Евгений Васильчук: По зернышку...

Евгений Васильчук

Возвращение России на мировой зерновой рынок пришлось на неудачный момент. Биржевые котировки зерна первыми испытали на себе остановку вливаний на финансовые рынки освежающей печатной продукции Федеральной резервной системы США. Едва рынок нефти оживился проблеском надежды на продолжение роста мировой экономики и решения долговых проблем Европы, первой жертвой инвесторов стали зерновые контракты. Хотя сезонный уровень запасов в США и других странах производителях сейчас минимален, цена пшеницы в мире и России продолжает стремительно падать. С пиковых значений в 360 долл. за тонну в начале 2011 г. котировки пшеницы озимого урожая мягких сортов (SRW) в начале июля 2011 г. опустились до уровня 220 долл. за тонну: бывали моменты, когда цены падали до 200 долларов. Кстати, с отменой запрета российские власти непростительно задержались: уже в марте 2011 г. мировые цены на продовольствие начали снижаться, а зерновой баланс России позволял свободный экспорт при благоприятной конъюнктуре.

С российскими экспортерами зерна эта бюрократическая задержка может сыграть злую шутку. В момент объявления об отмене эмбарго в конце июня котировки пшеницы снижались, но держались еще на уровне 270 долл. за тонну. Российские трейдеры могли пойти на определенный демпинг для реабилитации замороженных контрактов. В мировой практике их неисполнение вследствие форс-мажора не влечет за собой юридических последствий и страхи того, что рынки утеряны, были откровенно раздуты.

Спрос есть. Однако против цены, как говорится, не попрешь. При 270 долларах за тонну SRW российские экспортеры с учетом «премии» все же покрывали издержки. 200-220 долл. – это уже уровень внутрироссийских цен, причем без учета доставки в порт, страховки и фрахта. Продавать же тонну пшеницы за 150 долларов – значит нести убытки. Проще оставить зерно в стране и надеяться на интервенции государства.

Насколько серьезна ситуация? Согласно июньскому прогнозу Минсельхоза США, после неурожайного 2010 г. производство пшеницы в мире в 2011 г. вырастет на 2,3% и практически сравняется с ожидаемым уровнем потребления. Достижение в перспективе баланса производства и потребления может вызвать снижение цен, причем по базовой долгосрочной модели как раз до уровня 200 долл. за тонну в 2011 году (см. график).

Баланс мирового производства и потребления пшеницы

2009

2010

2011

Производство, млн. тонн

684,3

648,2

664,3

Потребление, млн. тонн

652,2

659,4

667,2

Источник Минсельхоз США

Однако базовая модель не учитывает локальные всплески издержек. Повышение цен производителей (farm prices), отражающее высокие цены на нефть осени 2010 г. – весны 2011 г., прогнозируется на уровне 35%, до 260-310 долл. за тонну, причем бюджетные дотации по зерну в США третий год подряд не предусмотрены. То есть, с учетом роста потребления и необходимости покрытия издержек, цена США на пшеницу SRW урожая 2011 г. будет в благоприятном сценарии держаться в диапазоне не ниже 300-350 долл. за тонну (без страховки и фрахта). В неблагоприятном – фермеры будут нести убытки, еще один минус к прочим фактором торможения американской экономики.

Посевные площади, урожайность и отпускные цены

производителей пшеницы США

2007

2008

2009

2010

2011

Площадь посевов, млн. гектаров

149

156

146

132

142

Площадь уборки, млн. гектаров

126

138

123

118

118

Урожайность, центнеров с гектара

27

30

30

31

29

Цена производителя, долл. за тонну

238

249

179

209

257-309

Источник. Минсельхоз США

Для российских аграриев главное – выдержать. В долгосрочной перспективе цена пшеницы будет расти, Россия имеет все шансы стать мировым лидером и законодателем мод зернового экспорта. Несмотря на прогнозируемый устойчивый рост мирового потребления и спроса на пшеницу, производители развитых стран планируют сокращения посевных площадей, ориентируясь, прежде всего на увеличение посевов под сырье для производства биотоплива. К тому же, дефицитные бюджеты развитых стран не выдерживают сохранение высоких дотаций производителям.

В то же время, высокие темпы роста населения в таких основных импортерах зерна, как Африка и Ближний Восток, будут способствовать росту импорта как готового продовольствия, так и сельскохозяйственного сырья, включая зерновые. Эта тенденция, хотя и меньшей степени, будет характерна и для лидеров роста – Китая и Индии, придерживающихся в целом модели самообеспеченности продовольствием. До 2020-2021 гг. на рынке пшеницы будет сохраняться относительное равновесие между предложением и спросом. В то же время, в 2021-2030 гг. доминирующую роль начнет играть фактор роста численности населения в тех странах Африки и Ближнего Востока, где традиционно высока доля пшеницы в продовольственном балансе. В результате, в этот период велика вероятность формирования устойчивого дефицита на пшеничном сегменте зернового рынка.

Эту нишу может с минимальными усилиями может заполнить Россия. Со стороны, впрочем, виднее: минсельхоз США в ближайшее десятилетие прогнозирует значительное сокращение экспорта Евросоюзом и Канадой при компенсирующем росте экспорта Россией – с уровня 18 млн. тонн до 28-30 млн. тонн в год. Как подсказывает здравый смысл, счет из Америки далеко не всегда несет вред России.

Vasilqichuk_article.jpg

Источник. ФАО, Минсельхоз США, расчеты автора.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.