Нужно ли бизнес-образование малому бизнесу?

Michele O’Dwyer, Институт развития сельского бизнеса в Типперэри, Ирландия;
Eamon Ryan, Городской совет по предпринимательству в Лимерике, графство Лимерик, Ирландия

Обучение менеджменту и повышение квалификации менеджеров традиционно рассматриваются как вопросы, находящиеся, скорее, в сфере интересов крупных, а не малых предприятий. Как известно, на многих крупных предприятиях, а также во многих крупных фирмах или компаниях действуют специальные образовательные программы. В отличие от крупных предприятий, однако, малые предприятия (фирмы, компании, в которых работают менее 10 человек) сталкиваются с другими проблемами.

В отчете специальной рабочей группы по малому бизнесу в Ирландии от 1994 года указывалось, что 98% всех фирм в Ирландии имели менее 50 сотрудников, причем в 90% фирм работали менее 10 человек.

В настоящей статье изучаются основные элементы успеха/неудачи в малых предприятиях, а также сложившаяся ситуация с обучением менеджменту и повышением профессионального уровня менеджеров по отношению к малым предприятиям. Кроме того, рассматриваются вопросы понимания владельцами/менеджерами роли обучения менеджменту в их ежедневной работе. Целью исследования, на основании которого была написана статья, было установить необходимое содержание подготовки по менеджменту, в которой нуждаются владельцы/собственники малых предприятий. В ходе данного исследования была предложена модель стратегии образования в области менеджмента в применении к владельцам/менеджерам малых предприятий.

Успех и неудача

Обычно возникающим малым предприятиям очень трудно преодолеть начальную стадию в своем развитии — «стадию выживания». Многие фирмы прекращают существование в самом начале своей деятельности. Многие опытные «деловые люди» говорят, что «первые 3 года — это самое трудное». Менеджеры малого бизнеса отличаются почти полным отсутствием формального бизнес-образования.

Владельцы только что созданных фирм чаще страдают от недостаточного финансирования, низкого уровня производимой продукции и неэффективного маркетинга. На более поздних стадиях развития своих компаний, однако, они чаще испытывают стратегические потрясения или потрясения, связанные со средой, в которой они работают, при этом у них нет достаточных навыков менеджмента для противодействия таким потрясениям. Для развития сильного и жизнеспособного малого бизнеса необходимо помочь малым предприятиям выжить на первых стадиях своего развития и создать потенциал для их дальнейшего роста и расширения. Конечно, в основном это зависит от качеств владельцев именеджеров малых предприятий, интенсивности их стремления к успеху и, на более поздних этапах, от их навыков менеджмента.

Неудача — хотя и чрезвычайно неприятное событие для конкретного владельца/менеджера малого предприятия, в то же время она является одной из ключевых функций, посредством которых функционирует рыночный механизм, отделяя организации, имеющие реальный коммерческий потенциал, от организаций, его не имеющих. Продлевая существование фирм-неудачников за пределы их реальной рыночной жизни, различные учреждения и органы тем самым действуют вопреки логике рынка и вносят хаос в общий порядок вещей. Однако иногда фирмы сталкиваются с временными рыночными трудностями, и поддержка извне в таких случаях может позволить таким фирмам выиграть время и дождаться возобновления спроса на их продукцию или услуги.

Китс (английский поэт, 1795–1821) дает следующее определение неудаче: «Неудача — это дорога к успеху в том смысле, что каждое открытие того, что является ложным, заставляет нас с удвоенной энергией искать то, что является истинным, и приобретаемый нами опыт раскрывает нам сущность очередного заблуждения, которого мы в дальнейшем будем стараться избежать». Неудача для владельцев/менеджеров малых предприятий может быть очень полезным явлением, так как неудача заставляет начать с самого начала и дает необходимый опыт, который должен позволить избежать повторения ранее сделанных ошибок и принятия неправильных решений, приведших к неудаче в первый раз.

В Ирландии большинство возникающих малых предприятий характеризуются небольшой скоростью развития и только сравнительно небольшое число малых предприятий достигают высоких показателей роста. На этом уровне большинство предприятий, следовательно, обречены на «борьбу за выживание».

Менеджмент-образование для предпринимателей в сфере малого бизнеса

Вся совокупность менеджмент-образования появилась в ответ на потребности крупных компаний. Проблемы, о которых шла речь, были проблемами крупных компаний, и поэтому навыки, приобретавшиеся в процессе обучения, предназначались для использования в крупных компаниях. То есть, с практической точки зрения менеджмент-образование предназначено для менеджеров крупных компаний.

Существует большая разница между фирмой, где владелец/менеджер имеет в своем подчинении всего лишь несколько сотрудников, и фирмой, в которой менеджер занимает должность руководителя во главе развитой иерархической структуры. Можно утверждать, что для подготовки владельцев и менеджеров малых предприятий следует использовать особый подход.

Точка зрения владельцев/менеджеров малого бизнеса на менеджмент-образование

Очень трудно оценить эффективность малого предприятия. Похоже, что показателем эффективности здесь может служить степень достижения владельцем или менеджером малого предприятия своих целей. А это означает, что владелец или менеджер малого предприятия не будет заинтересован в образовании и профессиональной подготовке как таковой. Он не увидит ничего полезного в своем личном развитии, если это развитие будет осуществляться в отрыве от нужд его компании. В случае с профессиональным менеджером ситуация имеет другой характер. Профессиональный менеджер может достичь продвижения по служебной лестнице.

Владельцы небольших предприятий — это лица, чье личное время целиком посвящено их бизнесу, который является основным источником их дохода. В отличие от частного предпринимателя, владелец малого предприятия редко имеет дело с инновациями. Эксперты по управлению малым бизнесом предупреждают об опасности чрезмерного увлечения «обучением действием» и говорят, что «действие при отсутствии размышления исключает обучение».

Подход к образованию владельцев и менеджеров малых предприятий должен иметь «предпринимательскую» направленность, когда преподаватель становится соучастником процесса обучения. Структура программы также может быть подвержена влиянию других факторов, которые включают время и место проведения программы и роль преподавателя или инструктора. Понятно, что владельцы и менеджеры малых предприятий не могут проводить большое количество времени в отрыве от своих компаний.

Для организатора бизнес-курсов особое значение будет иметь степень оказываемого ему доверия. При подготовке профессиональных менеджеров организатор выступает в роли «эксперта». Однако в случае с малым бизнесом организатор курсов должен будет показать, что он действительно знаком с конкретным бизнесом, являющимся предметом обучения. Ему будет трудно доказать преимущество какого-либо подхода или, вообще, выступить в роли эксперта, если он не имеет никакого опыта в данном виде бизнеса. Менеджемент-образование должно развиваться в сторону более успешного сотрудничества между опытными деловыми людьми, добившимися значительных успехов в бизнесе, и лицами, которые занимаются организацией помощи малому бизнесу, а выгода в этом случае будет взаимной.

Владельцы/менеджеры малых предприятий часто высказываются в том смысле, что курсы/программы должны быть составлены на таком уровне, чтобы у них не было никаких трудностей с пониманием и чтобы для них это действительно было важно. Они будут слушать того, кто действительно знает, каковы их проблемы в том, что касается управления малым бизнесом, но вряд ли у них вызовет хоть какой-нибудь интерес выступление человека, представляющего крупную компанию, или консультанта, с упоением излагающего теорию, которая недоступна для их понимания.

Методология исследования

Основной задачей настоящего исследования было определение того, какое профессиональное обучение менеджменту необходимо для владельцев и менеджеров малых предприятий, а также определение требуемых мер для повышения качества такого обучения. В данном исследовании использовалось определение малого предприятия, предложенное в отчете Болтона (Bolton, 1971), согласно которому малое предприятие — это бизнес-организация, в которой работает 10 или менее человек на постоянной основе, временно или не на полную ставку. Проведенное исследование состояло из двух частей. На первом этапе была создана полная база данных на 1691 малое предприятие, а на втором этапе созданная база данных использовалась в качестве материала для проведения исследования.

Комбинированный исследовательский подход с использованием как качественных, так и количественных методов позволил установить предпринимательский уровень каждой компании, прояснить сведения об образовании и подготовке соответствующего предпринимателя, определить отношения владельцев малых предприятий к мерам по повышению их уровня в менеджменте. Применение данного подхода также способствовало определению сильных и слабых сторон с точки зрения уровня профессиональных навыков и имеющегося опыта.

Бизнес-характеристики

Результаты исследования показали, что примерно 60% предприятий малого бизнеса были основаны в течение предшествующих 10 лет, 33% всех компаний были основаны начиная с 1991 года.

Рабочий капитал этих предприятий, фирм или компаний был сформирован в основном из следующих источников: личные сбережения (44%), банковские кредиты (43%). Остальные 13% — это пособия и различные другие источники финансирования. Основным рынком для 63% компаний, принявших участие в исследовании, является Лимерик и близлежащие графства, где сосредоточены 76–100% от всего объема их продаж, и только очень небольшой процент малых предприятий продают свою продукцию в масштабах страны или на международном уровне.

Некий предприниматель так рассказал об одной из главных характеристик малых предприятий: «Мне все время приходится „назначать приоритеты“ по различным видам деятельности. Например, я могу подготовить счет за уже выполненную мной работу и отослать его для оплаты, или у меня есть возможность подготовить предложение для выполнения нового заказа. В результате я готовлю предложение. В противном случае я получу все причитающиеся мне деньги, но работы под руками у меня не будет. И тогда мне придется пойти в банк, показать им все счета, которые я направил к оплате, и попросить их дать мне еще немного денег. Банкам это обычно не нравится».

Такое балансирование является одной из главных проблем, стоящих перед малыми предприятиями в городе Лимерик. Данные предприятия, фирмы и компании находятся на критической стадии своего развития. Программы профессиональной подготовки и образования должны учитывать их специфичные потребности и делать упор на проблемы развития малых предприятий и управления ими. Основное внимание должно уделяться таким вопросам, как управление временем, маркетинг и альтернативные источники финансирования.

Процесс бизнес-планирования

Результаты проведенного исследования показали, что 54% малых предприятий имели бизнес-план, а 52% работали согласно своему бизнес-плану. Ответы, полученные на вопросы анкеты, свидетельствовали о том, что опрашиваемые положительно относились к бизнес-планам. Высказывались следующие точки зрения: «в бизнес-планах определяются основные направления работы и устанавливаются цели», «бизнес-план определяет направление настоящего и будущего планирования». Только двое из ответивших на вопросы анкеты отрицательно отозвались о бизнес-планах. В одном ответе утверждалось, что в бизнес-планах нет никакой пользы: они составили один бизнес-план, но больше им не пользуются. А другой ответивший даже заявил, что в бизнес-планах нет никакой пользы и что у них вообще никогда не было бизнес-плана.

Однако центральная группа исследования более критически отнеслась к бизнес-планам. Они указали, что бизнес-план является косметическим документом, который нужен только для того, чтобы получить финансирование в банках и государственных органах, предоставляющих различные субсидии или пособия. «Мы составили бизнес-план, чтобы получить субсидии, кредиты и все в том же духе. Мы даже его не обновляли с того времени». «Бизнес-план нужен для получения субсидий. Он нужен только для того, чтобы предъявить его в соответствующие органы. На самом деле, бизнес-план — это показуха». «В бизнес-планах подразумевается, что вы должны сделать прогноз на 5 лет вперед. Однако большинство малых предприятий или компаний заняты исключительно вопросами выживания. Продукт, который вы планируете выпускать, может устареть через 5 лет или будет вытеснен с рынка массированной китайской конкуренцией. Никто не знает, что произойдет через 5 лет. В этом смысле любой бизнес-план очень далек от реальности».

Помощь наставника

Большинство опрошенных указали на следующие причины того, что они решили не пользоваться услугами наставников: уверенность в своих собственных силах и ожидаемое отсутствие пользы от услуг наставников и консультантов. Многое зависит от того, какой опыт имеет такой наставник или консультант и имеет ли его опыт отношение к тому, что вы делаете. Если такой консультант или наставник имеет опыт работы только в крупных компаниях, то его знания могут оказаться бесполезными в ваших условиях. Наставник или консультант должен быть в состоянии действовать на том же уровне, что и то лицо, которому он оказывает свои услуги.

Кроме того, участники опроса также указали на следующие основные проблемы, связанные с использованием услуг наставников и консультантов: риск нарушения конфиденциальности и опасность быть втянутыми в использование систем, которые могут работать только в условиях большого бизнеса, но окажутся слишком бюрократическими для предприятия или компании из сферы малого бизнеса.

Приводился следующий ход рассуждений: «Они приходят из больших организаций, и у них нет такого опыта работы, который нужен тебе. Ты ощущаешь некоторую неполноценность. Они приходят со своими костюмами, галстуками и портфелями, а ты выходишь и встречаешь их в своем рабочем комбинезоне. Действует фактор запугивания».

Респонденты, однако, определили ряд конкретных аспектов своего бизнеса, в которых они могли бы воспользоваться услугами наставников/консультантов.

Предыдущая профессиональная подготовка предпринимателей

55% опрошенных получили определенную подготовку по менеджменту или до, или после того, как они открыли свое собственное дело. Хотя было ясно, что у большинства предпринимателей малого бизнеса, опрошенных в ходе исследования, были определенные недостатки, они сами считали, что у них нет времени, для того чтобы потратить его на профессиональное обучение в отрыве от их работы, что является иллюстрацией негативного подхода к вопросам профессионального менеджмент-образования.

Участники центральной группы исследования делали, например, замечания такого рода: «Как я буду зарабатывать деньги, находясь на обучении?» «Большинство людей, которые занимаются малым бизнесом, привязаны к своей работе. Они и так работают 70 часов в неделю! Если бы они могли доверить кому-нибудь свои обязанности, тогда, может быть, они смогли бы уделить время обучению». «До того как я потрачу хоть сколько-нибудь времени на профессиональное обучение, я должен убедиться в том, что от этого будет хоть какая-нибудь польза». «Чем старше вы, тем меньше у вас желания ходить на курсы. В вашем малом предприятии есть 10 должностей. Продажи, закупки, производства, кадры. Они (то есть на курсах) хотят сделать вас лучше. Но вам-то нужно, чтобы вы могли делегировать кому-нибудь соответствующие обязанности. Вы не хотите учиться тому, как вам лучше самому выполнять эти самые обязанности».

Предприниматели не ощущают потребностей в получении бизнес-образования до тех пор, пока они не увидят «слабости» в своем бизнесе или пока их конкурент не вырвется вперед. Для всех опрошенных большое значение имел вопрос соответствия того, что преподается реальным нуждам менеджеров. Совершенно очевидно, что предпринимателям малого бизнеса не нужен слишком академический или слишком общий курс. Их интересуют только те темы, которые непосредственно связаны с проблемами их бизнеса.

Программа по менеджмент-образованию

Общее представление о роли менеджмента, которое сложилось у всех лиц, принявших участие в обследовании, заключается в том, что менеджмент как таковой имеет место только в крупных компаниях. Себя же они считают деловыми людьми, а не профессиональными менеджерами. Основные факторы, которые все-таки могут побудить их принять участие в программе обучения, — это содержание, приемлемая стоимость, степень взаимодействия и соответствие тому, чем они занимаются в рамках своего собственного бизнеса.

Уровень интереса участников центральной группы исследования к менеджмент-образованию проявляется в следующих замечаниях: «Я хотел бы больше делать и больше продавать. Но все это связано с дисциплиной и с правильным управлением своим временем. Конечно, мы должны быть заинтересованы в специальном образовании, но разве кто-то может научить нас чему-нибудь новому в нашем бизнесе?»

Итак, общее представление о роли менеджмента, которое сложилось у всех лиц, принявших участие в обследовании, заключается в том, что менеджмент как таковой находится только в сфере крупных компаний.

Из общения с этими предпринимателями малого бизнеса стало ясно, что они не рассматривают себя в качестве менеджеров в профессиональном смысле. Сложилось впечатление, что большинство из них вынуждены постоянно работать в «авральном» режиме. У них практически нет времени, для того чтобы взглянуть на горизонт и поразмыслить о том, в каком направлении развивается бизнес. Несмотря на различные оговорки, участники исследования в целом проявили определенный интерес к профессиональному обучению по менеджменту, при этом основными причинами были возможности повысить личные навыки и способствовать успешному развитию своего бизнеса.

Заключение

Вопросы разработки программ менеджмент-образования для владельцев/менеджеров малых предприятий игнорировались в течение слишком долгого времени. Малые предприятия не так часто выдвигают требования, и поэтому вполне понятно, что эксперты профессионального образования, скорее, будут уделять большее внимание тем областям, где существует больший спрос и где, соответственно, выше вознаграждение. Однако в 90% фирм в Ирландии работают менее 10 человек, и значимость этих фирм в ирландской экономике значительно возросла. Владельцы и менеджеры малых предприятий являются частью бизнеса, и поэтому повышение их уровня ведет к повышению уровня всего бизнеса и всей экономики. Граница между успехом и неудачей очень тонка, и в этой связи надлежащая подготовка владельцев/менеджеров малых предприятий поможет их бизнесу пережить самые трудные годы — годы становления.

Результаты исследования показали, что существует необходимость внедрения нового подхода к разработке программ по менеджмент-образованию. Результаты проведенного исследования позволяют предложить модель стратегии для развития тренингов по менеджменту для владельцев и менеджеров малых предприятий. Согласно данной модели занятия должны проводиться раз в неделю в формате семинаров с элементами индивидуального обучения в течение всего курса, при этом обучающимся необходимо предоставить возможность задавать вопросы в течение всего времени занятий. Основное место в содержании должно отводиться маркетингу (и особенно — продвижению товаров на рынок, услугам, разработке новых продуктов и работе в условиях конкуренции), продажам, менеджменту, финансам (и особенно — планированию, бухгалтерскому делу, потокам наличности), бизнес-стратегии и бизнес-планированию, информационным технологиями и управлению.

Принимая во внимание точку зрения и предпочтения владельцев и менеджеров малых предприятий, мы считаем, что действительно необходим и новый подход к разработке программ по менеджмент-образованию и к методам их преподавания. Этот новый подход особенно важен для профессионалов, занимающихся бизнес-образованием, так как он предполагает изменения не только в содержании, но и в сроках и месте преподавания, а также в самом механизме преподавания материала.

Существующие программы по менеджменту, хотя они могут быть пригодными в некоторых ситуациях, не рассчитаны на представителей малого бизнеса. Стоимость таких программ, время, которое необходимо уделить обучению в рамках таких программ, и их структура — это именно те параметры, по которым данные программы не подходят для владельцев/менеджеров малых предприятий.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ИБДА РАНХиГС возглавил индекс популярности среди бизнес-школ России

Индекс составляется по ряду показателей, среди которых уникальные просмотры страниц бизнес-школ, новостей и анонсов, количество переходов на сайты вузов.

Зарплата выпускников IT-курсов растет в среднем на 50% после обучения

При этом каждый третий айтишник трудоустраивается во время учебы.

Исследование RAEX: как абитуриенты выбирают вуз

Выяснилось, что рейтинги влияют на выбор абитуриентов больше, чем мнение родителей.

В России впервые составили справочник корпоративных университетов

В пуле участников исследования представлены 43 корпоративных университета крупнейших российских компаний и субъектов федерации.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бывшая сеть Starbucks в России открылась под брендом Stars Coffee

На логотипе сети вместо русалки — девушка в кокошнике с пятиконечной звездой.

Собрать школьника к учебному году стало дороже в среднем на 11,4%

Основа «продуктовой корзины» школьника на маркетплейсах подорожала за год.

Как профессии влияют на состояние здоровья россиян

Чаще всего влияние профессии на здоровье отмечают HR-ы, юристы и IT-специалисты.

Половина родителей школьников берут отпуск в августе, чтобы собрать ребенка в школу

Затраты на расходы для подготовки к школе в этом году начинаются от 15 тыс. руб.