Вадим Заборский: Черные дыры облачных технологий

Вадим Заборский

В последнее время мы все чаще и чаще сталкиваемся с термином «облачные технологии», особенно когда речь заходит об информационных системах, например, о CRM или ERP.

Посещая очередную презентацию, можно услышать «Ну как же! Наша программа самая передовая, ведь мы используем облачные технологии!» или «Новая версия нашей программы стала еще надежней и проще, ведь теперь мы используем облачные технологии!».

Термин «облачные технологии» стал таким же популярным в российской повседневной жизни, как и «нанотехнологии».

Но что скрывается за этим модным сочетанием? Так ли надежны и просты облачные технологии? И применимы ли они в современной российской реальности?

Анализируя многочисленные презентации по облачным технологиям и связанным с ними программам, соединяя это со своим айтишным опытом, я сформулировал свое понимание проблемы.

Итак, облачная технология – это группа компьютеров со специально установленным программным обеспечением, объединенных между собой в единую сеть на основе Интернет. Территориально эти компьютеры могут быть разбросаны по разным городам, странам или даже континентам. Специальная программа делает работу пользователя с этими компьютерами настолько простой, как будто вы работаете со своим единственным привычным персональным компьютером. Если какой-нибудь компьютер из группы по каким-то причинам отключится, то его тут же автоматически заменит другой компьютер из этой группы. Пользователь «облачной технологии», работая со своей программой, не видит и не чувствует, что его программу «обслуживает» целая группа компьютеров. Для него облачная технология - это некий невидимый компьютер, стоящий где-то «за углом».

Вроде пока все просто и понятно.

Давайте ненадолго окунемся в прошлое.

Автором «облачной технологии» (cloud technology) или «облачных вычислений» (cloud computing) является Джон Маккарти (John McCarthy), известный американский ученый, специалист по вычислительным машинам, автор понятия «искусственный интеллект». (Источник: Wikipedia). Макарти впервые ввел в обиход термин «облачные вычисления» в конце 60х годов прошлого столетия. Сама идея позволяет использовать для сложных математических вычислений компьютеры, соединенные в сеть и не занятые в данный момент другими задачами. Таким образом, для решения небольших задач в рамках проекта облачные вычисления позволяют уйти от необходимости иметь один дорогостоящий супермощный компьютер, а вместо него использовать множество менее мощных «чужих» компьютеров, равномерно распределяя между ними нагрузку с помощью специальной программы.

Согласитесь, звучит привлекательно и экономично, когда вместо «проекта» представляешь свою информационную систему с большим количеством данных о клиентах, которую при этом обслуживает сторонняя, специально нанятая компания. И доступ к этой информационной системе может осуществляться со старенького ноутбука или современного iPhone.

Насколько безопасна такая конфигурация «облака» с точки зрения сохранности помещаемых в нее коммерческих данных?

Вот тут-то и начинается самое интересное, поскольку четко на этот вопрос мне не смог ответить ни один российский производитель программного обеспечения.

Дело в том, что компьютеры, обслуживающие «облако», в которое устанавливается информационная система, физически находятся в Центрах Обработки Данных (ЦОД), по-другому их еще называют Дата-Центрами (от англ. Data Center). Фактически от надежности Центра Обработки Данных и ваших договорных условий с ним зависит сохранность данных о клиентах вашей компании в «облаке». Но при подписке на информационную систему, работающую в «облаке», вам не предоставляется возможность заключить договор с ЦОД.

Если у вас нет договора с ЦОД – нет официальных гарантий сохранности ваших данных в «облаке». Иными словами, в случае внезапного прекращения доступа к клиентской базе из-за технического сбоя некому будет предъявить претензии. Задача усложняется, если Центр Обработки Данных, выбранный производителем информационной системы, находится за пределами России.

В других странах существует классификация ЦОД. Любой ЦОД может пройти добровольную сертификацию, и ему будет присвоен уровень согласно общепризнанной классификации. Это значительно облегчает выбор ЦОД.

ЦОД делятся на 4 уровня по отказоустойчивости в случае сбоев (отключения электричества или Интернет, сбоя серверов и т.д.):

Уровень 1. Без резервных линий, серверов и компьютерных компонентов.
Уровень 2. Уровень 1 + запасные сервера и компоненты.
Уровень 3. Уровень 1 + уровень 2 + запасные источники питания, резервные линии связи
Уровень 4. Уровень 1 + уровень 2 + уровень 3 + полная система поддержки отказоустойчивости, охлаждаемые помещения для работы серверов, запасные системы хранения данных, системы отопления и вентиляции и т.д.

Тарифы на услуги ЦОД устанавливаются в зависимости от уровня их оснащенности согласно классификации. Выбирая более дешевый ЦОД, вы как клиент осознаете уровень риска для ваших данных.

К сожалению, в России подобной классификации не существует. Каждый ЦОД сам решает, как строить свою работу. Тарифы на услуги также не являются критерием надежности ЦОД. В этих условиях выбор оптимального ЦОД необходимо проводить лично.

При использовании привычной схемы приобретения программного обеспечения вы покупаете информационную систему и устанавливаете ее в локальной сети своей компании. Проблемы с безопасностью, ограничением доступа в этом случае решаются в нашей стране очень просто и, главное, прозрачно для заказчика: его системные администраторы отключают пользователям приводы компакт-дисков, дисководы (у кого они еще остались) и ограничивают (или вообще запрещают) доступ в Интернет. Несмотря на примитивность этих шагов, в результате остаются всего две точки проникновения в информационную систему компании: подкуп сотрудника для получения администраторского доступа и проникновение из Интернет через систему шлюзов и других ограничений. Последний способ является достаточно дорогим и малоэффективным в случае, если речь идет о небольшой компании.

При использовании облачных технологий доступ к информационной системе обеспечивают как минимум 3 разные организации:

1. Организация, предоставляющая доступ в Интернет (интернет-провайдер).
2. Производитель информационной системы.
3. Организация, которая технически и программно поддерживает работу «облака» для функционирования информационной системы (хостинг-провайдер).

Самостоятельно вы можете выбрать только первые две организации. Выбор хостинг-провайдера, как правило, остается за производителем информационной системы. Повлиять на этот процесс практически невозможно, поскольку каждый производитель «облачной» информационной системы в течение определенного времени специально настраивает свою систему на работу с конкретным хостинг-провайдером (с учетом выбранного тарифа, операционной системы, выделяемых аппаратных ресурсов).

Ответы на вопрос о надежности хостинг-провайдера, характеристиках его оборудования и его известности сводятся обычно к словам «Ну, это же облачные технологии! Тут все надежно, и поэтому вам это знать не обязательно».

Получается, что в случае с облачными технологиями возможность проникновения в информационную систему расширяется в 2,5 раза – к двум существующим точкам проникновения добавляются еще три. Фактически, это означает то же самое, как если бы к вашему домашнему компьютеру с играми, личными фотографиями и перепиской с друзьями имели доступ еще три посторонних человека.

В случае технического сбоя или замедления работы производитель «облачной» информационной системы может сослаться на неполадки в оборудовании хостинг-провайдера или на медленный Интернет со стороны заказчика, и ожидание решения проблемы может занять сколько угодно долгий промежуток времени. Не будем при этом забывать, что речь идет о доступе к информационной системе, в которой хранятся данные о клиентах. Невозможность получить доступ к базе неизбежно влечет за собой потерю клиентов и прибыли заказчика.

Повлиять на этот процесс заказчик может только в одном случае – если в договоре с производителем «облачной» информационной системы четко прописаны возможные виды сбоев и ответственность за них. В реальности, в нашей стране заказчик, как правило, не задумывается над подобными проблемами, а производитель системы не акцентирует на этом внимание. В результате, в случае сбоя страдает заказчик и его клиенты, а претензии предъявить практически нереально.

Не так давно принятый в нашей стране Федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных» гарантирует каждому гражданину РФ сохранность его личной информации и налагает на организации, оперирующие этой информацией, определенные обязанности по обеспечению такой сохранности.

Согласно этому закону любая компания, получившая, например, на выставке визитную карточку от физического лица, обязана получить с этого лица письменное разрешение на обработку данных, указанных в визитке. Это дает право занести данные лица в базу компании и в дальнейшем осуществлять в его адрес звонки, рассылки и другие действия. При этом сама компания становится, в понимании закона, оператором персональных данных, который обязан обеспечить все условия по обеспечению их сохранности.

Иными словами, если кто-то из нескольких десятков или даже сотен сотрудников хостинг-провайдера или производителя «облачной» информационной системы проникнет в базу клиентов заказчика, скопирует личную информацию и воспользуется ей в своих интересах или в интересах третьих лиц, то, согласно закону №152-ФЗ, отвечать за это придется заказчику информационной системы.

Несомненно, облачные технологии являются новым шагом в развитии таких информационных систем, как CRM и ERP. Но без должной законодательной и технической поддержки государства и специалистов по информационным технологиям в нашей стране работа в «облаке» несет для бизнеса, на мой взгляд, больше рисков, чем преимуществ.

Что в итоге выбирать? Как обычно – решать вам.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Knowledge manager, Вологда

Между прочим, есть не только публичные, но и частные облака. Там с безопасностью более прозрачно и привычно.

Есть российские дата-центры, сертифицированные по К-1

Решения по электронному правительству, автоматизации медицины в РФ - это все облака.

Так что гораздо быстрее можно бояться, что воду, поступающую к вам в дом, может отравить водоканал, ТСЖ, просто пьяный сантехник. Но как-то живем и о никаких SLA не думаем и водные коммуникации не защищаем ))))

Вывод. не стоит бояться нового. Инновации следует применять вдумчиво и профессионально. Но не хорошо отвергать их и все подвергать сомнению ''Как бы чего не вышло''.

Преподаватель, Москва

Вадиму, конечно, спасибо за предупреждение. Правда, остается привкус ''страшилки'' для маленьких.
Лучше бы он сначала подробнее рассказал о возможностях ''облачных технологий'', а потом уже можно пугать :D
Например, мне понравилась история, прочитанная в инете, о флеш-мобе, организованном в Стэнфордском университете, когда 2000 ноутбуков объединили в супер-компьютер.
Да и разве кто-то ратовал за то, чтобы банк размещал информацию о клиентах в ''облаке''?

Менеджер, Москва

Любопытна не статья, а сама постановка вопроса: автор предлагает задуматься при принятии решения об использовании облачных технологий и принимать это решение взвешенно, а не под воздействием маркетингового нажима со стороны вендоров.
К сожалению, общаясь с теми, кто сейчас формирует ИТ-стратегии компаний, я все больше прихожу к выводу, что вместо мышления при принятии решений эти люди применяют в основном набор стереотипов. Виной ли тому является поедающая время гаджетомания, или распрямляющие извилины непрерывные тусовки по всяческим фейсбукам ... не берусь судить.

Страшилки? Да вас господа даже еще не начинали пугать. Что вы скажете о синдромах ''уснувшего сисадмина'' или ''бульдозериста - охотника за кабелем'' ... или пресловутый синдром ''уборщицы тети Клавы?''. Человеческий фактор более вероятен и даже страшнее солнечной активности, которая сама по себе не подарок. :)

CIO, Москва

Я согласен с мнениями Павла и Владимира в том, что облачные технологии предоставляют новые возможности. Это всеобщий технологический тренд. Нужно учиться использовать их, а не уходить...

Нач. отдела, зам. руководителя, Великобритания

Наиболее простой путь решения вопроса ''быть или не быть'' в облаке - это разбивка по данным и нагруженности.

1) Если данные очень важные - нет облаку, иначе - см п.2
2) Если нагруженность низкая - нет облаку, иначе - да

То есть лезть в облако имеет смысл когда большая загрузка неважными данными, что и имеет место быть с соц сетями, для которых облако - идеал.

В остальном - строить отказоустоичивую архитектуру своими силами, возможно с применением некоторых принципов/методов облака.

CIO, Москва

Коллеги,

Прошу прощения за запоздалый ответ. Не получал уведомлений о сообщениях.

На самом деле целью моей статьи было не запугивание новыми технологиями и не отрицание их. А разумное отношение к их использованию.

Согласитесь, глупо покупать автомобиль, если Вы живёте там, где нет дорог.

Точно так же и с облаками: для того, чтобы в НАШЕЙ СТРАНЕ (именно в России), облачные технологии были надёжным подспорьем для бизнеса, необходимо в первую очередь привети в соответствие законодательную базу. Чтобы любой пользователь был застрахован от кражи личной информации и виновные несли ответственность за это по закону. Сейчас у нас НЕТ такого закона.

Облачные технологии пришли к нам с Запада. В отличии от России на Западе уже принят ряд законов, в частности в США существует US Patriot Act, который отчасти регулирует интересы пользователя Облака.

Поэтому я всего лишь написал статью против единственного: наиболее ретивых продавцов ''облачных'' услуг, которые очень много говорят о преимуществах, но практически ничего не говорят о недостатках, в том числе законодательных. Главное, как обычно, побыстрее продать.. к сожалению.

Программист, США

Мне всё-таки кажется что имеет место некая подмена понятий. Целью облачных технологий изначально было увеличение производительности за счёт распараллеливания процессов между компьютерами. Таким образом можно ускорить расчёты, требующие больших вычислительных ресурсов. Решать уравнения Навье-Стокса например, или делать медицинский прогноз для миллионов людей.

Видимо маркетологам понравилось название, и в ''облака'' записали всё, что укладывается в рамки и SaaS, и даже в стандартный ASP mode. Тогда в принципе любой веб-сайт можно тоже классифицировать как ''облако'' - вы открываете веб-браузер, нажимаете на линк, и получаете информацию. С какого компьютера она скачалась - не важно.

CIO, Москва

Михаил,

Я полностью с Вами согласен. Более того, я сам участвую в одном из проектов ЦЕРНа и предоставляю свободные мощности некоторых своих компьютеров для выполнения проектов по вычислению.

Но факт уже свершился. И многие компании теперь предлагают свои ''облачные'' информационные системы бизнесу. И наша задача, на мой взгляд, помочь несведущим в информационных технологиях людям увидеть ВСЕ аспекты новых технологий и сделать ВЗВЕШЕННЫЙ выбор.

Меня мало интересует вопрос ''облачных'' технологий в целом. Меня в основном беспокоит вопрос практический реализации этих технологий в нашей стране.
Как говорится ''своя рубашка ближе к телу''.. ;)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне рассказали, что хотели бы получить в качестве корпоративного подарка

Какие подарки получают россияне от своих работодателей на Новый год и что они хотели бы на самом деле?

Большинство россиян готовы доверить найм и увольнение искусственному интеллекту

Россия попала в топ-5 стран, которые россияне считают продвинутыми в разработке искусственного интеллекта.

Подведены итоги премии IT HR AWARDS 2021

Сообщество IT HR AWARDS объединяет профессионалов, для которых важна созидательная среда, креатив, обмен идеями и желание развивать индустрию.

Каждый пятый россиянин надеется получить 13-ю зарплату в 2021 году

Более 40% опрошенных получают стимулирующую выплату ежегодно независимо от успехов по работе.