Негосударственные начинают и выигрывают

У сферы дополнительного профессионального образования есть два тренда, закладывающих фундамент для длительного и стабильного роста.

Первый связан с новым явлением – обучением длиной в жизнь (life long learning). В современном мире уже нельзя просто так взять отучиться один раз в жизни по специальности и на этом остановиться. Скорость изменения технологий, возникновение новых специальностей, находящихся на стыке дисциплин, востребованность универсальных профессионалов, сочетающих в себе знания из разных сфер, формируют потребность в постоянном приобретении новых навыков.

Второй тренд связан с низким качеством вузовского образования. Несколько месяцев назад Министерство труда РФ выявило, что 72% выпускников приходится доучивать на рабочем месте, причем каждому четвертому такому выпускнику работодатель оплачивает дополнительное обучение.

«Корочки» или знания?

Впрочем, далеко не все работодатели сегодня понимают, насколько знания и умения будущего сотрудника важнее диплома, который он получил в высшем учебном заведении. Если руководитель отправляет работника получать дополнительное образование, у сотрудника, как правило, мотивация направлена именно на получение свидетельства о получении этого образования, а не на получение самих знаний. Ведь ему нужно отчитаться перед работодателем в выполнении рабочей задачи, а как он будет выполнять дальше свои обязанности, не всегда играет большую роль.

По сути, бизнес несет дополнительные издержки из-за того, что сфера высшего образования плохо выполняет возложенную функцию – готовить специалистов к рынку труда. И представители Минтруда, и ректор Российского экономического университета им.Плеханова отмечают недостаточную координацию между государством, бизнесом и образованием. Хотя, возможно, именно в излишних попытках координировать, стандартизировать и управлять лежат эти проблемы.

Помимо этих двух трендов у компаний, работающих в сфере профессионального образования есть несколько особенностей, помогающих предоставлять более качественные услуги.

Обратная связь: где она есть, а где – нет

Во-первых, ориентированность на клиента. Удовлетворение потребностей клиента – главная цель дополнительного образования. На рынке дополнительного профессионального образования сформировались классические рыночные отношения, в этом состоит очень серьезное отличие негосударственных компаний от государственных вузов. Так, например, если человеку не нравится результат или процесс обучения, то он может потребовать вернуть деньги и отказаться от получения услуги. В результате организаторам обучения важна постоянная обратная связь. У школ дополнительного обучения удовлетворение спроса клиента является единственной причиной, почему эта организация может существовать. Здесь нет таких стимулов как отсрочка от армии, «получение корочки» и «без высшего образования тебя никуда не возьмут».

Человек, решивший освоить новую для себя профессию, на большинстве курсов может сам выбрать формат обучения – онлайн или офлайн. Таким образом, получить доступ к образовательным программам можно из любого уголка мира, и даже если слушателю не хочется затрачивать время на долгую дорогу, есть возможность прослушать лекцию с рабочего места или из дома. На качество предоставляемого образования это не повлияет.

Помимо этого, большинство соискателей, которые приходят получать дополнительное образование, заранее знают, что именно им требуется. Ввиду этого, компании позволяют изучить именно те дисциплины, которые «студент» посчитает нужными.

Инновации – это не планшеты

В государственном секторе понятие инноваций в образовании обычно предполагает простое использование современных технологий в учебном процессе. Например, раздачу обучающимся планшетов, обеспечение школ интернетом и т. д. Но чего по-настоящему не хватает образованию, это новых методик и форматов обучения. Компании, находящиеся на рынке профессионального образования, конкурируют между собой в том числе и по этим параметрам.

Как пример инноваций в области методик: одна из компаний, занимающаяся обучением в области маркетинга и рекламы, накопила внутри себя большую коллекцию различных методик, использующихся для планирования занятий, и создала отдельный сервис, который может попробовать любой желающий. Благодаря ему можно собрать из кубиков занятие, которое будет одновременно интересным, а также полезным с точки зрения эффективности усвоения материала.

Форматы обучения тоже претерпевают изменения. Например, логично, что взрослый человек не может позволить себе несколько лет получать новую профессию, которая к концу обучения может уже снова видоизмениться. Это приводит к тому, что компании на этом рынке вынуждены упаковывать программы так, чтобы в максимально короткие сроки дать человеку достаточный набор знаний и навыков для входа в новую область. Так зародился формат буткэмпов.

Несколько лет или несколько месяцев?

Boot Сamp дословно переводится, как «сапожный лагерь», изначально такой формат использовался для более интенсивной подготовки солдат. Вместо положенных нескольких лет, обучение занимало всего несколько месяцев. Сегодня буткэмпы достаточно популярны по всему миру. Различные бизнес-школы выстраивают принципы работы со студентами именно так, чтобы это было похоже на лагерь по интенсивной подготовке будущих специалистов.

Особенное распространение данный формат получил среди программ в области IT. Например, один из лидеров американского рынка, компания Galvanize, предлагает 3- и 6-месячные фуллтайм программы в области Data Science и веб-разработки соответственно. Их конкурент, General Assembly, предлагает примерно такой же длительности программы как фуллтайм, так и с возможностью совмещать обучение с работой. Подобный формат изначально опять же заставляет задумываться об эффективном обучении и использовании современных методик, иначе в такой короткий срок не удастся упаковать весь необходимый контент.

Интересным фактом является то, что после окончания буткэмпа специалист зачастую не только не уступает выпускнику вуза по уровню подготовки, но и опережает его, так как гораздо быстрее преодолевают разрыв между теорией и практикой в связи со сжатыми сроками обучения. Многие работодатели, особенно из западных компаний, крайне охотно принимают на работу специалистов, которые прошли «школу буткэмпа».

Госстандарты тормозят образование

В завершение необходимо сказать, наверное, про одну из главных причин, почему вузы не могут конкурировать с рынком дополнительного образования с точки зрения получения знаний. Этой причиной является наличие стандартов министерства образования. Они жестко ограничивают набор дисциплин, которые должны быть включены в ту или иную специальность. Все государственные вузы вынуждены под них подстраиваться, если хотят выдавать диплом государственного образца. Это значительно снижает разнообразие того продукта, который вузы способны производить.

Дополнительное профессиональное образование регулируется не так серьезно. В этом его преимущество.

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Украина

Статья основана на субъективном мнении автора и вводит в заблуждение.

Если (по мнению автора) государственные вузы проигрывают негосударственным, то почему в международном рейтинге вузов есть 18 государственных университетов России и ни одного частного вуза?

Да, государственные вузы у нас имеют много недостатков, но негосударственные еще хуже - на это однозначно указывают международные рейтинги.

Генеральный директор, Турция
Юрий Петров пишет:
почему в международном рейтинге вузов есть 18 государственных университетов России и ни одного частного вуза?

Присоединяюсь к вопросу!

Вообще уже очень сильно раздражают высказанные без доказательств тезисы. Ничего негосударственные вузы не выигрывают. Статья ни о чем.

Редактор, Москва

Уважаемые участники дискуссии, а где Вы увидели утверждение, что государственные вузы проигрывают негосударственным ВУЗАМ? В подзаголовке сказано: "Почему государственные вузы проигрывают частным образовательным компаниям".

Консультант по корп. финансам

В целом что-то правильно, но вот это вообще не в кассу:
У вузов сейчас нормальные учебные планы, если руководитель программы профессиональный.

Этой причиной является наличие стандартов министерства образования. Они жестко ограничивают набор дисциплин, которые должны быть включены в ту или иную специальность.
Генеральный директор, Украина
Андрей Семеркин пишет:
Уважаемые участники дискуссии, а где Вы увидели утверждение, что государственные вузы проигрывают негосударственным ВУЗАМ? В подзаголовке сказано: "Почему государственные вузы проигрывают частным образовательным компаниям".

Автор занимается сравнением, а ведь всегда "сравнивают сравнимое" - вузы с вузами, курсы повышения квалификации с курсами повышения квалификации и т. д.

Если автор пишет, что "государственные вузы проигрывают частным образовательным компаниям", то он сравнивает частные и государственные ВУЗЫ.

В противном случае это манипуляция - нельзя сравнивать ВУЗЫ и, например, курсы обучения.

Редактор, Москва

В тексте идет речь о дополнительом образовании, о чем можно прочитать в первом абзаце: "У сферы дополнительного профессионального образования есть два тренда, закладывающих фундамент для длительного и стабильного роста".

В секторе дополнительного образования работают как государственные вузы, так и негосударственные компании.

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва

Г-н главный редактор,

а что такое "лагерь буткэмпа" (последнее предложение предпоследнего раздела), это Boot Camp Camp, дважды Лагерь системы образования, по аналогии с АвтоВАЗом, который иногда назывался дважды Автомобильным заводом Советского Союза?

PS. С тезисом превосходства частных программ дополнительного образования над государственными я согласен.

Редактор, Москва
Михаил Ободовский пишет:
лагерь буткэмпа

Это, Михаил Юрьевич, сущая ерунда. Стилистическая погрешность. Заменил на "школу".

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

У сферы дополнительного профессионального образования есть два тренда, закладывающих фундамент для длительного и стабильного роста.

  • Первый связан с новым явлением – обучением длиной в жизнь …
  • Второй тренд связан с низким качеством вузовского образования.

Насчет новизны «обучения длиною в жизнь», это – невежество. 50 лет назад 2 академика (математик Митропольский Ю.А и физик Архаров В.И) поговорили с нами-первокурсниками, в формате «установочных лекций». Оба сказали, что главное чему мы должны научиться в университете – это умению учиться самостоятельно; потому что, учиться нам нужно будет всю жизнь. И действительно, каждый НИОКР начинался с одного и того же шага – с изучения литературы. Сначала знакомство с текущим уровнем знаний, а затем выполнение работы путём либо применения прочитанных чужих знаний, либо путём применения созданных своих. Результаты публиковали только в том случае, если они были новыми. А публикация даже самостоятельно полученных результатов, если они уже были кем-то в мире получены-опубликованы раньше, считалась делом позорным для профессионала.

Насчет «низкого качества вузовского образования», это – напраслина. Сначала развалили советскую систему образования, а затем тычут пальцем, что-де «некачественное образование дают наши ВУЗы». Что не так? – А кого обучать в ВУЗах? К примеру, в советские времена, школьные команды СССР мешками привозила медали с международных олимпиад, неизменно занимая там первые места. А в 2015-м команда РФ приехала не то, что без призовых медалей, но не смогла попасть даже в первую десятку в рейтинге команд! А половина участников команды РФ, по личному рейтингу, не смогли попасть даже в первую сотню участников.

.=====================================.

  • … далеко не все работодатели сегодня понимают, насколько знания и умения будущего сотрудника важнее диплома, который он получил в высшем учебном заведении.
  • … у сотрудника, как правило, мотивация направлена именно на получение свидетельства о получении этого образования, а не на получение самих знаний.

Откуда консультанты знают, что понимают работодатели сегодня? Откуда консультанты знают, что у сотрудника куда направлено?

.=====================================.

  • По сути, бизнес несет дополнительные издержки из-за того, что сфера высшего образования плохо выполняет возложенную функцию – готовить специалистов к рынку труда.

Откуда консультанты знают, что несёт бизнес и как ВУЗы выполняют то, что на них возложено? Прежде чем возлагать, надо обеспечить. Почему никто не сравнивает бюджет, к примеру, Новосибирского госуниверситета с бюджетом Массачусетского технологического института? В одной Е-хе-статье, рекламировавшей деятельность председателя наблюдательного совета НГУ (кстати, не ученого а барыги) была приведена фотка НГУ, вид сверху. Фотка, думаю, сделана с 9-го этажа гостиницы Академгородка. Помню, оттуда, в 1970-м, крыша НГУ выглядела лучше. А сейчас она покрыта обычной толью, как мешковиной. Так вот, после этого снимка, я прокатился в гугле возле МТИ. Здание НГУ, по сравнению с зданием МТИ выглядит как барак (правда, не на БАМе, а вблизи Обского моря).

.=====================================.

«Буткэмпы», фуллтаймы?

А не попытки ли это скрыть своё невежество, свой отрыв от практики, иноязычными терминами?

У меня была наработана следующая система быстрого входа в новый раздел знаний:

  • Я просматривал реферативные журналы и выбирал нужные публикации. Пролистывал публикации, до которых смог добраться. Некоторые из них прочитывал. Таким образом, приобретал общее представление о новых знаниях и набирался новых терминов.
  • Вспоминал доступных мне спецов в интересующем меня разделе знаний. За кофе-чаем расспрашивал их об их текущей работе. Похоже, мои вопросы им были интересными. Потому что, после них они охотно рассказывали мне о том разделе знаний, из-за которого я к ним приходил.
  • Еще, особенно после 1993-го года, имея определенное отношение к управлению работами, я имел доступ ко всем ведущим специалистам как в фирмах где работал, так и в фирмах-подрядчиках, фирмах-смежниках, фирмах-заказчиках.

Так что, знания я приобретал достаточно быстро. Но, высшим пилотажем считаю умение применять знания, которыми владеет другой человек. Для этого, надо иметь «метауровень» по отношению к чужим знаниям; и иметь навыки системного подхода.

.=====================================.

… после окончания буткэмпа специалист зачастую не только не уступает выпускнику вуза по уровню подготовки, но и опережает его, так как гораздо быстрее преодолевают разрыв между теорией и практикой в связи со сжатыми сроками обучения.

В буткэмп приходят, насколько я понял, спецы за вторым узкоспециализированным образованием. И хорошо ли спецов с уже сформированными навыками применения новых знаний сравнивать с выпускниками ВУЗов, по сути, вчерашними школьниками, не имеющими опыта практического применения знаний?

.=====================================.

  • ... Все государственные вузы вынуждены под них подстраиваться (под стандарты министерства. В.З), если хотят выдавать диплом государственного образца. Это значительно снижает разнообразие того продукта, который вузы способны производить.
  • Дополнительное профессиональное образование регулируется не так серьезно. В этом его преимущество.

Да, возможно, что программы дополнительного образования государственных ВУЗов необходимо утверждать в министерстве образования. И что в этом плохого? Дипломы-то выдаются государственного образца.

.=====================================.

>>> Многие работодатели, …, крайне охотно принимают на работу специалистов, которые прошли «лагерь буткэмпа».

Ну, я таки сразу и без разбега поверил в эту «латынь».

.=====================================.

Сколько раз уже толковали консультантам: хотите «себя показать» – рассказывайте только своих достижениях; и не очерняйте «всё и вся вокруг». Спец, который действительно работает хорошо, никогда не позирует в белых одеждах на фоне мусорной кучи, нарисованной им самим.

Юрист, Великобритания

Мне тоже представляется, что в статье сравнивается несравнимое. Если уж писать статью, то о том, чем дополнительное образование в государственных ВУЗах хуже / лучше чем в частных. И потом для чего? Для работы в частной компании? Потому как в некоторых профессиях уже заранее есть ограничения на вид диплома (корочки) с которыми этой профессией можно заниматься; квалифицироваться.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.