Алексей Кекулов: Нетворкинг и социальные сети

Алексей Кекулов

Сегодня все больше людей используют в своей жизни социальные сети. И все чаще спрашивают меня, как я их использую в нетворкинге. Я много раз отвечал кратко и, наконец, решил поговорить о них подробнее

Когда-то давно я зарегистрировался в социальной сети «Одноклассники». Чуть позднее, на одном из мероприятий Урала я встретился с основателем сайта — Альбертом Попковым. Альберт тоже был зарегистрирован, у него тогда было больше трех тысяч друзей (сейчас больше семи тысяч). Понятно, что с некоторыми он даже никогда не общался. Он просто ответил на их предложение добавиться в друзья кнопкой «добавить» вместо «отказать». На первый взгляд может показаться, что он мучается от такого нетворкинга. Часто можно увидеть его новый статус: «Тех, кто путает меня со службой поддержки, удаляю из друзей» или, еще веселее: «Интересно, скажем, если вам нужна помощь с отправкой СМС, вы обычно пишете основателю вашего сотового оператора или завода, где вашу трубку сделали?». Однако, можно без особого умственного труда предположить, что раз он использует до сих пор социальные сети (он также есть и в других социальных сетях), значит в целом ему это выгодно. Я много раз слышал высказывания разных людей, что у них нет времени на социальные сети. Я считаю, что если человеку не хватает времени, денег или здоровья — то это лишь показатель того, как он ими распоряжается. 

Например, известный американский нетворкер Кейт Феррацци ответил мне в социальной сети в течение дня. Думаете, он целыми днями ничего не делает? Тогда прочтите его книги. Он находит возможность встречаться с людьми на уровне президентов и тут же успевает писать в социальной сети, причем сам. А вопрос по использованию социальных сетей я бы поставил так: «Надо мне это или нет?» или так «Хочу я это или нет?». У каждого будет свой ответ. Свою статью я пишу для тех, кто уже ответил и использует социальные сети в своей жизни или работе.

Однако, есть и минусы, есть и подводные камни. Давайте немного поговорим о них. Сегодня в сети много клонов. Клонируются почти все известные лица. Сотни Медведевых, Жириновских, Киркоровых, Михалковых улыбаются нам с разных страниц. Если обратиться к «Одноклассникам», то у них уже давно имеется система идентификации публичных людей. И тех, кто прошел проверку подлинности выделяют отличительной звездой «одноклассников». Хотя и тут стали сразу появляться подделки, когда прямо на фото рисуют такую звезду. Чтобы узнать, как выглядит настоящая — можете посмотреть моих друзей с такими звездами. С подделками я не добавляю друзей, предпочитаю общаться с теми, кто показывает свое истинное лицо.

Помимо этого, нередки случаи, когда за популярных лиц пишут другие люди: помощники, ассистенты, знакомые. Сам факт наличия у них страниц в социальных сетях в этом случае является своего рода пиаром. Сами они могут параллельно прятаться в той же социальной сети под другими именами или отсутствовать вообще. Как это отследить? Признаюсь, что готов давать только индивидуальные советы, общего правила на все времена тут нет. Даже если я что-то посоветую, то это быстро станет популярной формой проверки. А все, что популярно, знают и сами пиарщики, быстро находя другие формы обходных путей. Радует, что некоторые сами не скрывают факта, что доверили управление личной страницей третьим лицам. У меня, например, на страницах социальных сетей также хозяйничают другие люди, производя общие зачистки с моего согласия. Бывают и ошибки, когда интересное для меня событие или пост удаляют. Это я определяю как издержки производства: «лес рубят — щепки летят».

Есть и другие интересные примеры. Бывший депутат Госдумы и борец с наркоторговлей Евгений Ройзман диктует своему помощнику, что ответить на обращение в свой адрес. Он честно предупреждает об этом на своей стене. Впрочем, попасть к нему на живой прием можно и официально, он не закрывается семью замками и тремя линиями секретарей. Только живет он в Екатеринбурге, и это тоже для многих ограничивает саму возможность и мобильность живой встречи.

В большинстве случаев, когда мы говорим о социальных сетях, речь не идет про закрытых или «высокопоставленных» людей. Мне помогают социальные сети держать на виду жизнь своих знакомых. Иногда я не общаюсь с человеком целый год и больше. Но периодически вижу его новые фото на «аватаре» (главное фото личной страницы в социальной сети). Вот он катается на сноуборде, вот поехал отдыхать с детьми и женой в лес, вот отдыхает у моря. Их жизнь мелькает перед моими глазами обрывками, из которых можно многое почерпнуть. Это не слежка, не сплетни, не нарушение личной жизни. Человек сам о себе все это сообщает. И когда наступает момент обратиться к нему по делу, я с легкостью разбавляю деловое обращение чем-то личным, своими наблюдениями. Это может выглядеть как дописка в конце текста или в середине: «Как свадьба, я видел у тебя была необычно наряжена невеста» или «Оу, ты наконец решился покататься на лошади. Понравилось?»

Кроме прочего, доступность всей истории переписки тоже может помочь превратить сухой текст вашего обращения к знакомому во что-то уникально личное. Например: «А помнишь, как ты переживал за свой успех два года назад? Сейчас смешно вспоминать, правда?» или «Спасибо за книгу, я ее все же прочитал, хотя и медлил полгода... ;) В книге мне особенно .....». Недавно я увидел «аватар» человека, который мне показался интересным. Я решил написать ей письмо и тут же увидел нашу историю переписки. Оказывается, мы уже общались чуть больше года назад.

Можно дискутировать, утверждая, что все это же можно делать в личных встречах, по телефону и электронной почте. Почти всегда я буду соглашаться с такими утверждениями. И даже с такими: «Я слишком занята, чтобы болтать еще в социальных сетях о пустом».

Все, что я рассказываю о социальных сетях направлено на тех, кто уже использует этот инструмент и хочет узнать, как его применить для нетворкинга. 

Вопрос о соотношении количество/качество контактов или «время живого общения»/«время онлайн-общения» я также не поднимаю. У каждого это соотношение будет индивидуальным сегодня и может кардинально меняться на протяжении всей жизни.

Я бы не стал утверждать, что социальные сети для нетворкинга хуже или лучше, чем живое общение. У меня есть знакомые, с которыми я никогда не встречался, и мы были взаимополезны. Есть и другие примеры, когда мы с человеком общались только вживую, он не пользуется социальными сетями. В большинстве же случаев для общения с человеком я использую оба варианта. И надо понимать, что у каждого из них свои преимущества и недостатки. Я приведу сравнительный анализ плюсов и минусов обоих инструментов. Он неполный. Вы можете его сами дополнить?

Социальные сети Живое общение


Плюсы:

— общее преимущество — мобильность (география и разница времени не имеет значения);   
— требования к скорости интернета весьма низкие (даже в удаленных районах России при наличии сигнала сотовой связи социальная сеть уже доступна; 
— возможность для адресата самому решать, в какой день и время прочитать ваше обращение к нему (отсутствует фактор дискомфорта, как иногда это бывает с СМС или звонком);   
— исходя из предыдущего — это и для вас круглосуточная возможность обращения к человеку, в случае отсутствия крайней нужды в оперативности;   
— возможность делиться медиаинформацией о вас, при этом без навязывания (фото и видео посмотрит тот, кто сам этого захочет и зайдет на вашу страницу);   
— возможность знакомиться и обсуждать чужую медиаинформацию (иногда это отличная возможность начать диалог с тем, о ком знаете мало или вообще ничего);   
— возможность ведения диалога через посредника и при этом никто об этом может не знать.


Плюсы: 

— глубже и точнее общение: повышается эмпатия;   
— возможность не поднимать вопрос или сменить тему в момент, когда видите что этому сейчас не время или не место; 
— возможность телесного и зрительного контакта;   
— возможность заряжать человека своей харизмой, голосом, жестами, мимикой и прочее;   
— возможность «дожать» свою тему или вопрос, не позволяя оппоненту отмолчаться и проигнорировать;   
— быстрая обратная связь на уровне невербалики (не все люди открыто и ясно озвучивают свою позицию или мнение в текстовом виде);   
— возможность подобрать наилучший момент времени для начала своего вопроса и быстро адаптироваться, исходя из реакции оппонента;   
— легкость взаимодействия с группой лиц одновременно;  — более высокий эмоциональный всплеск, нежели от текстового общения;   
— возможность вести диалог без наличия спец. техники.


Минусы:

— зависимость от спец. техники и наличия интернета;   
— менее информативная коммуникация и обратная реакция;   
— и так далее. 

Минусы:

— более энергозатратная форма коммуникаций;  
— в случае конфликтов возможны физические уроны;   
— невозможность скрыть участие посредника вместо вас;  — и так далее.

В разных странах имеется разный рейтинг использования разных социальных сетей. Вот один из таких рейтингов, взят с сайта А.Варламова.

Страны социальных сетей:

Россия — ВКонтакте, Мой мир, Одноклассники, ЛайвЖурнал, Рутуб, Дайри, Мамба, Лавпланет, Беон, Мир тесен, Мой круг. 

США — Ютуб, Википедия, Блоггер, Фейсбук, Твиттер, Фликр, Майспейс.   

Великобритания — Пати покер.

Насколько стоит верить в чужие статистики, решайте сами. Вы можете покопаться глубже при желании.   

У каждой социальной сети свой набор инструментов, количество пользователей и немного разная аудитория по географии, возрасту, интересам и пр. Например, в статистику не входит социальная сеть Профессионалы с дерзким названием «связи решают все». Вместе с тем, какое-то время такой известный предприниматель как Сергей Выходцев был зарегистрирован только там. Сейчас почти все пользователи этой социальной сети есть и в Фейсбуке. Однако все меняется и не стоит на месте. Актуальная информация сегодня может быть совершенно ложной завтра. 21 век все-таки...

Иногда слышу своих товарищей с ноткой тоски и издевательств: «Ну все, заработался, совсем писать перестал!!!». Причем не всегда реагирую и на них. Это же социальная сеть, тут правила те, которые устанавливаете вы... Я, например, иногда не хочу ничего говорить, писать, думать... Если кто-то узнает и себя, то знайте: вы можете делать именно то, что хотите сами. Некоторые мои друзья меня понимают, некоторые нет. Объясняю ли я кому-то, оправдываюсь ли? Я — нет. Если обижается кто-то — это личное дело того, кто обижается. Такие люди найдут повод обидеться даже там, где его нет. Хотя и эта модель моего поведения и мышления — не панацея. Отмечу, что такой подход предполагает один стандарт (правило): не иметь никаких стандартов (правил). Причем сам стандарт (правило) предполагает возможность наличия исключений, любого их числа... Это хорошо подходит для персонального нетворкинга и трудно применимо для корпоративного. Поэтому если кто-то задается вопросами внедрения стандартов и правил в компанию, направленных на развитие внутреннего и внешнего нетворкинга, то это отдельная тема для разговора.

Группы в социальных сетях я лично использую для объединения людей по интересам и привлечения новых людей в этой же тематике. Для формирования входящих новых знакомств и тематического общения, встреч это — отличный инструмент. Например, мы создали группу Вконтакте «Investor Club» и на Фейсбуке «Invester 3.0», в которую вступают потенциальные и реальные инвесторы. Все кто думает, как бы увеличить свой капитал через вложения в акции, недвижимость и прочие инструменты краткосрочного или долгосрочного роста, могут вступить в группу, познакомиться с такими же как он, пообщаться в сети или встретиться вживую. Изучить собранные видео и аудиоматериалы, выбрать какое-то мероприятие и посетить его. Разумеется, это удобно. Можно вместо этого создать отдельный сайт, но в данном случае я посчитал это менее эффективным.

Следите за продолжениями, я обязательно еще вернусь к теме социальных сетей. Чем больше вопросов вы зададите мне, тем больше получите ответов в следующих статьях. Кстати, самые интересные вопросы попадут в мою новую книгу с упоминанием автора и его компании.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Системный аналитик, Украина

Добрый день.
Не нашел для нетворкинга определения в Вики, хотя по тексту разных публикаций оно упоминается. Да и книжку просмотрел без особого в этом смысле результата.
Не вполне понимаю: как отделить нетвокинг от ''просто быть хорошим человеком''?
Ну, действительно, тут шарада получается. Если контачить с людьми, не думая о будущем своего бизнеса, то это же не нетворкниг. А если думать - то это элементарное нечистоплотное втирание в доверие или еще что-то в этом роде.
Переводя старушку через улицу, нужно у нее узнавать, не работает ли ее дочь (сын) в престижном учреждении, в которое... ну, и так далее.
С уважением В.Петриченко

Партнер, Москва

Хорошее замечание, Вадим.

И правда слово нетворкинг каждый трактует по своему. Если не лезть в дебри, - то меня больше интересует процесс (если он приятен) и результат (если он также приятен или/и полезен).

Как отделить ''нетворкинг'' от ''быть хорошим человеком''? Не знаю, сам много думал об этом. Граница у каждого своя, а порой и отсутствует... да и надо ли все описывать словами, выводить в схемы и четко структурировать? У каждого свой ответ на этот вопрос. Возможно вам надо, а кому-то проще жить без алгоритмов и определений.

Комментарий по ''не думать о будущем...''. Когда речь идет о личном нетворкинге, то каждый человек принимает решение чаще интуитивно, принимая множество решений в подсознании (''свой'' - ''чужой''; ''полезно'' - ''не очень ''- ''вредно''; ''срочно'' - ''через год''). Уверен, что у вас такие фильтры тоже есть, даже если вы о них не задумывались. А вот когда речь идет о корпоративном нетворкинге - то тут важно конечно описать все словами и схемами, чтобы любому сотруднику было ясно (кто и для чего нужен сейчас или потом для компании). Это как сравнивать продажи в компании: если продает владелец - он принимает решения интуитивно (и делает это порой лучше всех), а если он хочет добиться измеримых результатов от отдела продаж численностью более 20 человек - то нужен план, воронка продаж с ее ограничениями по количеству звонков и встреч, портрет целевой аудитории, потом еще и ABCD-анализ, инструкции для сотрудников и прочее-прочее...

С добром, Я.

Системный аналитик, Украина
Aleksey Kekulov пишет: о личном нетворкинге
... значит есть еще и корпоративный, наверное. Групповой (по интересам), ну, и так далее. Думаю, нечеткость в определении исходной позиции даст себя знать в дальнейшем. Я был на сайте, упомянутом где-то в одной из статей - то же впечатление. Кажется, на Ексе народ больше тяготеет к конкретике. Ну, посмотрим, кто тут что запостит. Я думаю, подтянутся асы системного анализа, у нас здесь их достаточно. С уважением В.Петриченко
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Петриченко Вадим пишет: Не нашел для нетворкинга определения в Вики
Нечто, не являющееся творкингом :D
Партнер, Москва

Все верно: нетворкинг состоит из бизнес-нетворкинга, социального нетворкинга. Мне нравится модель 6д, мной же придуманная) В ней, помимо двух веток (бизнеса и социума) имеется еще четыре. Под общим понятием нетворкинга у меня лично лежит гармония взаимодействия с социумом во всех элементах. В России, когда говорят о нетворкинге (у нас само понятие не имеет четких границ), часто подразумевают бизнес нетворкинг (корпоративный). В США и Европе, это понятие чаще понимают без чтения определений википедии и при этом в более точном смысле. Хотя, как уже сказал, точного и четкого определения я не встречал. Но есть авторы книг о нетворкинге и каждый старается обозначить свое понимание этого слова. А также имеются критики, которые не дают своего определения но с радостью раскритикуют любое чужое определение.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.