Что влияет на выбор бизнес-школы

Наступает очередная пора, когда менеджеры, владельцы бизнеса и просто целеустремленные люди спешат осуществить еще один крутой поворот в своей карьере, расширить связи, угол обзора, получить новые знания. Иными словами, поступить в бизнес-школу. Если сдан GMAT и TOEFL, улажен вопрос с работой, есть свободное владение английским языком и позволяют финансовые возможности, будь то счет в банке, кредит, стипендия и т.д., - то, скорее всего, выбор образовательного учреждения вы остановите (или уже остановили) на зарубежном бизнес-образовании. Однако бизнес-школ так много, и все они такие замечательные – а вы всего один! Как осуществить выбор? На чем остановиться, чтоб не прогадать? Как сделать эти один или два года одним из ценнейших опытов в вашей жизни? Executive.ru побеседовал с уже выпускниками, еще пока слушателем топовых зарубежных бизнес-школ и экспертами и узнал о том, как выбрать бизнес-школу мечты, на что ориентироваться, чем руководствоваться и кого слушать. Собеседники E-xecutive.ru: Алексей Кирилов, слушатель Duke EMBA’2013, менеджер по развитию бизнеса в России и СНГ компании Nalco, Сергей Фаге, выпускник Stanford, соучредитель и генеральный директор компании «Островок.ru», Сергей Архипов, выпускник MIT Sloan School of Management и Harvard Kennedy School, основатель стартапа «Едим В Городе.ру», Андрей Мешков, руководитель отдела подготовки документов, старший консультант компании MBA Strategy, Валерия Радко, руководитель выставки MBA25.

Мнения студента и выпускников

Алексей Кириллов: Выбрать школу мечты просто, если четко представлять себе, что вы хотите получить от школы и что вы можете дать школе и своим будущим одноклассникам. Целью поступления должна быть не только зарплата после обучения, но и возможность иметь больше профессиональных и жизненных степеней свободы. Это то количество дверей, которые поможет вам открыть школа. Как правило, это определяется рейтингом. Поэтому имеет смысл выбирать среди топ-15-20 рейтинга мировых школ.

Что касается расположения школы, то для меня основной выбор – это Европа и США. Он включает не только физическое размещение кампуса, но и философию бизнеса, карьеры и жизни, которые, на мой взгляд, принципиально разные. Также важным является направленность. И хотя деление на маркетинговые, финансовые или иные школы сейчас во многом стерто, все-таки, определенная специализация по отраслям существует.

Слушайте исключительно себя и студентов/выпускников. Ассоциируете вы себя с ними или нет, подходит вам их образ или нет. Индивидуалист вы или привыкли работать в команде. Вам более привычны локальные рынки или глобальные. Все это определяет комфорт вашего обучения в школе и ваши результаты после школы. Кроме того, это позволит школе лучше понять и принять вас как «своего» студента, и поступление можно будет считать практически гарантированным.

Мой опыт поступления включал все перечисленные факторы плюс совместимость расписания с работой, что важно только студентам executive программ. Я уже 6 лет работаю в глобальных американских компаниях, поэтому моя школа должна была быть американская, но с модульным расписанием, либо с европейским кампусом, либо с гибкой локацией. Мои одноклассники – представители различных стран и континентов. Таким образом, я могу оттачивать свои навыки коммуникации, узнавать правила делового оборота в различных странах, бизнес обычаи – из первых рук. И Программа Global Executive Duke University Fuqua School of Business идеально подходила мне по всем вышеперечисленным позициям. Когда же я познакомился со студентами, выпускниками и программой ближе, то решил, что учиться буду только здесь!

Сергей Фаге: Основываясь на своем опыте, могу сказать, что при выборе важно понимать – хороших школ мало, и разница между пользой, которую получаешь от обучения в топовой и средней бизнес-школе, огромна. Речь идет не об академической составляющей, которая везде похожа (вас везде будут учить основам экономики, финансов, статистического анализа и т.д.) Речь идет обо всем остальном, что даст MBA; и самое важное из этого – связи и бренд.

Xорошая бизнес-школа дает возможность наладить связи с выпускниками школы и с собственными одноклассниками. В таких школах, как Stanford, Harvard, University o fPennsylvania, уже есть база выпускников, которые довольно успешны и которые помогают другим выпускникам стать такими же. Это такой самоповторяющийся цикл – старые выпускники успешных школ помогают новым, а те, в свою очередь, помогут тем, кто придет после них. И качество ваших одноклассников в одной из лучших бизнес-школ тоже будет радикально выше из-за другого цикла – в топовую школу хотят поступить все, поэтому принимают тех, кто преуспеет даже без MBA. Например, в Stanford, где я учился, один из моих лучших друзей основал компанию по ритейлу еды в Индии, которую он вырастил с одного магазина до 60-ти по ночам во время учебы в бизнес-школе. Другой в 25 лет управлял самой большой водяной электростанцией в своей стране, третий был одним из десяти лучших марафонистов США и недавно продал свою компанию Facebook более чем за $100 млн.

Не менее важен бренд школы, и разница между топовыми и средними бизнес-школами здесь существенна. Все будут знать Harvard или Stanford, но не все будут знать школу, которая не входит в основной список имен. Такие брендовые работодатели, как McKinsey, Goldman Sachs и многие другие, рекрутят студентов в ограниченном числе самых лучших бизнес-школ.

Поэтому, выбирая бизнес-школу, ориентируйтесь только на лучшие. Подавайте документы во все, а дальше уже вопрос оптимизации, - какую именно выбрать. Финальный выбор зависит, в первую очередь, от той индустрии и географии, в которых вы хотите строить карьеру в дальнейшем. Меня взяли в пять из восьми основных школ, и я выбрал Стэнфорд, так как у него очень сильная специализация в технологиях и предпринимательстве и потому что он находится в Кремниевой долине в Калифорнии. По своим результатам могу сказать, что выбор был правильным – именно в Стэнфорде я познакомился с первыми инвесторами, которые вложили в меня деньги; и именно там я получил ту культуру, навыки и связи, которые продолжают помогать с моей работой сегодня.

Подводя итоги, также нужно упомянуть, что расходы (как денежные, так и временные) на топовую бизнес-школу и на среднюю будут довольно похожими. И учитывая то, что польза от топовой существенно выше, моя рекомендация – постараться попасть в одну из них или не идти на MBA вообще. Лучше потратить время на то, чтобы учиться в процессе работы и развивать свою карьеру без MBA.

Сергей Архипов: Наверное, так правильнее охарактеризовать процесс поступления. Конечно, вы встретите «гениев», которые уверяют, что подавали документы только в одну школу мечты и поступили с первого раза. Статистика говорит, что средний аппликант подает документы в три-пять школ. Такой подход правильный, поскольку на собеседовании вас обязательно спросят, какие еще школы вы рассматриваете. И ответ должен показать вас человеком взрослым, понимающим, что риски надо хеджировать, четко знающим, какой набор навыков вам хотелось бы приобрести/усилить при помощи МВА программы. А отсюда следует, что надо подаваться не менее чем в одну школу.

Для меня был, конечно, очень важен основной фокус программы в той или иной школе. С первого взгляда, кажется, что все топ-школы одинаковы, но при детальном знакомстве понимаешь – это не так. Кто-то гордиться своими традициями в маркетинге, кто-то в финансах, а кто-то в предпринимательстве. Выпускники МВА – это не клоны. Каждый МВА по-своему особенный, и еще больше вариабельности между МВА разных школ. Я хотел продолжать предпринимательский трек и научиться делать стартап проекты в энергетике и CleanTech. Поэтому для меня топ-приоритетом была MIT Sloan School of Management, и далее по ниспадающей те школы, которые могли бы обеспечить мою потребность в предпринимательстве в области CleanTech и энергетике. И такой подход не редкость – я видел студентов, сознательно отказавшихся от HBS в пользу MIT, или от Babson в пользу Arizona... Главное, чтобы было из чего выбирать! Максимизируйте свои шансы!

На что ориентироваться и чем руководствоваться? Совет простой – знайте, что вы хотите от программы МВА и поступайте в три-пять школ, которые предлагают то, что вы ищите. Если есть возможность – посетите лично школы, которые вам интересны. Я посетил 12 школ и скажу честно, несколько из моих фаворитов не прошли тест на симпатию – просто я понял, что не смогу там прожить два года! Технически мне помогли при поступлении две книги, которые я всем рекомендую: MBA Admissions Strategy: From Profile Building to Essay Writing McGraw Hill и 50 Successful Harvard Application Essays.


Мнения экспертов

Executive.ru: Как выбрать бизнес-школу мечты?

Валерия Радко: Вопросы, которые нужно себе задать сразу же после того, как вы твердо решили поступать в бизнес-школу – «Зачем?», «Что я хочу получить?» Как только вы честно ответите сами себе, зачем вам MBA, очень многое станет на свои места. Например, если ваша цель – построить международную карьеру, тогда список выбора сузится до школ ТОП, ведь рекрутеры международных компаний, в первую очередь, обращают внимание на рейтинг школы, а не на наличие диплома. Если вы хотите получить качественные бизнес-знания в конкретной области, например, IT – тогда поиск сузится еще больше – до MIT, University of California, Berkeley, Stanford. В некоторых случаях диплом MBA – это самоутверждение перед другими и диплом на полочку. Тогда достаточно будет закончить какой-то online курс MBA или же поступить в отечественную школу.

Андрей Мешков: При выборе бизнес-школы стоит помнить о главной причине, по которой вы задумались о поступлении – ваши карьерные цели. Если вы решили пойти учиться, значит, что-то идет не совсем так, как вам в идеале хотелось бы. Теперь необходимо понять, что именно не так: в какой индустрии вы себя хотите видеть через год, три, пять лет? Какую функцию вы выполняете? В какой компании работаете? Это все подготовительный анализ перед выбором.

Executive.ru: Что влияет на выбор, что бы вы выделили основное?

А.М.: После того, как вы определили свои карьерные цели, необходимо задуматься, чего не хватает для их достижения «здесь и сейчас». К примеру, у вас есть какой-то набор аргументов, которые в итоге дают уравнение вашей текущей профессиональной деятельности. Подумайте, каких еще аргументов вам не хватает, чтобы изменить это уравнение таким образом, как вы того хотите.

Я видел много разных причин поступления, среди самых частых: смена географии, функции или индустрии, основание собственной компании и т.д. - Для каждой цели есть свой определенный набор аргументов, который будет способствовать ее достижению, конечно, при наличии сильной мотивации. К примеру, если ваша цель – смена географии, тогда необходимо, в первую очередь, обратить внимание на школы, сосредоточенные в той географии, к которой вы стремитесь (США, Европа, Азия), если цель – смена функционала или индустрии, тогда стоит пристально изучить специализации бизнес-школ.

Я всегда рекомендую начинать от большего к меньшему. Если обобщить, то ваши критерии должны быть примерно такие: специализация, месторасположение, рейтинг, продолжительность обучения, стоимость, комфортность (некоторые школы находятся за чертой города, некоторые в центре – необходимо подумать, ГДЕ вам будет комфортней ближайшие 1-2 года).

В.Р.: Я бы выделила две основные группы причин, которые, на мой взгляд, определяют выбор бизнес-школы: эмоциональные и рациональные.

К эмоциональным можно отнести советы коллег, друзей и знакомых, которые уже учились либо слышали отзывы о той или иной школе; ваши личные симпатии к стране обучения; ваши амбиции. В эту группу также входит и наличие теплых контактов в представителями бизнес-школ, которые зачастую значительно облегчают выбор и сужают поиск.

В группу рациональных причин входят такие факторы, как рейтинги школы; структура программы обучения (full-time, part-time, executive); стоимость обучения и что немаловажно – проживания в другой стране, а также ваше портфолио (опыт работы, уровень английского, аналитические способности и лидерские качества). И в зависимости от того, как вы принимаете решения в повседневной жизни, эти факторы могут мигрировать из одной группы в другую, но, в целом, именно вышеперечисленные моменты нужно учитывать при выборе школы.

Executive.ru: На что ориентироваться? Чем руководствоваться? Кого слушать?

А.М.: Как обычно, перед принятием какого-то важного решения в жизни, а решиться потратить два года на обучение – это важный шаг, необходимо собрать как можно больше информации, чтобы решение было взвешенным. Что может помочь? – да все: изучение сайтов школ, участие в событиях, организованных школами, общение с выпускниками и студентами школ, профессиональные консультации. Рекомендую посмотреть на календарь событий MBA Strategy.

Но помните, что обучение в бизнес-школе – это не конечная цель, а только шаг на пути. Поэтому, как только у вас будет достаточно информации – обязательно сопоставьте ее со своими карьерными целями и вперед за подготовку!

В.Р.: На мой взгляд, слушать нужно только себя, ведь в итоге именно вы принимаете конечное решение. Поэтому не тешьте себя мыслью, что за вас все сделают: выберут, поступят и заплатят. Работать придется много и упорно. Зато, поверьте, результат вас приятно удивит – после верно выбранной бизнес-школы и материальный, и карьерный рост гарантирован. Чтобы избежать ошибок и последующих разочарований, я бы советовала не лениться, а провести качественный анализ и собрать информацию из всех возможных источников.

Сайты школ, блоги, форумы и вебинары станут вам твердой поддержкой. Также я рекомендовала бы посетить события, ориентированные на вопросы бизнес-образования (например, MBA25, на которое ежегодно собираются топовые бизнес-школы). На таких событиях вы можете за один день узнать все нюансы поступления, оценить свои шансы и получить ценные контакты. Если же вы существенно ограничены во времени, тогда лучше обратитесь к консультантам и доверьте этот нелегкий вопрос тем, кто профессионально занимается подбором школ.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Константин Комшуков
Константин Комшуков Константин Комшуков Финансовый контролер, Кемерово
выпускник Stanford, соучредитель и генеральный директор компании «Островок.ru
Интересно получилось. Зашел на сайт данной компании-агента (по бронированию отелей). Выбрал один московский отель. За номер в сутки предлагается две цены(условно): обычная – 3500 руб. и «специальная» – 3150 рублей. В целях бронирования от меня требуются персональные (паспортные) данные и номер банковской карты. Затем захожу на сайт самого отеля. Стоимость номера 3500 руб., но за бронирование номера на сайте отеля предоставляется скидка в размере 10% (т.е. стоимость со скидкой составляет 3150 рублей). Таким образом, нет никакой разницы в том, будешь ты бронировать на сайте отеля или на сайте компании-агента. Но это только на первый взгляд. При бронировании номера на сайте отеля не требуются паспортные данные и данные банковской карты. Пожалуй, самое главное отличие состоит в том, что отель не взымает плату за услугу по бронированию на своем сайте. А вот компании-агенту за услуги по бронированию придется заплатить. Причем размер этой платы изначально не известен, т.к. в соответствующем договоре даже примерный % не оговаривается (или это 1% от стоимости номера или все 100%). В итоге, как мне кажется, сайт, разумеется, полезен в качестве ''поисковика'' для подбора отелей, но в целях бронирования его будут использовать только очень ленивые и бесстрашные люди. ''Ленивые'' потому что им даже свои деньги считать лень, а ''бесстрашные'' потому что не боятся предоставлять свои свои паспортные данные и номера банковских карт третьим лицам. Наверное, многие возразят, что, мол, «бизнес как бизнес», «таких сайтов тысячи и ничего» и т.д. Пусть так, конечно…Но стоит ли заканчивать элитную западную бизнес-школу, чтобы потом открывать подобные бизнесы?! Вот в чем вопрос! Мне бы, например, очень хотелось прочитать о выпускнике элитной бизнес-школы, который открыл хотя бы пельменную или чебуречную, т.е. пусть и небольшой, но реальный бизнес с реальным продуктом и реальной пользой для людей.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила Индекс быстрорастущих компаний

Быстрорастущие компании все чаще становятся объектом интереса как со стороны исследователей, так и с позиции формирования экономической политики государства.

Студенты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ запустили AR-cтартап для парка Яуза

Студенты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, основатели стартапа mARgic, реализовали проект для столичного ГАУ «Парк Яуза».

Россияне оценили уровень лояльности к EdTech-компаниям

Разрыв в показателях лояльности клиентов разных платформ не превышает 10 пунктов — это говорит о высокой конкуренции на рынке онлайн-образования.

Каждый второй россиянин планирует изучать иностранный язык в 2024 году

По данным «Авито Услуг», в большинстве случаев респонденты начнут изучать английский и китайский языки.

Дискуссии
4
Михаил Лурье
Он на эту передачу чуть ли не каждый год ездит, он в марте 2023 года был, и они показывали, что...
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний работают в гибридном формате

Только 9% работодателей назвали своим основным форматом работы в 2023 году полную удаленку.

Доходы фрилансеров в Петербурге оказались выше, чем в Москве

Также в топе по уровню дохода проектные исполнители из Новосибирска и Краснодара. 

Россияне назвали самые раздражающие качества коллег

Среди таких качеств – излишняя разговорчивость коллег и повышенную инициативность.

«Литрес» составил рейтинг самых читающих компаний

Чаще всего пользователи корпоративных библиотек в 2023 году выбирали литературу по саморазвитию и личностному росту, а также книги по зарубежной психологии.