Александр Фельдман: Экономический смысл факторинговых операций

Статья опубликована в журнале«Коммерческий директор» , № 3-4, 2006 г.

Общепринятая терминология и законодательное регулирование

Прежде всего, хотелось бы определиться с общепринятой международной терминологией.

Следует различать факторинг и форфейтинг.

Факторинг – это покупка банком или специализированной компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение.

В Конвенции Международного института унификации частного права (ЮНИДРУА) по международным факторным операциям дано более общее определение.. Контракт по факторным операциям является таковым, если поставщик уступает факторинговой фирме свои требования к покупателям, а факторинговая компания, в свою очередь, берет на себя не менее двух следующих обязанностей:

- кредитование поставщика;
- ведение учета требований к покупателям;
- предъявление к оплате требований;
- защита от неплатежеспособности покупателей.

Факторинговые операции подразделяются на:

(а) внутренние, если поставщик, покупатель и фактор-фирма находятся в одной стране, и международные, если какая-либо из трех сторон находится в другом государстве.
(б) открытые, если должник уведомлен об участии в сделке факторинговой компании, и закрытые (конфиденциальные);
(в) с правом регресса, т.е. с правом требования к поставщику вернуть оплаченную сумму или оплатить непогашенную задолженность, и без права регресса;
(г) с кредитованием поставщика в форме предварительной оплаты или оплаты требований к определенной дате .

В мировой практике взаимоотношения факторинговой фирмы и поставщика продукции обычно складываются следующим образом. Продавец сообщает фактор-компании список своих покупателей с примерным объемом поставок. Компания проверяет их платежеспособность и сообщает поставщику кредитные лимиты по каждому покупателю.

Форфейтинг – это покупка обязательств, погашение которых происходит на определенный период в будущем без оборота на любого предыдущего должника.

Факторинговые операции в мировой практике применяются для финансирования поставок товаров с отсрочкой платежа от 90 до 180 дней, а форфетирование – со сроком кредитования от 6 месяцев до 6 лет.

При экспорте товаров получили распространение двухфакторные или взаимные факторинговые операции.

При покупке задолженности экспортеров бывает трудно определить платежеспособность импортера, находящегося в другой стране. В этом случае факторинговые фирмы заключают договор с фирмой аналогичного профиля в стране импортера, которая определяет платежеспособность покупателя, страхует на местном рынке возникающие риски и инкассирует задолженность.

***

В России факторинговые операции регулируются главой 43 Гражданского кодекса РФ «Финансирование под уступку денежного требования».

Согласно ст. 824 ГК РФ:

«По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежной требование.»

В качестве финансового агента может выступать банк, кредитная организация или коммерческая организация со специальной лицензией.

Потенциальные потребители факторинговых услуг

Бурный рост факторингового рынка прежде всего связан с применением этих операций при экспорте товаров и естественными монополистами.

Сегментация по оборотам

В России целевым сегментом потребителей факторинговых услуг реально могут быть только средние предприятия.

Предприятия с оборотом более 100 млн. $ могут себе позволить приобрести банк, а следовательно, иметь дешевую кредитную линию, поэтому, скорее всего, им российский факторинг будет не интересен. Они могут быть потенциальными клиентами на экспортный факторинг.

Предприятия с оборотом менее 10 млн. $ будут уже не интересны банку, поэтому в качестве целевого сегмента автором выделены фирмы с оборотом от 10 до 100 млн. $ в год.

Сегментация по рынкам

А). Рынок В2В

В данной цепочке возможными местами использования факторинга могут быть:

«Торговый дом - Производитель 2» или напрямую «Производитель 1 - Производитель 2».

На этапе «Производитель 1 – Торговый дом» использование факторинга маловероятно, т.к. Торговые дома, обычно находятся в собственности производителей.

Б). Рынок В2С

Возможные места применения факторинговых операций:

- «Производитель – Дилер»
- «Дилер – Розничная сеть».

Факторинг для монополистов

Факторинговые операции для монополистов, фактически, прикрывают нежелание последних расплачиваться деньгами со своими поставщиками услуг.

Например, РЖД расплачиваясь за услуги своими векселями, в подавляющем большинстве случаев погашает их предоставляемым тарифом.

Фактически факторинг для поставщиков монополистов сродни досрочному учету, например тех же векселей.

Потребность в факторинговых услугах

Стандартный путь производства состоит из следующих этапов:

Закупка материалов – производство – продажа продукции.

Закупка материалов может происходить с отсрочкой платежа продавцу, а продажа продукции может происходить с отсрочкой платежа покупателем.

Оборотные средства необходимы на производство во временнОй разнице между оплатой материалов и оплатой готовой продукции.

В структуру цены закладывается восполнение оборотных средств и у стабильно работающего предприятия может отсутствовать потребность в финансировании текущей деятельности.

Баланс нарушается, когда:

- рынок диктует более низкую цену и полученных средств не хватает для пополнения оборотных;
- рынок диктует большую рассрочку платежа;
- оборотные средства выводятся на инвестиционную деятельность.

В этом случае факторинг является одним из возможных инструментов пополнения оборотных средств.

Другой вариант – использование факторинга для увеличения дохода и прибыли.

Это может происходить двумя путями:

- снижением цены закупки материалов;
- увеличением оборота через предложение покупателям более выгодных условий.

Наиболее интересна данная услуга может быть предприятиям производящим экспансию на рынок и желающим увеличить на нем свою долю.

Главный вопрос – цена данной услуги.

Стоимость факторинговых услуг и секъюритизация задолженности

В настоящее время факторинговые услуги дороже кредитных. Помимо процентов за фактический кредит (предоплата по договорам) предприятие еще платит факторинговую комиссию и несет затраты по поддержанию инфраструктуры. Фактически, стоимость факторинговых услуг (и банки не скрывают это) может в 2-3 раза превосходить стоимость кредитных или облигационных ресурсов.

По мнению автора, широкое распространение факторинга (имеется ввиду внутренний российский факторинг) будет возможно, когда расходы на него будут сравнимы со стоимостью кредита. В противном случае у предприятия нет экономической заинтересованности в широком использовании данной услуги, если только не исчерпан лимит кредитования.

В структуре цены факторинговой услуги закладывается риск неплатежа или не получения платежа в оговоренный срок. Его уменьшение вполне может привести к снижению стоимости всей услуги.

В России сложилась ненормальная ситуация, когда расчеты за поставленную продукцию ведутся на основе договоров. В развитых экономиках обещание будущей оплаты всегда должно быть оформлено отдельным документом. Наиболее часто в качестве такового выступает чек, а на крупные суммы или длительные сроки – вексель. Например, платеж от дебитора на фактора вполне может быть оформлен на законных основаниях переводным векселем.

Фактически, в расчеты поставщика и покупателя необходимо внести элемент инкассовой операции, который и могут взять на себя чек или вексель. В этом случае факт оплаты уже не будет зависеть от желания покупателя и сводится только к риску достаточности средств на его счете, который, в принципе, должен покрываться банком покупателя за счет автоматически открываемого кредита при возникающем кассовом разрыве.

Удивительно, что при столь развитом торговом обороте, в России в настоящее время отсутствует значимая чековая инфраструктура.

Выстраивание факторинговых услуг

В статьях «Принцип клиентоориентированности при продвижении услуг и товаров. Консалтинг» (Часть первая, Часть вторая) автор изложил методику выстраивания услуг от потребностей клиентов. Приведенный алгоритм полностью применим и к факторинговым операциям.

В частности, факторинг является «внутренней» услугой банка и описывает последовательность выполняемых им действий. «Внешней» услугой, направленной на решение проблем клиентов будет услуга – «Пополнение оборотных средств (увеличение объема продаж) предприятия с помощью финансирования под отгруженную продукцию» и т.д.

Если же подняться еще на одну ступеньку вверх, то можно продвигать на рынок – организацию расчетов предприятий, куда будет входить и факторинг, и секьюритизация задолженности, и складские свидетельства, и инкассация задолженности и т.д.

Во второй части статьи о консалтинге мы писали, что процесс формирования услуги подразумевает ее описание в виде Регламента.

В Регламенте «Пополнение оборотных средств с помощью финансирования под поставленную покупателям продукцию (факторинговых операций)» должны быть прописаны, в частности, следующие пункты.

А). Индикаторы наличия нехватки оборотных средств:

- кассовые разрывы;
- постоянные задержки платежей;
- пени.

Б). Последствия:

- менее выгодные условия поставщиков;
- потеря поставщиков;
- особый интерес налоговых органов в случае задержки платежей;
- риск объявления банкротом.

В). Документы из которых можно выявить проблему:

- например, БДДС (Бюджет движения денежных средств);

Г). Факторы для расчета эффекта от внедрения:

- например, скидки поставщиков при уменьшении срока оплаты;
- оценка увеличения доли рынка от предложения более льготных условий продажи продукции и т.д.

Д). Сравнение с альтернативными способами пополнения оборотных средств:

- например, кредитной линией.

На основе Регламентов коммерческий отдел может продвигать услуги не столько в виде рекламных лозунгов, а и показывая возможные случаи их применения и получаемую потребителем экономическую выгоду.

О расчетах затрат

В литературе, посвященной факторинговым операциям, можно найти формулы расчета полных затрат на их осуществление.

В свое время автор в монографии «Вексельное обращение. Российская и международная практика» приводил полный список рисков при факторинговых операциях и оценку затрат на их проведение применительно к западным финансовым рынкам. В частности, например, при квартальном обороте поставщика продукции в 1 млн. швейцарских франков и отсрочке в 90 дней, страховке кредитного риска в 1% от оборота, факторной комиссии в 0,75% и проценте за пользование кредитом в размере 8% годовых, при валютном и переводном риске за счет экспортера, общие расходы составят 37 500 франков или 3,75%.

На основе обратного применения формул можно оценить какую дополнительную наценку необходимо сделать на отпускаемую продукцию, чтобы после вычета затрат на факторинг получить первоначально планируемую сумму.

 

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Трудоспособное население в возрасте 20-24 лет за десятилетие сократилось вдвое

Сказываются последствия невысокой рождаемости 1990-х годов.

В каких регионах РФ больше всего жителей занимаются малым бизнесом

На первом месте – Санкт-Петербург.

По специальности, полученной в вузе, работают 4 из 10 россиян

Работать по специальности, полученной в вузе, в последние годы стало больше россиян.

Большинство россиян не довольны своей зарплатой

Четверть опрошенных хочет добиться повышения на сумму более 50 тыс. руб.