Как за 20 лет создать в России управленческую школу-бутик

Чему должна учить бизнес-школа в меняющемся мире? Executive.ru продолжает серию интервью с участниками российского рынка делового образования, начатую осенью 2017 года. На вопросы редакции в этот раз отвечает декан Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Сергей Календжян (на фото).

Знания, конвертированные в проекты

Executive.ru: Чего ждут сегодня абитуриенты вашей бизнес школы от управленческого образования?

Сергей Календжян: Наши слушатели приходят в стены РАНХиГС и ждут очень высокое качество образования. Для слушателей ВШКУ мы систематически проводим мониторинг мотивов поступления на программы бизнес-образования. Сегодня, как и двадцать лет, назад наших слушателей отличает огромное желание достичь успеха. Для этого им нужны дополнительные знания по менеджменту и систематизация уже имеющегося опыта – это один из основных запросов будущих слушателей ВШКУ.

Важная тенденция – за последние годы слушатели больше внимания уделяют межличностным коммуникациям и нетворкингу, наличию сильной ассоциации выпускников. При этом растет требовательность к знаниям, навыкам и возможностям, которые предлагает бизнес-школа.

Учиться на MBA, Executive MBA и DBA ВШКУ приходят руководители из бизнеса и государственного сектора, представляющие различные отрасли экономики. У каждой организации есть своя специфика, свои проблемы и цели развития, однако перед всеми руководителями стоит общая задача: повышать эффективность управления компанией, бизнес-процессами, каждым сотрудником в отдельности и их командами. Зачастую опытные и талантливые руководители, эксперты каждый в своей профессиональной области, жалуются на типичные проблемы менеджмента, с которыми они сталкиваются в повседневной деятельности. Для того, чтобы преодолеть «подводные камни» и выйти на новый уровень развития, им не хватает как раз прикладных навыков и инструментов управления, которыми эффективно пользуются руководители передовых западных и отечественных компаний.

Изучение лучших международных практик менеджмента позволяет быстро идти вперед – развивать карьеру руководителя и открывать собственный бизнес. Один наш бывший студент построил в Костроме на берегу Волги оригинальный семейный мини-отель. Другой – из Смоленской области - увлекался выращиванием и сбором иван-чая. После окончания учебы на МВА он переехал в Москву и открыл в столице сеть магазинов экологически чистой продукции. Среди других проектов наших выпускников – инновационный бизнесы и стартапы, машиностроительные производства, туристические и сервисные компании и многое другое.

Executive.ru: Какие новые мотивы получить MBA появились в последнее время?

С.К.: Среди новых мотивов первое место занимает нетворкинг – возможность устанавливать и поддерживать деловые и социальные связи. Такие мероприятия – нетворкинг-встречи, семинары для малых групп, встречи выпускников – в нашей школе проходят постоянно и пользуются огромной популярностью. Стоит бывшим или нынешним студентам встретиться – они сидят до ночи, обмениваются опытом, обсуждают проекты… Это не просто дружеские встречи – это, в первую очередь, новые возможности для профессионального и личностного роста, для развития карьеры и бизнеса. Учитывая интересы и пожелания наших слушателей, мы проводим встречи не только в Москве, но и в других городах России, и за рубежом, совмещая их с учебными тренингами, мастер-классами и посещением ведущих компаний.

Западные методы, адаптированные к России

Executive.ru: Чем Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС отличается от других бизнес-школ России?

С.К.: ВШКУ создавалась как авторская школа-бутик, с учетом лучших традиций западных бизнес-школ – Harvard, IESE, Schulich – и отечественных лидеров образования и исследований в области управления – РАНХиГС, МГУ, ЦЭМИ РАН. Каждый год растет узнаваемость ВШКУ в рамках крупнейшего образовательного учреждения России РАНХиГС. Мы всегда позиционировали себя как бизнес-школа полного цикла для широкого круга предпринимателей и менеджеров, предлагающая всю линейку образовательных программ – от бакалавриата до программы DBA. У нас устойчивые связи с выпускниками, более 50% слушателей приходят по рекомендации выпускников.

Нас отличает, в первую очередь, специализация в области европейского менеджмента. При этом наши слушатели имеют возможность увидеть, как эта управленческая модель работает на практике. Мы организовываем поездки в ведущие европейские и мировые компании, устраиваем встречи с их представителями. Кроме того, избранные разделы в этом курсе управления ведут лучшие немецкие тренеры.

Еще одна особенность ВШКУ – активная научная и издательская деятельность. За годы работы школы было создано 15 российско-немецкий учебников по европейскому менеджменту и маркетингу, адаптированных к российской среде. Все наши учебные материалы оригинальны и эффективно интегрированы в учебную программу.

Важный отличительный аспект также заключается в том, что наша школа присутствует на всех сегментах образовательного рынка и предлагает все возможные виды программ. В некотором смысле нам удалось претворить в жизнь мечту 25-летней давности – создание бизнес-школы полного цикла. Программа доктор делового администрирования DBA ВШКУ является «жемчужиной» в короне наших бизнес-программ – это единственная программа DBA на постсоветском пространстве, признанная за рубежом.

Executive.ru: Как вы относитесь к скептическим замечаниям, что принципы западного бизнеса в России плохо работают в силу наших социальных, культурных и политических особенностей?

С.К.: Эти замечания несправедливы. Как выглядели американцы или англичане на фоне великих русских благотворителей, меценатов, купцов и промышленников конца XIX – начала XX века? Мы были номером один в мире во многих областях науки и промышленности. Но в результате революции слой этих великих людей, а с ними и культура, были уничтожены.

На данный момент мы находимся на этапе, когда первое поколение предпринимателей передает свой бизнес второму. В Европе, Японии и других странах family business нередко насчитывает уже не одну сотню лет. Этап первоначального накопления уже прошел на Западе. Мы такие же как они, просто по ряду обстоятельств объективно отстаем на некоторое количество лет. При этом у нас появляются благотворители, общественные деятели, грамотные предприниматели. И лучшее, безусловно, впереди.

У нас накоплен существенный опыт по трансформации культуры менеджмента, основанной на делегировании полномочий в Российской компании.

Executive.ru: Что у российских бизнес-школ сегодня получается делать лучше, чем у западных?

С.К.: «Думай глобально, действуй локально» – это лозунг очень подходит нашему времени. Российская экономика достаточно замкнутая, и правила ведения бизнеса отличаются от западных. Часто люди, получившие образование за рубежом, не могут найти себя в России. Когда мы же внедряем европейский менеджмент здесь, то осуществляем его трансформацию и адаптацию к российской действительности через изучение колоссального опыта наших слушателей и отечественных кейсов. Таким образом, адаптация европейских знаний к нашим реалиям происходит естественным образом.

Мягкий менеджмент и не только

Executive.ru: Какие главные акценты в образовательном контенте делает школа?

С.К.: Основное отличие ВШКУ – популяризация «мягкого менеджмента». Эта модель была разработана в стенах немецкой Академии экономики и управления AFW, с которой ВШКУ сотрудничает уже 25 лет. Суть данной концепции – замена административно-командного элемента более совершенными технологиями управления. «Мягкому менеджменту» свойственно развитие чувство порядка, основанное на делегировании полномочий и ответственности. В результате бизнес-процессы компании эффективно трансформируются, повышается производительность труда и активно развиваются инновации.

Во всю линейку программ ВШКУ включен модуль «Управление путем делегирования полномочий и ответственности». Эта модель прекрасно прижилась и адаптировалась в отечественной бизнес-среде, а североевропейская культура менеджмента оказалась востребованной со стороны российских слушателей. Уже в процессе обучения слушатели внедряют эту модель в своих компаниях и представляют практически результаты этой работы. Их отзывы и благодарности подтверждают существенную экономическую выгоду от трансформации менеджмента в соответствии с этой моделью. У большинства она превышает затраты на обучение в ВШКУ!

Executive.ru: Какие образовательные форматы вы предлагаете?

С.К.: У нас представлены все виды образовательных программ, при этом нам всегда было важно, чтобы нашим студентам и слушателям было учиться не только полезно, но и удобно.

С момента основания МВА-программ существуют две формы обучения: вечерняя, ориентированная на слушателей из Москвы, и модульная, предназначенная для слушателей из других регионов России и зарубежья. Последняя представляет собой очные сессии в течение двух недель раз в три месяца. Такой формат позволяет учащимся полностью погрузиться в учебный процесс во время сессий и не отрываться надолго от работы.

Со временем в результате анализа рынка и потребностей наших слушателей ВШКУ создала еще один формат обучения – программы выходного дня. Их слушатели обучаются очно по пятницам, субботам и воскресеньям раз в три недели. Интересно, что учиться по выходным оказалось удобно не только москвичам, но и многим слушателям из областей Центральной России: приезжать в столицу на выходные им удобнее и дешевле, чем участвовать в двухнедельных очных сессиях.

Любая из программ ВШКУ – MBA, Executive MBA и DBA поддерживает и модульную форму обучения, и формат выходного дня.

На программах бакалавриата доступна очная форма обучения, на программе магистратуры можно учиться очно – по вечерам в течение недели, а также заочно – по модульной форме обучения или в формате выходного дня.

Каждая из этих программ сделана на уровне самых высоких образовательных стандартов.

Мы интенсивно развиваем программы дистанционного обучения. Сейчас успешно проходят при программы дополнительного образования. Выпускники получают российские и немецкие документы об образовании

DBA: уже 300 выпускников

Executive.ru: В чем особенности программы DBA? Каких целей она помогает достичь руководителям, которые на ней обучаются?

С.К.: Программа DBA в России создана именно в ВШКУ РАНХиГС в соответствии с лучшими мировыми образцами и активно развивается. Более того, именно сейчас наша образовательная система дозрела до понимания необходимости таких программ, позволяющих проводить прикладные научно-исследовательские работы в сфере бизнеса и менеджмента. Мы проводим уже четырнадцатый выпуск DBA, у нас уже более 300 выпускников, сформировался свой круг, опыт, традиции и есть реальные успехи.

Группа на программе DBA составляет 15-20 человек: это топ-менеджеры, успешные предприниматели. В результате возникает активная, динамичная среда. Бизнесмены, выбирающие DBA, стремятся найти людей равных себе, получают возможность обобщить свой практический опыт управления бизнесом, сравнить его с лучшими российскими и мировыми практиками, исследовать закономерности успеха и поделиться своими находками, приемами, идеями.

Форма обучения на DBA – модульная, продолжительность обучения – четыре года. С первого по третий год предлагаются три учебных модуля в год продолжительностью по десять дней. Четвертый год обучения включает подготовку к участию в научной конференции и защите диплома. В свое время, в начале 2000-х, меня усиленно отговаривали от создания такой длинной программы, аргументируя тем, что у успешных людей не будет времени на учебу. Но время показало, что четырехлетний формат более чем обоснован.

Кроме того, наша DBA программа – единственная в России и на постсоветском пространстве программа, аккредитованная международной ассоциацией AMBA (Association of MBAs). Поэтому каждый выпускник вместе с дипломом получает сертификат AMBA, подтверждающий соответствие программы международным требованиям.

Наши выпускники участвуют в международных проектах, семинарах и стажировках. Они могут защищать свои выпускные работы – диссертации DBA - в европейских бизнес- школах и получить соответствующие дипломы.

В ногу со временем

Executive.ru: Какие темы слушатели программ MBA MBA) чаще выбирают для дипломных работ? Какие проблемы для них сегодня наиболее актуальны?

С.К.: Всех выпускников в первую очередь интересует успех их бизнеса. Много дипломов посвящены структуре и стратегии компании, управленческим навыкам, делегированию полномочий, повышению вовлеченности персонала, маркетингу, продажам, финансам, управлению рисками. Люди занимаются реальными вещами, и эффективность во всех аспектах и проявлениях интересует их прежде всего.

Executive.ru: Входят ли в поле внимания школы самые современные технологии? Что вы завтра ответите потенциальным слушателям, если они спросят, есть ли, например, в Высшей школе корпоративного управления РАНХиГС курс по криптовалютам?

С.К.: Обычный профессор такой темой в полной мере может и не владеть, и понятно, почему – это совершенно новые для России аспекты бизнеса. Поэтому для предоставления самой качественной экспертизы мы приглашаем людей номер один на рынке, владеющих полным пониманием всех новых явлений различного характера и проводим открытые семинары с их участием. Цель таких мероприятий – минимизировать риски «горячих голов», неистово желающих быстро обогатиться, в том числе и за счет игр с криптовалютой. Да, она дает такие возможности, но ведь и риски потерь тоже велики.

Интерес к цифровой валюте растет, мы уже провели несколько семинаров, которые пользовались большим успехом, теперь думаем запустить по этой теме отдельную программу.

Executive.ru: Аналогичный вопрос о проектном менеджменте. Насколько велик спрос на знания о гибких методологиях, Agile?

С.К.: В российских компаниях этой темой интересуются очень активно, преподают эту область знания в корпоративных университетах. В настоящее время мы рассматриваем возможность привлечения таких компаний к совместной работе, чтобы на базе их материала и опыта рассказывать об Agile слушателям ВШКУ. В таком формате на настоящий момент это выгоднее, чем создавать отдельную программу в бизнес-школе.

Executive.ru: Насколько активно практикуются занятия в удаленном доступе?

С.К.: ВШКУ одна из первых в России запустила три дистанционные программы. Они как раз раскрывают основные разделы модели евроменеджмента. Эти дистанционные модули интегрированы во все основные продукты школы. Кроме того, в ВШКУ есть очно-дистанционная форма обучения. Слушатели изучают теоретический материал под руководством тьютора в дистанционном формате, отвечают на вопросы и выполняют задания, после чего приходят в аудиторию и могут отрабатывать практические навыки, осваивать новые управленческие компетенции с преподавателем-консультантом, используя полученные знания.

Несколько лет назад такая модель обучения была внедрена в качестве эксперимента на программе MBA в рамках курса «Управление путем делегирования полномочий и ответственности». Полученный результат был положительным, с точки зрения и временных затрат, и эффективности образовательного процесса. Сейчас в таком формате слушатели программ ДПО проходят целый блок дисциплин по европейскому менеджменту и маркетингу, а также курсы зарубежных школ-партнеров.

Зарубежный опыт из первых рук

Executive.ru: Насколько широки и активны контакты с зарубежными партнерами?

С.К.: Исторически ВШКУ создавалась на основе традиций западных бизнес-школ. Наша главная задача – дать нашим студентам и слушателям возможность изучить лучшие зарубежные практики менеджмента и бизнеса. У школы обширная сеть зарубежных партнеров в странах Европы: Германии, Франции, Швейцарии, Испании, а также в США и Канаде.

Вот уже 25 лет ВШКУ сотрудничает с немецкой Академией экономики и управления AFW (Wirtschaftsakademie) – организовываем различные совместные проекты, очные и дистанционные курсы, выездные зарубежные модули в городе Бад Гарцбург. Ежегодно две группы EMBA в октябре и мае выезжают в Германию, где проходят недельную программу обучения «Особенности европейского подхода к мотивации и развитию персонала, самоменеджменту и личностному развитию».

Для выпускников DBA стало традицией ежегодное проведение зарубежного модуля в Швейцарии, где они имеют возможность не только поучиться, но и защитить диссертацию и получить степень DBA Европейского университета (EU) – партнера ВШКУ.

Мы постоянно развиваем сотрудничество с новыми зарубежными партнерами. Сегодня подписаны соглашения о сотрудничестве с Высшей школой Адизеса (США), Школой менеджмента Маастрихта (Нидерланды), Университетом менеджмента Варны (Болгария), Банковской высшей школой бизнеса и финансов (Латвия), Университетом Билефельда (Германия) и другими.

Среди важных новых партнеров ВШКУ один из ведущих голландских образовательных учреждений Бизнес-университет Ниенроде. В 2017 году 28 его студентов прошли недельный учебный модуль в Москве, в РАНХиГС. А осенью 2018 года слушатели нашей программы DBA посетят с ответным визитом Ниенроде.

Другое важное событие 2017 года – подписание соглашения о сотрудничестве по программам магистратуры с испанской бизнес-школой IQS. Это одна из авторитетнейших европейских бизнес школ, имеющая аккредитацию AACSB и высокие позиции в рейтинге Financial Times. Уже в 2018 году проведены переговоры и достигнут ряд предварительных договоренностей с Пизанским университетом и Университетом Боккони (Италия). Это позволит нашим слушателей ознакомиться с лучшими практиками итальянского менеджмента и маркетинга уже в самое ближайшее время.

После MBА: общение не заканчивается

Executive.ru: Какие форматы предлагает школа для повторного обучения выпускников (Post MBA)?

С.К.: Тем, кто прошел первую ступень бизнес-образования – программу MBA, мы можем предложить следующие два уровня программ для управленцев – Executive MBA и DBA.

Тем, кто еще не решил продолжать обучение на программах MBA и Executive MBA, ВШКУ предлагает краткосрочные программы повышения квалификации по интересующей тематике. Учиться можно как очно, так и дистанционно.

Кроме того, у ВШКУ одна из наиболее активных Ассоциаций выпускников.

Executive.ru: Какие форматы нетворкинга практикует Ассоциация выпускников и слушателей ВШКУ? Какие преимущества получают те, кто активно участвует в ее мероприятиях?

С.К.: Ассоциация – это наша гордость! В нее входят наши слушатели, выпускники и преподаватели. Это очень сильная, дружная и душевная организация, которая уже на протяжении многих лет является проверенной и верной опорой школы.

Ассоциация организовывает семинары, круглые столы, стажировки, научные конференции, различные мероприятия по развитию сотрудничества с российскими, иностранными и международными компаниями. Через эту организацию наша школа предоставляет различные виды услуг, направленные на поддержу предпринимательской деятельности выпускников и других заинтересованных лиц.

Ежегодно мы организуем слет-форумы всех членов ассоциации, во время которых проходят актуальные дискуссии с участием ведущих профессоров ВШКУ, бизнес-тренеров и практиков управления. Но самое главное – это живая и теплая атмосфера мероприятий, которая делает их по-настоящему ценными, желанными и популярными. На протяжении 20 лет встречи выпускников в основном проходили в Москве, но в последнее время мы активно развиваем традицию проводить эти мероприятия и в других городах России и стран ЕАЭС, где живут и работают наши слушатели. В прошлом году мы успешно провели Слет-форум в Казахстане, а в этом году планируем сделать его в Армении!

Executive.ru: Каким вы видите российское бизнес-образование еще через 25 лет?

С.К.: Это будет эра цифровой экономики. Наступит эпоха образовательных агрегаторов, полностью независимых от человека, время индивидуального обучения с полным погружением. Преподавателей, наверное, в привычном понимании уже не будет. Ценным будет все, что связано с личной коммуникацией, ведь живое общение к этому моменту станет роскошью. Поэтому элитарные деловые клубы и бизнес-школы, дающие возможность качественного общения, станут особенном ценным ресурсом и дорогим удовольствием.


Бизнес-школа в цифрах
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС основана в 1998 году. Более 3000 выпускников программ MBA и EMBA. Более 300 выпускников программы DBA. Более 6000 слушателей прошли программы профпереподготовки и другие краткосрочные курсы.


В рамках исследовательского проекта, начатого осенью 2017 года, редакция Executive.ru проводит серию интервью с российскими бизнес-школами, опросы выпускников и возможных абитуриентов бизнес-школ. В результате мы планируем получить объемное представление о состоянии спроса и предложения на рынке российского бизнес-образования.

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Токарев
Генеральный директор, Нижний Новгород

В интервью не хватает вопроса и ответа на него: почему за 20 лет управленческого образования практика менеджмента осталась на доперестроечном уровне? Хотя слов нет - образование МВА как бизнес весьма окрепло.

ЗЫ. У меня был один знакомый директор БШ, который мне сообщил, что ему удалось создать бутик управленческого образования. БШ, к слову, закрылась.

Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.