Дистанционное образование способно быть лучше очного

В кулуарах церемонии вручения дипломов МВА Школы бизнеса Открытого университета Великобритании, многолетним партнером которой в России является Международный институт менеджмента ЛИНК, Executive.ru побеседовал с его ректором, доктором педагогических наук, профессором Сергеем Щенниковым.

Executive.ru: Главный вопрос, который волнует сейчас многих – качество бизнес-образования. Как создать такую систему обучения, которая мотивировала бы слушателя бизнес-школы учиться серьезно и глубоко?

Сергей Щенников: О повышении качества бизнес-образования говорят много. Однако дело в том, что оценку бизнес-образованию большинство людей, к сожалению, дает через призму традиций и ментальности, заложенной в привычной образовательной модели. Это – «учительница первая моя», ты должен прийти, обязательно сложить ручки, внимательно ее слушать, запоминать, повторять. Ни в коем случае не мешать учительнице рассказать все, что она обязана рассказать тебе.

Фактически эта школьная модель образования, если внимательно посмотреть, у нас воспроизводится вплоть до высшего образования, а может быть, и дальше. Но для взрослых людей, пришедших в бизнес-школу, она не годится. Потому что, если мы предполагаем, что бизнес-образование заключается в том, что мы пришли, расслабились, а кто-то должен нам что-то такое сокровенное в наши головы вложить, и потом у нас наступит счастье, то мы заблуждаемся. Счастье не наступит, доверие к образованию падает.

Кризис современного образования заключается в том, что человечество создало себе такие условия для существования, к которому обычное образование не может подготовить.

Ясно, что в традиционной, трансляционной модели, когда студент бизнес-школы сидит и расслабленно либо напряженно пытается выслушать все, что ему говорит преподаватель, а потом демонстрирует свои способности запомнить и повторить то, что преподаватель сказал – собственно на этом образование и заканчивается.

Executive.ru: Так происходит и на программах MBA?

С.Щ.: Практически все программы MBA декларируют особый подход к обучению, но в большинстве случаев повторяют старую модель прошлого века. И, как ни странно, она соответствует ожиданиями многих менеджеров. Потому что они думают, что бизнес-образование выражается в том, что «мне нужно красиво, хорошо, занимательно, интересно и полезно все это рассказать».

Традиционное ожидание от бизнес-образования построено на модели «практикоинформированности»: на занятия придет некий гуру-эксперт, который знает много больше, чем ты, он тебе эти знания подарит, и ты станешь умнее и богаче. Однако согласитесь, что на уровне корпоративных заказов таких экспертов просто нет, и предполагать, что, придя к тебе, он даст тебе сакральные знания, которые позволят тебе превзойти твоего конкурента, к которому он придет читать лекции завтра (а так реально и происходит) – чистое безумие.

Традиционная модель построена на знании прошлого. Она рассказывает о том опыте, который имели совершенно другие люди в другом контексте, в надежде, что это будет полезно. Так – полезно, а вот так – бесполезно. Как кто-то сказал, такое образование является «пеплом прошлого», который является хорошим ресурсом для того, чтобы, зачастую, просто «пудрить мозги».

Альтернативы конечно же, есть, однако внедрение современного представления о бизнес-образовании, современных моделях и т.д. встречает сопротивление. Во-первых, обобщая вышесказанное, источником такого сопротивления являются ментальные модели. Смыслы руководят поступками. Обратите внимание, как привычно в заданном мне вопросе возникло слово «слушатель». Пока мы не привыкли говорить и мыслить понятием «обучающийся» с акцентом на «ся», движения вперед не будет. Во-вторых, тот, кто приходит учиться, не всегда готов делать акцент на «ся», брать на себя ответственность за результат обучения и ожидать от бизнес-школы системы эффективной поддержки своего развития. Хотя абсолютно ясно, что результат образования зависит от сложения двух усилий: того, кто образовательную услугу оказывает, и кто ее потребляет.

Executive.ru: Есть такая точка зрения, что в России очень часто в MBA-школы идут учиться люди, которые хотят получить корочку и продвинуться в карьере. Поэтому для них не так важно, как это все конкретно построено.

С.Щ.: Давайте мы будем говорить о тех, кому нужно бизнес-образование, а не корочка, корочка – это приложение. Если обучающийся видит, что он получает серьезные личные изменения – его не надо убеждать, уговаривать, мотивировать, он сам становится активным участником процесса, образование становится частью его жизни.

Бизнес-образование нужно строить под себя. Хорошая образовательная система должна помочь построить систему собственного управления знаниями. А на корпоративном уровне она должна помочь построить систему управления знаниями в компании с использованием современных образовательных технологий как ресурса. Мы в ЛИНК это делать умеем. Когда обучающиеся получают серьезный результат, то порой удивляются, что он во многом превосходит их ожидания, а иногда отличен от того, зачем они изначально шли учиться.

У нас в ЛИНК на программе МВА со Школой бизнеса Открытого университета Великобритании обучался топ-менеджмент предприятий металлургической отрасли, так как владелец требовал, чтобы у сотрудников было западное образование. Среди них был руководитель HR-службы, человек очень высокого уровня, который параллельно учился на МВА в самой известной российской бизнес-школе. Так вот, на вопрос, зачем он учится еще и во второй он отвечает: «Вы знаете, там так интересно. Приглашают таких интересных преподавателей, мы столько раз съездили за границу, так интересно, и вообще очень увлекательно!» А закончил неожиданно: «Но, честно говоря, системные знания, представления о своей работе я получил в ЛИНК». Это – практически дословная цитата.

Как видите, вопрос, что качественно, а что некачественно, что полезно, а что не очень – не столь тривиален, а ответ – не столь однозначен. Уже сейчас перед андрагогикой стоит серьезная дилемма: мышление клиповое либо мышление системное? Развитие каких способностей – залог успеха? Нет однозначного правильного ответа.

Только не пытайтесь зацепиться за ответ «и то, и то». Если мать блондинка, а отец брюнет, ребенок не родится рыжим. Возвращаясь к бизнес-образованию, важно понять, на каком уровне научного осмысления предлагаются решения и каким явным образом они предъявляются потребителю. А это уже вопрос наличия научной школы, работающей на программу МВА (либо ее отсутствие). Надо плясать от печки.

Executive.ru: Бизнес-школа ЛИНК известна, как пионер дистанционного образования в России. Критики «дистанционки» говорят, что она не может быть эффективной, так как в ней отсутствует главный элемент – очное обсуждение.

С.Щ.: Тему дистанционного образования я люблю начинать с цитаты моего друга, предыдущего декана школы бизнеса Открытого университета Великобритании, Джеймса Флэка, который на эту тему сказал следующее: «Когда я был профессором Эдинбургского университета, приходил в аудиторию, где сидело несколько сот студентов, и не видел лиц и глаз сидящих на последних рядах – вот это и было дистанционное обучение».

Понятие «дистанции» имеет разные смыслы, потому что сейчас физическое не присутствие слушателя возле преподавателя – не есть наличие дистанции. Мы прекрасно видим, как исчезает дистанция между людьми в Интернете, как происходит формирование сообществ, которые в обычной жизни иногда даже и не возникают.

В этом смысле вопрос, что такое «дистанционное» образование в ЛИНК, переворачивается, потому что в нашей технологии обучения слушатели работают над собственными проблемами и пытаются изменить свою собственную жизнь (это их самостоятельная работа), а тьютор дистанционно и очно выступает в функции ресурса и поддержки, ментора, коуча и т.д.

На тьюториал – очные групповые занятия – слушатели выносят сложные вопросы, требующие разъяснений или совместного решения с тьютором. При этом они уже самостоятельно прекрасно разобрались в основах предмета. Более крупная очная форма, предусмотренная программой – выездная школа, собирающая слушателей ЛИНК из всех 60 региональных центров для общения и обмена знаниями, опытом.

Можно также порассуждать, где и когда развивается дистанция между людьми, сидящими в традиционной лекторской аудитории. Зачастую самое интересное и полезное происходит вне учебной деятельности: на улице, в курилках, в коридорах и кафе.

Почему процесс управляемого взаимного «опыления» не положить в основу обучения? Конечно, при особой роли и ответственности тьютора.

Так что правильнее было бы назвать нашу образовательную технологию «смешанным обучением» или blended learning, как это делают наши партнеры из Открытого университета Великобритании, давно и эффективно использующие ее в 50 странах мира. И в этом смысле обучение в ЛИНК не является дистанционным, как современный синоним заочного.

Половину своей жизни ЛИНК потратил на то, чтобы максимально дифференцироваться от заочки и дать понять окружающим, почему это происходит. Однако эта задача менее сложная по сравнению с тем, что приходится делать (и это продолжается) вторую половину, максимально дистанцироваться от примитивно-коммерческих моделей, прикрывающихся модой на электронное обучение.

Современные информационно-коммуникационные технологии не делают образование ни хуже, ни лучше. Они делают образование более выпуклым, обнажают несостоятельность индустриальной образовательной модели (что обычно сейчас и происходит), и наоборот, дают ресурс для реализации гибкой постиндустриальной парадигмы.

Владение интернет-технологиями – очень зыбкий параметр для сравнения. Демьян Бедный писал ручкой на бумаге и сочинял свои частушки в рифму, так же, как это делал, например, Сергей Есенин. Однако это не основание считать первого поэтом. Хотя такие времена бывают. Ведь жил же Демьян Бедный какое-то время в Кремле. А это – вновь о нашей способности различать.

Партнерский материал


XVII Международная научно-практическая конференция «КАЧЕСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: концепции, проблемы, решения» (DЕQ-2015), организатором которой выступает Международный институт менеджмента ЛИНК, состоится 11 декабря 2015 года в Московском филиале ЛИНК.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Я согласен, что «Дистанционное образование способно быть лучше очного».
Точно также, я согласен, что художнику лучше держать кисть пальцами ноги, чем пальцами руки.
.
В плане профессионального образования, я знаю, что такое следующее «дистанционное образование»: заочное; и самообразование по книгам.
Также знаю и следующее «классическое образование»:
.- - - университет, в котором профессиональная специализация осуществляется на лекциях и практических занятиях, проводимых старшими-ведущими сотрудниками академических институтов;
. - - - наставничество для молодых специалистов.
.
А вот, что такое «дистанционное образование, которое способно быть лучше очного» – не знаю. Вижу только то, что сие образование представляет своего конкурента (классический стиль образования) в виде карикатуры: слушатель – это ёмкость, в которую заливают знания; и которую опечатывают до следующего «учебного мероприятия».
.
Ну – ладно. Допустим, классический стиль образования – плох. Но, где примеры, что рекламируемое образование лучше?
Линковский сайт – это (как выражается нынешняя молодёжь) «голимая» реклама, при полном отсутствии примеров дистанционных учебных мероприятий, подтверждающих заголовок рекламной статьи.

Нач. отдела, зам. руководителя, Ярославль

"Кризис современного образования заключается в том, что человечество создало себе такие условия для существования, к которому обычное образование не может подготовить."

Не согласен. Образование (любое) не есть существование. Как показывает жизнь "существуют" и те кто закончил ВУЗ и те кто имеет среднее и специальное образование.
Образование это основа и база, которую в дальнейшем любой (кто образован) может легко и неосознанно (естественно) применяет в жизни, чтобы принять то или иное решение не зависимо от высоких технологий или изменений условий. Образование ни как не дает и не должно давать решение на все возникающие в жизни вопросы.

Что касается высшего , МВА и прочее, то тут мысли вполне понятные: у человека должен появится спрос (внутренняя мотивация) самая лучшая, которая дает результат, вслед за ней идет самообразование- самое лучшее из других видов.. при этом будет ли образование дистанционно, по книжкам, с наставником или репетитором, по самоучителю или видео курсам не имеет значение.

Руководитель, Москва

Странная постановка вопроса. Хорошее дистанционное, наверно, способно быть лучше плохого очного. Однако сама постановка - это то же самое, что яблоко на картинке и то яблоко, что срываешь с дерева и кушаешь. Я бы выбрал второе. И выбираю именно его. Хотя иногда любуюсь картинками.

Партнер, Украина

Уважаемый ректор высказал очень правильную мысль: дистанционное образование способно быть лучше очного, но не смог объяснять почему. Поскольку онлайн образование - это тоже мой хлеб, давайте я попробую помочь профессору.
Кризис современного образования заключается в том, что объемы имеющихся знаний многократно выросли, а технологии образования остались старыми: очные лекции. Говорят, что все знания человечества удваиваются каждые 2-3 года, а способности человека их усваивать не меняются. Темпы жизни растут и времени на образование становится все меньше, а образовательные учреждения требуют времени все больше: школа 12 лет, вуз - 6 лет, мба - ...
Вызов, стоящий перед бизнес-образованием - учить быстрее, только тому, что нужно и прямо на рабочих местах, чтобы не терять время на обучение.
Это возможно только за счет:
1) дистанционного образования - прямо на рабочем месте
2) четкого целеполагания - учить только тому, что нужно здесь и сейчас для достижения цели (сокращение ненужной избыточности знаний)
3) новых технологий усвоения материала с помощью которых можно учить в разы и десятки раз быстрее, чем по старым технологиям
Вот такое дистанционное образование способно быть лучше очного!
В противном случае оно будет хуже, поскольку в очном намного лучше работают коммуникации между учителем и группой, и лучше обратная связь.

Нач. отдела, зам. руководителя, Ярославль

Федор Нестеров: Вызов, стоящий перед бизнес-образованием - учить быстрее, только тому, что нужно и прямо на рабочих местах, чтобы не терять время на обучение.

Что значит .."учить быстрее .. не теряя время на обучение". это невозможно и ник чему хорошему не приведет.

Федор Нестеров:: возможно только за счет:
1) дистанционного образования - прямо на рабочем месте- СОГЛАСЕН
2) четкого целеполагания - учить только тому, что нужно здесь и сейчас для достижения цели (сокращение ненужной избыточности знаний) - НЕ СОГЛАСЕН, цели меняются очень часто, поэтому таким способом можно вызвать зависимость от постоянного обучения, вам это деньги, а ученику мучение и не возможность изменится при изменении цели. Нужно просто не делать одну программу обучения для всех.. применять дифференцированный подход.
3) новых технологий усвоения материала с помощью которых можно учить в разы и десятки раз быстрее, чем по старым технологиям - ЧТО ЭТО ЗА ТЕХНОЛОГИИ? СКАЙП?

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Не очень понял, что именно обсуждается по очень простой причине - не описана технология ЛИНК. Кто знает - напишите, плиз, тогда можно будет обсуждать тезисы статьи.

Консультант, Тула

Цитата "Эксперты практически единодушны в том, что в ближайшие годы нас ждет бурное развитие модульных программ, формата blended learning и технологий дистанционного образования" -из статьи на Executive "Мировой рынок MBA: пять главных тенденций 2015 года" Е.Кочетковой. И потому дистанционное образование вынуждено стать лучшим. Оно станет не только лучшим, но и самым массовым. поскольку быстроменяющий мир требует непрерывного обновления наших знаний и развития навыков. Классическое образование при всех его плюсах не способно обеспечить обучение в таких масштабах, с одинаковым качеством и для обучающихся с различным начальным уровнем подготовки, различной культурой. Проблема только в технологии. Она есть и успешно развивается, как об этом пишет автор статьи. Нужно только избавиться от ассоциации дистанционного образования в формате blended learning со сложившимися стереотипами о заочном образовании в том числе в сочетании с модными прибамбасами в виде электронных носителей информации.
А что классическое образование, Оно останется и будет развиваться, но прежде всего , если говорить об образовании взрослых как элитное специализированное образование.

Партнер, Москва

Владимир Зонзов пишет:
"...что такое «дистанционное образование, которое способно быть лучше очного» – не знаю. Вижу только то, что сие образование представляет своего конкурента (классический стиль образования) в виде карикатуры: слушатель – это ёмкость, в которую заливают знания; и которую опечатывают до следующего «учебного мероприятия»"

Владимир Адамов пишет: "...потому дистанционное образование вынуждено стать лучшим. Оно станет не только лучшим, но и самым массовым. поскольку быстроменяющий мир требует непрерывного обновления наших знаний и развития навыков. Классическое образование при всех его плюсах не способно обеспечить обучение в таких масштабах, с одинаковым качеством и для обучающихся с различным начальным уровнем подготовки, различной культурой".

Вот два мнения, которые столкнулись на форуме, но спорят о разном.

Если говорить о продолжении получения образования, после школы, то безспорно - без КАЧЕСТВЕННОГО, классического, академического образования не обойтись.

А вот для тех, кто начал работать... дистанционное образование - это выход. Особенно, если учесть масштабы нашей страны.

В свое время, после увольнения в запас в 1992 году, будучи руководителем и соучредителем бизнеса в Мурманске, ощутил, недостаток знаний и компетенций. Местные бурсы, где бывшие политэкономы обучали менеджменту, маркетингу и финансам, меня не устраивали. Поехал в Москву, все центральные ВУЗы и Университеты, заочки не имели. Наткнулся на МИМ ЛИНК. Правда, пришлось создать Мурманский Региональный центр ЛИНКа, чтобы не ездить в "ближайший" Питерский (2.100 км) или Архангельский РЦ (2.500 км), для того, чтобы учиться.

В тот момент, таких программ в России, ВООБЩЕ не было.

Во-вторых, и СЕЙЧАС ИХ НЕТ, т.к. в основе - Программы Школы Бизнеса Открытого Университета Великобритании. На денюшки мамочки-королевы, которых немерено, ШБ ОУ собирает разных лучших методистов, гуру от менеджмента и т.д. и т.п., и создает качественные программы и технологии обучения взрослых. Не один из Российских Университетов и ВУЗов, не имеет такого бюджета, и не может по умолчанию быть способным каждые 2-3 года совершенствовать содержание программ и технологии обучения... порой кардинально.

Надо отдать должное Сергею Александровичу и его команде за то что, смогли:

1. Качественно переводить и издавать учебные пособия.

2. Организовать подготовку тьюторов.

3. Сохранить объем очных занятий (тьюториалов и воскресных школ).ШБ ОУ увлеклось компьюторизацией, но коллектив МИМ ЛИНК, проявив фанатичную настойчивость не сократил количество очных занятий.

4. Поддерживать систему зачетов и экзаменов по английским стандартам.

5. Создали собственный качественный гуманитарный курс для руководителей (диалектика мышления, психология, социология, андрагогика...)

Пункт 4, считаю самым главным достижением, т.к. поступление в МИМ ЛИНК, а вернее оплата обучения... НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГАРАНТИЕЙ УСПЕШНОГО ЗАВЕРШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ.

Я выходил с предложением на ректорат МИМ ЛИНКа, - Что они должны сделать достоянием широких масс свою статистику и постоянно обновлять:

а) Сколько не заканчивают, потому что не своевременно сдают письменные зачетные работы?

б) Сколько не заканчивают из-за того, что не посетили обязательное заключительное очное двух дневное обучение "Воскресная школа"?

в) Сколько не сдало письменных трех часовых экзаменов?

Есть страх, что - это снизит количество поступающих. Думаю, что этот страх ложный, если и имеет отрицательный эффект, то он краткосрочный.

Если те кто идут за корочкой, пойдут в другой ВУЗ или Университет... ну и бог с ними, они же и будут дискредитировать выбранный ими ВУЗ. Работодатель и/или любимый персонал будет говорить, - Ну что за ДУБов выпускает уважаемый ВУЗ, и... сам/сами не пойдут туда учиться, ни за какие коврижки.

Соревновательность, напряжение будет привлекать волевых личностей, и они будут УСПЕШНЫ.

УСПЕХ - Нет лучше рекламы. И в среднесрочной и долгосрочнй перспективе - это даст ЗНАЧИМЫЙ ПРИРОСТ ПОСТУПАЮЩИХ НА ОБУЧЕНИЕ, при этом, не смотря на Открытую форму поступления - оплатил = поступил, фактически будет отбор ЛУЧШИХ без вступительных экзаменов.Разве я не прав???

На мой взгляд статья качественная и я поставил +1.

Владимиру Зонзову не поставил -1 за излишнюю критичность, т.к. Он с одной стороны прав - без академического образования НЕЛЬЗя, с другой стороны позволил резкую реплику, не совсем владея ситуацией. В этом отношении Владимир Токарев поступил корректно и правильно, за что ему +1.

Честь имею,

Юрий Родионов.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.