Владимир Любаров: Корпоративный центр обучения. С чего начать?

Владимир Любаров

Для построения эффективного и успешного корпоративного центра необходимо решить три важных вопроса: а) смысл создания; б) архитектура; в) содержание и структура учебного процесса. Начнем с первого вопроса.

Создание корпоративного учебного центра необходимо. Вопрос лишь в том: кому и когда. Попытаемся определить некоторые критерии, при которых создание корпоративного учебного центра целесообразно, т.е., в общем случае, оправданно, читай уместно, и своевременно, читай «пора уже».

Итак, попробуем сформировать ключевые критерии по содержанию и по времени.

Таблица «Необходимость в обучении: Критериальное соответствие».

Критерии по времени Критерии по содержанию
1.Подготовка специалистов должна производиться за определенный непродолжительный промежуток времени. Т.е. время обучения жестко регламентировано по времени и следует уложиться в сроки. Например, не более двух месяцев. 1.Размер компании превысил 500 сотрудников.
2.Необходимость нанимать временных сотрудников, в периоды сезонных пиков потребления. 2.Территория, на которой расположена и действует компания больше, чем 400км в любую сторону.
3.Подготовка высококлассного специалиста занимает более двух лет. 3.Высокая ротационность кадров, т.е. «текучка» заставляет создавать шаблоны для подготовки персонала.

Задание 1. Существует ли смысл создания Вашего учебного центра. Ваши варианты.

Таблица 1.

Критерии по времени Критерии по содержанию
1. 1.
2. 2.
3. 3.

Если смысл создания корпоративного учебного центра уже определен, тогда ситуация становится более ясной и четкой. Из описания смысла создания корпоративного учебного центра естественным образом выстраивается архитектура учебного центра, а также содержание и структура учебного процесса.

Напомним, что для построения эффективного и успешного корпоративного центра необходимо решить три важных вопроса: а) смысл создания; б) архитектура; в) содержание и структура учебного процесса. В данном треугольнике мы начали со смысла, как с базового условия, которое определяет остальные вершины треугольника.

Важное условие
Вся триединая система разрабатывается одновременно, в одно время и в одном месте, т.е. за один подход. Решение всех трех вопросов лучше не разносить во времени, а решать согласованно с двумя другими вопросами, тогда минимизируются будущие риски связанные с рассогласованием работы компании с собственным учебным центром. На практике, незнание и/или невыполнение данного условия приводит к появлению ошибки при создании учебного центра. Как от этого уберечься? Необходимо, чтобы все три вопроса, описанных выше, были разработаны и зафиксированы в одном документе, желательно на одной странице. Т.е. согласованность трех важных вопросов должна усматриваться при одном взгляде на один лист.

В случае, если у Вас уже организован корпоративный учебный центр и к нему есть нарекания со стороны других подразделений компании по вопросу эффективности и целесообразности его функционирования, тогда следует собрать вместе руководителя учебного центра, руководителя службы персонала, руководителя службы продаж и главного исполнительного руководителя компании и создать для них условия для согласованного поиска ответов на три важных вопроса, описанных выше.

После решения трех важных вопросов необходимо определить цели функционирования учебного центра. Не создания, а именно функционирования, здесь нет опечатки. Это очень важное замечание, именно не создания, а функционирования. Следующая ошибка при создании корпоративных учебных центров заключается именно в этом. Цели должны формулироваться не к факту создания, а к механизму функционирования.

Важное условие
В сформулированных целях должны быть глаголы, тогда вероятность создания «мертворожденного» учебного центра значительно уменьшается. Данное условие имеет свои истоки в аксиоме, которую мы рассмотрели в предыдущем выпуске.

Итак, цели функционирования корпоративного учебного центра могут быть следующими:

  • определение потребности в знаниях (см. «опережающее обучение» в предыдущем выпуске);
  • определение потребности в развивающем обучении (см. «запаздывающее обучение» в предыдущем выпуске)
  • создание системы выявления и формализации успешного опыта наиболее результативных сотрудников компании;
  • накопление корпоративных знаний, ведение книги корпоративных знаний;
  • тиражирование (читай распространение) корпоративных знаний.

Этот стандартный набор целей необходимо расширить под Вашу компанию.

Цели функционирования Вашего учебного центра:






Важное условие
Еще раз напоминание: а) цели должны «обслуживать» три важных вопроса, рассмотренных выше; б) точно указывать на ключевые зоны профессиональной компетентности и на направления развития учебного центра; в) цели должны быть сформулированы в терминах процессов, а не в терминах состояний.

Далее. Попробуем приблизиться к задачам, т.е. попробуем найти ответ на вопрос: «Ну, и зачем все это?»

Ключевые задачи корпоративного учебного центра могут заключаться в следующем:

  • Сбор, систематизация и стандартизация корпоративных знаний;
  • Разработка новых решений и развитие технологий и методик, стоящих перед компанией;
  • Управление внутренними ресурсами обучения, организация процесса обучения;
  • Координация внешних учебных программ;
  • Оценка эффективности подготовки персонала.

Данный список задач далеко не исчерпывающий и корректируется под конкретную компанию индивидуально.

Из цикла «Учебный центр – корпоративный университет»
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.