Как MBA трансформирует личность?

Каких-нибудь десять лет назад степень MBA в России воспринималась как пропуск в высшие сферы бизнеса, а на ее редких обладателей смотрели с завистью и восхищением. Зато сегодня все громче звучит мнение, что учеба на MBA, особенно в России – просто выброшенные деньги. Выпускники разочарованы – они не получают того самого ожидаемого трамплина для существенного профессионального и карьерного скачка. На этом общем фоне опыт участника Сообщества Андрея Ященко, директора по развитию бизнеса Mobel & Zeit можно считать весьма и весьма удачным, однако не случайным. Грамотный изначальный подход, а также правильный выбор бизнес-школы предопределили успех инвестиций в «операцию MBA».

Executive: Андрей, как я знаю, у вас изначально хорошее экономическое образование, большой опыт в реальном бизнесе. Почему вы приняли решение поучиться по программе MBA, вам не хватало каких-то знаний?

Андрей Ященко: Сказать, что знаний не хватало, – не совсем верно. Одной из главных причин, побудивших к поступлению в бизнес-школу, было желание систематизировать уже накопленные знания и наблюдения. Да, действительно, у меня хорошее базовое образование – я окончил Государственный университет управления. Кроме того, еще со студенческих лет я работал в российских представительствах и затем филиалах крупных иностранных розничных компаний, таких как IKEA, OBI, Castorama. В двух последних был уже на руководящих должностях. Опыт работы дал, разумеется, огромный багаж знаний. Плюс, были серии тренингов и, даже, стажировки в Австрии и Англии. Однако я чувствовал, что вид сверху, так сказать, полная картина бизнеса, для меня полностью не сложилась. Соответственно, курс МВА мог помочь этой структуризации. Кроме того, полученная степень МВА, особенно после обучения в западной бизнес-школе, должна была увеличить мою стоимость как специалиста, повысить шансы для карьерного роста. Два года назад, к моменту поступления на программу, я уже занимал в компании Castorama достаточно высокую управленческую позицию, однако хотелось расти и развиваться дальше. В приложении к имеющемуся опыту степень МВА могла послужить поводом для перехода на следующую ступень.

Executive: То есть можно сказать, что вы уперлись в карьерный потолок, преодолению которого должно было послужить получение степени МВА?

А.Я.: Не совсем так. Само по себе получение степени МВА не может служить поводом для повышения в должности. Людей повышают за реальные результаты, которые они показывают. Конечно, подразумевается, что обладатель степени МВА – человек образованный, интеллигентный, понимающий бизнес с разных сторон. Но это вовсе не означает, что любой получивший МВА будет действительно эффективным менеджером. Карьерный рост происходит, когда человек выполняет два обязательных условия. Во-первых, показывает реальный результат в бизнесе, достигает поставленных руководством целей, и, во-вторых, умеет наладить необходимые отношения, как с внутренними партнерами (внутри компании), так и с внешними партнерами таким образом, чтобы люди чувствовали себя комфортно при общении с этим менеджером, и коммуникации строились на благо компании. По идее, обучение по программе МВА – серьезное подспорье в решении этих задач.

Executive: Вы учились в английской бизнес-школе. Это случайность, или вы изначально выбирали иностранную программу?

А.Я.: Исторически сложилось так – и это не секрет, – что российское бизнес-образование до сих пор не дотягивает до западных стандартов. Основная причина – в подборе преподавателей. В США и Европе все построено на принципе: «Только тот, у кого есть практика реальной работы и кто доказал свою состоятельность как управленец, может учить других людей». Думаю, это правильный подход. В российских же заведениях, к сожалению, 95% преподавательского состава – теоретики. Соответственно, я изначально искал западную бизнес-школу. При этом приемлемым для себя я посчитал только такой формат обучения, который позволит учиться, не покидая Россию, разве что с периодическими выездами. Дело в том, что российский рынок сейчас растет семимильными шагами, появляются новые возможности. Уехать на два года означает многое упустить, выпасть из российского бизнеса сегодня, когда каждый день на вес золота. Страны БРИК, куда входит Россия, в какой-то степени сейчас повторяют западную модель развития и в данный момент проходят самый бурный этап. Позже темпы замедлятся. Поэтому, с моей точки зрения, неразумно покидать страну на два года. Тем более что после возвращения придется долгое время вникать в изменившиеся реалии, восстанавливать утраченные позиции. Мне известны примеры, когда после нескольких лет отсутствия люди с дипломами МВА возвращались на более низкие должности, чем рассчитывали. Поэтому правильный в сегодняшних условиях путь – получить качественное образование, но иметь возможность жить и работать в России.

Процесс поиска бизнес-школы для меня оказался весьма трудоемким и занял около полугода. Информацию искал во всех доступных СМИ, включая иностранные, в интернете. Плюс, советовался со знакомыми топ-менеджерами разных компаний. В итоге, остановил свой выбор на программе Executive MBA Кингстонского университета. Человек, который ее уже закончил, дал отзыв, что будет безумно тяжело, два года буквально выпадут из жизни, но дело того стоит.

Executive: И как же вы учились в Кингстонском университете, не покидая страну?

А.Я.: На самом деле, все построено достаточно просто. Обучение организовано на базе Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Преподаватели Кингстонского университета, задействованные на этой программе, раз в пять-шесть недель в полном составе приезжают в Москву. И параллельно целую неделю с утра до вечера в аудиториях АНХ ведут занятия. Соответственно, и слушатели на эту неделю полностью выдергиваются с работы. Кстати, все обучение ведется только на английском языке. Даже курсовые работы надо писать на английском. Какие-то вводные курсы нам читали российские преподаватели, но и эти лекции были полностью согласованы с курсами, которые читали англичане. Кстати, у такого формата есть еще один плюс – к основному диплому МВА Кингстонского университета, выпускник получает и диплом АНХ о втором высшем образовании.

Периодические поездки в Кингстон (это в 10 км от Лондона) тоже были. В конце первого года обучения там проводится так называемая «international week», когда российские слушатели приезжают для знакомства и общения с британскими, участия в совместных case studies. Плюс посещения «местных» предприятий – Lloyds, Bank of England и других. Встречи с топ-менеджерами этих компаний, дискуссии по самым разным вопросам – от стратегий развития до управления персоналом, обычно по полдня в каждой фирме. Это было безумно интересно и полезно. Потом лично я ездил еще несколько раз к моему наставнику общаться по поводу моей диссертации.

Executive: Говорят, не столь важно, где ты учишься, чему учишься, а важно, с кем. Подразумевается, что полученные связи могут сыграть существенную роль. Что можете сказать о «тусовке», собравшейся на вашей программе?

А.Я.: Разумеется, возможность знакомства с новыми интересными людьми – тоже один из факторов, побуждающих к поступлению в бизнес-школу. Как проводится отбор слушателей в других местах, могу только предполагать, у нас же входные барьеры были весьма высокими. Для начала, как уже можно догадаться, к обучению допускали людей только со свободным знанием английского языка – хотя и косвенный, но весьма существенный критерий общего уровня. А вообще, набирали только топов и менеджеров среднего звена крупных известных компаний. Например, со мной в группе учились ребята из российских отделений Nokia, Microsoft, Kone, Metro. То есть, просто прийти, показать диплом о высшем образовании, заплатить деньги и быть сразу зачисленным – невозможно. Вообще, отбор длится достаточно долго. Каждый кандидат проходит обязательное собеседование с российской, а потом и английской стороной. Собственно, цель всего этого – набрать группу студентов примерно одного уровня, которым будет интересно друг с другом и которые смогут вместе эффективно работать. Замечу, что организаторам это удалось. Например, когда мы работали в подгруппах по пять человек, это было истинное удовольствие. Представляете, встречаются пять топ-менеджеров из разных компаний, разных специализаций, с разными взглядами на жизнь. И нужно вместе решить какую-то задачу, найти оптимальное решение. Мы многому научились, в том числе и друг у друга. Кроме того, появились искренние дружеские отношения. Мы общаемся и сейчас, с кем-то даже вместе путешествуем.

Executive: Кроме выбора преподавателей, есть какие-то принципиальные отличия между западной и российской системами образования?

А.Я.: Безусловно. Первое, что я заметил, особенно по сравнению с моим первым образованием в ГУУ, – это постоянная работа с case study. Например, берется какой-то конкретный случай, действительно имевший место в реальной компании, допустим, в Google или Microsoft, и студентам ставится задача найти решение предложенной проблемы. Второе отличие – это работа в подгруппах. Весь поток поделен на подгруппы по 5–6 человек, которым выдаются разные задания для совместной работы из самых разных областей. Например, разработать стратегию развития для какой-нибудь компании. Или рассчитать бюджет строительства шести станций московского метро. Третье отличие – вне зависимости от всех остальных занятий и заданий, студенты раз в две недели пишут и сдают курсовые проекты. А вот это очень тяжело. В том числе, именно поэтому два года «каторги». Весь день ты работаешь, и у тебя остаются лишь ночи и выходные на эти курсовые. Тем более, все это на английском. Писать их очень сложно. Надо прочитать много литературы, надо рассчитать, подумать. Кстати, с моей подгруппой мы иногда работали по ночам – днем времени не хватало. Вообще, здесь очень сильно сказывается западный подход. В частности, жесткая требовательность всех участников процесса друг к другу – преподавателей, студентов. Например, там обозначенный дедлайн – не пустой звук. То есть, если курсовую надо сдать в пятницу, в 14.00, то в 14.01 ее уже не примут. И пересдавать можно лишь два раза. Многие не выдерживали. Из нашего потока порядка десяти человек было отчислено. А всего, в среднем, на потоке учатся сорок человек. Кстати, это еще раз показывает, что перед организаторами не стоит задача удержать студента и его деньги любой ценой.

Executive: В итоге ваши ожидания от МВА оправдались?

А.Я.: Получилось, что я шел на МВА с одними чувствами, а вышел с совершенно другими. Оказалось, что я очень сильно изменился. И как профессионал, и как человек. Любой, кто идет на МВА, ставит целью профессиональный и карьерный рост, но мало кто задумывается о личностном развитии. Сила программы МВА не только в том, что учат профессионально заниматься бизнесом – выстраивать стратегии, рассчитывать проекты и т.д., а огромное внимание уделяют курсу личностного развития. На каком-то этапе человек начинает рефлексировать, то есть, задумываться о себе и получать обратную связь. По сути, получает инструменты, позволяющие увидеть себя со стороны и начинать себя улучшать. Кстати, работа в подгруппах этому способствует. Уверенно могу сказать, что синергия, о которой я раньше слышал, читал, реально существует. И понял я это только на МВА. Когда участники группы, используя общий потенциал, получают результат, больший, чем все вместе достигли бы по отдельности, – это впечатляет. Это действительно работает, и этому учат на программе МВА. В итоге, я стал более зрелым, профессиональным, получил не только образование, но и мощный стимул для развития самого себя. Этого я не ожидал.

Executive: Ну, а что касается карьерного роста? МВА способствовало продвижению?

А.Я.: Существует статистика, выведенная для западных бизнес-школ. Согласно ей, 40% слушателей либо получает повышение в своей компании, либо меняет работу после первого года обучения. Во время второго года это происходит еще с 40% из оставшихся. В нашей группе примерно так и произошло. Большинство, включая меня, к концу обучения получили по три-четыре предложения.

Кстати, как выяснилось, сегодня в России повышенный спрос на молодых менеджеров именно с западным МВА. А таких реально очень мало. Мне поступали звонки не только от местных, но и от английских хедхантеров. Откуда они почерпнули информацию обо мне – не принципиально. Важно другое. Они ищут в далекой незнакомой стране персонал для своих клиентов. И естественно, человек, который учился в английском университете, становится для западного работодателя по-своему близким. Он получил образование по их стандартам, он может общаться на их языке (не в смысле свободного английского, а в смысле мышления). Выпускник западной бизнес-школы – некая гарантия качества для западного работодателя.

Executive: Постойте, но, как я понимаю, сегодняшнее ваше место работы – российская компания?

А.Я.: К моменту окончания обучения у меня были четыре предложения директорских позиций – два от западных и два от российских компаний. Почему выбрал отечественную? Если в 90-х годах «российская компания» для людей из западных структур было синонимом ужаса, неумения работать, беспредела собственников, то сейчас тенденция такова, что пропасть между крупными западными и российскими компаниями стала минимальна и продолжает уменьшаться. Это закономерно – руководители отечественных фирм почувствовали необходимость перемен. Стало понятно, что без цивилизованного подхода дальнейшего роста бизнеса не будет. Постепенно стали менять корпоративную культуру, стали приглашать людей с опытом в мировых компаниях, с западной школой управления. Поэтому для меня в данном случае принадлежность компании критерием выбора не являлась. Несмотря на то, что десять лет до этого я работал только в иностранных фирмах, выбрал приглашение крупной российской компании на должность директора по развитию бизнеса просто потому, что оно показалась интереснее по ряду критериев.

Беседовал Александр Барковский

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Финансовый директор, Москва

Совершенно согласен - большинство преподавателей наших школ просто теоретитки.

Исполнительный директор, Москва

Все здорово - только если английский язык не 'свободны', то какие рекомендации можно дать людям по поиску грамотной программы по обучению МВА?

Директор по маркетингу, Москва
Ольга Минакова пишет:если английский язык не 'свободны',
[b]Ольга Минакова,[/b] Рекомендация одна: учить английский. Причем не обязательно достигать свободного уровня. Я, например, поступал на МВА с хорошим английским. Ничего, получилось. Первое время, правда, тяжелее понимать преподавателей, и над литературой сидишь дольше, особенно над специальной - финансы, макроэкономика. Но уровень английского позже подтянулся, и свой Мастер Тезис я писал без проблем только по английским источникам.
IT-менеджер, Казахстан

Интересно еще другая важная составляющая - финансовая. Сколько стоит подобная программа :?:

Менеджер интернет-проекта, Москва

[b]Алексей Горбов,[/b] рекомендуем посмотреть варианты в нашем [B][URL=http://www.e-xecutive.ru/education/business/schools.php]Справочнике бизнес-образования[/URL][/B]

Генеральный директор, Украина

Я думаю, в любом деле нужно проводить анализ - цена = качество.К примеру :В одном из самых крутых супермаркетов Одессы 200 гр пельменей продаются за 15 -20 грн.Килограмм за 75 -100 грн. Килограмм свежего мяса на рынке стоит 50 -60 грн.Из чего же сделаны те 200 гр пельменей?Вот так и в образовании. Если вы уже имеете высшее образование и хотите получить знания и престижный диплом - оптимальным является обучение не более одного годаи при цене не более 2500 - 3000 евро. Это образование можно получить и дистанционно, и на русском, если вы действительно хотите учиться.

Исполнительный директор, Москва

Все здорово - только если английский язык не ''свободны'', то какие рекомендации можно дать людям по поиску грамотной программы по обучению МВА?

Директор по маркетингу, Москва
Ольга Минакова пишет: если английский язык не ''свободны'',
Ольга Минакова, Рекомендация одна: учить английский. Причем не обязательно достигать свободного уровня. Я, например, поступал на МВА с хорошим английским. Ничего, получилось. Первое время, правда, тяжелее понимать преподавателей, и над литературой сидишь дольше, особенно над специальной - финансы, макроэкономика. Но уровень английского позже подтянулся, и свой Мастер Тезис я писал без проблем только по английским источникам.
Генеральный директор, Украина

Я думаю, в любом деле нужно проводить анализ - цена = качество.
К примеру :
В одном из самых крутых супермаркетов Одессы 200 гр пельменей продаются за 15 -20 грн.
Килограмм за 75 -100 грн. Килограмм свежего мяса на рынке стоит 50 -60 грн.
Из чего же сделаны те 200 гр пельменей?
Вот так и в образовании. Если вы уже имеете высшее образование и хотите получить знания и
престижный диплом - оптимальным является обучение не более одного года
и при цене не более 2500 - 3000 евро. Это образование можно получить и дистанционно,
и на русском, если вы действительно хотите учиться.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ИБДА РАНХиГС возглавил индекс популярности среди бизнес-школ России

Индекс составляется по ряду показателей, среди которых уникальные просмотры страниц бизнес-школ, новостей и анонсов, количество переходов на сайты вузов.

Зарплата выпускников IT-курсов растет в среднем на 50% после обучения

При этом каждый третий айтишник трудоустраивается во время учебы.

Исследование RAEX: как абитуриенты выбирают вуз

Выяснилось, что рейтинги влияют на выбор абитуриентов больше, чем мнение родителей.

В России впервые составили справочник корпоративных университетов

В пуле участников исследования представлены 43 корпоративных университета крупнейших российских компаний и субъектов федерации.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Собрать школьника к учебному году стало дороже в среднем на 11,4%

Основа «продуктовой корзины» школьника на маркетплейсах подорожала за год.

Как профессии влияют на состояние здоровья россиян

Чаще всего влияние профессии на здоровье отмечают HR-ы, юристы и IT-специалисты.

Половина родителей школьников берут отпуск в августе, чтобы собрать ребенка в школу

Затраты на расходы для подготовки к школе в этом году начинаются от 15 тыс. руб.

Сеть «Вкусно — и точка» приняла на работу более 10 тыс. новых сотрудников

Количество поданных заявок на трудоустройство превысило 68 тыс. за два месяца.