Сергей Шкуратов: «Наш слушатель – тот, кто готов трудиться»

На правах рекламы.

Анна Солдатова, Executive.ru

Дискредитация MBA сегодня – налицо. Управленцы хотят потреблять знания быстро, на бегу, ждут, что школа за них решит проблемы их бизнеса. В Санкт-Петербургском международном институте менеджмента (ИМИСП) таких спускают на землю. В школе есть место только тем, кто готов трудиться. О ценностях программы MBА ИМИСП и ожиданиях слушателей Executive.ru побеседовал с Сергеем Шкуратовым, кандидатом экономических наук, руководителем направления МВА, начальником отдела исследования и консалтинга, экспертом в области стратегического и корпоративного управления бизнес-школы ИМИСП.

бизнес-образование

Executive.ru: Какие вызовы вы видите перед российским МВА-образованием? Как реагирует на эти вызовы ИМИСП?

Сергей Шкуратов: Бизнес-школа – это бизнес, который находится в той же среде, что и большинство бизнесов наших слушателей. И для нас актуальны те же вопросы. В том числе нам важно, что происходит в головах наших клиентов. Мы видим желание некоторых управленцев получить MBA за 10 дней. Дискредитация этих трех букв – налицо, и мы даже не пытаемся оправдать эти ожидания. Видим тенденции поиска управленцами более индивидуального, подогнанного под них обучения. Зачастую это сопровождается заблуждением, что у менеджера оригинальная задача – она может оказаться совершенно типичной, поэтому наша задача спустить человека на землю. Что еще? Бывает, на интервью задают такой вопрос: «правильно я понимаю, что ваши преподаватели, посмотрев или послушав проблему моей компании, смогут предложить конкретное решение?». Ну, послушайте, давайте разделять эти понятия. Бизнес-образование – это не консалтинг. Бизнес-школы, которые обещают молниеносно действующее лекарство или подменяют обучение консалтинговым сопровождением, блефуют. Есть вызовы, связанные с тематикой дистанционного обучения, начиная от интернет-технологий, заканчивая скайп-общением со слушателями. Мы все еще сохраняем уверенность в том, что общение «глаза в глаза» (как «преподаватель – слушатель», так и, что часто даже важнее, «слушатель – слушатель») очень ценно.

Executive.ru: Как еще меняются запросы слушателей?

С.Ш.: Появляется некоторый массив людей, которые хотят самоактуализации. Это не про успех бизнеса, а про успех себя. Поэтому нам так важно выявить их потребности на интервью и донести до преподавателей и всех вовлеченных в программу. Профиль группы в дальнейшем приводит к дополнениям и уточнениям в дисциплинах или технологиях работы. То есть меняется методика и подход. Мы также наблюдаем в запросах слушателей уход от вопросов международной экспансии и привлечения инвестиций к вопросам о корпоративной культуре, взаимоотношениях собственника и наемного руководства.

Появляются запросы на конкретные быстрые решения антикризисного характера. И здесь дополнительно мы можем отвечать только короткими программами. Мы не делаем отдельной MBA программы «Антикризисное управление» или одноименной самостоятельной дисциплины в дизайне программы. Потому что, не зависимо от того, кризис сейчас на дворе или нет – такие вопросы актуальны в программе всегда. Если MBA-провайдер хочет оставаться актуальным, все дисциплины программ MBA должны включать в себя антикризисные аспекты. Можно больше сказать: наверное, любая программа МВА – это про антикризисный менеджмент. Кризисы-то бывают разные.

Executive.ru: Многие эксперты, делившиеся своими мыслями об МВА на страницах Executive.ru, отмечали, что одна из главных проблем в МВА – связка «бизнес-образование – бизнес». Преподаватели далеки от реальных проблем бизнеса, приглашенные практики не могут выйти за границы собственного опыта... В ИМИСП существует такая проблема? Если да, то как вы ее решаете?

С.Ш.: По моему мнению, преподаватель на программе MBA должен оставаться, в первую очередь, преподавателем. Он должен формировать в аудитории атмосферу и доступный, эффективный темп работы для всей группы. Все преподаватели в ИМИСП – профессионалы и практики, в том числе практики преподавания. И уже эта практика подкреплена их бизнес-опытом – многие имеют за плечами многолетний опыт работы по найму или предпринимательский опыт. Не надо забывать и про консалтинговую практику: 80% имеют богатое портфолио в консалтинговых проектах. Здесь же можно сказать о том, что преподаватели вовлечены в работу над дипломными проектами. Каждый ведет, как минимум, 4-5 дипломников. Это равно 3-4 месяцам погружения в дела компании, проблемы которой решают слушатели. Откуда же мы берем актуальные кейсы для занятий? Нередко мы работаем в паре: преподаватель, который создает атмосферу, и приглашенный практик, пришедший со своим кейсом (опытом решения задач) или с вопросом, за решение которого могут взяться слушатели с преподавателем.

Executive.ru: Расскажите подробнее, как «преподаватели работают в паре»?

С.Ш.: Есть преподаватель, который держит контекст всей дисциплины. И он вовлекает в работу группы практика, балансируя его выступление. Нам не нужна фабрика тщеславия и парад звезд. Выступающий должен учить или возбуждать тягу к обучению.

Executive.ru: Где участие практиков жизненно необходимо, а где необязательно?

С.Ш.: Необходимо, во-первых, в операционном менеджменте. Во-вторых, в проектном менеджменте. Этот опыт ценен в большей степени, так как может быть скопирован дословно. Так, например, мой коллега Валерий Фунтов, лидер блока дисцилин в области проектного менеджмента, на программе ИМИСП «МВА Проектный менеджмент» приглашает экспертов фактически на каждый модуль. Не на весь день. Даже в расписании мы можем увидеть «преподаватель Фунтов». Но мы идем на занятие и видим одного-двух человек, которые пришли на 4-5 часов, чтобы поделиться своим опытом. Выступление происходит в формате «я наступил на эти грабли – не наступайте вы». Им не страшно, что их скопируют – их проект уже реализован. Здесь нет того ноу-хау, которое часто лежит в разговорах о маркетинге и стратегии. Я не говорю о стратегическом и корпоративном управлении не потому, что там нет приглашаемых экспертов, просто здесь часто достаточно кейса – без персонального присутствия практика.

Executive.ru: Как ИМИСП определяет своего слушателя?

С.Ш.: Знаете, иногда встречным вопросом к слушателю: «А с чего вы взяли, что ИМИСП – это ваша бизнес-школа?». Наш слушатель – тот, кто готов трудиться. У нас нет «обучения по инерции». Да и цена не позволит. Это те компании и люди, которые даже при имеющихся международных амбициях понимают, что их основной потенциал – в отечественном бизнес-ландшафте. Которые работают на тех позициях и в тех компаниях, где могут сами принимать решения стратегического уровня. Которые могут формулировать решения и внедрять их в жизнь, видеть эффект из первого ряда или даже со сцены. Это, скорее, люди из предпринимательских бизнесов, где нормативы внутрикорпоративного или внутриотраслевого толка чуть слабее, чем характер собственника или управленческой команды. Это уже сложившиеся люди, которые хотят улучшить свою компанию вместе с собой.

Вряд ли мы можем ждать, что от обучения будет желаемый эффект, если говорить про подготовку менеджеров среднего и выше звена для крупных транснациональных компаний. Мы понимаем, что там, внутри корпоративного университета, инструктажа более чем достаточно. Если только такой человек не решил озаботиться собственной карьерой или предпринимательством.

Executive.ru: Как организован процесс работы над дипломным проектом?

С.Ш.: На программах MBA – хотя у нас это не жестко регламентировано – дипломные проекты пишутся несколькими слушателями и не по своей компании. Мы понимаем, что приход в чужую компанию позволяет слушателю почувствовать себя консультантом и исполнителем: его работу будут принимать, ему будут задавать не очень комфортные вопросы. Появляется дополнительный контролер, который на вашем же языке скажет, что вы не правы. Поэтому мы находим наших выпускников, потенциальных слушателей, которые готовы поставить задачу для команды слушателей, которую они будут делать в рамках дипломов в течение полугода-года. То есть команда дипломников становится десантом консультантов.

Для настраивания слушателей на такую работу есть специальные дисциплины: «методы исследования» и «управленческое консультирование». Там идет разговор о технологиях работы консультанта с точки зрения технологии выстраивания взаимоотношений с заказчиком и технологии выстраивания работы с контентом, с проблемой.

Executive.ru: Внедряете ли вы какие-то элементы дистанционного обучения?

С.Ш.: Конечно. Есть портал с материалами, с возможностью общения внутри группы и с преподавателем. Ясно, что преподаватели находятся на связи в плане телефона и почты. Но у нас нет задачи территориальной экспансии. А значит, нет и необходимости делать дистанционные курсы. 90% наших слушателей – петербуржцы, добирающиеся до института за полчаса-час. Если у человека не было времени оторваться от дел и приехать на занятие – значит он будет слушать лекцию в машине. Я не думаю, что он получит эффект, который стоит около миллиона рублей. Это будет MBA на бегу, мимоходом. Так уж получается, что иногда прогрессивные информационные технологии превращают потребление MBA в фаст-фуд. Нам этого не хочется делать.

Executive.ru: Каковы особенности вашего преподавательского метода? Ваше преподавательское кредо?

С.Ш.: Задавание правильных вопросов. Я задаю вопросы не как на экзамене, а для того чтобы слушатели потом задали их сами себе. Важно понять, что в дисциплинах, которые читают в бизнес-школах, нет правильных ответов. Любой ответ может быть обоснован или опровергнут. Нет ни одного идеального инструмента. Я хочу, чтобы у людей была смелость в оперировании инструментами, и это не было связано с тем, что они верят в их чудодейственность. Чтобы у них была смелость признать, что тут нет и не может быть пророков.

Executive.ru: Можете привести какой-то яркий момент из вашей МВА-практики?

С.Ш.: Во-первых, кейс по инкорпорированию – включению в группу ПАО «Газпром» одного из бизнесов, расположенных в странах СНГ. То есть вопрос того, как выстраивать взаимоотношения в холдинге между дочерней компанией и корпоративным центром. Говоря про предпринимательские аспекты, вспоминается работа про переход одной компании от совокупности бизнес-единиц к статусу федеральной. Встал вопрос: что ценнее – стать корпорацией или сохранить предпринимательскую маневренность и несовершенство с точки зрения канонов менеджмента. Началось все с попытки замахнуться на построение холдинга, а свелось к построению корпоративной культуры.

Executive.ru: Что вы можете пожелать слушателям, выбирающим бизнес-школу для получения МВА или еще только размышляющим об образовании этого уровня?

С.Ш.: Если коротко, то определите, MBA – это фактор для развития вашего бизнеса или для саморазвития? После этого составьте перечень задач, решение которых связано с ранее сделанным выбором. И еще один совет в этом же ключе: прежде чем говорить о лекарстве, подумайте о диагнозе.

Мы все понимаем, что получение MBA повторно – это нонсенс. Поэтому подойти к выбору школы, программы нужно очень серьезно, опираясь на мнения и выпускников, и преподавателей, и отзывов рынка, и форумов, и экспертных изданий вроде Executive.ru. Но не только. И с собой тоже поговорите: каких целей вам поможет достичь инструмент в виде MBA в целом или МВА в нашей бизнес-школе в частности? 

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Токарев
Генеральный директор, Нижний Новгород
Бизнес-школа – это бизнес Спасибо за правду. Учат - как положено. Но толку для страны не будет как от других школ, которые тоже стараются. Проблема не в БШ, а в том, что происходит после получения образования - в бизнесе. Там все по старому.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.