«Если студент не хочет идти в науку, он обязан понимать, как устроен бизнес»

Вы привыкли считать, что MBA – формат для менеджеров, которые уже имеют опыт, и которые хотят вывести карьеру на новый уровень? Ваши представления устарели. В мире есть программы MBA для бакалавров, не имеющих опыта. В 2018 году такая программа стартует в России. Эта программа является альтернативой магистратуре в тех случаях, когда ни сам студент, ни его родители не заинтересованы в магистерском формате. Бывают ли такие случаи? Очень часто, считает декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ, профессор Сергей Филонович (на фото в анонсе).

Executive.ru: Почему для абитуриентов без опыта вы открываете программу MBA, а не магистратуру?

Сергей Филонович: В России, в том числе в Высшей школе экономики, магистратура рассматривается, как академическая программа, которая должна подготовить человека к исследовательской работе. Поэтому в магистратуре изучаются методы исследований, а завершается обучение написанием исследовательской работы. Однако далеко не всегда выпускник магистратуры действительно становится исследователем.

На мой взгляд, в России можно было использовать систему Master of Science и Master of Arts. Первая из этих квалификаций ориентирована на науку, вторая – на практику. Поскольку у нас этого деления нет, мы подготовили программу в формате MBA. Мы исходим из того, что для студентов магистратуры обучение в формате магистратуры очень часто не является приоритетным. В подавляющем большинстве вузов обучение на уровне магистратуры идет по вечерам. Нужно объяснять, почему?

Executive.ru: Потому что студенты уже работают?

С.Ф.: Конечно. При этом не будем себя обманывать: качество дополнительных знаний, которые человек получает за два года в магистратуре, далеко не самое высокое, хотя, конечно, оно зависит от вуза. Очень многие родители высказывают недовольство, наблюдая за учебой детей в магистратуре, за тем, как они готовятся к занятиям и экзаменам. По их мнению, эти два года представляют собой отсрочку выхода на рынок труда, не более того.

Executive.ru: В этой логике магистратура оказывается лишним звеном, и у нее может быть замена?

С.Ф.: Размышления о том, что является целью высшего образования, привели нас с коллегами к ответу: цель высшего образования – создание конкурентоспособной личности. В самом широком смысле этого слова. В условиях возрастающей экономической неопределенности конкурентоспособность определяется широтой знаний, которые приобретает человек.

В Высшей школе экономики уже несколько лет весьма эффективно работает система мэйджоров и майноров (major – основной факультет, minor – дополнительный, – Executive.ru): на втором курсе бакалавриата студент должен выбрать дополнительную специализацию. В течение двух лет – это обязательная практика – все бакалавры Высшей школы экономики учатся «на майнорах» за пределами своих основных факультетов.

Executive.ru: Как далеко второй факультет может находиться от первого? Я имею в виду не географию, а специализацию.

С.Ф.: Как угодно далеко. На такие занятия выделяется один день в неделю. В этот день по основным бакалаврским программам нет занятий ни на одном факультете, все студенты разъезжаются по другим. Наш замысел созвучен этой практике. Есть студенты, которые не склонны к получению ученой степени магистра, они хотят получить что-то практико-ориентированное. Если они имеют «мэйджор», то в качестве «майнора» могут получить бизнес-образование, которое даст возможность совершенствоваться, углубляться, специализироваться в самых разных направлениях. Нам представляется, что это мощное конкурентное преимущество на рынке труда.

Executive.ru: Есть ли в мире прецеденты программ MBA для абитуриентов без опыта?

С.Ф.: Я ориентировался на подобную программу, которая много лет реализуется в Лондонской школе бизнеса. На конференции The European Foundation for Management Development руководитель этой программы рассказывал, что спрос на выпускников довольно высок, потому что их зарплатные ожидания меньше, чем у выпускников обычных программ МВА. При этом уровень теоретической подготовки у слушателей программы, о которой мы говорим, не хуже, в том числе потому что у студентов нет перерыва между вузом и MBA, они привыкли учиться и «по инерции» учатся еще лучше, чем слушатели «взрослой» программы MBA. Кроме того, они проявляют большую открытость новым знаниям на своем первом месте работы. В общем, британские работодатели довольны. Мы хотим попробовать поработать в этом формате.

Executive.ru: Вы обсуждали новый формат с будущими абитуриентами или их родителями?

С.Ф.: Мы обсуждали тему с родителями. Они очень позитивно реагируют на наш новый формат и почти единодушно говорят, что во многих вузах магистратура практически ничего не добавляет к знаниям студентов. Обсуждения с абитуриентами состоятся позже.

Executive.ru: Ваша программа MBA для бакалавров – дневная?

С.Ф.: Да, она будет идти в формате full time и предполагает довольно серьезную нагрузку. Программа, в отличие от магистратуры, будет длиться один год, а не два.

Executive.ru: У нее есть фундаментальные отличия от программы МВА для взрослых?

С.Ф.: Главное отличие ее слушателей состоит в том, что юные выпускники бакалавриата всерьез с бизнесом не соприкасались. Они не понимают, что бизнес имеет множество лиц, что в разных отраслях используются разные бизнес-модели, что разные отрасли развиваются по-разному. Для того, чтобы компенсировать этот недостаток, в нашу программу введен большой объем часов для рассмотрения конкретных отраслей.

Слушатели будут изучать состояние дел в нефтегазовой отрасли, на транспорте, в торговле, медицине… Всего в программе 10 отраслей. На каждую отрасль выделяется 8 часов, занятия по этим предметам будут вести выпускники Высшей школы менеджмента, которые знают свои отрасли от и до. Мы поможем спикерам структурировать их знания и подготовить лекции. Слушатели получат первое представление о разнообразии бизнеса, о том, что происходит в этих 10 отраслях.

Executive.ru: Первое соприкосновение будет теоретическим?

С.Ф.: Да, но вторая особенность программы состоит в том, что в ее учебном плане предусмотрена практика. В обычной вечерней программе МВА нет никакой практики, потому что слушатели приходят на занятия из реального бизнеса, и в практике нет необходимости.

Практика в программе, о которой мы говорим, не имеет ничего общего с так называемой производственной практикой в высшем образовании. Обычно практика студентов вузов выглядит так: студента, приходящего в организацию, ставят к ксероксу, он размножает материалы, выполняет технические поручения, работает курьером и совершенно не получает того, что хотел бы получить. Конечно, есть счастливые исключения, но они редки.

У Высшей школы менеджмента есть много выпускников, способных предложить нечто более интересное. Слушатели программы будут проходить практику в компаниях, которые возглавляют наши выпускники. Или в компаниях, которые принадлежат нашим выпускникам.

Практиканты будут проводить системную диагностику организации на основе специальной теоретической модели, которая будет им преподана. Результат этой системной диагностики будет несомненно интересен компании. Такой подход позволит студентам посмотреть на организацию системным образом, на разные аспекты, на целеполагание, на систему вознаграждения, на структуру, на систему коммуникаций…

Executive.ru: Предполагаете ли вы, что студент пойдет на практику в компанию той отрасли, в которой он планирует работать?

С.Ф.: Это не обязательно. Более того, я всеми силами постараюсь убедить участников программы, что чем шире будет их опыт, тем лучше. В их интересах обращаться к незнакомым отраслям. Я буду стараться донести до слушателей мысль, что в современном мире приобретение опыта может быть и даже должно быть самоцелью, потому что приобретение любого опыта повышает устойчивость человека в условиях неопределенности.

Executive.ru: Любого ли?

С.Ф.: Да. Избыточная прагматизация образования и сводится чаще всего к тому, что человек отказывается от приобретения интеллектуального или практического опыта. Он говорит: «А зачем мне это надо? Мне это никогда не понадобится». Но откуда он знает, что понадобится, а что – нет? Я шесть лет провел со студенческими отрядами в Астраханской области, в результате чего я довольно хорошо знаю сельское хозяйство. Кто бы мог предположить, что этот опыт понадобится мне через 20 лет, когда я стану главой американской компании American Golden Popcorn, и мне придется искать колхоз, который будет выращивать гибрид кукурузы на юге России? Объезжая колхоз за колхозом, я мог на профессиональном уровне судить, какой колхоз обладает нужными технологиями, какой – нет. Прагматизация образования может привести к тому, что человек будет не готов воспользоваться теми возможностями, которые перед ним откроет жизнь.

Executive.ru: Предполагаю, что по таким предметам как финансовый учет, финансовый менеджмент бакалавры находятся в лучшем положении, чем их взрослые коллеги – слушатели программ MBA, потому что бакалавры только что изучали подобные предметы. Как это обстоятельство влияет на контент программы?

С.Ф.: Если говорить о выпускниках бакалавриата по специальности менеджмент – они действительно изучали финансовые дисциплины, но мы будем принимать на программу выпускников любых факультетов, кроме факультета менеджмента. Теоретический объем знаний выпускников этого факультета больше, чем тот объем, который мы планируем дать на новой программе. Мы ждем бакалавров любых других факультетов Высшей школы экономики, например, социологов, экономистов, историков. Впрочем, мы готовы принять на программу и выпускников бакалавриата других вузов.

Например, сейчас очень перспективно такое направление как музейный менеджмент. Если студент получил хорошую подготовку в области истории, если у него был «майнор» по информационным технологиям, то после окончания программы MBA, о которой мы говорим, он становится уникальным специалистом, который может свернуть горы в области музейного менеджмента.

Executive.ru: То есть программа MBA будет интересна тем бакалаврам, которые проявляют интерес к менеджерской, продюсерской, организационной деятельности в рамках своей основной специальности?

С.Ф.: Тем бакалаврам, которые не планируют заниматься исследовательской работой. Если человек хочет быть ученым историком, ему не место на этой программе, он должен идти в магистратуру, а потом в аспирантуру. Точно так же должен поступить тот, кто хочет заниматься математикой или физикой. Если же бакалавр физики хочет заниматься коммерциализацией научных разработок, наша программа сильно укрепит его позиции на рынке труда. Он будет понимать физические принципы работы любого прибора, он будет легко договариваться с исследователями, потому что сможет говорить с ними на одном языке. При этом он будет обладать знаниями в области бизнеса. Я не считаю, что бизнес – специфический вид деятельности. Сейчас бизнес пронизывает весь мир. В этих условиях, если студент не хочет идти в науку, он просто обязан понимать, как устроен бизнес.

Executive.ru: Удастся ли студенту за год составить целостное представление о бизнесе как о системе?

С.Ф.: Для начала я должен заметить, что не нужно идеализировать слушателей «обычной» программы MBA: одни имеют отношение к проблемам корпоративной безопасности, другие – к вопросам маркетинга, третьи ближе к корпоративному управлению и по этой причине они знают, какие волны исходят от совета директоров и как сложно бывает зачастую там уладить дела. При этом вполне возможно, что ни один из них не представляет логику развития бизнеса компании в целом. К примеру, я сомневаюсь, что все слушатели программ MBA, работающие в «Норникеле», могут объяснить, в чем суть конфликта между Владимиром Потаниным и Олегом Дерипаской.

Executive.ru: Да, между ними и Потаниным – большое количество этажей в корпоративной иерархии. Возможно, они лишь частично представляют противоречия между Потаниным и Дерипаской…

С.Ф.: В том-то и дело, что до прихода в бизнес-школу они не наблюдали ситуацию с высоты птичьего полета. Формирование такого видения – одна из задач бизнес-школы. Для человека, обладающего видением, совершенно понятна суть конфликта. Акции «Норникеля» Дерипаске всегда были нужны исключительно для получения дивидендов. С помощью этих дивидендов он гасил гигантские долги своей компании. Поэтому он всегда настаивал на максимальной выплате дивидендов. У Потанина и у менеджмента компании задача другая – развитие компании: техническое перевооружение, природосбережение… Тот, кто был в Норильске, видел, какие усилия компания прилагает в этом направлении. На развитие нужны средства. Поэтому данный конфликт – он даже не из области корпоративного управления. Он иллюстрирует, как конфликтуют интересы людей, обладающих несколькими бизнесами.

Вернемся с уровня акционеров на корпоративный уровень. Если наш выпускник будет знать теоретически, как устроен бизнес, с какими проблемами он может встретиться в корпоративной практике, это поможет ему, когда он начнет работать. Думаю, у него сложится целостная картина. Пусть пока он эмоционально не сопряжен с проблемами, но это не значит, что ему бесполезно рассказывать о существовании проблем. «Предупрежден, значит вооружен».

Executive.ru: На какой позиции предположительно будет работать выпускник этой программы?

С.Ф.: Он начнет с позиций рядового менеджера, но, уверен, что, если человек хорошо учился, и обладает нужной энергией – его карьерный рост будет идти быстрее, чем у его коллег, которые не окончили подобную программу. Какая альтернатива у выпускников бакалавриата, которые не хотят идти в магистратуру? Либо выйти на рынок труда, либо прийти на нашу программу.

Executive.ru: Есть ли в программе модуль, посвященный цифровой экономике, проблемам диджитализации?

С.Ф.: Конечно, курсы на эту тему будут в программе. Со следующего учебного года модули по цифровизации будут во всех программах MBA нашей Школы. Современный маркетинг невозможен без Big Data. Целые области невозможны без искусственного интеллекта и machine learning. Эти явления безусловно должны изучаться в бизнес-школах. Образование тоже переходит в цифру, но это тема для отдельного разговора.

Executive.ru: А предусмотрен ли в программе модуль, посвященный предпринимательству?

С.Ф.: Нет. Предпринимательство – это состояние души. Учить можно только технологии предпринимательства – как подготовить бизнес-план, как зарегистрировать компанию, как искать инвестиции и т.д. По моему глубокому убеждению, можно учить и менеджменту, и технологии предпринимательства, но не в формате одной программы. К предпринимательству склонны всего несколько процентов населения. В рамках программы, которая длится всего один год, изучать эту тему нет возможности. Если из тех 30 человек, которых мы ожидаем увидеть на программе, двое или трое проявят интерес к предпринимательству, я посоветую им найти специальные курсы по этой теме, такие курсы есть. Нам же гнаться за двумя зайцами бессмысленно.

Узнать больше об MBA для бакалавров вы можете на сайте НИУ ВШЭ

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант по корп. финансам

Одного из самых важных пунктов нет на сайте - стоимость.
Ну и прогнозирую приколы на тему того, что вузы, признавая неготовность выпускника к работе по специальности, начинают вводить новые дополнительные программы, где обещают все-таки научить.

Хотя это шутки, если серьезно, у ВШЭ с этим совсем не так плохо.

Сергей Шелудешев +50 Сергей Шелудешев Генеральный директор, Краснодар

Какая конверсия выпускников работающих по специальности и ушедших таксовать и продавать телефоны?

Менеджер интернет-проекта, Крым
Андрей Панахов пишет:
Одного из самых важных пунктов нет на сайте - стоимость.
Ну и прогнозирую приколы на тему того, что вузы, признавая неготовность выпускника к работе по специальности, начинают вводить новые дополнительные программы, где обещают все-таки научить.
Хотя это шутки, если серьезно, у ВШЭ с этим совсем не так плохо.

Есть стоимость на сайте - 790 тысяч рублей. Думаю, впечатляющая цифра для студента бакалавра за возможность, цитирую статью, "карьерный рост будет идти быстрее, чем у его коллег, которые не окончили подобную программу."

Директор по маркетингу, Москва

как много хороших идей здесь озвучено, - если спокойно и тщательно разбираться... Надо бы как-нибудь туда сходить, что ли?

но только при чем здесь МВА, если это проф-ориентация по-советски типа ПТУ, да и слава Богу! :)

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - При этом уровень теоретической подготовки у слушателей программы, о которой мы говорим, не хуже, в том числе потому что у студентов нет перерыва между вузом и MBA, они привыкли учиться и «по инерции» учатся еще лучше, чем слушатели «взрослой» программы MBA. Кроме того, они проявляют большую открытость новым знаниям на своем первом месте работы. В общем, британские работодатели довольны. Мы хотим попробовать поработать в этом формате.

Я поддерживаю, так как есть опыт (несколько лет) подготовки консультантов по управлению (в программе, которой я руководил несколько лет), где среди слушателей были и старшекурсники вуза.

Но есть моменты - интересно как их планируется реализовать на практике:

1. Первый момент "положительный" - какая разница, где именно будущий выпускник МВА получит практический опыт работы на предприятии. Вуз - тоже предприятие, где студент вуза вовсю работает не покладая рук - производит знания в своей голове. Это не проще, чем что-то иное.

И он может участвовать как работник такой организации в управлении этой организацией (если его для этого будут привлекать, конечно). Планируется ли привлечение?

2. Теперь самое главное - проблема начинается тогда, когда получив теоретические знания, выпускник попадает на предприятие, что управляется методом исключительно проб и ошибок конкретного руководителя. В результате знания тают. Потому такая сегодня преимущественно сырьевая структура экспорта страны. Как будет решаться проблема адаптации знающего выпускника новой программой? Чтобы знания не растаяли, как это происходит со всеми десятками тысяч иными выпускниками (если бы не растаяли - имели бы другую экономику за 20 лет рыночных реформ).

3. И наконец из 1 и 2 вытекает готовое решение - если сам вуз управляется не методом проб и ошибок конкретного руководителя, а с применением научных знаний современного менеджмента - то студент получит хорошие не только теоретические знания (если его будут привлекать к управлению вузом).

Вопрос - как именно управляется обсуждаемое учебное заведение, и как планируется управляться новая программа?

Менеджер интернет-проекта, Крым
Владимир Токарев пишет:
если сам вуз управляется не методом проб и ошибок конкретного руководителя, а с применением научных знаний современного менеджмента - то студент получит хорошие не только теоретические знания (если его будут привлекать к управлению вузом).

Чтобы обосновать цифру 790 тыс. за год обучения, нужно предложить практику в ведущих российских компаниях, а не просто в ВУЗе. Рекламная необходимость.

Информация на сайте ВШЭ: НИУ ВШЭ является ведущим экспертно-аналитическим центром Президента и Правительства Российской Федерации, содействуя разработке законопроектов, государственных программ и стратегий как на федеральном, так и на региональном уровне, а также осуществляя информационно-аналитическую и экспертную поддержку деятельности Администрации Президента, Аппарата Правительства Российской Федерации и решений федеральных органов исполнительной власти.

Владимир, как вы считаете, обстоят дела в вышеобозначенных организациях с "применением научных знаний современного менеджмента"?


Консультант по корп. финансам
Александр Бриллер пишет:
Андрей Панахов пишет:
Одного из самых важных пунктов нет на сайте - стоимость.
Ну и прогнозирую приколы на тему того, что вузы, признавая неготовность выпускника к работе по специальности, начинают вводить новые дополнительные программы, где обещают все-таки научить.
Хотя это шутки, если серьезно, у ВШЭ с этим совсем не так плохо.
Есть стоимость на сайте - 790 тысяч рублей. Думаю, впечатляющая цифра для студента бакалавра за возможность, цитирую статью, "карьерный рост будет идти быстрее, чем у его коллег, которые не окончили подобную программу."

Спасибо, я правда искал и не нашел цифру.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В бизнес-школе АМИ прошел первый интенсив по стратегическому видению руководителя

Участники разбирались с интуитивным и аналитическим способами понимания будущего.

Проект аспирантки ВШБ НИУ ВШЭ представили на выставке «Россия»

Проект «Сибирские сказки» представляет на выставке Новосибирскую область.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ презентовала программы развития руководителей

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ состоялась презентация нового семейства образовательных программ — Open Executive education.

В бизнес-школе АМИ завершилось обучение 13-й группы Executive MBA

В качестве дипломной работы каждый слушатель подготовил бизнес-проект для своей компании.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.