Знай свое место: как изменилась роль женщины в современном мире

Прошлым летом одна известная девелоперская компания развесила по всему городу «остроумную» рекламу – на белом фоне была написана фраза: «Место женщины на кухне. Место женщины в гостиной. Место женщины в спальне». Повинуясь условностям нашего все еще сексистского мира, компания обыграла известную фразу в контексте приобретения квартиры.

Меня тогда сильно бомбануло, реклама вызвала раздражение. Умом понимаю: ребята из отдела маркетинга именно этого и добивались – вызвать эмоцию, сыграть на чувствах, задеть струны души. Но для меня это игра ниже пояса, как пошлые шутки и туалетный юмор. Очень легко посмеяться, труднее копнуть глубже и сделать все тоньше.

Где же на самом деле место женщины?

Буквально в прошлом веке социальная роль женщины в патриархальной Германии сводилась к концепции 3K – «Kinder, Küche, Kirche» (перевод с немецкого «дети, кухня, церковь»). Современные общественные устройства не так далеко ушли от 3К. Например, в России, по-прежнему не существует закона о домашнем насилии, а мужские штаны на диване женщины ценятся выше ее карьерных успехов. Клеймо старой девы все так же вызывает жалость. «А мужика ей хорошего надо» произносят на каждом углу. Ничего не изменилось.

Женщин, идущих против системы, и в глубоко патриархальные времена было достаточно. Эдакие нонконформистки, которые двигаются против течения. Например, история сестер Бронте или Мэри Уолстонкрафт, получившая великолепное образование и своим образом жизни бросавшая вызов устоям Англии XIX века.

Чего стоит биография и литературные труды Маргарет Фуллер, ее книга «Женщина в XIX веке» – библия феминистского движения. Но вот что интересно, слово «феминизм» приобрело какое-то негативное звучание. Лично мне рисуются голые по пояс толстухи, которые что-то отстаивают с плакатами в руках и орут на мужчин, пропускающих их вперед или придерживающих дверь. Но ведь феминизм это о другом, он для каждого свой.

После университета я отправилась в Новую Зеландию на gap year. Работать по студенческой визе было запрещено, но я легко нашла подработку, вариантов была масса: кафе, рестораны, магазины. Парням с нашего курса приходилось куда тяжелее, на работу их брали неохотно, или она была максимально физически тяжелой: сбор фруктов, разгрузка или мойка машин. В Новой Зеландии, где кстати впервые в мире дали избирательное право женщине, проблема равенства находится в балансе, но это только на первый взгляд.

У меня была русская подруга, с которой мы познакомились в Сети, и она пригласила меня в гости, в потрясающий дом, затерянный среди новозеландских зеленых холмов, довольно далеко от Окленда. Мне пришлось ехать на автобусе до какой-то отдаленной остановки, где на машине меня встретил ее муж. Он работал электриком, получал 500 долларов в час, был старшее ее на 20 лет и, в свое время, целенаправленно искал себе русскую жену, выбирая из трех претенденток.

После этого визита мне стало ужасно грустно, я поняла, что никогда не смогла бы так жить, отрезанная от мира, проводя дни в домашних хлопотах в ожидании супруга. За обедом Майкл (назовем его так, уже не помню, как его звали) спросил у меня: «Хочешь замуж? Выйдешь завтра». И я понимала, что он не шутит, среди новозеландских мужчин найдется немало желающих завести в доме и на кухне русскую или тайскую жену, чье местоположение они определяют именно в этой системе координат. Подруга, кстати, сбежала через какое-то время от дяденьки и сейчас живет замечательной, насыщенной жизнью.

Женщины в поисках себя

Появляются женщины, которым нужно что-то большее, которым недостаточно быть просто женами и матерями. Они хотят менять мир, строить бизнес-империи, управлять компаниями, летать в космос. Им недостаточно той роли, которую когда-то для них определило общество.

Есть и другая сторона медали, другая позиция, лично мне кажущаяся странной – это желание удачно выйти замуж, как вершина жизненного успеха. Сделать ставку на внешность и молодость, забывая при этом о развитии других качеств. Для молодых женщин сценарий легкой жизни является привлекательным, но как гласит мудрая русская пословица: «Выйти замуж не напасть, лишь бы замужем не пропасть».

При этом, большинство женщин находятся в панике, не находя для себя более или менее понятного сценария. Кто-то попадает в зависимое положение и терпит эмоциональное и физическое насилие, кто-то откладывает рождение ребенка на неопределенный срок, пытаясь поставить все карьерные галочки, кто-то страдает в быту и не получает удовольствие от семьи и воспитания детей. Женщины сами не могут найти и определить свое место, и от этого множится тревога и агрессия, но роль, отведенная для них мужчинами, их больше не устраивает.

За последние годы в обществе произошли значительные изменения. Благодаря движениям вроде Time’s Up, #MeToo женщины ставят под сомнение и переоценивают свое положение в обществе, чего раньше не случалось. Однако, несмотря на растущую тенденцию оспаривания социальных норм, исследование социального отношения показало, что большинство людей считают, что место молодой матери по-прежнему остается в доме.

С появлением того, что я считаю новым брендом феминизма, женщины получают больший выбор, который не всегда распространяется на дом и быт.

Профессор российских и восточноевропейских исследований в Университете Пенсильвании Кристен Годси написала диссертацию и шесть книг, исследуя гендерные вопросы в восточноевропейских странах. В своей книге «Почему у женщин при социализме секс лучше» она говорит о том, что в капиталистическом обществе женщина включается в гонку, лишаясь радости и интеллектуальной реализации, по сути, используется в интересах процветающих корпораций. Хотя мы и привыкли считать, что в условиях свободного рынка гораздо больше возможностей для карьерного роста, материальной независимости и личного счастья.

Представим отдаленное будущее и появление искусственной матки. Женщина не выпадает из жизненного цикла, уходя в декретный отпуск, можно будет продолжать работать, наблюдая онлайн за тем, как ребенок растет и развивается. Но тогда кардинально изменится гормональная система женщины, они превратятся в мужчин. Мы окажемся в мире населенном одним гендерным видом. При этом именно женщины в основном заботятся о детях и пожилых людях, учат, лечат, кормят. Именно гормональная система женщин, их способность к эмпатии и чуткость обеспечивают стабильность, прогресс и долгосрочное развитие наций.

Международные исследования показывают, что при изменении экономики и политической организации общества женщины берут на себя инициативу, помогая семье приспособиться к новым реалиям и вызовам. Они, вероятно, станут первыми инициаторами помощи извне и сыграют важную роль в содействии (или препятствовании) изменениям в семейной жизни.

Женщины играют очень важную роль в прогрессе человечества и занимают важное место в обществе. Они ничуть не уступают мужчинам. Они способны разделить все жизненные обязанности. Мужчину и женщину справедливо сравнивают с колесами одного экипажа. Некоторые женщины хотят остаться дома, некоторые хотят вернуться к работе, а некоторые хотят и того, и другого. В зависимости от того, чем женщины хотят заниматься, у них должна быть свобода выбора, как и у любого из их коллег-мужчин. Тот факт, что женщины традиционно всегда оставались дома, не означает, что это правильный вариант.

В глобальном масштабе женщины составляют 43% мировой сельскохозяйственной рабочей силы, а в некоторых странах этот показатель = 70%. Например, в Африке 80% с/х. продукции производится мелкими фермерами, большинство из которых – сельские женщины.

Основная обязанность женщины – сохранить человечество, ее положение как матери уникально. Она заботливо воспитывает детей. Первая школа ребенка – на коленях у матери. За каждым великим человеком стоит великая мать. Наполеон сказал: «Дайте мне хороших матерей, и я дам вам хорошую нацию». Прогресс нации зависит от того, как матери воспитывают своих детей. Если матери получают образование, все общество будет развиваться. На заре ислама женщины работали бок о бок с мужчинами. На поле боя они ухаживали за ранеными, поддерживали припасы и в некоторых случаях даже храбро сражались.

Флоренс Найтингейл была женщиной, которая вела успешную кампанию по реформированию больниц и медсестер. Женщины были великими святыми, учеными, поэтами, писателями, реформаторами и администраторами. Образованные женщины могут многое сделать для реформирования общества. Больше образования среди женщин означает больший прогресс общества.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Украина

Автор пишет: Многих «хранительниц очага» больше не устраивает роль матери и домохозяйки.

А почему вдруг сейчас перестала устраивать? 

Изначально суфражистское движение возникло в Великобритании и США в конце XIX века на фоне участившихся инцидентов с участием женщин, недовольных своим положением в обществе. 

 Кстати, вопрос автору: А в чем сегодня неравноправность мужчины и женщины?  На практике только в том, что мужчины не могут рожать детей....

Еще раз перечитал статью и снова не понял - к каким конкретным изменениям  призывает автор статьи.....

Аналитик, Москва

В первом абзаце Екатерина спрашивает:


Многих «хранительниц очага» больше не устраивает роль матери и домохозяйки. Можно ли считать новые социальные женские роли общественной проблемой?

Думаю, что новые "женские роли" не стали проблемой для общества. Только хотел бы сказать, что многое в жизни женщины делают проще, сноровистее. Во многих поступках мужчинам далеко до вас. Творец не дал столько терпения, силы, настойчивости мужчинам, сколько женщинам. Мы и живём меньше, как правило. Может я и не прав, я сужу по моей маме, по моей жене, по моим сестрам. Вы во многом, не смотря на хрукость, сильнее нас. )))

Начальник участка, Москва

Пространно и непонятно. Автор описала некие тренды в обществе 50-100 летней давности. Что дальше? Межполовые отношения полны проблем это не секрет. Есть проблемы женские, есть мужские. В отдельных странах женщинам сложнее жить и они там реально живут мало, умирают при родах, от недоедания и пр. В отдельных странах мужчинам больше достается и они мрут как мухи из-за стресов, плохих условий труда, навязанных культурно-ролевых стереотипов. 

Что делать то? В чем проблема? Как решаем? 

Про искусственную матку это базовая угроза женского гендера. В Китае 20% женских эмбрионов абортировали не так давно. А при появлении искусственной матки женщин вообще будет катастрофически мало в обществе. 

Управляющий директор, Москва
Юрий Петров пишет:

Автор пишет: Многих «хранительниц очага» больше не устраивает роль матери и домохозяйки.

А почему вдруг сейчас перестала устраивать? 

 

Потому что ПРОГРЕСС :) Когда-то всех и пещеры со шкурами устраивали, да? 

Управляющий директор, Москва
Анатолий Курочкин пишет:

В первом абзаце Екатерина спрашивает:


Многих «хранительниц очага» больше не устраивает роль матери и домохозяйки. Можно ли считать новые социальные женские роли общественной проблемой?

Думаю, что новые "женские роли" не стали проблемой для общества. Только хотел бы сказать, что многое в жизни женщины делают проще, сноровистее. Во многих поступках мужчинам далеко до вас. Творец не дал столько терпения, силы, настойчивости мужчинам, сколько женщинам. Мы и живём меньше, как правило. Может я и не прав, я сужу по моей маме, по моей жене, по моим сестрам. Вы во многом, не смотря на хрукость, сильнее нас. )))

По поводу разницы в уровне жизни: мне кажется, причина в том числе в "навешивании" на мужчин всех социальных ролей и обязанностей, от "ответственности за семью" ‐ до "за родину" вплоть до "с гранатой под танк", до принятия решений за другую половину человечества... Смех и грех! Так что победа над гендерными стереотипами и нормальное разделение труда и ответственности - только всем на пользу. Включая государства, экономики и мемьи.

Управляющий директор, Москва

Спасибо автору за актуальную и глобальную тему! Мелкие проблемки и конкретные задачки, требующие якобы осмысления и решения "всем бизнес-сообществом" - скучный и уходящий в прошлое тренд, рада что он разбавляется сем-то, что заставляет ЗАДУМАТЬСЯ.

Нач. отдела, зам. руководителя, Литва

пока только мужские мнения, так что думаю что хранительницы или согласны или им дзин:)

Аналитик, Москва
Галина Альтман пишет:
Анатолий Курочкин пишет:

В первом абзаце Екатерина спрашивает:


Многих «хранительниц очага» больше не устраивает роль матери и домохозяйки. Можно ли считать новые социальные женские роли общественной проблемой?

Думаю, что новые "женские роли" не стали проблемой для общества. Только хотел бы сказать, что многое в жизни женщины делают проще, сноровистее. Во многих поступках мужчинам далеко до вас. Творец не дал столько терпения, силы, настойчивости мужчинам, сколько женщинам. Мы и живём меньше, как правило. Может я и не прав, я сужу по моей маме, по моей жене, по моим сестрам. Вы во многом, не смотря на хрукость, сильнее нас. )))

По поводу разницы в уровне жизни: мне кажется, причина в том числе в "навешивании" на мужчин всех социальных ролей и обязанностей, от "ответственности за семью" ‐ до "за родину" вплоть до "с гранатой под танк", до принятия решений за другую половину человечества... Смех и грех! Так что победа над гендерными стереотипами и нормальное разделение труда и ответственности - только всем на пользу. Включая государства, экономики и мемьи.

Всё-таки осмелюсь поспорить с дамой )))
Я считаю, что такое "навешивание" правильным. Могу заблуждаться, но с моей тз отказ от такой ответственности приводит к позднему взрослению именно мальчиков (у девочек существует природная готовность стать матерью). Вырастает инфантильное поколение. Единомоментно, дискретно мужчина сильнее женщины во много раз, а вот  на протяжении долгого жизненнго цикла сила деформируется. Молодой мужчина способен вынести огромный физический груз. Это нормально, когда на него "навешивают". )))
Как у классика: "Всю ночь пил, всю ночь гулял...". 

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Как то не глубоко автор в теме)) 

1) Новая Зеландия - единственная развитая страна в мире, где у женщин за их жизнь значительно больше половых партнёров, чем у новозеландских же мужчин. Вот тамошние мужики и скулят...

2) Насчёт секса при социализме - глупость несусветная. Как относительно справедливо заметила одна тедлезвезда "секса у нас нет". 70% женщин в СССР испытывали серьёзные проблемы сполучением оргазма. В нынешней России таких пролем нет у 95% женщин

 

так что женщина может всё - только пусть тяжести не подымает

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.