, в большинстве своем представленные на просторах России под названием МВА, и реальные МВА – это большая разница.2- «[I]Примеры же наиболее успешных западных компаний (таких как Google и Semco SA) говорят, что в настоящие лидеры выбиваются только те, кто способен сломать стереотипы и выйти за общепризнанные пределы. Словом, практическая польза знаний, полученных при обучении на степень МВА, подчас вызывает сомнения[/I].» - реальные Школы, обладающие программами МВА как раз и учат ломать стереотипы и выходить из «матриц» общепринятого. Здесь – снова незнание предмета!3- «[I]грамотный менеджер – это прежде всего практик, человек, способный интуитивно реагировать на малейшие изменения окружающей его бизнес-среды, а также аккумулировать в себе знания для контроля над ситуацией, не фокусируя при этом внимание на одной функции или сфере[/I].» - в целом можно было бы согласиться с данным суждением, если бы профессионализм (основанный в том числе и на профессиональных знаниях) и интуиция (как проявление этих профессиональных знаний (прошу не путать с «божественным озарением»)) не противопоставлялись. 4- «[I]А собственник бизнеса или генеральный директор компании должен быть универсалом по определению! Он должен уметь поймать волну, разглядеть потребности на стадии зарождения и при этом четко понимать все плюсы и минусы того или иного тренда, чувствовать неписанные законы бизнеса. Поэтому первому лицу компании категорически противопоказана, даже губительна профессиональная «заточенность» под какой-либо узкоспециализированный сектор или же специализацию[/I]» - браво!!! Цитировать профессиональные требования к выпускнику МВА и одновременно публично «опускать на уровень плинтуса» программу реального МВА – на такое нужна смелость! Или - глупость!? :cry: 5- «[I]Но как же… стать лидером?.. Ответ прост. Понять это можно только на конкретном примере. Поэтому все более популярными становятся программы, в основе которых лежат практики и стажировки у лидеров бизнеса – людей, добившихся успеха своими силами[/I]» - реклама смешанная, пардон, с глупостью. Если у человека не сложилась система стратегического мышления, то «стажировки у лидеров бизнеса» будут напоминать процесс «научения тупоголовых» – «залить» информацию, которая никогда не пригодится, срубить денег и отправить домой в ощущении счастья. Хочу заметить, что, в отличие от реального бизнес-образования, перенять опыт одного лидера – это получить одну точку зрения на то, [B]как были [/B]сделаны деньги. Только [B]как делать деньги в будущем все равно никто не скажет[/B]!6- «[I]Надо сказать, что при прочих равных условиях выпускник МВА будет оттачивать свои знания, тренируясь на чужой компании… классические МВА все еще мыслят в рамках конкретных регионов[/I]…» - повторюсь – простое незнание реального процесса подготовки руководителей стратегического уровня, основанное, скорее всего, либо на домыслах, либо на участии в эрзац-программах, либо на желании «возвысить» свою точку зрения. [B]Примитивизм[/B]!7- «[I]Для того чтобы стать первым среди лучших, нужно перенимать опыт первопроходцев, лидеров и грамотно применять его для собственного движения вперед[/I]…» - противоречие самому себе: сначала подвергнуть «критике» программы МВА (за их желание обучать на опыте «первопроходцев»), а затем то же самое предложить свое. Понятно же, свое – оно и ярче, и теплее, и душистее…

Менеджер, Санкт-Петербург

Не мне это писать, а нашим экспертам. Ну, нет их здесь, поэтому, если кого-то мой задорный вид напрягает - потерпите. Я хочу лишь сказать, что мы, как ПРАКТИКИ изменений, придерживаемся не самой популярной линии, согласно которой Лидерство - это диагноз http://www.markus.spb.ru/directoru/lider1.shtml Я не знаю, как сообщить подробности, чтобы это не сочли рекламой, но попробую...Мы выявляем врожденное, показываем человеку его как в зеркале (не все узнают), кого башню на тренингах подвинули ''ты -лидер, Вася'' - возвращаем в корпоративную семью. Я не знаю, на что больше уходит усилий: на то, чтобы работать с лидерством в компаниях и с персонами, или на то, чтобы успевать гасить пену, которой вокруг темы лидерства очень много. Показывать обратные стороны лидерской натуры вообще неблагодарное дело (вот пример http://www.markus.spb.ru/blog/lidershz.shtml). Простите, что я так часто упоминаю один и тот же сайт, просто это единственное место, где размещены некоторые материалы по лидерству, поясняющие ''нашу платформу''.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

В целом осталось непонятно, какие же шаги надо предпринять снизу, чтобы стать лидером. Закончить МВА, а затем несколько лет проработать под началом харизматичного шефа? :)
И каким образом предлагается продать идею наставничества своему руководству? И как можно найти свои сильные стороны и развивать их (нежели пытаться скопировать успешную модель поведения, ведь костюмчик может и не подойти)?

Кирилл Бурнусуз Кирилл Бурнусуз Председатель совета директоров, Москва
Ага, как два пальца... об асфальт... ;)))))) А вот что говорят и пишут эксперты, например, Робб Гоффи и Гэрет Джонс (профессора London Business School): Хочу ли я этого? Уверен ли я ''до того как'', что стану лидером? «Спрос на подлинное лидерство есть, и он растет. Подлинное лидерство стало самым ценным из организационных и личных активов», - пишут Гоффи и Джонс. Но чтобы стать лидером нужно выполнить одно необходимое условие - этого нужно очень хотеть. Многие талантливые люди не хотят брать на себя риск и ответственность, связанные с лидерством. Они предпочитают уделять больше времени личной жизни, а не работе. Если же лидерство - это ваше, и вы готовы приложить немало усилий, чтобы стать эффективным лидером, будьте готовы ежедневно отвечать на вопрос, «Почему люди должны следовать за вами?'' ЗЫ. Описанный в статье ''путь'' лишь малая толика того, как стать лидером; больше, как стать хорошим менеджером... :|
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ИБДА РАНХиГС возглавил индекс популярности среди бизнес-школ России

Индекс составляется по ряду показателей, среди которых уникальные просмотры страниц бизнес-школ, новостей и анонсов, количество переходов на сайты вузов.

Зарплата выпускников IT-курсов растет в среднем на 50% после обучения

При этом каждый третий айтишник трудоустраивается во время учебы.

Исследование RAEX: как абитуриенты выбирают вуз

Выяснилось, что рейтинги влияют на выбор абитуриентов больше, чем мнение родителей.

В России впервые составили справочник корпоративных университетов

В пуле участников исследования представлены 43 корпоративных университета крупнейших российских компаний и субъектов федерации.

Дискуссии
Mini dsc 0050 3 sq 2
Сергей Средний
Забейте тогда.А я научился, понял и оценил концепцию. И просто кайфую от качества ресурса и возм...
Все дискуссии
HR-новости
Самые странные корпоративные правила: итоги опроса россиян

Общий поход на обед отделом, пение корпоративного гимна и кормление животных в офисе – попали в топ странных офисных правил и традиций.

Россияне назвали самые престижные и доходные профессии

В лидерах – работники сферы IT и государственные служащие. 

Владелец «Л’Этуаль» полностью выкупил сеть магазинов косметики «Подружка»

В России работает 287 магазинов сети «Подружка».

Стать предпринимателем пробовал каждый третий в мире

Доля заинтересованных в развитии своего бизнеса выше в странах Латинской Америки и в Индии, ниже — в Японии, Нидерландах, Бельгии, Швеции.