Executive.ru в рамках совместного проекта с порталом FD.ru «Решаем проблемы финдиректоров» предлагает вам проверить свои силы и поделиться опытом решения предложенной бизнес-ситуации. Все решения кейса, присланные участниками Сообщества, будут опубликованы на Executive.ru, а победитель получит приз – бесплатный доступ к электронному архиву журнала «Финансовый директор» на 3 месяца.
Автор кейса – Иван Долинин, руководитель Энергосбыта Горьковской железной дороги – филиала «РЖД».
Подробное описание проблемы
Горьковская железная дорога, которая функционирует в 13 регионах РФ, является филиалом «Российских железных дорог». Основной вид оказываемых услуг – грузовые и пассажирские перевозки. Кроме оказания непосредственно транспортных услуг Горьковская железная дорога осуществляет деятельность по обслуживанию инфраструктуры ж.д. транспорта и подсобно-вспомогательную деятельность: производство и продажа тепловой энергии, социальные услуги (содержание стадионов, санаториев и т.п.) и др. В число таких видов деятельности входит и оказание услуг по передаче электроэнергии.
Дорога имеет на балансе развитые электрические сети, к которым кроме ж/д потребителей подключены бытовой сектор (жилые дома, магазины, детские сады и др.) и электрические сети других компаний. Соответственно Горьковская железная дорога является также транспортировщиком электрической энергии.
Реформа электроэнергетики, инициированная «РАО ЕЭС России», коснулась не только предприятий, входящих в холдинг «РАО ЕЭС», но и всех остальных субъектов электроэнергетики. В соответствие с данной реформой «РЖД» занимается передачей электрической энергии и несет издержки, связанные с потерями в электрических сетях.
Данные потери можно разделить на два вида: технологические, без которых процесс передачи электроэнергии невозможен, и коммерческие. Первые связаны с физическими процессами в электроэнергетике (объективные факторы), последние – с нарушением процессов учета электроэнергии, бездоговорным потреблением и т. п. (субъективные факторы).
Задача
Необходимо разработать систему управления передачей электроэнергии, которая позволит:
- Организовать рациональный расход электроэнергии на предприятиях филиала, если:
- предприятий около 300;
- сфера деятельности компании разнообразна (организация перевозок, обслуживание объектов инфраструктуры, подсобная деятельность);
- большинство предприятий в финансовой структуре являются центрами затрат, в связи с чем возникают проблемы с мотивацией их руководителей и персонала на экономию электроэнергии.
- Организовать контроль и исполнение договорных отношений, если:
- договоров около 70 шт.;
- управление финансовыми потоками централизовано;
- заключение договоров централизовано;
- дорога функционирует в 13 регионах РФ
- Предложить варианты по формированию цены на электроэнергию, с учетом того, что покупка электроэнергии осуществляется, в основном, от гарантирующих поставщиков, тарифы которых регулируются государством (Горьковская железная дорога ограничена в возможностях как выбирать поставщиков, а соответственно влиять на цену закупки, так и в возможностях устанавливать цену для потребителей);
Снизить уровень потерь электроэнергии в электрических сетях при оказании услуг по ее передаче.
При анализе ситуации автор кейса предлагает участникам сделать акцент на нестандартные варианты решения. В помощь прилагается схема бизнес-процессов, на которой обозначены:
- красными стрелками – физическое движение электроэнергии;
- черными – отношения по договорам энергоснабжения;
- зелеными – отношения по договорам оказания услуг по передаче электроэнергии.
Решения принимаются в течение недели со дня публикации задания. Редакция оставляет за собой право не публиковать решения, присланные после указанной даты. Решения, оставленные в комментариях к кейсу, не примут участие в розыгрыше.
Фото: pixabay.com