Как выбрать онлайн-курс, чтобы не пожалеть

Мир меняется: то, что актуально сегодня, может уже завтра устареть. Бурное развитие технологий, повсеместная цифровизация так или иначе влияют на все сферы нашей жизни: медицину, транспорт, финансы и др. Рынки труда и образования тоже не остались в стороне: растет спрос на диджитал-специалистов со стороны бизнеса и меняется сам подход к обучению.

В этой статье – разбор важных вопросов российского профессионального онлайн-образования:

  • Часть I — общая — о трендах на рынке и перспективах его развития, направлениях и форматах обучения. А также о проблемах онлайн-образования и преимуществах его получения.
  • Часть II — прикладная — с ответами на насущный вопрос: как выбрать обучающий курс, онлайн-школу или учебный центр для себя и своих сотрудников. Здесь — все критерии выбора.

Материал будет полезен предпринимателям, руководителям, будущим и действующим специалистам (как офисным работникам, так и фрилансерам). Обратите внимание, если хотите:

  • Запустить свою обучающую программу для дополнительного заработка.
  • Подобрать курс, который поможет с развитием soft и hard skills — для профессионального развития и карьерного роста.
  • Определиться с обучающим мероприятием для мотивации и повышения квалификации сотрудников.

Часть I. Обзор рынка онлайн-образования

Рынок онлайн-образования растет и развивается как в России, так и за рубежом. Растет количество предложений — от вузов, учебных центров, онлайн-университетов — и спрос со стороны специалистов и бизнеса.

Перспективы роста рынка

В 2017 году Foxford совместно с партнерами — ФОМ, SkyEng, Coursera и др. — провел исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. Некоторые интересные цифры и факты из результатов этого исследования:

  • Проникновение онлайн-технологий в российское образование находилось на уровне 1,1%, что в денежном выражении составляло 20,7 млрд руб.. В 2021 году ожидаются такие показатели: 2,6% и 53,3 млрд руб.

Динамика роста рынка онлайн-образования в России

  • Восточная Европа в числе быстрорастущих рынков в мировом EdTech (educational technologies — образовательные технологии) благодаря России. По оценке аналитиков и игроков рынка, российский EdTech прибавляет по 17–25% в год.
  • Среди наиболее быстрорастущих — компании, предлагающие решения, основанные на игровых механиках и симуляции реальных процессов. В России эти направления в первую очередь используют игроки B2B.
  • Максимальный потенциал роста у дошкольного, школьного и корпоративного образования, а также изучения иностранных языков и репетиторства. Сейчас же в России наиболее прибыльные области EdTech — дополнительное профессиональное и высшее образование.

Объем рынка дополнительного профессионального образования по данным исследования

Тренды онлайн-образования

В качестве трендов онлайн-образования авторы вышеупомянутого исследования выделяют:

  • Усиление роли высококачественного видеоконтента.
  • Внедрение новых технологий (большие данные, виртуальная реальность и др.).
  • Обучение на проектной работе и смешанное обучение, когда сочетаются онлайн- и очные занятия (эти тренды относятся больше к высшему образованию).
  • Глобализация, возможная благодаря технологиям машинного перевода и распознавания речи.
  • Симуляция реальных процессов и геймификация (направления популярны в сфере корпоративного обучения).
  • Адаптивность — когда платформа учитывает индивидуальные особенности и интересы пользователя, что приводит к большей вовлеченности.
  • Непрерывное обучение как альтернатива традиционному образованию.
Направления обучения в онлайне

Рост рынка онлайн-образования также подтверждает недавнее исследование HeadHunter. За два года — с 2016 по 2018 — интерес к дистанционному обучению вырос на 13%. Количество тех, кому не нужны были онлайн-курсы, сократилось вдвое.

В топе интересных направлений:

  • Английский язык.
  • Развитие личной карьеры и управление персоналом.
  • IT и новые технологии (Big Data, VR и т. п.).
  • Личная эффективность и предпринимательство.
  • Маркетинг и PR.

Данные исследования HeadHunter

На тот случай, если вы ищете курсы или хотите изучить конкурентов, — список представителей рынка по некоторым вышеперечисленным направлениям:

  • Английский — Puzzle English, SkyEng.
  • IT и программирование — GeekBrains, SkillBox.
  • Личная эффективность и предпринимательство — «Универсариум», Coursera.
  • Развитие личной карьеры и управление персоналом — iSpring, Eduson.
  • Интернет-маркетинг — Webcom Academy, CyberMarketing.

Преимущества образования в онлайне

Инвесторы вкладывают миллионы в образовательные проекты, студенты и специалисты хотят получать профессию дистанционно, предприниматели отправляют сотрудников на курсы и конференции.

Почему же онлайн-образование так востребовано — постепенно вытесняет традиционное обучение или интегрируется в него? Все из-за преимуществ, в числе которых:

  • Удобство и доступность

Чтобы пройти онлайн-курс, не нужно отпрашиваться с работы, ехать в другой город и стоять в пробках. Можно заниматься в любом месте, даже не выходя из дома. Главное условие — наличие высокоскоростного интернета, а с этим сейчас, как правило, нет проблем.

  • Экономия времени

С онлайн-обучением студенту не нужно подстраиваться под чужой график и тратить время на проезд. Видеозаписи, тексты, презентации доступны 24/7: можно учиться в перерывах между домашними делами, работой и личной жизнью.

  • Цена ниже, чем в офлайне

Преподавателю не нужно арендовать зал, закупать канцтовары и т. д. К примеру, он может раз в неделю проводить живой вебинар, находясь при этом дома, а остальные лекции записать на видео. Тесты и другие контрольные мероприятия также легко автоматизируются. Следовательно, онлайн-курс получается дешевле аналогичного в офлайне.

При всем этом эффективность онлайн-курсов не уступает очному обучению. Эксперты НИУ ВШЭ проводили эксперимент и выяснили: способ обучения не влияет на уровень освоения предмета. Правда, могут быть некоторые сложности с тем, что слушателям нужна повышенная самодисциплина и нет личного общения с преподавателем:

В Гарварде, где есть собственная обучающая онлайн-платформа, подсчитали: только 6% из тех, кто записался на курс, доходят до сертификата. Самодисциплина и мотивация явно играет не последнюю роль

Форматы онлайн-обучения

Онлайн-обучение позволяет использовать самые разные форматы:

  • Живые вебинары с чатом, где слушатели курса и преподаватели могут пообщаться в реальном времени.
  • Тесты и домашние задания — для лучшего усвоения пройденного материала.
  • Видеоуроки, которые доступны в любое время дня и ночи. Если тема сложная, можно просмотреть записи несколько раз — так не получится сделать при очном обучении.
  • Индивидуальные занятия по Skype, позволяющие устранить пробелы и скорректировать процесс обучения конкретного студента.
  • Электронные книги, которые, в отличие от бумажных, постоянно актуализируются и обновляются.
  • Практика на реальных сервисах и проектах, что крайне необходимо для полноценного обучения диджитал-специалистов (эсэмэмщиков, интернет-маркетологов, сеошников и др.).
  • Общение в закрытых группах в соцсетях или мессенджерах, которое позволяет проконсультироваться с кураторами, обсудить важные моменты с другими студентами.
  • Текстовые уроки, серии обучающих статей — такой формат часто используется в образовательных проектах, организованных сервисами или агентствами (пример: Tilda, Netpeak).
  • Онлайн-конференции, где выступают эксперты по нескольким темам, и есть возможность задать им вопросы (по онлайн-маркетингу такие, к примеру, проводит CyberMarketing).

Если брать серьезные онлайн-курсы, то там, как правило, используются несколько форматов. Например, так: видеоуроки + вебинары + тесты и домашние задания + работа над проектом + общение в закрытых группах или чатах.

Проблемы рынка

Рынок онлайн-образования быстрорастущий и нестабильный. Среди его признаков — большой разброс цен на продукты одинакового качества и отсутствие должного законодательного регулирования.

Если вы хотите инвестировать в онлайн-образование или открыть обучающий курс, — например, по теме интернет-маркетинга, — нужно принимать во внимание следующие проблемы рынка.

  • Высокая конкуренция

Ежемесячно появляются различные курсы, организаторы которых обещают за пару дней или даже часов научить, как зарабатывать сотни тысяч рублей в месяц: за счет контекстной рекламы, SMM или др.

  • Нет гарантий качества

Вторая проблема вытекает из первой — нет гарантий качества обучения. Каждый второй преподаватель — новичок без опыта в образовании и даже бизнесе. Единственное желание таких людей — собственный заработок.

  • Неоднозначная репутация

Третья проблема появляется из-за второй — благодаря так называемым бизнесменам, желающим почти ничего не делать и зарабатывать. Люди покупают подобные «курсы», не получают результата, затем скептически относятся к любому онлайн-образованию.

Однако рано или поздно рынок стабилизируется. Высока вероятность, что в будущем выживут только те, кто дает востребованное и качественное профессиональное образование.

Далее о том, как уже сейчас сделать правильный выбор.

Часть II. Как выбрать онлайн-курсы для себя и своих сотрудников

Чтобы зря не потратить деньги и время, а пройти обучение с пользой, нужно уметь правильно выбирать учебный центр, онлайн-курс, отраслевое мероприятие.

Что надо учитывать на этапе подбора:

  • Цель обучения

Какой результат вы хотите достичь?

Если хотите зарабатывать больше за счет новой профессии, нужно промониторить размер заработной платы в вакансиях и требования к соискателям. Везде требуется опыт, а курс не предусматривает работы над реальным проектом — тогда обучение вряд ли поможет достичь желаемого.

Если хотите отправить сотрудников на профессиональное отраслевое мероприятие за новыми знаниями, нужно изучить темы выступлений, возможность нетворкинга и т. д. Кто-то сливает деньги на модных спикеров, говорящих общеизвестные вещи, а кто-то, наоборот, просто надеется, что сотрудники сами будут учиться. Так — не работает, а вот инвестиции в реальное обучение приносят прибыль.


Так, билеты на «Электронную торговлю» от oborot.ru стоят до 68 000 рублей, и их покупают больше тысячи участников. Все из-за ценных докладов от лидеров e-commerce, крупнейших ритейлеров

  • Продолжительность присутствия на рынке

Если онлайн-школа, обучающий центр, онлайн-университет работает на рынке образования год, два и дольше, скорее всего, все нормально: есть опыт, обкатанные программы и т. д.

Если же «миллионер», о котором никто не слышал, вчера запустил сайт, а сегодня приглашает людей на курс — это подозрительно.

  • Наличие очных программ

Как упоминалось выше, в трендах онлайн-образования — смешанное обучение.

В MyAcademy и CyberMarketing, например, можно учиться как онлайн, так и очно — в Москве. Офлайн-занятия дают возможность вживую пообщаться с коллегами и преподавателями, что особенно важно для ряда обучающихся. К тому же некоторые навыки и знания — например, искусство фотографирования объектов для Instagram — сложно передать через видео.

  • Отзывы студентов

Когда образовательный проект долго работает на рынке, то у него много выпускников и, соответственно, достаточно отзывов.

Главное, изучать их не только на сайте самого проекта, где неугодные можно удалить, а положительные написать. Надо искать отзывы также на других интернет-ресурсах и в соцсетях.

  • Сертификаты и лицензии

Государственная лицензия на образовательную деятельность — то, чего обычно нет у многочисленных «миллионеров» из соцсетей.

Вот так выглядят лицензии, дающие право на образовательную деятельность

Сертификаты для участников — также важный фактор при выборе программы обучения. Их должно быть не стыдно опубликовать в портфолио, резюме и на личном сайте. Хорошо еще, если эти документы ценятся среди потенциальных работодателей.

  • Уровень экспертности

Надо смотреть на то, чтобы преподаватели были практиками: имели успешные проекты, хорошую репутацию в отрасли, публикации на сторонних ресурсах и т. д.

Если курс по интернет-маркетингу, его должны вести действующие специалисты или руководители агентств с реальными кейсами и большим опытом. Речь об обучении бизнесу — как преподаватель может учить, если сам никаким реальным бизнесом не владеет?

Один из вспомогательных факторов, повышающих доверие к учебному центру, школе или онлайн-университету, — ежегодные профессиональные конференции. Они показывают как экспертность преподавателей, так и доверие к проекту со стороны других участников рынка.

CyberMarketing, например, в ноябре проводит уже 11 конференцию по интернет-маркетингу (секции SEO + PPC и Target + Digital)

А вот стоимость обучения — не критерий выбора. Как упоминалось ранее, на рынке большой разброс цен, и часто заявленная цена не соответствует качеству. Если купить самый дорогой курс, не факт, что будет самый лучший результат.

Подведем итоги

  • Рынок онлайн-образования растет и развивается, но при этом нестабилен. С этим связан ряд проблем: высокая конкуренция, огромный разброс цен, неоднозначная репутация. Хотите открыть собственный обучающий центр или онлайн-курс — нужно помнить об этих нюансах.
  • Онлайн-обучение позволяет использовать самые разные форматы: видеоуроки, серии обучающих статей, вебинары, конференции и т. д. Эксперименты подтверждают: по эффективности обучение в онлайне не уступает традиционному. Однако, хотя учиться по интернету удобно и недорого, некоторым студентам сложно без живого общения.
  • К красивым обещаниям в рекламе стоит относиться критически, надо проверять образовательный проект по ряду пунктов: срок работы, отзывы, экспертность и т. д. При этом важно четко представлять цель обучения.

Если ищете полезное обучающее мероприятие для себя или своих сотрудников, приходите на CyberMarketing 2018. Для читателей статьи – скидка 20% по промокоду executive.ru.

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Узбекистан

странно, что у компании cybermarketing мобильная версия сайта кривая((

Руководитель проекта, Москва

Спасибо за фидбек, скоро все исправим. Приносим свои извинения за доставленные неудобства

Региональный менеджер, Москва

Вот, например, Coursera есть интересные и очень достойные специализации, многие работодатели знают о названии платформы, но как только разговор заходит, о такой любимой многим конкретики, тут то и выясняется, что это все чушь и фигня. Не для России, в подавляющем большинстве, эти курсы. И разговор о рядовых профессиях, типа Digital Marketing и SEO, да и Leadership

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Завершился второй поток корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Академия CFO»

Более половины содержания программы было посвящено практической работе, в том числе рассмотрению реальных кейсов «Газпром нефти».

74% работодателей направят руководителей на бизнес-обучение в ближайшие годы

Рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей.

СПбГУ присоединится к бакалавриату для создателей ИИ

В новом учебном году набор на программу увеличится в пяти вузах-партнерах: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Иннополис и СПбГУ.

Руководители IT-компаний из 10 регионов прошли скейларатор Корпорации МСП и НИУ ВШЭ

Отдельный блок программы был посвящен инструментам развития малых технологических компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России начнут борьбу с неофициальной занятостью

По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.

Число вакансий с медстраховкой выросло на 70%

В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.

80% желающих уволиться, остаются после контроффера

Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.

Половина россиян планируют работать в майские праздники

Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.