«Наши выпускники добиваются больше того, что запланировали»

На вопросы Executive.ru отвечает декан факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор экономических наук, профессор Седа Насибян.

Executive.ru: Чем программа MBA «Банки» отличается от «MBA-менеджмент»?

Седа Насибян: В современной системе бизнес-образования можно выделить два типа программ МВА: программы общего характера, направленные на подготовку универсальных менеджеров, и специализированные программы, имеющие целью подготовить эффективного руководителя в рамках определенной бизнес функции или отрасли. Безусловно, выбор типа программы является стратегическим вопросом как для бизнес школы, так и для потенциального слушателя МВА. И здесь важно совпадение нашего видения будущих профессиональных потребностей и возможных вызовов профессиональной среды, поэтому мы находимся в постоянном контакте с экспертами-практиками. Такое сотрудничество и прогнозирование потребностей рынка труда привело к тому, что мы вышли за рамки привычной классификации. Мы ставим перед собой задачу усовершенствовать функциональную компетентность наших слушателей, чтобы затем поместить их фокус внимания над функциональными обязанностями в финансовой организации и продемонстрировать, что управленческие компетенции универсальны и могут быть с успехом применены в других сферах бизнеса. Таким образом, слушатели программы МВА «Банки» посвящают значительную часть времени освоению современных технологий менеджмента наряду со специальными курсами по регулированию финансового рынка, риск-менеджменту, корпоративному управлению в банке, анализу и оценке деятельности банка, финансовой разведке и управлению безопасностью банка и др. Удельный вес специализированных курсов в общей трудоемкости программы составляет примерно 60%.

Executive.ru: У вас есть специализации: «Банковский менеджмент», «Банковский менеджмент и право», «Антикризисное управление в банке». Насколько велико различие между ними?

С.Н.: Есть общий блок дисциплин дженералистского характера, включающий общий, стратегический и функциональный менеджмент. Программы специализации привязаны к контингенту слушателей в зависимости от занимаемой должности в управленческой иерархии: от топ-менеджеров, которые занимаются решением надфункциональных задач, и им интересны вопросы, связанные с личностным развитием, стратегическим видением развития банковского бизнеса с учетом тенденций и структурных изменений российского финансового рынка, международных инициатив по совершенствованию банковского регулирования и надзора и др. Следующая специализация нацелена на приобретение мультифункциональных компетенций с упором на правовые аспекты в управлении для специалистов, прежде всего, юридических департаментов, кадровой политики.

Executive.ru: Что подразумевается под антикризисным управлением в банке: антикризисные меры самого банка? Или антикризисное управление активами, находящимися в залоге?

С.Н.: В рамках специализации «Антикризисное управление банком» предусмотрены курсы, связанные с формированием антикризисного потенциала банка, созданием системы анализа и регулярного мониторинга сигналов раннего предупреждения кризиса и пороговых значений индикаторов, разработкой различных сценариев (стратегий) и инструментов, позволяющих действовать в различных стрессовых ситуациях, с повышением внутренней безопасности бизнеса. В учебный план входит также цикл дисциплин, направленных на развитие компетенций в области предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, ключевых атрибутов эффективных режимов урегулирования несостоятельности, инструментов, применяемых регулятором в кризисных ситуациях, мирового опыта предупреждения несостоятельности, формирования плана самооздоровления и др.

Executive.ru: Каков объем потока: сколько слушателей приходит на программу MBA«Банки»? Какова динамика: объем потока зависит от экономических кризисов? От политики ЦБ, направленной на ликвидацию проблемных банков?

С.Н.: Я хотела бы отметить обратную зависимость – чем больше руководителей финансовых организаций пройдет первоклассную подготовку в сильных бизнес-школах, тем реже мы будем наблюдать процессы ликвидации банков, тем менее опасными будут последствия экономических кризисов. Современная финансовая сфера по динамике своего развития может быть сравнима разве что с сектором высоких технологий, а степень социальной значимости нормального функционирования банковской системы и вовсе невозможно переоценить. Профессиональное сообщество это осознает и постепенно приходит к пониманию того, что руководящие должности в этой сфере могут занимать только соответствующим образом обученные специалисты, имеющие объективное подтверждение высокого уровня профессионального мастерства. Мы наблюдаем стабильно высокий интерес к нашей программе МВА «Банки». В среднем мы обучаем около 60 человек в год, а общее количество выпускников, включая служащих Банка России, за все годы реализации программы приближается к 1000.Число, на первый взгляд, впечатляющее, но если принять во внимание, что в нашей стране действует более 870 кредитных организаций, становится очевидно, что потенциальных слушателей программы MBA «Банки» намного больше.

Executive.ru: Какие компетенции более всего востребованы в банковском секторе: что сегодня должен уметь специалист, чтобы сделать успешную карьеру в российском банке?

С.Н.: Современный банковский специалист должен обладать широкими компетенциями для работы в финансовом секторе. Иными словами, обладать компетенциями, позволяющими работать в некредитных финансовых организациях.

Executive.ru: В чем смысл зарубежного модуля? Каково его содержание?

С.Н.: Зарубежный модуль предусмотрен программой двойного диплома. В процессе обучения по основной программе МВА «Банки» слушатели зачисляются на MBA Global Finance and Banking нашего партнера SBS Swiss Business School. Швейцарские преподаватели приезжают в Москву для проведения занятий по международному финансовому менеджменту, финансовым рынкам, портфельной теории и предпринимательству. По окончании каждого курса лекций и практических занятий слушатели продолжают самостоятельно работать над учебными материалами и общаются с преподавателями в виртуальной среде. Один учебный модуль, а также защита выпускной работы и церемония вручения дипломов проходят в Цюрихе. Цель программы двойного диплома – познакомить слушателей с международным опытом, показать подходы к решению профессиональных задач, нетипичные для российской практики, познакомить с финансовыми продуктами и услугами, которые пока не получили должного развития в России по объективным причинам (например, управление частным капиталом или управление благосостоянием).

Executive.ru: Вы указываете на сайте факультета: «Значительную часть программы составляют практические занятия (обсуждение проектов, разбор ситуационных задач, деловые игры, тренинги) ». Как организованы эти занятия? Можно ли привести примеры конкретных ситуационных задач, кейсов, изучаемых в классе?

С.Н.: За последние пять лет только штатными преподавателями факультета было разработано около 200 кейсов и миникейсов, более 300 заданий для самостоятельных, контрольных, домашних работ, а также реализовано более 90 предложений по созданию новых курсов или принципиальному обновлению существующих. Одним из ярких примеров практических занятий является тренинг BankExec International. Это командная деловая игра, основанная на компьютерном моделировании бизнес-процессов коммерческого банка, развивающая управленческие навыки и навыки командной работы. BankExec International позволяет имитировать процессы принятия решений в контексте динамично меняющихся финансовых рынков, глобальной конкуренции, социальной среды и других внешних и внутренних факторов. В течение четырех дней интенсивной подготовки слушатели развивают навыки стратегического анализа и планирования, управления активами, принятия решений о структуре капитала, дивидендной политике, предоставлении кредитов, депозитной и инвестиционной стратегии. По окончании модуля студенты получают сертификат BankExec International Program, выдаваемый American Bankers Association.

Executive.ru: Вы тестируете абитуриентов программы MBA «Банки»? Насколько важно знание математики в этой специальности? Как вы определяете уровень математической подготовки?

С.Н.: Математические знания, безусловно, важны для понимания производных финансовых инструментов, моделирования рисков, финансового моделирования и эффективного изучения некоторых других курсов МВА «Банки». Однако, необходимый уровень математической подготовки не выходит за рамки стандартной программы экономического вуза. По этой причине мы не устраиваем тест по математике. Для приведения знаний в активный режим в нашей программе МВА есть обязательный курс «Количественные методы и деловая статистика в управлении». Слушатели изучают его в самом начале программы. На этапе отбора нас больше интересует профессиональный опыт, достижения и цели абитуриентов, их образование и профессиональный кругозор. Поэтому для отбора на программу мы используем несколько иные инструменты – наши абитуриенты проходят собеседование и пишут эссе. Приемная комиссия может поинтересоваться у претендента, нужна ли, по его мнению, система сертификации банкиров, попросить оценить текущие проблемы банковской системы, охарактеризовать остроту конкуренции в профессиональной среде, определить современные тенденции банковского кредитования и т.д. Отдельный класс вопросов призван выявить отношение абитуриента к профессиональной этике и его приверженность этическим нормам.

Executive.ru: Кто ваши абитуриенты: каковы их социально-демографические характеристики?

С.Н.: Среди наших абитуриентов и слушателей есть представители всех регионов России и ближнего зарубежья, поскольку программа «МВА Банки» реализуется как в очно-заочной (вечерней), так и в заочной форме. Средний возраст абитуриентов – 35 лет, около 40% из них – женщины. Обязательным требованием для зачисления на программу МВА является наличие высшего образования. Около 70% поступающих на программу имеют высшее экономическое образование, 20% – высшее образование по специальности менеджмент, 10% представлены выпускниками других специальностей, как правило, технических. Существует минимальное требование к опыту работы. Он должен составлять не менее двух лет. Наш основной контингент с точки зрения занимаемой должности – это руководители отделов и департаментов.

Executive.ru: Кто из практиков – банковских гуру – преподает на программе MBA «Банки»?

С.Н.: Колоссальный вклад в профессиональное развитие слушателей вносят авторские курсы заведующих кафедрами нашего факультета – Александра Турбанова, Александра Хандруева и Константина Корищенко. Пожалуй, МВА «Банки» – единственная программа в России, где преподают и руководят дипломными проектами три заместителя председателя Банка России прошлых периодов. Также активное участие принимают профессора кафедр, широко известные в банковском сообществе благодаря их высокой интервьюиромости. Среди них: Максим Сафонов, Татьяна Сафонова, Василий Якимкин, Юрий Юденков, Алла Дворецкая. Мы регулярно привлекаем внешних экспертов для проведения мастер классов. Приглашенными лекторами выступали Гарегин Тосунян, Стюарт Лоусон, Стефано Пилотто и др.

Executive.ru: Какова тематика дипломных проектов? Есть ли групповые дипломные работы?

С.Н.: Особенностью дипломных проектов на программе «МВА Банки» является то, что все они имеют прикладной характер и являются своеобразным отчетом о результате уже проделанной слушателем работы. Каждый проект, защищенный в рамках программы, был реализован на практике. Поскольку в группах обучаются представители разных банков, дипломные проекты, как правило, отражают индивидуальный профессиональный рост слушателей. Тематика проектов охватывает практически все аспекты банковской деятельности и связана с проблемами и задачами, решение которых входит в круг профессиональных обязанностей наших слушателей. Вот лишь некоторые примеры – влияние финансового кризиса на стратегию банка, финансовое оздоровление, пересмотр системы обслуживания частных клиентов банка, создание системы управления качеством в банке, внедрение программы развития персонала, ребрендинг банка, оптимизация системы внутреннего контроля, построение системы продаж в розничном сегменте банка через сеть партнеров, внедрение современных финансовых продуктов и услуг, основанных на интернет-технологиях и многие другие.

Executive.ru: Как изменяется карьерная траектория вашего выпускника? На какой позиции карьерной лестницы обычно находится абитуриент и что происходит с его карьерой через один-два года после защиты диплома?

С.Н.: На этапе отбора на программу мы просим претендентов заполнить анкету, в которой указывается текущая должность и карьерные устремления по окончании программы, с тем, чтобы сравнить ожидания с реальными результатами. Как правило, абитуриенты ставят перед собой вполне реалистичные задачи: хотят либо вырасти на 1-2 ступени в своей организации, либо сменить сферу деятельности, реже открыть собственное дело. Однако через несколько лет после завершения обучения подавляющее большинство добивается гораздо большего. Есть лишь один тренд в карьере наших выпускников, который немного нас беспокоит – переезд за рубеж для постоянной работы в иностранных организациях. С одной стороны, это положительно характеризует качество нашей программы, но все же наша миссия – подготовка высококлассных управленцев для решения задач российской экономики.

Executive.ru: Как изменяется зарплата выпускника?

С.Н.: Наши наблюдения показали следующие изменения в карьере наших выпускников: одни продвигаются в банке по горизонтали, меняя департаменты, и успешно справляются с новыми задачами при заметном росте доходов; другие, получая более высокие должности в филиалах банков, территориальных учреждениях Банка России, переезжают в другие регионы с существенным увеличением зарплаты. Третьи меняют сферу деятельности, но работают в компаниях, которые нуждаются в специалистах, умеющих взаимодействовать с банками.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Токарев, Сергей Норкин
Генеральный директор, Нижний Новгород

Забавно. Когда-то (возможно и сейчас) у нас в политехе (Нижний) хвалились, что готовят не просто менеджеров, а менеджеров в автобизнесе и т.п.
Результат очевиден - толком такой менеджер не знает ни менеджмента, ни автобизнеса.

Теперь нечто подобное предлагается в сфере банков.

Адм. директор, Москва
пишет: «Наши выпускники добиваются больше того, что запланировали»
Есть более тонкая реклама...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Студенты ВШЭ и «Яндекса» выиграли международную олимпиаду по программированию

Олимпиада ICPC – одно из крупнейших и наиболее престижных соревнований по программированию в мире.

Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.