Как меняются программы MBA и EMBA в условиях кризиса

В периоды кризиса и неопределенности падает спрос на бизнес-образование по вполне понятным причинам, но при этом многие понимают, что именно в это время потребность в наращивании своего потенциала существенно возрастает. Поэтому, с большой остротой встает вопрос: какое образование сейчас действительно необходимо?

У менеджеров и руководителей обостряется проблема выбора способа обучения, места обучения, выбора программы. С одной стороны, есть желание получить глубокие знания и существенно повысить свой потенциал и свой статус. Многие годы именно программы МВА и Executive МВА (ЕМВА) безоговорочно рассматривались как лучший способ достижения этих целей.

С другой стороны, в последнее время произошло снижение ореола статусности выпускника традиционной МВА, даже элитные бизнес школы фиксируют некоторое снижение спроса на МВА. Также для многих абитуриентов негативным фактором является долгий срок обучения – два года.

При нарастающей быстроте изменений и нарастании неопределенности, существует потребность получать результаты в более короткие сроки. Это подвигает часть желающих получить бизнес-образование искать альтернативу в более краткосрочных программах, в том числе, в онлайн-курсах. При этом, есть понимание у большинства абитуриентов, что с помощью таких программ весьма проблематично достичь такой же глубины знаний, как в МВА, а самое важное, не происходит той ментальной трансформации, которая случается со слушателем полноформатной МВА хорошего уровня, дающей толчок в развитии и в карьере.

Понимая эти проблемы, некоторые ведущие зарубежные и российские бизнес школы взяли курс на проектную ориентацию программ МВА. Более того, в последние годы все чаще говорят о гибкой системе работы над проектами, которая позволяет получать результат, апробацию и обратную связь в короткие сроки, что позволяет реализовать выгоды краткосрочных программ, сохраняя при этом преимущества большого МВА.

Стала популярной так называемая Agile-методология работы над проектами, которая подразумевает, что работа над проектом состоит из ряда коротких циклов, называемых спринтами, которые завершаются решением реальной бизнес-задачи с получением обратной связи. Это дает возможность опробовать новые бизнес-идеи, стратегии и инструменты в тестовом режиме во время обучения. В связи с этим вошли в употребление такие термины как «песочница» и «полигон».

Весьма приятно констатировать, что современные тренды в проектной ориентации программ МВА сильно перекликаются с динамикой и результатами многолетней эволюции системы работы над проектами МВА Финансы в Высшей школе финансов и менеджмента РАНХиГС. С момента своего рождения в 2000 году программа «МВА Финансы» в ВШФМ была объявлена как проектно-ориентированная. С тех пор накоплен огромный опыт – «сын ошибок трудных».

С 2005 года открыта программа Executive МВА (ЕМВА) «Стратегические финансы», которая также определена как проектно-ориентированная. Программа ЕМВА отличается от МВА по составу слушателей, основу которых составляют топ-менеджеры и собственники бизнеса, режимом обучения и большим чем в МВА акцентом на дисциплины стратегического и дженералистского направления. Это создает определенную специфику работы над проектами ЕМВА, но принципы, подходы и базовые алгоритмы работы над проектами едины, поэтому все о чем в статье написано ниже про работу над проектами МВА в полной мере относится и к проектной работе на программе ЕМВА. 

Основой системы работы над проектами МВА в ВШФМ все годы были и сегодня остаются следующие базовые положения:

  • Под проектом МВА мы понимаем квалификационную работу, в основе которой реальное решение бизнес задачи по созданию новой ценности посредством стратегических преобразований в действующей компании или в результате создания нового бизнеса.
  • Цель проекта – формирование у слушателей компетенций разрабатывать, системно обосновывать и адаптировать ценностно-ориентированные управленческие решения.
  • Проект МВА – важнейший результат обучения, в котором находит отражение активное применение полученных знаний для решения комплексных, стратегически значимых задач бизнеса во всей сложности и полноте.
  • Разработка проекта – ключевой процесс обучения на программе МВА, так как построение учебных дисциплин и поэтапная работа над проектом объединены в единую систему, включающую в себя разработку и защиту мини-проектов, которые выступают составными частями будущего проекта МВА.
  • Практикуется групповая работа над проектами, при этом обычно один из членов группы непосредственно работает в компании, для которой разрабатывается проект
  • Консультируют разработку проектов группа из профессорско-преподавательского состава и привлеченных экспертов. Поэтому, по своей сути, проект МВА есть консалтинговый проект.

Недавно было принята новая редакция Положения о Проекте МВА в ВШФМ, в которой нашли отражение как базовые положения, отработанные годами, так и новая практика, и новые тенденции развития.

В последние годы развитие проектной работы в Школе идет по двум основным направлениям:

  1. Рост уровня обоснованности проектных решений в условиях новых вызовов и неопределенности внешней среды.
  2. Повышение гибкости и адаптивности самого процесса поэтапной работы над проектами

Относительно первого направления можно отметить, что все годы сильной стороной проектов МВА в ВШФМ была и остается глубокая проработка финансовых аспектов проекта, которая базируется на уникальной методологии и алгоритмах финансовой диагностики, моделирования и оценки ценностно-ориентированных инвестиционных и финансовых решений, анализа и моделирования рисков, оценки реальных опционов и других современных финансовых технологиях.

За последние пять лет проекты МВА получили мощное приращение за счет повышения уровня нефинансовой части проекта. Глубина и прикладная ценность выводов по стратегического анализу, организационной диагностике, маркетинговой политике существенно возросла за счет внедрения большого количества метрик и моделей количественного анализа. Это позволило на более глубоком и системном уровне органически связывать результаты такого анализа с факторным анализом рисков и финансовым моделированием вариантов развития компании или проекта. Таким образом, существенно повысилась обоснованность разрабатываемых стратегий и проектных решений, их устойчивость к внешним шокам.

Второе направление развития системы работы над проектами МВА связано с возрастанием роли и значения работы с мини-проектами как составной частью проекта МВА.

То, что в западных бизнес-школах в их Agile методологии называется Sprint, у нас называлось и называется мини-проект. Каждый мини-проект содержит в себе основные элементы большого проекта. Большой проект логически строится также, как и малые проекты.

В чем же смысл и значимость все большего дробления проектной работы на мини-проекты, и почему развитие гибкой системы разработки мини-проектов приобретает решающее значение в повышении конкурентоспособности программы МВА?

Гибкий порядок работы над проектами дает возможность в условиях нарастающей неопределенности внешней среды генерировать идеи и гипотезы в большем масштабе, моделировать внешнюю среду, имитировать внешние шоки и риски, формировать алгоритмы действий с коротким циклом обратных связей и, таким образом, способствовать адаптации своего бизнеса и своей деятельности к новым вызовам. Происходит решение реальных задач в безопасном окружении, с поддержкой коллег по обучению и преподавателей-консультантов. С каждым годом все большая часть мини-проектов заканчивается решенной бизнес-задачей (реальным продуктом) с апробацией в реальных условиях.

Учебный процесс структурируется под работу над мини-проектами (спринтами) и все это выстраивается в единую цепочку работы над проектом МВА с циклами обратной связи («итерациями» в терминологии Agile).

В процессе разработки, тестирования, игровой имитации, практической адаптации мини-проектов слушатели приобретают способность видеть, измерять и системно связывать разрозненные факты в целостную картину ситуации и вырабатывать алгоритмы действий. Это означает, что постепенно вместо традиционного порядка обучения, когда сначала приобретаются знания, а потом следует их апробация на практике, наоборот, происходит движение от проектной работы к знаниям.

Проекты МВА бывают двух типов, существенно различающихся по структуре и содержанию:

  • проект, реализуемый в действующей компании;
  • проект по созданию нового бизнеса, в том числе инновационный стартап.

В процессе проектного обучения слушатели моделируют оба типа проектных задач. Один начинается с бизнес-идеи, в том числе инновационной, и ставится задача под эту идею разработать, обосновать и апробировать бизнес-проект. Второй тип проектной задачи начинается с диагностики ситуации, выявления проблем и через моделирование ситуации к комплексу решений, обеспечивающих рост ценности бизнеса.

Для обоих типов проектов все более значимой становится задача идентификации и ранжирования факторов риска, дополненных количественной оценкой финансовых последствий реализации бизнес идей и управленческих решений, а также моделирование гибких решений, позволяющих использовать неопределенность для реализации новых возможностей.

С каждым годом увеличивается доля новой тематики в проектах: облачные технологии, инновационные стартапы, цифровизация бизнеса, Big Data (большие данные) и т.д. Примечательно, что в проектах в области интернет-технологий быстрее и легче достигается практическая апробация и получение обратной связи.

Еще одна примечательная особенность работы над такими проектами выявилась при работе с выпускниками бакалавриата. И состоит эта особенность в том, что молодые люди без опыта работы оказываются способными разрабатывать и реализовывать весьма интересные проекты в данной области, так как в этой стихии они себя комфортно чувствуют и зачастую не только выдают интересные креативные идеи, но и смелее приступают к их реализации, чем умудренные опытом управленцы.

Следовательно, гибкая методология проектно-ориентированного обучения ценна как для управленцев и предпринимателей с опытом, так и для молодых людей, начинающих свою карьеру или свой бизнес.

В последнее время обострилась дискуссия по поводу онлайн-обучения, особенно в результате пандемии коронавируса. В условиях проектной ориентации программы МВА вопрос внедрять или не внедрять онлайн-обучение и в какой пропорции не актуален. Онлайн-формы органично вплетаются в проектно-ориентированное обучение. Это подтверждает практика текущего года, когда в связи с коронавирусом пришлось срочно всем переходить на онлайн обучение. Если лекции в онлайн формате, особенно в первое время, вызывали определенный дискомфорт у слушателей МВА, то онлайн-сессии проектной работы, по общему мнению всех ее участников, прошли с большим успехом.

Более того, выявилось, что онлайн-формат таит в себе немалые возможности для повышения эффективности работы над проектами, и онлайн-обучение в программах МВА естественным образом будет выстраиваться вокруг проектной работы.

В принципе, можно утверждать, что само обучение на программе МВА – это проект и этим МВА отличается от других программ. В перспективе можно говорить об МВА как о платформе непрерывного проектно-ориентированного образования. Гибкое формирование учебного процесса под проектную деятельность дает возможность развивать разные форматы МВА и отвечать требованиям и потребностям разных целевых сегментов слушателей. Благодаря системе работы над проектами, по завершению обучения, и что немаловажно, в процессе обучения, слушатель МВА получает больше возможностей для адаптации своего бизнеса и своей деятельности к новым вызовам.

Узнать больше о программе MBA Финансы можно на сайте ВШФМ РАНХиГС

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.