Как выбрать онлайн-курс, чтобы не пожалеть

Мир меняется: то, что актуально сегодня, может уже завтра устареть. Бурное развитие технологий, повсеместная цифровизация так или иначе влияют на все сферы нашей жизни: медицину, транспорт, финансы и др. Рынки труда и образования тоже не остались в стороне: растет спрос на диджитал-специалистов со стороны бизнеса и меняется сам подход к обучению.

В этой статье – разбор важных вопросов российского профессионального онлайн-образования:

  • Часть I — общая — о трендах на рынке и перспективах его развития, направлениях и форматах обучения. А также о проблемах онлайн-образования и преимуществах его получения.
  • Часть II — прикладная — с ответами на насущный вопрос: как выбрать обучающий курс, онлайн-школу или учебный центр для себя и своих сотрудников. Здесь — все критерии выбора.

Материал будет полезен предпринимателям, руководителям, будущим и действующим специалистам (как офисным работникам, так и фрилансерам). Обратите внимание, если хотите:

  • Запустить свою обучающую программу для дополнительного заработка.
  • Подобрать курс, который поможет с развитием soft и hard skills — для профессионального развития и карьерного роста.
  • Определиться с обучающим мероприятием для мотивации и повышения квалификации сотрудников.

Часть I. Обзор рынка онлайн-образования

Рынок онлайн-образования растет и развивается как в России, так и за рубежом. Растет количество предложений — от вузов, учебных центров, онлайн-университетов — и спрос со стороны специалистов и бизнеса.

Перспективы роста рынка

В 2017 году Foxford совместно с партнерами — ФОМ, SkyEng, Coursera и др. — провел исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. Некоторые интересные цифры и факты из результатов этого исследования:

  • Проникновение онлайн-технологий в российское образование находилось на уровне 1,1%, что в денежном выражении составляло 20,7 млрд руб.. В 2021 году ожидаются такие показатели: 2,6% и 53,3 млрд руб.

Динамика роста рынка онлайн-образования в России

  • Восточная Европа в числе быстрорастущих рынков в мировом EdTech (educational technologies — образовательные технологии) благодаря России. По оценке аналитиков и игроков рынка, российский EdTech прибавляет по 17–25% в год.
  • Среди наиболее быстрорастущих — компании, предлагающие решения, основанные на игровых механиках и симуляции реальных процессов. В России эти направления в первую очередь используют игроки B2B.
  • Максимальный потенциал роста у дошкольного, школьного и корпоративного образования, а также изучения иностранных языков и репетиторства. Сейчас же в России наиболее прибыльные области EdTech — дополнительное профессиональное и высшее образование.

Объем рынка дополнительного профессионального образования по данным исследования

Тренды онлайн-образования

В качестве трендов онлайн-образования авторы вышеупомянутого исследования выделяют:

  • Усиление роли высококачественного видеоконтента.
  • Внедрение новых технологий (большие данные, виртуальная реальность и др.).
  • Обучение на проектной работе и смешанное обучение, когда сочетаются онлайн- и очные занятия (эти тренды относятся больше к высшему образованию).
  • Глобализация, возможная благодаря технологиям машинного перевода и распознавания речи.
  • Симуляция реальных процессов и геймификация (направления популярны в сфере корпоративного обучения).
  • Адаптивность — когда платформа учитывает индивидуальные особенности и интересы пользователя, что приводит к большей вовлеченности.
  • Непрерывное обучение как альтернатива традиционному образованию.
Направления обучения в онлайне

Рост рынка онлайн-образования также подтверждает недавнее исследование HeadHunter. За два года — с 2016 по 2018 — интерес к дистанционному обучению вырос на 13%. Количество тех, кому не нужны были онлайн-курсы, сократилось вдвое.

В топе интересных направлений:

  • Английский язык.
  • Развитие личной карьеры и управление персоналом.
  • IT и новые технологии (Big Data, VR и т. п.).
  • Личная эффективность и предпринимательство.
  • Маркетинг и PR.

Данные исследования HeadHunter

На тот случай, если вы ищете курсы или хотите изучить конкурентов, — список представителей рынка по некоторым вышеперечисленным направлениям:

  • Английский — Puzzle English, SkyEng.
  • IT и программирование — GeekBrains, SkillBox.
  • Личная эффективность и предпринимательство — «Универсариум», Coursera.
  • Развитие личной карьеры и управление персоналом — iSpring, Eduson.
  • Интернет-маркетинг — Webcom Academy, CyberMarketing.

Преимущества образования в онлайне

Инвесторы вкладывают миллионы в образовательные проекты, студенты и специалисты хотят получать профессию дистанционно, предприниматели отправляют сотрудников на курсы и конференции.

Почему же онлайн-образование так востребовано — постепенно вытесняет традиционное обучение или интегрируется в него? Все из-за преимуществ, в числе которых:

  • Удобство и доступность

Чтобы пройти онлайн-курс, не нужно отпрашиваться с работы, ехать в другой город и стоять в пробках. Можно заниматься в любом месте, даже не выходя из дома. Главное условие — наличие высокоскоростного интернета, а с этим сейчас, как правило, нет проблем.

  • Экономия времени

С онлайн-обучением студенту не нужно подстраиваться под чужой график и тратить время на проезд. Видеозаписи, тексты, презентации доступны 24/7: можно учиться в перерывах между домашними делами, работой и личной жизнью.

  • Цена ниже, чем в офлайне

Преподавателю не нужно арендовать зал, закупать канцтовары и т. д. К примеру, он может раз в неделю проводить живой вебинар, находясь при этом дома, а остальные лекции записать на видео. Тесты и другие контрольные мероприятия также легко автоматизируются. Следовательно, онлайн-курс получается дешевле аналогичного в офлайне.

При всем этом эффективность онлайн-курсов не уступает очному обучению. Эксперты НИУ ВШЭ проводили эксперимент и выяснили: способ обучения не влияет на уровень освоения предмета. Правда, могут быть некоторые сложности с тем, что слушателям нужна повышенная самодисциплина и нет личного общения с преподавателем:

В Гарварде, где есть собственная обучающая онлайн-платформа, подсчитали: только 6% из тех, кто записался на курс, доходят до сертификата. Самодисциплина и мотивация явно играет не последнюю роль

Форматы онлайн-обучения

Онлайн-обучение позволяет использовать самые разные форматы:

  • Живые вебинары с чатом, где слушатели курса и преподаватели могут пообщаться в реальном времени.
  • Тесты и домашние задания — для лучшего усвоения пройденного материала.
  • Видеоуроки, которые доступны в любое время дня и ночи. Если тема сложная, можно просмотреть записи несколько раз — так не получится сделать при очном обучении.
  • Индивидуальные занятия по Skype, позволяющие устранить пробелы и скорректировать процесс обучения конкретного студента.
  • Электронные книги, которые, в отличие от бумажных, постоянно актуализируются и обновляются.
  • Практика на реальных сервисах и проектах, что крайне необходимо для полноценного обучения диджитал-специалистов (эсэмэмщиков, интернет-маркетологов, сеошников и др.).
  • Общение в закрытых группах в соцсетях или мессенджерах, которое позволяет проконсультироваться с кураторами, обсудить важные моменты с другими студентами.
  • Текстовые уроки, серии обучающих статей — такой формат часто используется в образовательных проектах, организованных сервисами или агентствами (пример: Tilda, Netpeak).
  • Онлайн-конференции, где выступают эксперты по нескольким темам, и есть возможность задать им вопросы (по онлайн-маркетингу такие, к примеру, проводит CyberMarketing).

Если брать серьезные онлайн-курсы, то там, как правило, используются несколько форматов. Например, так: видеоуроки + вебинары + тесты и домашние задания + работа над проектом + общение в закрытых группах или чатах.

Проблемы рынка

Рынок онлайн-образования быстрорастущий и нестабильный. Среди его признаков — большой разброс цен на продукты одинакового качества и отсутствие должного законодательного регулирования.

Если вы хотите инвестировать в онлайн-образование или открыть обучающий курс, — например, по теме интернет-маркетинга, — нужно принимать во внимание следующие проблемы рынка.

  • Высокая конкуренция

Ежемесячно появляются различные курсы, организаторы которых обещают за пару дней или даже часов научить, как зарабатывать сотни тысяч рублей в месяц: за счет контекстной рекламы, SMM или др.

  • Нет гарантий качества

Вторая проблема вытекает из первой — нет гарантий качества обучения. Каждый второй преподаватель — новичок без опыта в образовании и даже бизнесе. Единственное желание таких людей — собственный заработок.

  • Неоднозначная репутация

Третья проблема появляется из-за второй — благодаря так называемым бизнесменам, желающим почти ничего не делать и зарабатывать. Люди покупают подобные «курсы», не получают результата, затем скептически относятся к любому онлайн-образованию.

Однако рано или поздно рынок стабилизируется. Высока вероятность, что в будущем выживут только те, кто дает востребованное и качественное профессиональное образование.

Далее о том, как уже сейчас сделать правильный выбор.

Часть II. Как выбрать онлайн-курсы для себя и своих сотрудников

Чтобы зря не потратить деньги и время, а пройти обучение с пользой, нужно уметь правильно выбирать учебный центр, онлайн-курс, отраслевое мероприятие.

Что надо учитывать на этапе подбора:

  • Цель обучения

Какой результат вы хотите достичь?

Если хотите зарабатывать больше за счет новой профессии, нужно промониторить размер заработной платы в вакансиях и требования к соискателям. Везде требуется опыт, а курс не предусматривает работы над реальным проектом — тогда обучение вряд ли поможет достичь желаемого.

Если хотите отправить сотрудников на профессиональное отраслевое мероприятие за новыми знаниями, нужно изучить темы выступлений, возможность нетворкинга и т. д. Кто-то сливает деньги на модных спикеров, говорящих общеизвестные вещи, а кто-то, наоборот, просто надеется, что сотрудники сами будут учиться. Так — не работает, а вот инвестиции в реальное обучение приносят прибыль.


Так, билеты на «Электронную торговлю» от oborot.ru стоят до 68 000 рублей, и их покупают больше тысячи участников. Все из-за ценных докладов от лидеров e-commerce, крупнейших ритейлеров

  • Продолжительность присутствия на рынке

Если онлайн-школа, обучающий центр, онлайн-университет работает на рынке образования год, два и дольше, скорее всего, все нормально: есть опыт, обкатанные программы и т. д.

Если же «миллионер», о котором никто не слышал, вчера запустил сайт, а сегодня приглашает людей на курс — это подозрительно.

  • Наличие очных программ

Как упоминалось выше, в трендах онлайн-образования — смешанное обучение.

В MyAcademy и CyberMarketing, например, можно учиться как онлайн, так и очно — в Москве. Офлайн-занятия дают возможность вживую пообщаться с коллегами и преподавателями, что особенно важно для ряда обучающихся. К тому же некоторые навыки и знания — например, искусство фотографирования объектов для Instagram — сложно передать через видео.

  • Отзывы студентов

Когда образовательный проект долго работает на рынке, то у него много выпускников и, соответственно, достаточно отзывов.

Главное, изучать их не только на сайте самого проекта, где неугодные можно удалить, а положительные написать. Надо искать отзывы также на других интернет-ресурсах и в соцсетях.

  • Сертификаты и лицензии

Государственная лицензия на образовательную деятельность — то, чего обычно нет у многочисленных «миллионеров» из соцсетей.

Вот так выглядят лицензии, дающие право на образовательную деятельность

Сертификаты для участников — также важный фактор при выборе программы обучения. Их должно быть не стыдно опубликовать в портфолио, резюме и на личном сайте. Хорошо еще, если эти документы ценятся среди потенциальных работодателей.

  • Уровень экспертности

Надо смотреть на то, чтобы преподаватели были практиками: имели успешные проекты, хорошую репутацию в отрасли, публикации на сторонних ресурсах и т. д.

Если курс по интернет-маркетингу, его должны вести действующие специалисты или руководители агентств с реальными кейсами и большим опытом. Речь об обучении бизнесу — как преподаватель может учить, если сам никаким реальным бизнесом не владеет?

Один из вспомогательных факторов, повышающих доверие к учебному центру, школе или онлайн-университету, — ежегодные профессиональные конференции. Они показывают как экспертность преподавателей, так и доверие к проекту со стороны других участников рынка.

CyberMarketing, например, в ноябре проводит уже 11 конференцию по интернет-маркетингу (секции SEO + PPC и Target + Digital)

А вот стоимость обучения — не критерий выбора. Как упоминалось ранее, на рынке большой разброс цен, и часто заявленная цена не соответствует качеству. Если купить самый дорогой курс, не факт, что будет самый лучший результат.

Подведем итоги

  • Рынок онлайн-образования растет и развивается, но при этом нестабилен. С этим связан ряд проблем: высокая конкуренция, огромный разброс цен, неоднозначная репутация. Хотите открыть собственный обучающий центр или онлайн-курс — нужно помнить об этих нюансах.
  • Онлайн-обучение позволяет использовать самые разные форматы: видеоуроки, серии обучающих статей, вебинары, конференции и т. д. Эксперименты подтверждают: по эффективности обучение в онлайне не уступает традиционному. Однако, хотя учиться по интернету удобно и недорого, некоторым студентам сложно без живого общения.
  • К красивым обещаниям в рекламе стоит относиться критически, надо проверять образовательный проект по ряду пунктов: срок работы, отзывы, экспертность и т. д. При этом важно четко представлять цель обучения.

Если ищете полезное обучающее мероприятие для себя или своих сотрудников, приходите на CyberMarketing 2018. Для читателей статьи – скидка 20% по промокоду executive.ru.

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Узбекистан

странно, что у компании cybermarketing мобильная версия сайта кривая((

Руководитель проекта, Москва

Спасибо за фидбек, скоро все исправим. Приносим свои извинения за доставленные неудобства

Региональный менеджер, Москва

Вот, например, Coursera есть интересные и очень достойные специализации, многие работодатели знают о названии платформы, но как только разговор заходит, о такой любимой многим конкретики, тут то и выясняется, что это все чушь и фигня. Не для России, в подавляющем большинстве, эти курсы. И разговор о рядовых профессиях, типа Digital Marketing и SEO, да и Leadership

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В бизнес-школе АМИ прошел первый интенсив по стратегическому видению руководителя

Участники разбирались с интуитивным и аналитическим способами понимания будущего.

Проект аспирантки ВШБ НИУ ВШЭ представили на выставке «Россия»

Проект «Сибирские сказки» представляет на выставке Новосибирскую область.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ презентовала программы развития руководителей

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ состоялась презентация нового семейства образовательных программ — Open Executive education.

В бизнес-школе АМИ завершилось обучение 13-й группы Executive MBA

В качестве дипломной работы каждый слушатель подготовил бизнес-проект для своей компании.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.