Бизнес-школа: имидж - все, а знания?

В последнее время направление узкоспециализированных программ МВА стремительно развивается, и основными центрами их создания сегодня являются США и Европа. В текущем году в Евросоюзе на подобные программы зарегистрировалось более 2 тыс. кандидатов, в то время как 10 лет назад данный показатель едва дотягивал до 200 человек. На сегодняшний день бизнес-школы предоставляют широкий спектр программ, предназначенных для специалистов, работающих только в определенной очень узкой области знаний. Существуют даже такие «экзотические» специализации как корпоративная социальная ответственность (Швейцария), винный менеджмент (Италия) и футбольный менеджмент (Великобритания).

Растущая популярность узкоспециализированных программ разделила академический мир на два лагеря, между которыми разгорелись жаркие споры. Так, по словам Алейна Лемпере, профессора школы ESSEC, узкая специализация позволяет менее авторитетным школам создавать программы с низким качеством преподавания, что создает определенные трудности для кандидата, стремящегося получить хорошее бизнес-образование.

Политика многих бизнес-школ направлена на открытое противодействие узкоспециализированным программам МВА. Одним из наиболее яростных их противников является Айен Тернер, директор программ МВА Henley Management School. По его словам, цель бизнес-образования заключается в том, чтобы получить знания в области менеджмента, развить лидерские качества, а вовсе не сосредоточиться на узкой специализации в той или иной области. Этим же принципам следует школа IESE Business School (Барселона), которая делает акцент на менеджерские качества, позволяющие работать в международной среде.

В США также находится значительное количество противников узкой специализации в бизнес-образовании. За многие годы существования двухгодичных программ МВА, сложилась определенная схема, согласно которой студенты в течение первого года получают все необходимые теоретические знания, а в течение второго – отрабатывают их на практике. Школы, входящие в ассоциацию «Лига плюща», стремятся удержать лидирующие мировые позиции в рейтингах, поэтому предоставляют практически все виды программ МВА. Однако руководство этих школ признает, что создание узкоспециализированных программ – дело очень хлопотное и затратное, которое зачастую оказывается «не по зубам» даже ведущим бизнес-школам. Преподавательский состав подобных программ должен не только преподавать и писать книги, но также влиять на теорию и практику управления.

Компания QS провела специальное исследование с целью выяснить, какие школы предоставляют лучших узкоспециализированных специалистов МВА. В опросе участвовало более 500 компаний во всем мире. Лучшими школами оказались участники «Лиги Плюща», некоторые из ведущих европейских школ и несколько мелких узкоспециализированных программ.

В Таблице1 представлены 10 бизнес-школ, создавших лучшие специальные программы МВА в области маркетинга, которым доверяют работодатели.

Таблица 1

Название бизнес-школы
1 The Kellogg School of Management, Northwestern University
2 Fuqua School of Business, Duke University
3 Harvard Business School
4 The Wharton School, University of Pennsylvania
5 INSEAD
6 Stanford University Graduate School of Business
7 NYU Stern
8 London Business School
9 S.C. Johnson Graduate School of Management, Cornell University
10 Stephen M. Ross School of Business, University of Michigan

Источник: TopMBA.com/Scorecard

Форма обучения - также очень важный фактор для студентов МВА. Онлайн-программы и программы дистанционного обучения приобрели большую популярность, поскольку позволяют участникам учиться, не делая перерыв в работе. Однако подобные формы обучения пока более востребованы в основном только на территории в Евросоюза. Например, в Instituto de Empresa (Мадрид), была создана смешанная программа МВА в области предпринимательства. Программа комбинирует онлайн-обучение и обучение через сеть, связывающую студентов в 30 городах мира.

Сторонники узкоспециализированных программ в качестве главного аргумента приводят потребности и выбор самих студентов. По словам профессора Владимира Нанута, преподавателя школы MIB (Италия), в каждой индустрии существуют очень хорошие профессионалы, которые просто хотят развиваться в пределах своей узкой специализации, поэтому узкоспециализированные программы – именно то, что им нужно.

Академики могут спорить до бесконечности, а потенциальные студенты – выбирать, но, в конечном счете, решающим является мнение работодателей. Нужны ли им выпускники МВА с узкой специализацией, или они больше ценят традиционные программы?

Многие работодатели высоко ценят узкоспециализированных специалистов. Например, компания PricewaterhouseCoopers в России, поощряет набор специалистов, обладающих степенью Masters in Finance, и назначает их на роли ведущих консультантов внутри компании. Ведущий инвестиционный банк Renaissance Investment Management также положительно оценивает специалистов в области финансов, особенно в области корпоративной финансовой экспертизы, но для них важна не сама программа, а школа, в которой ее преподают.

В то время как все большее количество российских специалистов получают дипломы МВА, работодатели в большинстве все же оценивают их не по глубине полученных знаний. Российские работодатели ценят специалистов с дипломами МВА, но при этом делят все бизнес-школы на «звезды», то есть ведущие школы мира, и «не звезды». Именно имя и репутация школы пока оказываются решающим фактором, а не специализация, которую получил кандидат, или его личностные качества. Так что же важнее – имидж или знания? Ответ на этот вопрос, как и свое место в жизни, каждый ищет самостоятельно.

При подготовке были использованы материалы исследований QS World MBA Tour

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

В ВШБ НИУ ВШЭ стартовал новый поток программы по геймдизайну

Особый акцент сделан на практике: участники создают и тестируют прототипы и игровые билды, а также получают навык операционного управления готовым продуктом.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ разработали инновационные ESG-дашборды

ESG-дашборды были подготовлены для компаний «Сбер», «Металлоинвест», X5 Retail Group, EN+, «Полюс» и «Фосагро».

«Яндекс» назвал лауреатов научной премии в области машинного обучения

Совет премии получил 160 заявок в пяти номинациях и наградил 14 ученых.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Две трети компаний переманивают чужих сотрудников

Большинство работодателей занимаются прямым хантингом из-за нехватки людей на рынке труда.

Эйджизм на рынке труда России снизился

Работодатели все чаще присматриваются к возрастным кандидатам.

60% подрабатывающих россиян не копят деньги системно

Каждый пятый россиянин сразу тратит все деньги с подработки. 

70% россиян обращают внимание на корпоративную культуру при выборе работодателя

Самыми важными аспектами корпоративной культуры опрошенные назвали открытость и прозрачность управления, возможности для обучения и развития и сильный командный дух.