Не все то золото... Решение кейса

Не все то золото... Решение кейса

Executive.ru в рамках совместного проекта с журналом «Кадровый менеджмент» предложил участникам Сообщества для решения кейс «Не все то золото…».

В кейсе описывалась следующая проблема:

У ювелирного магазина проблемы с продажами. И ассортимент хороший, и персонал грамотный, и зарплаты отличные, и тренер по продажам раз в неделю приходит – а результата нет. Самое интересное, что у конкурентов при прочих равных от клиентов нет отбоя. В чем причина?

Мы попросили участников Сообщества предложить свое решение этой проблемы. Сегодня мы представляем наиболее интересные решения этого кейса. Автор лучшего варианта в качестве приза получит подарочный сертификат на сумму 2000 рублей на годовую подписку на журнал «Кадровый менеджмент». По решению экспертного совета журнала наиболее интересными показались размышления и решения, предложенные:

Виталием Юдиным;

Ольгой Молчановой.

Поздравляем победителей!


Решение Виталия Юдина

Во-первых, я бы «под прикрытием» расспросил мимо проходящих или заходящих к конкурентам покупателей, а что, собственно, они вообще думают о «Ветви» и далее делал выводы, основываясь на полученных данных.

Но если исходить только из имеющихся в кейсе данных, то прошелся бы по списку:

1. Что значит «грамотный персонал», и кто это решил? Возможно, нужно проконтролировать систему найма персонала и систему мотивации продавцов.

2. Что там с мерчандайзингом? Один мой знакомый владелец ювелирной сети сравнивал мерчандайзинг для ювелирки по сложности с квантовой физикой. Может быть, владельцу нужно прочитать пару умных книжек или сходить на конференцию/семинар по теме?

3. Что с внешним видом магазина, его расположением, что с внешним видов продавцов? (Кстати, из кейса не понял − проблемы у всей сети магазинов, или все-таки у оного?)

4. А нужен ли такой одинаковый ассортимент? Посмотреть, чем город дышит − и дать ему провокацию. Например, магазин «Рубин» в Воронеже в прошлом году сделал предложение для байкеров − коллекционные металлические черепа с инкрустацией. Готов поспорить, что проходимость увеличилась.

5. А кто как рекламируется? И так ли хорош дизайнер? У нас в городе, например, десятки ювелирных, и у каждого баннер. И на всех поголовно: колечки-ожерелья, на модели или без, и название − адрес и телефон. Исключение составляет только «Аурум ауратум», которые на протяжение нескольких лет бьют в одну точку и используют один и тот же мотив в разных вариациях − стильная красотка в черном цилиндре, опирающаяся на химический знак элемента Au. Запоминается.

6. Есть ли продуманные промо и системы скидок? А кем и как они продуманы?

7. Возможно, имеет смысл начать «дружить» с другими фирмами. Например, за покупку того-то и того-то вы можете выиграть фотосессию (публикацию в журнале, поездку, ужин в ресторане и т.д.).

8. Кстати, а внутри магазина уютно? На форуме предложили дать возможность посетителям кофе выпить. По-моему, пока разрешение на общепит получишь, поседеешь, разве что просто кофе-машину поставить... Хотя вот если пришел, сел за чашечку, а тебя обслужили − уже интересно. И цены сразу поднять раза в полтора.

Решение Ольги Молчановой

Для конкретных рекомендаций информации очень, очень мало. Описание говорит только о том, что:

а) у салона «все плохо», несмотря на выполнение всех необходимых действий (тренинги, сотрудники, зарплата);

б) аудитория, которая может покупать золото, в целом в городе и в этом районе есть – так как у конкурентов с покупателями и потоком все хорошо;

в) хотя бы часть ассортимента привлекательна для потребителей, ибо знакомые директора что-то покупают.

При этом непонятно, что происходит с другими салонами сети (в описании сказано, что это сеть) – там такие же проблемы или там все хорошо и проблемы только у этого салона?

Я буду исходить из того, что мы рассматриваем один отдельно взятый салон, и той информации, которой у нас нет, нет и у менеджмента магазина, а, значит, ее необходимо получить. При этом никаких оригинальных рекомендаций без информации дать нереально.

Ассортимент. Пункт номер 1 для всех магазинов. То, что ценовая ниша похожа на соседей, у которых идут продажи, это не ответ. Надо понять, достаточно ли изделий из нужного ценового диапазона, а также – есть ли необходимые комплекты. Например, обручальные кольца – есть ли наборы на М и Ж. Есть ли кольца к серьгам и так далее. И есть ли ассортимент на несколько ценовых сегментов – в любом бизнесе есть нижний, средний и верхний, в зависимости от сложности изделия.

Процесс демонстрации и продаж. Удобно ли этот ассортимент расположен, логично ли.

Процесс «люди заходят, смотрят и выходят» говорит о том, что витрины не пустуют, но там нет нужного набора, а также о том, что он расположен нелогично. Сразу не понятно, сколько что стоит. Нет акцентов, акций, удобного деления по сложности изделия. Даже неудобный наклон витрин и плохое освещение вполне могут влиять (владельцы одежных магазинов знают, что хорошее зеркало и освещение могут «продавать», а могут «зарубать» продажи).

То, что знакомые директора регулярно что-то покупают, а «простые посетители» нет, может говорить о:

а) Ассортимент не сбалансирован исходя из той аудитории, которую привлекает салон своей рекламой. И тут можно либо поменять коммуникацию – как внешнюю рекламу, так и коммуникацию внутри салона, изделия, выставленные на особые подставки, акцент (или его отсутствие) на цены и так далее. Либо – менять ассортимент, оптимизируя его под тех, кто заходит.

б) Несмотря на тренинги, персонал не умеет работать с той аудиторией, которая приходит. Либо это вина тренера. Либо это вина менеджмента, который сориентировал тренинги на одну аудиторию, а приходит на самом деле другая.

С чего можно начать, чтобы понять, «в чем дело».

1. Трезво оценить, кто они – «друзья директора»: пол, возраст, повод для покупки (в подарок, себе, по особому случаю), уровень изделий для них (повседневное изделие, «изделие на выход», дорогое даже для них и так далее). Кроме того, раз это друзья, то можно устроить с ними вариант «глубинного интервью» - понять, что именно им нравится в ассортименте салона, что нравится и не нравится в самом салоне. Задать вопрос «купили бы они что-то, если бы не было директора». Можно узнать много нового и освежающего.

2. Сравнить количественные характеристики конкурентов и своего салона. По категориям и ценам (серьги, кольца, обручальные кольца, подвески, золото, серебро, разные камни, разные ценовые категории).

3. Директору с его прекрасными навыками продаж (есть результативный опыт) поработать несколько дней (будний и выходной) за стойкой – совмещая процесс продаж с разговорами с потребителями – что хотели, что не могут найти, что нравится, как узнали.

4. Провести exit poll с теми потребителями, которые зашли и сразу же вышли, – только надо понимать, что много вопросов спешащим потребителям не задать.

5. Попытаться включить в опрос потребителей конкурентов – отойдя подальше от салона. Опять же, с пониманием, что много вопросов задать не получится и деталей, что именно они там купили, раскрыть не получится.

6. Проверить работу продавцов за счет mystery shopping’а. Но при этом запускать таинственного покупателя есть смысл только после того, как менеджмент пообщается с покупателями в салоне и с друзьями – так как таинственный покупатель должен обращать внимание только на то, что важно реальным, и пытаться купить то изделие, за которым люди туда приходят.

7. Если у салона есть интернет-сайт – посмотреть очень внимательно на его статистику. По просмотрам разных изделий. По результатам опроса на этом сайте – это прекрасный вариант задать разные вопросы потребителям, вплоть до оценки каждого изделия (нравится – не нравится, дорого – дешево).

8. Если какой-то поток продаж есть – использовать его, введя подарки на день рождения, программу лояльности и так далее (учитывая только, что любая программа лояльности стоит денег).

И вот когда в распоряжении менеджмента и владельцев будут данные по продажам в сравнении с другими салонами (если они есть), мнение потребителей об ассортименте (единственное, что они могут быть очень субъективными), данными exit poll’ов и таинственного покупателя, можно будет сделать выводы о том, что править – ассортимент, цены, методику тренинга, менять самого тренинга, весь персонал, рекламу или лампы освещения или таблички на витринах.

Все__решения_кейса__присланные_участниками_Сообщества_Executive.ru.docx

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Оставлять решения могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Дмитрий Волков: «Мы не объясняем стратегию бизнеса − мы даем ее прожить»

Слушатели программы MBA Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ прошли двухдневную деловую симуляцию, отражающую реальную сложность стратегического управления в компаниях. 

В ВШБ ВШЭ завершилась программа для лидеров в сфере управления HR

Слушатели программы «HR 3.0: управление человеческим капиталом» получили системные знания, практические инструменты и новое видение своей роли в бизнесе.

Проект ВШБ ВШЭ признан одним из лучших ESG-проектов России

В этом году на участие в конкурсе поступило более 670 заявок, из которых была отобрана 61 наиболее значимая инициатива.

Альфа-Банк и ВШБ НИУ ВШЭ расширили партнерство в сфере бизнес-образования

Сотрудничество направленно на развитие образовательных программ в сфере бизнес-информатики.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
31% работодателей используют карьерный коучинг

Личный опыт обращения к коучу имеется у 61% респондентов как вне, так и внутри компании.

Не уволят: уверенность россиян достигла рекордной отметки

78% работников не ощущают угрозы увольнения на текущем месте работы.

73% руководителей считают, что ИИ может заменить человека на рабочем месте

Большинство респондентов воспринимают ИИ как важный и перспективный инструмент, а не как угрозу.

Зумеры массово завышают свой опыт работы

Чаще всего зумеры преувеличивают свои рабочие компетенции, набор soft skills, а также навыки владения иностранными языками.