Не MBA единым жив менеджер

Для многих менеджеров степень MBA по-прежнему остается синонимом бизнес-образования как такового. Однако такая точка зрения могла быть справедливой разве что несколько десятилетий назад, когда, помимо MBA, предназначенной для практических менеджеров, существовала только степень PhD («доктор философии») в бизнесе для подготовки к научной или преподавательской карьере. В те времена все было просто: если хочешь делать карьеру в менеджменте, получаешь MBA, а если хочешь сам преподавать в бизнес-школе, идешь в аспирантуру для получения PhD.

Сейчас схема, согласно которой человек учился только до определенного возраста, а затем непрерывно работал, следуя раз и навсегда выбранной карьерной траектории, становится катастрофически несовременной. В деловой жизни все больше утверждается парадигма непрерывного обучения. В соответствии с этой парадигмой, менеджер учится и меняется постоянно, и MBA – вовсе не предел профессионального образования. Соответственно, появляются программы, которые на академической лестнице располагаются «выше» MBA, но сохраняют при этом практическую направленность. Для таких программ в США в последние годы появилась специальная степень Doctor of Business Administration. Наряду с этой новой степенью по прежнему существует и традиционная программа Doctor of Philosophy in Business (в России этой ученой степени соответствуют титулы кандидата или доктора наук), больше ориентированная на академическую деятельность. Наконец, некоторое время назад появились программы Executive MBA, само название которой говорит о том, что она предназначена для менеджеров, уже сделавших профессиональную карьеру.

Итак, в настоящее время существуют три продвинутые (advanced) программы: одна академическая (PhD in Business), одна ориентированная на практических менеджеров высокого уровня (Executive MBA), и одна, пытающаяся сочетать в себе академическую строгость первой и практическую направленность второй. Ниже мы рассмотрим сравнительные особенности этих программ и степень их присутствия на российском образовательном рынке.

PhD и DBA

Программы PhD in Business предоставляется в большинстве американских и европейских бизнес-школ. Предназначены они для людей, обычно уже имеющих некоторый практический опыт в менеджменте, но предпочитающих карьеру профессионального преподавателя и бизнес-теоретика. Для поступления в аспирантуру не обязательно наличие MBA или какого-либо другого формального бизнес образования, однако предпочтение отдается кандидатам, уже продемонстрировавшим способности и желание проводить исследовательскую работу в бизнесе. При этом хорошее знание экономики и математики существенно повышает шансы абитуриента на поступление. У претендентов из России есть не такие уж плохие шансы на поступление: в США и Европе иностранцы при приеме имеют даже некоторое преимущество. Более половины аспирантов престижных европейских и американских школ приезжают учиться из-за рубежа.

Надо сказать, что, хотя большинство преподавателей западных бизнес школ имеют PhD в бизнесе, это требование ни в коем случае не является обязательным. Значительная часть профессоров даже самых престижных школ является носителями PhD в какой-нибудь другой области, например, в экономике, а иногда и в психологии и антропологии. В последнее время число таких преподавателей увеличивается, поскольку западные, особенно европейские школы, сделали ставку на привлечение профессоров из разных стран мира (diversity).Эти страны далеко не всегда имеют институциализованную традицию PhD в бизнесе, поэтому школам приходится шире открывать двери для профессоров с небизнесовым PhD (хотя само по себе наличие степени PhD по-прежнему считается необходимым).

Продолжительность PhD программы в США обычно составляет от 2 до 5 лет. В конце программы аспирант должен написать диссертацию по выбранной теме. Это вполне самостоятельное научное исследование, на подготовку которого обычно уходит не менее года. Для тех, кто целенаправленно стремится делать академическую карьеру на Западе, лучше всего поступить в аспирантуру именно в престижной западной бизнес-школе. Хотя конкурс на поступление обычно высок, возможностей для получения финансовой помощи от школы на PhD гораздо больше, чем на программе MBA. Обычно школа старается выделить деньги (в виде стипендии или заработной платы за работу при университете) на оплату обучения и расходов на проживание всем перспективным кандидатам, которые не могут профинансировать учебу из собственных средств. Университеты как центры науки заинтересованы в привлечении талантливых аспирантов не меньше, чем талантливых профессоров. Кроме того, аспирантура не сулит немедленных материальных выгод, поэтому школы в большей степени готовы доплачивать за обучение аспирантов из своих средств.

В отличие от “PhD в бизнесе”, звание «Doctor of Business Administration» (DBA) предназначена не для теоретиков, а для практиков. Именно поэтому многие сомневаются в жизнеспособности новой степени. Действительно, не слишком ли она теоретизирована для практических менеджеров? По мнению Владимира Колчанова, проректора Санкт-Петербургского Международного Института Менеджмента, DBA, в отличие от MBA, включает довольно много теории и требует от учащегося высокой степени систематизации. Нужно ли все это менеджеру, который не планирует превращаться в профессионального ученого? Если речь идет о дополнительном образовании, то для уже состоявшегося профессионала вполне достаточной может оказаться Executive MBA. В отличие от обычной MBA, программы Executive MBA более интенсивны и не требуют перерыва в работе. В них все рассчитано на опытного менеджера, желающего получить недостающие знания и навыки для управления предприятием.

В программе DBA все это, разумеется, тоже есть. Но есть в ней и элементы, которые могут показаться многим практикам лишними. Например, диссертационная работа на степень DBA – это вполне серьезное самостоятельное исследование. Разумеется, требования к качеству этой работы ниже, чем к настоящей «докторской» диссертации на PhD. Тем не менее, они все же довольно высоки. В то же время, если человек стремится к продолжению академической карьеры, он, естественно, предпочтет более фундаментальную программу PhD. Поэтому, есть опасность, что DBA просто «повиснет в воздухе» между MBA и PhD.

Однако сторонники DBA утверждают, что ее целевая аудитория вполне четко определена. Дело в том, что новая степень предназначена для практических менеджеров, у которых уже имеется степень MBA. Таким образом, ее целевая аудитория практически пересекается ни с аудиторией Executive MBA (рассчитанной на менеджеров без формального бизнес-образования), ни с аудиторией потенциальных студентов PhD (планирующих не менеджерскую, а академическую карьеру). Продолжительность программы составляет обычно два года, что не является неприемлемым для большинства работающих управленцев. Наконец, менеджеров, которые уже имеют степень MBA, становится все больше, и встает вопрос о том, куда они могут пойти учиться в соответствии с парадигмой непрерывного обучения. Татьяна Шурминова, менеджер программы Executive MBA Высшей школы Менеджмента при Высшей Школе Экономики, одной из первых в России предложивших собственную программу DBA, считает, что у степени DBA хорошие перспективы в нашей стране. Насколько эти прогнозы обоснованны, покажет время, однако можно надеяться, что не-эмбиэйные программы бизнес-обучения, которые давно существуют на Западе, будут все больше появляться и у нас.

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.