Зачем предпринимателю преподавать?

Думаю, многие согласятся с тем, что успешный предприниматель, будучи практиком в своем деле, интересен как преподаватель. Вузы хорошо это понимают и нередко приглашают таких людей вести курсы, особенно, когда дело касается новых профессий. Впрочем, лекции «из полей» интересны не только студентам. Взрослые люди и даже те, кто уже сами владеет бизнесом, тоже хотят узнать точку зрения человека с большим опытом.

А вот выгода предпринимателя не совсем ясна, он тратит личное драгоценное время и раскрывает информацию, которой могут воспользоваться конкуренты. Тем не менее преподавание может оказать положительное влияние как на лектора, так и на его бизнес. Давайте разберемся какое?

Отстроиться от конкурентов

Годами развиваясь в отрасли, наиболее амбициозные предприниматели могут замечать, что «коллеги по цеху» совершают досадные ошибки, никак не развивают отрасль, и даже тормозят ее. Преподавание может помочь донести до потенциальных клиентов как именно должна выглядеть качественная работа и дать понять, что автор курса относится к делу намного серьезнее конкурентов.

Хороший пример —  редактор Максим Ильяхов, написавший «Пиши, сокращай». В этой книге он последовательно изобличил основные «грехи» копирайтеров и объяснил, как избежать подобных промахов. Книга оказалась весьма популярной, так что теперь фамилия автора прочно ассоциируется с качественными текстами.

Думаю, это хороший способ заявить о себе. В изобилии предложений сложно выделиться, а делясь экспертизой можно зацепить внимание потребителя. Зачастую поиск подрядчика начинается с попытки решить вопрос самостоятельно, и блог или канал на YouTube может стать первым этапом в воронке продаж. Потенциальный клиент может оценить, сколько усилий в действительности потребуется для получения результата, и спокойно заказать ее выполнение тому, кто предложил инструкцию.

Обучить специалистов, и прокачать HR-бренд 

Сейчас очень много разговоров о том, что в некоторых отраслях ощущается дефицит специалистов требуемого уровня. Особенно это касается IT. Часто можно услышать, что если не начать обучать людей своими силами уже сейчас, то нанимать будет некого.

Олег Тиньков так запустил проекты по обучению школьников, будучи убежденным, что в институтах их умы скорее испортят, чем разовьют. Он, конечно, не лично преподавал, но в целом такая задача может побудить заняться преподаванием и самостоятельно. Нередко специалисты высокого уровня приходят прочитать курс в институте, а затем приглашают на работу наиболее перспективных студентов. 

Другая сторона желания подготовить будущих специалистов — нежелание их переучивать впоследствии. Так Павел Емельянов, главный архитектор разработчика облачных решений Virtuozzo, утверждает, что значительная доля слушателей его курса в МФТИ все равно приходит к ним в компанию, и проще обучить их правильно заранее. Когда дело касается специфических специальностей, где выбор работодателей невелик, этот подход более чем обоснован.

Избавиться от самозванца и самореализоваться

Я часто встречаю крутейших специалистов, которые так или иначе страдают от комплекса самозванца: им кажется, что их достижения являются результатом удачного стечения обстоятельств, а не личного труда. Это мешает уверенно продвигать свой бизнес, и развивать новые направления. Начать преподавать для таких людей оказывается очень сложно, обычно они думают «если я это знаю, то все это знают». В действительности это, конечно, не так.

Я, занимаясь маркетингом, привыкла ко всевозможным матрицам, которые помогают разложить проекты по полочкам, найти слабые места и недооцененные преимущества. Мне эти методы уже не кажутся узкопрофессиональным знанием, скорее чем-то из области здравого смысла. Но, когда я попробовала себя в коучинге, то убедилась, что для людей из других отраслей в моих знаниях есть новизна. Те, с кем я проводила сессии, смогли сдвинуться с мертвой точки будь то бизнес или вопросы самоопределения. Такие результаты воодушевляют, сразу понимаешь, чего на самом деле стоит твой опыт. 

Диаметрально противоположная ситуация также может быть мотивом для преподавания. Мой знакомый, Сергей Таболин, директор по маркетингу в «Ростелеком Бизнес», синдромом самозванца не страдает. Напротив, он уверен в себе и своих знаниях, наработанных за 14 лет в телекоме. Сергей преподает в «Сколково», «Плехановке», а также ведет страничку в Инстаграме, где делится личным опытом. Таких людей, как Таболин, вдохновляет возможность что-то изменить в мире, донести ту информацию, которая в свое время была недоступна.

Для тех, кто хотел бы попробовать делиться опытом, но не имеет ясного представления как начать, я бы посоветовала собрать небольшую аудиторию заинтересованных людей, с которыми будет комфортно, и провести пробную лекцию. После стоит попросить дать обратную связь, спросив, что больше всего понравилось. Важный момент, первую пробу не стоит оценивать критически, сосредоточьтесь на позитивных аспектах выступления. Это укрепит уверенность в своих силах, и может стать хорошим стартом дальнейшей преподавательской деятельности.

Я считаю, что преподавать полезно как для бизнеса, так и для его владельца, а вы? 

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

Ну как бы, еще: 
1. Как говорил Нильс Бор - "Я никогда не боялся сказать студемнтам, что я дурак" (что было переведено Лифшицем как - Я никогда не  боялся сказать студентам что они дураки) - Никто не говорит, что точка зрение преподавателя всегда правильная, а возможность воспринять чужие точки зрения и их оценить - это полезный навык. 
2. Получить обратную связь от сотрудников сильно сложнее, чем от студентов.. 

Директор по развитию, Москва

Оригинальный тезис Нильса мне больше нравится. Да, нет задачи показать всем какой ты умный, куда ценнее именно обратная связь, возможность обсудить свою точку зрения и может даже глубже понять предмет обсуждения.
Как в том анекдоте - пока вам объяснял сам понял :)

Независимый директор, Москва

Федюня никогда не унывал. Он раз двадцать начинал бизнес, но неудачно. Зато, он приобрёл опыт и стал востребованным, преуспевающим преподавателем бизнес-дисциплин…

 

Системный аналитик, Санкт-Петербург

Уж очень много преподавателей сейчас развелось. Даже термин под это явление выделили: "инфоцыгане". Когда это становится менстримом, течением, то нужно искать путь против него.

Директор по развитию, Москва
Александр Сейнов пишет:

Федюня никогда не унывал. Он раз двадцать начинал бизнес, но неудачно. Зато, он приобрёл опыт и стал востребованным, преуспевающим преподавателем бизнес-дисциплин…

 

Федя красавчик! А еще помните такое было: "кто может тот делает, кто не может - преподает"? :)) Классно, когда и то и другое получается :)

Директор по развитию, Москва
Антон Врублевский пишет:

Уж очень много преподавателей сейчас развелось. Даже термин под это явление выделили: "инфоцыгане". Когда это становится менстримом, течением, то нужно искать путь против него.

Ой, да мой любимый! Тоже полюбила представляться, как инфоциганочка :)) Вопрос - а зачем искать пути против течения?

Аналитик, Москва
Крайванова Екатерина пишет:
Ой, да мой любимый!

Красивая..

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Эдуард Бутаев
Доброго времени суток.Лет 30 назад я тоже пытался найти области и примеры, где при помощи принцип...
Все дискуссии
HR-новости
Зарплаты мужчин и женщин в России на схожих позициях отличаются почти на 30%

Только 36,5% работающих женщин довольны заработной платой.

Пандемия провоцирует конфликты на работе

Чаще всех приходится конфликтовать руководителям: опыт напряженных отношений с подчиненными есть у 42% из них.

Спрос на рабочие специальности вырос

В третьем квартале этого года спрос увеличился на 45% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

ПФР назвал главные причины отказа в пособии для беременных и семей с детьми

Cамая популярная причина отказа – наличие у заявителя и членов его семьи дохода, превышающего величину прожиточного минимума.