Дистанционное образование способно быть лучше очного

В кулуарах церемонии вручения дипломов МВА Школы бизнеса Открытого университета Великобритании, многолетним партнером которой в России является Международный институт менеджмента ЛИНК, Executive.ru побеседовал с его ректором, доктором педагогических наук, профессором Сергеем Щенниковым.

Executive.ru: Главный вопрос, который волнует сейчас многих – качество бизнес-образования. Как создать такую систему обучения, которая мотивировала бы слушателя бизнес-школы учиться серьезно и глубоко?

Сергей Щенников: О повышении качества бизнес-образования говорят много. Однако дело в том, что оценку бизнес-образованию большинство людей, к сожалению, дает через призму традиций и ментальности, заложенной в привычной образовательной модели. Это – «учительница первая моя», ты должен прийти, обязательно сложить ручки, внимательно ее слушать, запоминать, повторять. Ни в коем случае не мешать учительнице рассказать все, что она обязана рассказать тебе.

Фактически эта школьная модель образования, если внимательно посмотреть, у нас воспроизводится вплоть до высшего образования, а может быть, и дальше. Но для взрослых людей, пришедших в бизнес-школу, она не годится. Потому что, если мы предполагаем, что бизнес-образование заключается в том, что мы пришли, расслабились, а кто-то должен нам что-то такое сокровенное в наши головы вложить, и потом у нас наступит счастье, то мы заблуждаемся. Счастье не наступит, доверие к образованию падает.

Кризис современного образования заключается в том, что человечество создало себе такие условия для существования, к которому обычное образование не может подготовить.

Ясно, что в традиционной, трансляционной модели, когда студент бизнес-школы сидит и расслабленно либо напряженно пытается выслушать все, что ему говорит преподаватель, а потом демонстрирует свои способности запомнить и повторить то, что преподаватель сказал – собственно на этом образование и заканчивается.

Executive.ru: Так происходит и на программах MBA?

С.Щ.: Практически все программы MBA декларируют особый подход к обучению, но в большинстве случаев повторяют старую модель прошлого века. И, как ни странно, она соответствует ожиданиями многих менеджеров. Потому что они думают, что бизнес-образование выражается в том, что «мне нужно красиво, хорошо, занимательно, интересно и полезно все это рассказать».

Традиционное ожидание от бизнес-образования построено на модели «практикоинформированности»: на занятия придет некий гуру-эксперт, который знает много больше, чем ты, он тебе эти знания подарит, и ты станешь умнее и богаче. Однако согласитесь, что на уровне корпоративных заказов таких экспертов просто нет, и предполагать, что, придя к тебе, он даст тебе сакральные знания, которые позволят тебе превзойти твоего конкурента, к которому он придет читать лекции завтра (а так реально и происходит) – чистое безумие.

Традиционная модель построена на знании прошлого. Она рассказывает о том опыте, который имели совершенно другие люди в другом контексте, в надежде, что это будет полезно. Так – полезно, а вот так – бесполезно. Как кто-то сказал, такое образование является «пеплом прошлого», который является хорошим ресурсом для того, чтобы, зачастую, просто «пудрить мозги».

Альтернативы конечно же, есть, однако внедрение современного представления о бизнес-образовании, современных моделях и т.д. встречает сопротивление. Во-первых, обобщая вышесказанное, источником такого сопротивления являются ментальные модели. Смыслы руководят поступками. Обратите внимание, как привычно в заданном мне вопросе возникло слово «слушатель». Пока мы не привыкли говорить и мыслить понятием «обучающийся» с акцентом на «ся», движения вперед не будет. Во-вторых, тот, кто приходит учиться, не всегда готов делать акцент на «ся», брать на себя ответственность за результат обучения и ожидать от бизнес-школы системы эффективной поддержки своего развития. Хотя абсолютно ясно, что результат образования зависит от сложения двух усилий: того, кто образовательную услугу оказывает, и кто ее потребляет.

Executive.ru: Есть такая точка зрения, что в России очень часто в MBA-школы идут учиться люди, которые хотят получить корочку и продвинуться в карьере. Поэтому для них не так важно, как это все конкретно построено.

С.Щ.: Давайте мы будем говорить о тех, кому нужно бизнес-образование, а не корочка, корочка – это приложение. Если обучающийся видит, что он получает серьезные личные изменения – его не надо убеждать, уговаривать, мотивировать, он сам становится активным участником процесса, образование становится частью его жизни.

Бизнес-образование нужно строить под себя. Хорошая образовательная система должна помочь построить систему собственного управления знаниями. А на корпоративном уровне она должна помочь построить систему управления знаниями в компании с использованием современных образовательных технологий как ресурса. Мы в ЛИНК это делать умеем. Когда обучающиеся получают серьезный результат, то порой удивляются, что он во многом превосходит их ожидания, а иногда отличен от того, зачем они изначально шли учиться.

У нас в ЛИНК на программе МВА со Школой бизнеса Открытого университета Великобритании обучался топ-менеджмент предприятий металлургической отрасли, так как владелец требовал, чтобы у сотрудников было западное образование. Среди них был руководитель HR-службы, человек очень высокого уровня, который параллельно учился на МВА в самой известной российской бизнес-школе. Так вот, на вопрос, зачем он учится еще и во второй он отвечает: «Вы знаете, там так интересно. Приглашают таких интересных преподавателей, мы столько раз съездили за границу, так интересно, и вообще очень увлекательно!» А закончил неожиданно: «Но, честно говоря, системные знания, представления о своей работе я получил в ЛИНК». Это – практически дословная цитата.

Как видите, вопрос, что качественно, а что некачественно, что полезно, а что не очень – не столь тривиален, а ответ – не столь однозначен. Уже сейчас перед андрагогикой стоит серьезная дилемма: мышление клиповое либо мышление системное? Развитие каких способностей – залог успеха? Нет однозначного правильного ответа.

Только не пытайтесь зацепиться за ответ «и то, и то». Если мать блондинка, а отец брюнет, ребенок не родится рыжим. Возвращаясь к бизнес-образованию, важно понять, на каком уровне научного осмысления предлагаются решения и каким явным образом они предъявляются потребителю. А это уже вопрос наличия научной школы, работающей на программу МВА (либо ее отсутствие). Надо плясать от печки.

Executive.ru: Бизнес-школа ЛИНК известна, как пионер дистанционного образования в России. Критики «дистанционки» говорят, что она не может быть эффективной, так как в ней отсутствует главный элемент – очное обсуждение.

С.Щ.: Тему дистанционного образования я люблю начинать с цитаты моего друга, предыдущего декана школы бизнеса Открытого университета Великобритании, Джеймса Флэка, который на эту тему сказал следующее: «Когда я был профессором Эдинбургского университета, приходил в аудиторию, где сидело несколько сот студентов, и не видел лиц и глаз сидящих на последних рядах – вот это и было дистанционное обучение».

Понятие «дистанции» имеет разные смыслы, потому что сейчас физическое не присутствие слушателя возле преподавателя – не есть наличие дистанции. Мы прекрасно видим, как исчезает дистанция между людьми в Интернете, как происходит формирование сообществ, которые в обычной жизни иногда даже и не возникают.

В этом смысле вопрос, что такое «дистанционное» образование в ЛИНК, переворачивается, потому что в нашей технологии обучения слушатели работают над собственными проблемами и пытаются изменить свою собственную жизнь (это их самостоятельная работа), а тьютор дистанционно и очно выступает в функции ресурса и поддержки, ментора, коуча и т.д.

На тьюториал – очные групповые занятия – слушатели выносят сложные вопросы, требующие разъяснений или совместного решения с тьютором. При этом они уже самостоятельно прекрасно разобрались в основах предмета. Более крупная очная форма, предусмотренная программой – выездная школа, собирающая слушателей ЛИНК из всех 60 региональных центров для общения и обмена знаниями, опытом.

Можно также порассуждать, где и когда развивается дистанция между людьми, сидящими в традиционной лекторской аудитории. Зачастую самое интересное и полезное происходит вне учебной деятельности: на улице, в курилках, в коридорах и кафе.

Почему процесс управляемого взаимного «опыления» не положить в основу обучения? Конечно, при особой роли и ответственности тьютора.

Так что правильнее было бы назвать нашу образовательную технологию «смешанным обучением» или blended learning, как это делают наши партнеры из Открытого университета Великобритании, давно и эффективно использующие ее в 50 странах мира. И в этом смысле обучение в ЛИНК не является дистанционным, как современный синоним заочного.

Половину своей жизни ЛИНК потратил на то, чтобы максимально дифференцироваться от заочки и дать понять окружающим, почему это происходит. Однако эта задача менее сложная по сравнению с тем, что приходится делать (и это продолжается) вторую половину, максимально дистанцироваться от примитивно-коммерческих моделей, прикрывающихся модой на электронное обучение.

Современные информационно-коммуникационные технологии не делают образование ни хуже, ни лучше. Они делают образование более выпуклым, обнажают несостоятельность индустриальной образовательной модели (что обычно сейчас и происходит), и наоборот, дают ресурс для реализации гибкой постиндустриальной парадигмы.

Владение интернет-технологиями – очень зыбкий параметр для сравнения. Демьян Бедный писал ручкой на бумаге и сочинял свои частушки в рифму, так же, как это делал, например, Сергей Есенин. Однако это не основание считать первого поэтом. Хотя такие времена бывают. Ведь жил же Демьян Бедный какое-то время в Кремле. А это – вновь о нашей способности различать.

Партнерский материал


XVII Международная научно-практическая конференция «КАЧЕСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: концепции, проблемы, решения» (DЕQ-2015), организатором которой выступает Международный институт менеджмента ЛИНК, состоится 11 декабря 2015 года в Московском филиале ЛИНК.

Комментарии
Директор по производству, Украина

Я согласен, что «Дистанционное образование способно быть лучше очного».
Точно также, я согласен, что художнику лучше держать кисть пальцами ноги, чем пальцами руки.
.
В плане профессионального образования, я знаю, что такое следующее «дистанционное образование»: заочное; и самообразование по книгам.
Также знаю и следующее «классическое образование»:
.- - - университет, в котором профессиональная специализация осуществляется на лекциях и практических занятиях, проводимых старшими-ведущими сотрудниками академических институтов;
. - - - наставничество для молодых специалистов.
.
А вот, что такое «дистанционное образование, которое способно быть лучше очного» – не знаю. Вижу только то, что сие образование представляет своего конкурента (классический стиль образования) в виде карикатуры: слушатель – это ёмкость, в которую заливают знания; и которую опечатывают до следующего «учебного мероприятия».
.
Ну – ладно. Допустим, классический стиль образования – плох. Но, где примеры, что рекламируемое образование лучше?
Линковский сайт – это (как выражается нынешняя молодёжь) «голимая» реклама, при полном отсутствии примеров дистанционных учебных мероприятий, подтверждающих заголовок рекламной статьи.

Нач. отдела, зам. руководителя, Ярославль

"Кризис современного образования заключается в том, что человечество создало себе такие условия для существования, к которому обычное образование не может подготовить."

Не согласен. Образование (любое) не есть существование. Как показывает жизнь "существуют" и те кто закончил ВУЗ и те кто имеет среднее и специальное образование.
Образование это основа и база, которую в дальнейшем любой (кто образован) может легко и неосознанно (естественно) применяет в жизни, чтобы принять то или иное решение не зависимо от высоких технологий или изменений условий. Образование ни как не дает и не должно давать решение на все возникающие в жизни вопросы.

Что касается высшего , МВА и прочее, то тут мысли вполне понятные: у человека должен появится спрос (внутренняя мотивация) самая лучшая, которая дает результат, вслед за ней идет самообразование- самое лучшее из других видов.. при этом будет ли образование дистанционно, по книжкам, с наставником или репетитором, по самоучителю или видео курсам не имеет значение.

Руководитель, Москва

Странная постановка вопроса. Хорошее дистанционное, наверно, способно быть лучше плохого очного. Однако сама постановка - это то же самое, что яблоко на картинке и то яблоко, что срываешь с дерева и кушаешь. Я бы выбрал второе. И выбираю именно его. Хотя иногда любуюсь картинками.

Руководитель проекта, Украина

Уважаемый ректор высказал очень правильную мысль: дистанционное образование способно быть лучше очного, но не смог объяснять почему. Поскольку онлайн образование - это тоже мой хлеб, давайте я попробую помочь профессору.
Кризис современного образования заключается в том, что объемы имеющихся знаний многократно выросли, а технологии образования остались старыми: очные лекции. Говорят, что все знания человечества удваиваются каждые 2-3 года, а способности человека их усваивать не меняются. Темпы жизни растут и времени на образование становится все меньше, а образовательные учреждения требуют времени все больше: школа 12 лет, вуз - 6 лет, мба - ...
Вызов, стоящий перед бизнес-образованием - учить быстрее, только тому, что нужно и прямо на рабочих местах, чтобы не терять время на обучение.
Это возможно только за счет:
1) дистанционного образования - прямо на рабочем месте
2) четкого целеполагания - учить только тому, что нужно здесь и сейчас для достижения цели (сокращение ненужной избыточности знаний)
3) новых технологий усвоения материала с помощью которых можно учить в разы и десятки раз быстрее, чем по старым технологиям
Вот такое дистанционное образование способно быть лучше очного!
В противном случае оно будет хуже, поскольку в очном намного лучше работают коммуникации между учителем и группой, и лучше обратная связь.

Нач. отдела, зам. руководителя, Ярославль

Федор Нестеров: Вызов, стоящий перед бизнес-образованием - учить быстрее, только тому, что нужно и прямо на рабочих местах, чтобы не терять время на обучение.

Что значит .."учить быстрее .. не теряя время на обучение". это невозможно и ник чему хорошему не приведет.

Федор Нестеров:: возможно только за счет:
1) дистанционного образования - прямо на рабочем месте- СОГЛАСЕН
2) четкого целеполагания - учить только тому, что нужно здесь и сейчас для достижения цели (сокращение ненужной избыточности знаний) - НЕ СОГЛАСЕН, цели меняются очень часто, поэтому таким способом можно вызвать зависимость от постоянного обучения, вам это деньги, а ученику мучение и не возможность изменится при изменении цели. Нужно просто не делать одну программу обучения для всех.. применять дифференцированный подход.
3) новых технологий усвоения материала с помощью которых можно учить в разы и десятки раз быстрее, чем по старым технологиям - ЧТО ЭТО ЗА ТЕХНОЛОГИИ? СКАЙП?

Генеральный директор, Нижний Новгород

Не очень понял, что именно обсуждается по очень простой причине - не описана технология ЛИНК. Кто знает - напишите, плиз, тогда можно будет обсуждать тезисы статьи.

Консультант, Тула

Цитата "Эксперты практически единодушны в том, что в ближайшие годы нас ждет бурное развитие модульных программ, формата blended learning и технологий дистанционного образования" -из статьи на Executive "Мировой рынок MBA: пять главных тенденций 2015 года" Е.Кочетковой. И потому дистанционное образование вынуждено стать лучшим. Оно станет не только лучшим, но и самым массовым. поскольку быстроменяющий мир требует непрерывного обновления наших знаний и развития навыков. Классическое образование при всех его плюсах не способно обеспечить обучение в таких масштабах, с одинаковым качеством и для обучающихся с различным начальным уровнем подготовки, различной культурой. Проблема только в технологии. Она есть и успешно развивается, как об этом пишет автор статьи. Нужно только избавиться от ассоциации дистанционного образования в формате blended learning со сложившимися стереотипами о заочном образовании в том числе в сочетании с модными прибамбасами в виде электронных носителей информации.
А что классическое образование, Оно останется и будет развиваться, но прежде всего , если говорить об образовании взрослых как элитное специализированное образование.

Партнер, Москва

Владимир Зонзов пишет:
"...что такое «дистанционное образование, которое способно быть лучше очного» – не знаю. Вижу только то, что сие образование представляет своего конкурента (классический стиль образования) в виде карикатуры: слушатель – это ёмкость, в которую заливают знания; и которую опечатывают до следующего «учебного мероприятия»"

Владимир Адамов пишет: "...потому дистанционное образование вынуждено стать лучшим. Оно станет не только лучшим, но и самым массовым. поскольку быстроменяющий мир требует непрерывного обновления наших знаний и развития навыков. Классическое образование при всех его плюсах не способно обеспечить обучение в таких масштабах, с одинаковым качеством и для обучающихся с различным начальным уровнем подготовки, различной культурой".

Вот два мнения, которые столкнулись на форуме, но спорят о разном.

Если говорить о продолжении получения образования, после школы, то безспорно - без КАЧЕСТВЕННОГО, классического, академического образования не обойтись.

А вот для тех, кто начал работать... дистанционное образование - это выход. Особенно, если учесть масштабы нашей страны.

В свое время, после увольнения в запас в 1992 году, будучи руководителем и соучредителем бизнеса в Мурманске, ощутил, недостаток знаний и компетенций. Местные бурсы, где бывшие политэкономы обучали менеджменту, маркетингу и финансам, меня не устраивали. Поехал в Москву, все центральные ВУЗы и Университеты, заочки не имели. Наткнулся на МИМ ЛИНК. Правда, пришлось создать Мурманский Региональный центр ЛИНКа, чтобы не ездить в "ближайший" Питерский (2.100 км) или Архангельский РЦ (2.500 км), для того, чтобы учиться.

В тот момент, таких программ в России, ВООБЩЕ не было.

Во-вторых, и СЕЙЧАС ИХ НЕТ, т.к. в основе - Программы Школы Бизнеса Открытого Университета Великобритании. На денюшки мамочки-королевы, которых немерено, ШБ ОУ собирает разных лучших методистов, гуру от менеджмента и т.д. и т.п., и создает качественные программы и технологии обучения взрослых. Не один из Российских Университетов и ВУЗов, не имеет такого бюджета, и не может по умолчанию быть способным каждые 2-3 года совершенствовать содержание программ и технологии обучения... порой кардинально.

Надо отдать должное Сергею Александровичу и его команде за то что, смогли:

1. Качественно переводить и издавать учебные пособия.

2. Организовать подготовку тьюторов.

3. Сохранить объем очных занятий (тьюториалов и воскресных школ).ШБ ОУ увлеклось компьюторизацией, но коллектив МИМ ЛИНК, проявив фанатичную настойчивость не сократил количество очных занятий.

4. Поддерживать систему зачетов и экзаменов по английским стандартам.

5. Создали собственный качественный гуманитарный курс для руководителей (диалектика мышления, психология, социология, андрагогика...)

Пункт 4, считаю самым главным достижением, т.к. поступление в МИМ ЛИНК, а вернее оплата обучения... НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГАРАНТИЕЙ УСПЕШНОГО ЗАВЕРШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ.

Я выходил с предложением на ректорат МИМ ЛИНКа, - Что они должны сделать достоянием широких масс свою статистику и постоянно обновлять:

а) Сколько не заканчивают, потому что не своевременно сдают письменные зачетные работы?

б) Сколько не заканчивают из-за того, что не посетили обязательное заключительное очное двух дневное обучение "Воскресная школа"?

в) Сколько не сдало письменных трех часовых экзаменов?

Есть страх, что - это снизит количество поступающих. Думаю, что этот страх ложный, если и имеет отрицательный эффект, то он краткосрочный.

Если те кто идут за корочкой, пойдут в другой ВУЗ или Университет... ну и бог с ними, они же и будут дискредитировать выбранный ими ВУЗ. Работодатель и/или любимый персонал будет говорить, - Ну что за ДУБов выпускает уважаемый ВУЗ, и... сам/сами не пойдут туда учиться, ни за какие коврижки.

Соревновательность, напряжение будет привлекать волевых личностей, и они будут УСПЕШНЫ.

УСПЕХ - Нет лучше рекламы. И в среднесрочной и долгосрочнй перспективе - это даст ЗНАЧИМЫЙ ПРИРОСТ ПОСТУПАЮЩИХ НА ОБУЧЕНИЕ, при этом, не смотря на Открытую форму поступления - оплатил = поступил, фактически будет отбор ЛУЧШИХ без вступительных экзаменов.Разве я не прав???

На мой взгляд статья качественная и я поставил +1.

Владимиру Зонзову не поставил -1 за излишнюю критичность, т.к. Он с одной стороны прав - без академического образования НЕЛЬЗя, с другой стороны позволил резкую реплику, не совсем владея ситуацией. В этом отношении Владимир Токарев поступил корректно и правильно, за что ему +1.

Честь имею,

Юрий Родионов.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШФТ и НАЦЭ подписали соглашение о сотрудничестве

Высшая школа финансовых технологий Финансового университета и Национальная ассоциация лиц, осуществляющих деятельность в области цифровой экономики (НАЦЭ) подписали соглашение о сотрудничестве.

ИБДА РАНХиГС приглашает на прямую трансляцию Гайдаровского форума-2019

В рамках юбилейного форума запланировано свыше 90 различных мероприятий.

МИРБИС объявил о январской акции на программы бизнес-образования

Руководителям и топ-менеджерам, поступающим на программы МВА и Executive МВА, предоставляется скидка 15% на первый этап обучения. Акция действует до 28 января 2019 года.

ИБДА РАНХиГС объявил о продлении временных скидок

Введены дополнительные временные скидки на программу MBA для руководителей с экономическим/управленческим образованием до 31 января 2019 года.

Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
РФ создает единую базу госданных

Факт дня: Одобрен проект концепции национальной системы управления данными.

Арабы запускают криптовалюту

Тренд дня: ОАЭ и Саудовская Аравия создадут совместную криптовалюту.

6 млрд уйдут в русские стартапы

Факт дня: Компания Da Vinci Pre-IPO Tech Fund будет инвестировать в стартапы.

​«Северный морской путь»: 300 млрд

Цифра дня: На «Северный морской путь» в течение 2019–2024 гг. потребуется 905,6 млрд руб.