Что мешает участникам тренинга меняться? Пять внутренних барьеров

Тренинги в организациях чаще всего проводятся для того, чтобы реализовать изменения на уровне навыков, умений, установок, реже – качеств и отношений личности. В ходе тренинга участники приобретают и знания, хотя это не является специфической задачей метода. Другими словами, если наша задача – передать исключительно знания, то тренинг проводить не нужно. Поэтому на программах подготовки тренеров мы много внимания уделяем процессу создания такой среды, которая вызывает желание меняться, переходить в позицию обучающегося, проявлять активность, анализировать свой опыт взаимодействия с другими людьми. Не случайно в формулировках целей тренинга часто звучат такие слова, как совершенствование, улучшение, развитие, освоение, создание, тренировка и т.п.

Однако достижение целей тренинга порой затрудняется вследствие дисфункционального поведения участников. Дисфункциональным поведением мы называем любое, осознанное или неосознанное проявление участника, которое мешает двигаться к целям тренинга. Например, опоздание, болтовня с соседями или нападки на других участников – все это проявления дисфункциональности. Мы намеренно уходим от понятия «сложный участник», так как причин такого поведения может быть множество, и далеко не всегда они связаны со свойствами характера. Дисфункциональное поведение – симптом, а не корневая причина. Понимание причин позволяет тренеру предотвращать нежелательное поведение и увереннее управлять трудными ситуациями. В этой статье мы решили рассмотреть дисфункциональное поведение участников тренинга с точки зрения механизмов психологической защиты.

На тренинге тренер встречается с разнообразными проявлениями психологической защиты: от рационализации: «Я сказал так, потому что он ....» до отрицания: «Я такого вообще не говорил». Последний вариант наблюдается нечасто; были ситуации, когда человек, глядя на себя на экране во время просмотра видеозаписи, говорил: «я так себя в жизни не веду» или (совсем редкий случай): «Это не я». Подобные ситуации порой возникали, когда наших навыков предвосхищения таких ситуаций было еще недостаточно.

Психологическая защита направлена на снижение уровня значимости переживания, которое возникло в ситуации невозможности удовлетворения потребности.

Механизмы психологической защиты предохраняют человека от осознания различных негативных эмоциональных переживаний и помогают сохранить целостность личности. Так как на тренинге мы ставим цели, связанные с изменениями, это усугубляет ситуацию, повышает вероятность включения защитных механизмов у людей, которые не готовы меняться. Тем более что эти механизмы действуют на подсознательном, или даже бессознательном уровне. Человек оказывает сопротивление, но при этом не осознает, почему и что именно он делает.

Людей с негативным отношением к изменениям больше, чем тех, кто приветствует изменения, и, тем более, готовых быть агентами этих изменений. Это ведет к тому, что тренер встречается с проявлениями психологической защиты на тренинге в том или ином ее виде чаще, чем хотелось бы. Ниже описаны виды психологической защиты.

1. Отрицание: информация не воспринимается

Отрицание – информация, которая тревожит, не воспринимается. Участник тренинга в ходе подачи обратной связи не спорит и может показаться, что слушает то, что ему говорят. На самом деле он не воспринимает, точнее, не принимает информацию. Об этом можно судить по невербальным реакциям: интонации, мимике.

На тренинге креативности часто предлагается такое задание: пишется на листе флипчарта 102=100 и далее говорится всегда одна и та же фраза: «В этом выражении надо изменить местоположение одной цифры, после чего мы получим арифметическое равенство». В ходе обсуждения часто возникает одна и та же ситуация: когда решение найдено, тренер подтверждает правильность озвученного кем-то решения, но один из участников говорит о том, что решение некорректное, потому что в задании было сказано «перенести из одной части равенства в другое». И бывают случаи, когда, даже несмотря на заверения остальных участников группы о том, что тренер говорил по-другому, этот участник остается при своем мнении. Это пример того, как мощный стереотип (каждый из нас в школьные годы сотни раз переносит что-то из одной части равенства в другую) ставит барьер на пути получения информации и, не справившись с заданием, участник отрицает неудобную для него информацию, обижается, что его точка зрения не принимается.

2. Рационализация: защита самоуважения

Рационализация – обдуманное объяснение человеком своих поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых снизило бы самоуважение. Как правило, этот вид защиты характерен для людей с более высоким интеллектуальным уровнем. Умный человек всегда может объяснить, почему он именно так (например, пассивно, не проявляя инициативы) вел себя: «хотелось со стороны посмотреть, как ведут себя коллеги; я уже был в подобном задании; не хотел облегчать другим задачу; не мог отключиться от рабочих вопросов» и т.п. За воспринимаемой внешне пассивностью часто стоит боязнь ошибки, желание выглядеть успешным в любой ситуации.

Другой эффект проявления рационализации на тренинге – склонность рассуждать, а не действовать. Вспоминается один участник управленческого тренинга, который после того, как команда получала задачу, стремился втянуть тренера в долгое обсуждение условий, на старте объясняя трудности, связанные с решением задачи, тем самым как бы доказывая невозможность решения.

3. Проекция: перевод своих желаний на других

Проекция – бессознательное приписывание другому человеку собственных чувств, желаний, в которых человек не хочет себе признаться. На тренинге это может приводить к нападкам на других участников или на тренера.

Приведем примеры. В ролевой игре руководитель поручает сотруднику сложное задание. Для наблюдателей очевидно, что сотрудник в ходе диалога вел себя корректно, иногда даже излишне податливо. При этом в ходе обсуждения руководитель, который сам в ходе разговора занял крайне доминирующую позицию, утверждает, что сотрудник вел себя агрессивно, не готов был идти на компромисс.

4. Замещение: перенос действия на недоступный объект

Замещение – перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. На тренинге это, в частности, может появляться в том, что участник, недовольный решением руководителя отправить его на тренинг, начинает нападать на тренера. Или вместо тренера, действия которого приводят к негативным переживаниям, участник принижает коллегу, говоря ему обидные слова.

Вспоминается давний случай середины 1990-х годов – начало двухдневного тренинга для директоров школ, которые рассчитывали провести свои выходные иным образом, чем решил комитет по образованию. Негативная реакция была настолько яркой, что любые действия тренера вызывали сопротивление: «Зачем нам знакомиться, мы и так почти все друг друга знаем», «Вы тоже считаете, что правильно у людей забирать их летние выходные?». Враждебность и гнев, которые опасно выражать по отношению к администрации, были направлены на тренера. В этой ситуации отход от плана был уместен. И когда возможность свободно излить свои эмоции и чувства была предоставлена, участники, спустя час, сами приняли решение: «Ну, раз уж мы все равно здесь, давайте займемся делом».

5. Вытеснение: забывание неприемлемого

Вытеснение (забывание) – то, что неприемлемо для сохранения привлекательного образа «Я»: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, - уходит в бессознательное. Вытеснение лежит в основе действия и других защитных механизмов личности.

Надо учитывать, что это не простое забывание, а именно вытеснение неприятной информации, которая наносит ущерб личности. Например, в обратной связи после ролевой игры прозвучало: «ты не давал сказать другим, продвигал свою точку зрения, спорил, начинал фразу со слова «нет». В то время как всем окружающим очевидно, что именно над этим человеку надо поработать, он сам делает такой вывод: мне надо лучше отстаивать свою точку зрения, приводить понятные аргументы. Таким образом, при вытеснении люди продолжают делать то, что делали и ранее, утверждая себя в тех идеях и поступках, которые приводили к неудачам во взаимоотношениях с другими.

На тренинге для руководителей одна участница попросила разобрать свой случай неудачного руководства молодым сотрудником. Она была поражена тому, что не может вспомнить в деталях ни одной ситуации, описать поведение и эмоции этого сотрудника. Только предложение стать на время ролевой игры этим сотрудником и воспроизвести хотя бы отчасти его действия, помогло восстановить ход событий. Нежелательная информация действительно была вытеснена из сознания этой женщины, хотя внешне это выглядело как активное противодействие воспоминаниям и самоанализу.

Этот механизм срабатывает и после тренинга. Человек забывает то, что доставляет неудобство. И продолжает действовать, как привык: «ехать по накатанной колее». Ведь, чтобы начать действовать по-другому, например, после тренинга по тайм-менеджменту, надо признать в себе черты человека, который недостаточно знает свои цели, плывет по течению, идет за обстоятельствами и собственными сиюминутными желаниями.

Это еще одна из причин, по которой тренинг как изолированное мероприятие не так эффективен, как часть процесса обучения, включающего PRE-WORK и пост-тренинговые мероприятия. На пост-тренинге мы можем побудить человека провести ревизию сделанного после тренинга, ответить самому себе на вопрос, как были применены знания и навыки, полученные во время тренинга.

На группах личностного роста и в ходе групповой психотерапии ведущий работает с сопротивлением (психологической защитой), выстроенный процесс помогает отреагировать на напряжение, осознать сопротивление, вскрыть внутриличностный конфликт. Такого рода работа предполагает особые отношения и контракт между ведущим и участниками групп.

Решающее правило на тренинге – не разрушать психологическую защиту участника, а помочь человеку принять неудобную для него информацию, повысив его готовность увидеть мир и себя в мире с разных сторон. Если мы создаем такие условия, которые повышают возможность проникновения важной информации через барьеры психологической защиты, то это как раз то, что участник потом может назвать инсайтом, проникновением в суть. Задача тренера – создать такую среду, когда участники будут открыты для инсайтов.

Психологическую защиту, как любое системное свойство, нельзя удалить. Ее можно перестроить, сделать более адекватной, позволяющей развивать отношения с миром в сторону большей гармонии и удовлетворенности бытием. В клинической психологии защита часто рассматривается как источник неадекватного поведения человека, поэтому некоторые методы психотерапии предполагают разрушение защиты. Разрушающее воздействие на психологическую защиту оказывает тотальная негативная обратная связь, в некоторых личностных тренингах это используется как особый прием. Мы против того, чтобы на бизнес-тренингах, даже если они имеют личностную составляющую (тренинг креативности, тренинг уверенности), прибегать к подобным способам. Тренер должен помнить о том, что группа – мощный инструмент воздействия. Умея управлять группой, несложно вовлечь группу в процесс тотальной критики и разрушить защиту, которая помогает как-то справляться с трудностями жизни. Мы за то, чтобы уважать выбор человека, пусть даже не всегда осознанный, уважать его право сохранить защиту или, осознав ее проявления, изменить отношение к ситуации и к своему поведению.

Тренеры, ведущие бизнес-тренинги, могут пойти по одному из двух путей:

1) в случае возникновения психологической защиты использовать обходные маневры;

2) предвосхищать возникновение психологической защиты.

Оба варианта позволяют снизить влияние защиты – необходимое условие для запуска изменений.

При участии Нины Хрящевой, директора «Института Тренинга», эксперта «Институт Тренинга – АРБ Про»

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Павел Кузовников
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Или тренинг даёт именно то, что нужно его участникам или, ничего не поможет.

Коня нельзя напоить, если он не хочет...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Бизнес-школа АМИ запустила Executive MBA в Казахстане

Казахстанские предприниматели получат бизнес-образование в петербургской школе.

Студенты ВШЭ и «Яндекса» выиграли международную олимпиаду по программированию

Олимпиада ICPC – одно из крупнейших и наиболее престижных соревнований по программированию в мире.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.

Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Cпрос на специалистов в сфере производства вырос почти в 2 раза

Средние предлагаемые зарплаты в производстве выросли на 16% в I квартале по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.