Голоса выпускников: знания, деньги, амбиции и толпа

Мы часто слышим, что рейтинги школ бизнеса в России составляются неправильно или вовсе куплены. Но все соглашаются, что оценивать обучение надо по заслугам выпускников и «зарплатному» коэффициенту, то есть сколько слушатели зарабатывают после учебы. Чтобы проверить это правило, Executive.ru спрашивает выпускников двух российских программ, что привело их на учебу и чего они достигли с новыми знаниями.


Алексей Казин, владелец бизнеса, 41 год, окончил МВА-Перспектива


Зачем учились?

До учебы я занимался пиццерийным бизнесом, вместе с партнерами создал компанию «Пицца фабрика». Этот бизнес мне нравился, но я хотел взглянуть на компанию со стороны, к тому же были пробелы в знаниях финансового менеджмента, бухучета, макро- и микроэкономики, то есть в экономических дисциплинах.

Знаю, что некоторые гоняться за «весом» диплома, меня же диплом слабо волновал, я искал знания. Как выбирал школу? Искал школу при вузе с историей и смотрел, кто туда поступает, потому что за соседней партой можно найти сотрудника для своего бизнеса, я это тоже учитывал.. Порадовало, что преподавали люди не только из АНХ, предметы вели профессора МГУ, МГИМО, ВАВТ — это из тех, что помню. Ну, и предприниматели, действительно известные люди, их слушаешь с удовольствием, они рассказывают правильно, доходчиво, мудро.

Что изменилось?

Я хотел посмотреть на бизнес со стороны, и мне это удалось. Я вышел из учредителей «Пицца фабрика» и сейчас развиваю новый бренд, он тоже связан с пиццерийным бизнесом. Это пилотный проект, я единственный владелец, сейчас поправляю последние недочеты, поэтому раскрывать название пока не буду.

Я пришел на MBA довольно взрослым человеком, вряд ли школа могла повлиять на мою личность, ведь характер формируется в 17-20 лет. Многое перенял у одногруппников, среди них были топ-менеджеры крупных компаний, они рассказывали, например, как мотивируют сотрудников. По доходам тоже сложно сказать. Я окончил школу бизнеса в 2008 году, тогда как раз случился кризис. Вот как считать? С одной стороны, доходы прежние, а если бы рынок не рухнул, заработал бы больше.

Зависимость между учебой и доходами есть, но связь тут несколько сложнее, чем многие представляют. Обучение — это некая информация, которую преподаватель дает, а слушатель берет. Как человек распорядится этими знаниями, зависит только от него. Если делаешь все правильно, то количество новых знаний перерастает в новое качество бизнеса, а новое качество бизнеса в большее количество денег. Но один только факт наличия диплома в кармане на доходы влияет слабо, нужно еще думать головой.


Никита Трофимов, генеральный директор «Таурус», 30 лет, окончил Центр Президент


Зачем учились?

Поступил в школу бизнеса, потому что чувствовал, что мог достичь чего-то большего, а для этого «чего-то» нужны знания. К тому времени уже был в должности заместителя главы строительной компании, но управлял только одним подразделением. Я знал бизнес, но по первому образованию юрист, поэтому под ногами не было фундамента, какой бывает у экономистов, а раз под ногами нет основы, то и карьера стоит на месте. Решил учиться, выбрал три школы, все три при сильных вузах. Но окончательно определиться помогли друзья, порекомендовали мне школу, где сами учились, туда и пошел.

По возрасту оказался одним из самых молодых, со мной учились люди, ровесники моего отца, но дискомфорта в общении никто из нас не испытывал. Руководитель крупного завода и начальник отдела находили общие темы и пополняли багаж знаний друг друга, обмениваясь опытом. Будь мы все ровесниками, вряд ли бы так открыто общались.

В первый день занятий нас спросили: «Для чего вы сюда пришли?». Я не мог четко сформулировать «Зачем?». Чему надо учиться, в какой области себя развивать, кем стать? В самом начале учебы трудно ответить на эти вопросы даже самому себе. Какая-то ясность и стратегия личного роста появляются уже во время учебы. На занятиях начинаешь примерять знания сначала на себя, потом перекладываешь на свою работу, пытаешься раскрыть потенциал бизнеса, а в итоге перекладываешь и на людей, которые работают рядом с тобой. Учеба показывает, как личность связана с профессиональным ростом, с внешним миром, как состояние бизнеса зависит от экономического состояния страны, социального климата в стране и ее стратегии развития. Как это отражается на людях работающих рядом с тобой. Переосмысливаешь само обучение, иначе понимаешь его задачи.

Что изменилось?

Сейчас работаю в той же компании, но бизнес перестраивается, беремся за более крупные проекты, выстраиваем отношения с правительствами регионов. Причем эти проекты строятся на новом управлении, которому учился школе. Получил квалификацию эксперта в области управления по добровольной системе сертификации управляющих. Я научился расставлять приоритеты среди массы возможных решений, понимать свою профессиональную направленность и критерии ее оценки. Научился ставить четкие цели прежде всего перед собой, а после перед людьми. Научился определять место бизнеса в среде и давать оценку на уровне отрасли в масштабе страны и мира (формировать видение) и осознавать необходимость этого. А самое главное — действовать согласно поставленным целям. «Как мои действия связаны с моими целями?» — один из тезисов, которому нас учили.

После школы ты умеешь формулировать точку зрения, которую не боишься отстаивать на любом профессиональном уровне и в любой профессиональной среде. Каждый человек осознает потолок своих возможностей, сформированный за счет первого образования, так вот учеба снимает психологический барьер личностного роста, показывает горизонты и раскрывает потенциал, который в тебе заложен. Потенциал как личности, так и профессиональных компетенций. Чувствуешь себя увереннее в профессиональной среде, потому что помимо амбиций появляются знания и инструменты, которые уже помогли кому-то на самом высоком уровне до тебя и помогут после тебя. Эти знания выделяют тебя из толпы.

Узнайте больше о бизнес-школах и программах MBA:

Справочник бизнес-образования в России

Справочник бизнес-образования за рубежом

Также смотрите:

Почему выпускники бизнес-школ отказываются объединяться?

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Совладелец пиццерии уходит от партнеров и запускает собственный бренд, а руководитель небольшого подразделения строительной компании вырастает в стратега бизнеса. Жизнь обоих меняется по одной причине — оба решают учиться. Действительно, жизнь в подобных случаях меняется кардинально. Но это не означает, что решение учиться или достижение некоторого результата в этой учебе нужно использовать в качестве предлога для подобной кардинальной смены жизни. >Но все соглашаются, что оценивать обучение надо по заслугам выпускников и «зарплатному» коэффициенту, то есть сколько слушатели зарабатывают после учебы. Данный показатель изначально является ошибочным. Единственным существенным критерием, по которому реально можно оценивать выпускников МВА, - по аналогии с тем, как это производится во всем развитом мире, в странах, где данная степень в исполнении наиболее престижных ВУЗ-ов еще окончательно не девальвировалась (вопрос перепроизводства МВА-кадров во всем мире мы уже здесь как-то рассматривали в комментариях), - это изменение статусности обладателя данной степени после ее получения. Поскольку в предложенном выше варианте и заслуги, и некие критерии являются мало значащими величинами, не отражающими реального изменения качества специалиста, который должен достигаться за счет получения искомой степени. Т.е. речь идет о повышении статусности сотрудника как в рамках той организации, в которой он работал до этого, так и в иных организациях, откуда он получил последующее предложение на перевод и занятие вакантных или вновь открываемых должностей. В результате чего смена должностных иерархических уровней или даже целых профессиональных или административно-управленческих иерархий является наглядным свидетельством того, что из себя данный сотрудник стал представлять после получения заветной «корочки» по отношению к периоду до начала учебы. Т.е. возможность человека после завершения образования выходить на некий «макро-уровень» в руководстве компании и организации и контроле за осуществлением бизнеса. >Чтобы проверить это правило, E-xecutive спрашивает выпускников двух российских программ, что привело их на учебу и чего они достигли с новыми знаниями. Основной тезис заключается в том, что «Как нет необходимости заканчивать МГИМО(У) МИД России», чтобы заведовать частной бензоколонкой или салоном косметических услуг, «так и нет необходимости оканчивать программу МВА, чтобы руководить небольшой закусочной». Последним можно заниматься даже и в случае отсутствия каких-либо значимых бизнес-дипломов, однако если речь идет о необходимости возглавить крупную или среднюю сеть таких вот закусочных, подобный диплом уже может потребоваться. Т.е. МВА – это всегда макро-уровень или заявка специалиста на него, посредством которой он сигнализирует кадровым службам и своим коллегам о своей реальной или декларируемой готовности занять ту или иную макро-должность. Но что самое главное, - сигнализирует о своей полной самостоятельности в качестве полностью созревшого специалиста и руководителя, которого уже нет необходимости постоянно опекать. Однако, если обладатель степени МВА заведует «штучной» пиццерией или закусочной, а также иным мелким и средним предприятием непонятно какого рыночного статуса, то это в глазах болльшинства специалистов лишь наглядное свидетельство того, до какого уровня «тяжелая жизнь» может свести на дно бизнеса обладателей даже самых престижных дипломов. Что никак не свидетельствует и не способствует их успеху. >Поступил в школу бизнеса, потому что чувствовал, что мог достичь чего-то большего, а для этого «чего-то» нужны знания. К тому времени уже был в должности заместителя главы строительной компании, но управлял только одним подразделением. Вот это – характерный пример того, когда МВА идет человеку на дело, будучи полученным и к пользе, и к месту. Т.е. уже имея определенное и уже весьма высокое место в организационной иерархии, которого данное лицо достигло своим трудом, знаниями и т.д., не имея заветного диплома МВА, - с его получением оно получает возможность продвинуться еще дальше, получая в виде “корочек” новое профессиональное качество, обеспечивающее ему дополнительный ресурс карьерного роста. Если человек “потянет” и выработает данный ресурс полностью, он потенциально может занять сколь угодно высоких должностей в своем деле, если, естественно, будет соблюдать правила игры и не забывать о том, что возраст далеко не всегда и во всем идет людям на пользу, чтобы не тянуть время дольше, чем то следует. В частности, в части выдвижения на некие должности в корпоративной или иной управленческой среде. Но в общем и целом, - у человека налицо тот самый “макро-уровень”, о котором я говорил выше. И которому должен соответствовать обладатель диплома МВА. По аналогии с тем, как обладатель солидного кошелька должен иметь соответствующую по облику автомашину и костюм, чтобы одно соответствовало другому. Поскольку без наличия “макро-уровня”, - продолжая проводить ту же аналогию с автомашиной, - это было бы то же самое, как из роскошного “Порше” вылезал бы не мытый кочегар в спецовке и с сажей на лице и руках. >После школы ты умеешь формулировать точку зрения, которую не боишься отстаивать на любом профессиональном уровне и в любой профессиональной среде. :) Нет. После бизнес-школы выпускник убежденно отстаивает любую точку зрения, которая лично ему кажется единственно верной. Не взирая ни на какие авторитеты, обыкновения, правила, традиции, доводы, существующие схемы ведения и организации бизнеса и т.д. В силу того, что ему кажется, причем это «кажется» граничит для него с безграничной уверенностью, что именно так и только так всё должно быть. Т.е. получение диплома МВА во многом, в особенности среди не подготовленной жизнью, опытом работы и ведения бизнесадля подобной «ноши» части выпускников, является неким опьяняющим допингом, начисто стирающим в понимании человека любой намек на критичность и самокритичность в его деятельности и понимании происходящего вокруг. Плюс, с поправкой на клишированность, шаблонность и схематичность в действиях и принятии решений, которыми страдают все без исключения выпусники МВА. Что часто бывает чревато отрицательными последствиями в их деятельности и в конечном итоге ведет к упадку, утрате привлекательности в роли специалиста и вынужденный уход на «улицу», несмотря на все дипломы. И вот на это следует обращать внимание особо. >Эти знания выделяют тебя из толпы. Чужие знания, равно как и знания, полученные в рамках публичных учебных бизнес-программ (или иных программ, в зависимости от специальности человека), из толпы никого выделить не могут, поскольку являются распространенными. Тем более, в толпе обладателей дипломов (в данном случае) МВА. А вот что безусловно выделяет человека из подобной наученной толпы – это умение генерировать знания. Самостоятельно. А не копируя готовые решения у других людей или лишь частично видоизменяя готовые шаблоны решений. Как при наличии дипломов, так и без оных. И вот такие люди действительно всегда на расхват и ценятся очень высоко. Да и в толпе их всегда нетрудно выделить, - внешность подсказывает. Да и, как правило, они и сами знают себе цену, - даже в самой густой и оживленной толпе оставаясь всегда несколько особняком.
Исполнительный директор, Челябинск

Мой хороший знакомый вынужден был еженедельно летать в МСК из Челябинска, т.к.
руководство сказало - нужно МБА!!! Так вот его оценка была следующая - на уровне техникума...
(не буду называть очень известную школу)
Это гораздо проще чем технический ВУЗ (заканчивал он робототехнику, жили в одной комнате в общаге)..

Хотя для линейного бизнеса больше и не нужно...

Лично я использовал своё время, получив дополнительное образование по экономике и английскому языку.
(первое было инженер)
Если заниматься бизнесом - [COLOR=blue=blue]Нужно более уметь управлять ресурсами[/COLOR], а линейный менеджмент удел
менеджеров. [COLOR=red=red]Если расти как менеджер в большой компании - нужно идти на МБА[/COLOR].
[COLOR=red=red]Если самому строить компанию нужно учиться управлять ресурсами + уметь управлять руководителями[/COLOR].

Если грамотно построить свой бизнес - доходы от него выше нежели от ТОП-руководства.
К тому же это капитал, который может быть реализован при выходе на пенсию...

Вместе с тем выживает только 5% от стартапов....

Чтобы уменьшить риски при стартапе неплохо бы лет 5 поруководить бизнесом с приличными размерами и хорошим ростом...

В целом же компетенции = знания + опыт.
Так что знания нужны в любом случае.

Глава филиала, регион. директор, Краснодар

Второй интервьюируемый позабавил ) Фраза ''толпа, выделяться из толпы'' всегда играет роль лакмусовой бумажки. Она ярко характеризует человека.

Все люди - одинаковые. Как под копирку.

Директор по маркетингу, Украина
пишет: Совладелец пиццерии уходит от партнеров и запускает собственный бренд, а руководитель небольшого подразделения строительной компании вырастает в стратега бизнеса. Жизнь обоих меняется по одной причине — оба решают учиться. Выпускники рассказывают E-xecutive, как между собой связаны знания, доходы и карьерные потолки. Знания, деньги, амбиции и толпа
МБА - это пустая трата денег. После выпуска из школы в лучшем случае остануться в голове обрывки кейсов, формул и пару мертвых схем типа SWOT, BCG, PEST и т.п.
Профессор, Латвия

Научился определять место бизнеса в среде и давать оценку на уровне отрасли в масштабе страны и мира (формировать видение) и осознавать необходимость этого.

''Давать оценку в масштабе мира'' - это круто! Улыбнуло.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Москвичи смогут бесплатно обучиться востребованным направлениям на ВДНХ

Уже доступны занятия по направлениям: информационные технологии, маркетинг, автомобильный сервис и дизайн.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ обсудили тренды геоаналитики и применение ИИ

Более 50 специалистов обсудили использование инструментов геоинформатики и искусственного интеллекта для развития бизнеса.

Преподаватели ВШБ НИУ ВШЭ попали в число победителей конкурса лучших научных работ

В номинациях по секции «Менеджмент» победителями стали сразу три работы преподавателей Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ представили проекты для крупного бизнеса

Студенты работали как на данных, предоставленных компанией, так и проводили собственные количественные и качественные исследования.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы лучшие ESG-проекты России

В конкурсном отборе принимали участие более 600 претендентов.

Половина россиян остаются работать в компании по итогам стажировки

Чаще всего после стажировки молодые специалисты остаются работать в сферах транспорта, логистики и доставки, медицине и IT-сфере.

Больше половины россиян готовы переехать ради работы

Больше всего склонны к перемещениям молодые люди в возрасте 25-34 лет.

Половина россиян трудоустраивали друзей и родственников в свою компанию

Чаще других в хантинге принимали участие специалисты из сфер маркетинга, рекламы и PR, туризма, гостинично-ресторанного и автомобильного бизнеса.