Какие идеи развивают компанию?

Александр Жаманаков

Я нашел положительный момент в том, что у власти в вашей компании оказались именно эти люди. Ну, вы поняли, какие. Эти. При всех недостатках, список которых слишком обширен, чтобы уместиться на двух страницах, эти люди обладают одним весьма ценным качеством. Почти все они часто вынуждены поступаться здравым смыслом, говоря не то, что думают, а то, что надо говорить. А раз так, на их примерах проще простого изучать то, что называется эристикой и софистикой. Конечно, я не утверждаю, что ваши топ-менеджеры такие уж блестящие ораторы. Логические уловки они используют, скорее, инстинктивно, а то и случайно. Однако это не умаляет действенность уловок как таковых. Хотите уворачиваться от летящих в вас неудобных вопросов с ловкостью Шойгу? Одной фразой загонять собеседника в логический угол как Грызлов? Тогда читайте дальше.
А вот я люблю российских сотрудников такими, какие они есть. Я не пытаюсь делать вид, что они обучавшиеся в школе сверхлюди. И потому поясню: любая публичная речь, будь то интервью, надгробное слово или теледебаты, предполагает какое-либо намерение (по-гречески – пафос). Если человек ставит целью установить истину, то пафос диалектический. Если поразить слушателей своей изворотливостью или культурой речи, то софистический. Ну а всякая гнусь: победа любой ценой, унижение соперника, завуалированная ложь – эристика.

1. Сужение выбора
Сужая пространство выбора, можно выбивать себе бонусы, создавая у собеседника иллюзию угрозы и скорого конца. «Нужно попробовать секс втроем, иначе наши отношения обречены» (ты все равно собираешься их разорвать). «Да, люди истощены, нужно выдать всем премии, иначе мы завалим проект» (его можно вытянуть и без премий). Важно в этом смысле быть категоричным и не давать собеседнику обдумать варианты. Хорошо подкреплять сужение выбора словами «единственное средство», «только так» и «последний шанс».

2. Ложный силлогизм
Логика основана на математике. Рассуждение «если а=b и a=с, то b=с» тут называется силлогизмом и позволяет из двух утверждений выводить третье. Вы, не дрогнув, создает классический силлогизм. «Россия – великая страна. Все великие страны сами обеспечивают себя технологиями». Уже тут налицо жонглирование фактами, ведь есть же Британия, у которой своих телевизоров нет, однако все считают ее великой. Ну а третье утверждение, которое должно было бы звучать как «Россия сама обеспечивает себя технологиями», и вовсе вступает в конфликт с реальностью. Поэтому вы изворачиваетесь и прицепляете в виде окончания ложный вывод: «Стало быть, Россия должна отказываться от заемной техники». И как только в умозаключения вкрадывается такая явная кривуля, дальше уже можно смело лепить что хочешь, без особых оглядок на логику – вы с ней, на радость аудитории, поиграли и бросили.

3. Подмена частного общим
Может показаться, что произнесено нечто афористичное. Власть – важнейший инструмента компании; совет директоров, держащий ее в руках, как бы «малое государство»… Но на деле – это всего лишь питомник, из которого в демократическом обществе (каким мы себя считаем) сотрудник выбирает себе временных начальников. И таких питомников в компании существует достаточно много. Любой удар по компании – удар только по ней, на радость ее оппонентам. Сам смысл компаний – в их борьбе друг с другом за право временно похозяйничать в «малом государстве». Аналог фразы: «Любая клевета на ухажера – это удар по девушке, за которой он ухаживает». Подмена понятий в масштабе такой компании – очень опасная игра.
Фразы с подменой плохи тем, что умный человек всегда найдет в них прореху: можно атаковать компанию, но при этом не задевать все «малое государство». Вот и в быту все эти злобные нападки: «Ты всегда крошишь на пол, никогда не снимаешь обувь, возвращаясь за ключами, тебе наплевать на меня!», – неэффективны, потому что легко разрушаются доводами или контрпримерами. Иногда достаточно привести один случай, чтобы разрушить эти «всегда», «любой», «никогда».

4. Petitio principii
Представьте, что на совещании вам задают вопрос – мол, почему вы закупили для офиса такие дорогие кондиционеры. Иногда бывает достаточно ответить: «А вы представляете, сколько компьютеров бы перегрелось и сгорело, если бы мы охлаждали помещение более дешевыми аппаратами?» Нет, они не представляют. И вы не представляете. Но это и не важно. Вы сконструировали фразу, которая, по-хорошему, должна вызвать у босса стыд: как это он не подумал о таком развитии событий? Вообще, стыд – главный спутник и залог успеха petitio principii. «Вы что, не знаете, что это давно не модно (дорого, давно нигде не используется)» – с помощью подобных фраз можно не только завуалировать отсутствие аргумента (почему дорого? где не используется?), но и продемонстрировать зрителям, если они есть, отсталость вашего оппонента.

5. Ad personam
Подлая уловка ad personam срабатывает тем вернее, чем выше накал эмоций аудитории. Если совещание проходит сдержанно и консервативно, вряд ли вам зачтется переход на личности. Однако в пылу дискуссии, когда все уже красные и злые, никто не мешает в ответ на неудобное вам предложение сказать: «Только такой близорукий идиот, как вы, мог сказать такую чушь». Человек, скорее всего, уцепится за оскорбление («Почему это я близорукий? У меня зрение плюс четыре!»), и ваше утверждение, что он сказал чушь, незаметно проскочит в сознание слушателей.

6. Reductio ad hitlerum
Reductio ad Hitlerum – уловка, которая уместна в любом обществе. Важно не скатиться в критику идей и не брать на себя роль их палача. «Интересное предложение. Напомните, из какого вы отдела? А, из того, который в прошлом году завалил нам статистику продаж!» Будьте уверены, слушатели сами сделают нужные выводы и отклонят предложение.

7.Эристика от дурака
Сотрудники компании с самого начала высказывали подозрение, что войну развязали печально известные члены совета директоров, чтобы сохранить свои позиции во власти. – Война не могла быть развязана этими олигархами уже потому, что в компании нет никаких олигархов. Это частная компания собственника, которого не избирали сотрудники.
Эта уловка не устраняет проблему, она переключает внимание критика с объекта обсуждения на субъект (то есть на вас). «Где деньги?» – «Это смотря какие деньги. В основном они хранятся в банках. Или матрасах. Некоторые примитивные племена вообще не изобрели денег, удовлетворяясь натуральным обменом». Уклонившись от летающей вафельницы, вы наверняка сможете продолжить дискуссию о том, какой вы гад, в удобном вам ключе. А вопрос о деньгах повиснет в воздухе. По крайней мере, на ближайшее время.

8. Эквивокация
Эквивокация – это корыстное жонглирование многозначными словами и терминами.
Злонамеренное неуточнение смыслов (вкупе с уловкой касаемо эссе) может дать неожиданно приятные результаты. «Ты просила поставить чайник. Ты не говорила, что в него нужно налить воды и включить», «Ты попросила купить что-нибудь поесть, я и купил чипсов». Это классическое «что-нибудь»! Или: «Да, я обещал серьезно поговорить с твоим братом. Я поговорил с ним о творчестве Майкла Джексона. Он до сих пор под впечатлением».

P.S.
Долго думал, что написать в эссе, и даже советовался с самыми именитыми HR-специалистами России и зарубежными представителями данной профессии. В итоге «родилось» вышеуказанное эссе.
На вопросы, заданные российским специалистом-женщиной в отделе кадров: «Какие идеи развивают компанию?», - ответ: «Компанию не развивают идеи! Компанию развивают люди – профессионалы и программа развития самой компании, а также – деньги»
«Чем заняться директору по развитию персонала?» – все, что указанно в эссе – этим и стоит заняться!
«Что строите, директор по развитию и обеспечению персоналом?» – скорее, нужно «ломать», а не строить!

Бизнес не терпит «сочинителей» и не любит творческого подхода, если дело не касается издательства книги или фильма.
У «компании» – серьезный Бизнес, и надстраиваемую им пирамиду стоит занять более выгодными делами. Какими? Это уже другой вопрос – коммерческий.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина

Не думаю, что профессионалы, которые по мнению автора развивают компанию, продолжат пылко зарабатывать деньги для развития. Особенно если компания будет применять вышеперечисленные методы, в рамках своей программы развития.

Я бы сказал, что СКОРЕЕ ВСЕГО далеко не ВСЕ сотрудники (особенно в статусе - профессионал) ''уцепятся'' за предложенное на выбор манипулирующее ''словосочетание'', некоторые все таки могут следить за ходом мысли.... Глядишь, опять придумывать придется, а там снова... А вдруг запутается генерал? :D

Эту школу мы уже проходили...(все придумано до нас) - Программа развития содержит методы развития инициативности ''населения'' (клиенты, сотрудники), а если методы привносит ''генерал'' из своей личной коллекции + начитавшись таких статей...
Глядишь и программа развития может оказаться плохенькой, но не генерал... неет! :D

Партнер, Москва
Спасибо, Александр Получил пользу от перечня манипулятивных практик, включу его со ссылкой на Вас в свои материалы. Получил удовольствие от интеллектуального вызова и парадокса. От совмещения несовместимого. Топовой позиции и подобного поведения ''правителей мира''. А в итоге вопрос всегда в ''сиюминутности против вечности'' Применяют манипуляцию, что бы ''сейчас'' выиграть. Но ведь раньше нужно делать что то иначе, что бы не попасть в ситуацию когда требуются подобные практики... ''Того кто не заботиться о далеких трудностях, поджидают постоянные текущие неприятности'' И мне не совсем понятна Ваша позиция по поводу идей и людей. Хотя она и выражена достаточно точно
На вопросы, заданные российским специалистом-женщиной в отделе кадров: «Какие идеи развивают компанию?», - ответ: «Компанию не развивают идеи! Компанию развивают люди – профессионалы и программа развития самой компании, а также – деньги» «Чем заняться директору по развитию персонала?» – все, что указанно в эссе – этим и стоит заняться! «Что строите, директор по развитию и обеспечению персоналом?» – скорее, нужно «ломать», а не строить!
Согласен что директор по развитию всегда ориентирован на будущую компанию и ломает настоящую. Согласен, что он человек и именно он совершает действия для изменений. Но под силу ли это одному? И программа развития будет благополучно искажена и деньги успешно освоены, а развития может не быть. Компания лишь усугубит свои проблемы в настоящем а будущее будет по прежнему закрыто. И вот тут как раз пригодятся идеи. Идеи крайне важны для соединения усилий людей, сонаправленных действий, подпитки мотивации. Идеи это механизм группы, а не одиночки. Поэтому я и воспринял вашу статью как парадоксальную. Если Вы так ориентированы ''на настоящее'' то о каком развитии Вы можете говорить? :) Вы просто не можете чувствовать будущее, поэтому для Вас идеи мертвы, а учить нужно исключительно манипуляциям, что бы как то спасать свое провалившееся ''настоящее''. С уважением
. . . . Директор по развитию, Москва

Отлична статья... Но неужели у автора так много свободного времени, чтобы терзать клавиатуру?
Может ему следует заняться, более полезным трудом - на стройке или в шахте?? 8) 8) 8)

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Продолжение уже идет... парадоксы продолжаются. И как заметил Михаил Кузнецов - за это время удалось уже вытащить ''шахтеров'' из глубокого кризиса не спускаясь в шахту! (Одну из компаний) ....
Осуществляется проект стоимостью 250 млн.$ (социально значимый для одного из регионов в России).
А также произошли существенные перестановки в двух регионах во власти....
Работаем... в отличии от Михаила Кузнецова - который и в шахте то не был не разу! :)

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Замечания >>> Продолжение уже идет... Откликнусь на эту неизбежность. =========================. >>> Логика основана на математике. Нет. Наоборот. >>> Рассуждение «если а=b и a=с, то b=с» тут называется силлогизмом и позволяет из двух утверждений выводить третье. Нет. Всё таки, лучше понимать так: - Силлогизм – это логическая конструкция. - «Если а=b и a=с, то b=с» – это не определение силлогизма, а СВОЙСТВО отношения равенства, высказанное посредством силлогизма. Для этого свойства есть специальный термин: «транзитивность». >>> В P.S, автор написал: «Бизнес … не любит творческого подхода». Так я и поверил. Скорее, опять, автор говорит одно, а подразумевает другое. =========================. Конечно, задачи решаемые бизнесменом, большей частью, менее формализованны и труднее поддаются формализации, чем задачи его подчинённых. Но, это не индульгенция для небрежности в написании статьи. Думаю, С.М.Норкин – большой дока в части силлогизмов; и, также, в части логических, психологических и т.д., основ содержания обсуждаемой статьи. Интересно было бы прочесть его анализ статьи. А я ограничусь отдельными замечаниями. И еще. Содержание статьи не соответствует её названию.
Адм. директор, Москва
Владимир Зонзов пишет: Думаю, С.М.Норкин – большой дока в части силлогизмов; и, также, в части логических, психологических и т.д., основ содержания обсуждаемой статьи. Интересно было бы прочесть его анализ статьи. А я ограничусь отдельными замечаниями. И еще. Содержание статьи не соответствует её названию.
Владимир Иванович, а Вы считаете - оно того стоит? Будет польза? Выгода? В чем состоит интерес (кроме интереса к моим способностям, что лестно для меня, не скрою) ?
Директор по развитию, Беларусь
Любая публичная речь предполагает какое-либо намерение. Намерения вроде добрые. А оценка 4. Полковник на военке: ''Цель поражена. Оценка 4.'' '' А почему 4?'' ''Чтобы было куда расти''.
Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Да выгоды в статье нет, согласен. Но вопросы были весьма каверзные, на них я и ответил. На самом деле статья - это одна большая идея, но не для всех (там и выгода), а чтобы её не заметили НЕ профессионалы - она ''закрыта'' - парадоксами и при этом возвращает читателя обратно в ''ракушку'' его судьбы в '''' - но заставляет вылезти из неё на время чтения - иногда узнавая себя, но не чувствуя, как с ним играют другие.

У Да Винчи был свой талант и свои ''ключи'' к успеху. В данном случае в статье тоже есть ''ключик'', но я не волшебник, я только учусь! :)
Спасибо за внимание - успешных выходных, Господа!

Адм. директор, Москва
Владимир Зонзов пишет: Думаю, С.М.Норкин – большой дока в части силлогизмов; и, также, в части логических, психологических и т.д., основ содержания обсуждаемой статьи. Интересно было бы прочесть его анализ статьи.
Продолжая изучать возможность выполнения ''заказа'' Владимира Ивановича, начну с замечания автора:
Александр Жаманаков пишет: Да выгоды в статье нет, согласен. Но вопросы были весьма каверзные, на них я и ответил. На самом деле статья - это одна большая идея, но не для всех (там и выгода), а чтобы её не заметили НЕ профессионалы - она ''закрыта'' - парадоксами и при этом возвращает читателя обратно в ''ракушку'' его судьбы в '''' - но заставляет вылезти из неё на время чтения - иногда узнавая себя, но не чувствуя, как с ним играют другие. У Да Винчи был свой талант и свои ''ключи'' к успеху. В данном случае в статье тоже есть ''ключик'', но я не волшебник, я только учусь! :)
Итак, в статье можно найти: 1. Каверзность вопросов. 2. Одну большую идею статьи в целом. 3. Тех, кто может заметить эту идею. 4. Способ ''закрытия'' (сокрытия?) идеи парадоксами. 5. Механизм ''возвращения в ракушку его судьбы''. 6. ''Ключик'' к успеху ( на примере таланта Александра Жаманакова). Если Владимир Иванович не возражает, можно попробовать.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Собрать школьника к учебному году стало дороже в среднем на 11,4%

Основа «продуктовой корзины» школьника на маркетплейсах подорожала за год.

Как профессии влияют на состояние здоровья россиян

Чаще всего влияние профессии на здоровье отмечают HR-ы, юристы и IT-специалисты.

Половина родителей школьников берут отпуск в августе, чтобы собрать ребенка в школу

Затраты на расходы для подготовки к школе в этом году начинаются от 15 тыс. руб.

Сеть «Вкусно — и точка» приняла на работу более 10 тыс. новых сотрудников

Количество поданных заявок на трудоустройство превысило 68 тыс. за два месяца.