Ирина Толмачева: Успех и позитивное мышление - 2

Ирина Толмачева

Успех того или иного человека в бизнесе и жизни – это случайность или закономерность? Как добиться успеха? На Западе этот вопрос уже много лет изучают серьезные ученые. Это – продолжение одноименной статьи. В данной части я перехожу от теории к практике и описываю базовые инструменты достижения успеха, основанные на концепции позитивного мышления.

1. Инструменты достижения успеха

Я днями целыми не ел и ночи напролет не спал – все думал, но напрасно, полезнее – учиться.

Конфуций

 

Итак, в чем же заключается позитивное мышление? Как оно помогает добиться успеха?

Давайте для начала прибегнем к очевидной логике на уровне школьной задачки. Что надо для того, чтобы переместить некий объект из пункта А в пункт Б (себя любимого из нынешнего состояния к процветанию и успеху)?

  • Первое, что необходимо для передвижения объекта из пункта А в пункт Б, - это точно знать, где находится этот пункт А.
  • Затем надо четко представлять себе, где находится и как выглядит пункт Б.
  • А затем найти оптимальный маршрут движения. 

На эти три действия и направлено позитивное мышление, а также те инструменты, которые я предлагаю вам освоить и превратить не в навыки, а в привычки.

Пункт А (нынешнее положение)

Рефрейминг

Окно Джохари

Пункт В (желаемое положение)

Целеполагание

А                              В

(пути достижения желаемого)

Проблемо-разрешительство

Действие-ориентированность

Умение ошибаться

Дилемма заключенного

Нетворкинг

2. Рефрейминг, или дискуссия о наполненности стакана

На самом деле, удовлетворение не зависит от того, что мы имеем:
Диогену было достаточно бочки, а Александру Великому было мало всего мира.

Чарльз Калеб Колтон

Как убедить себя в том, что все хорошо, если все плохо?! Это – один из первых вопросов, возникающих в связи с концепцией позитивного мышления. Вы знаете, единственное, в чем себя надо убедить, так это в том, что любое суждение или мнение субъективно. Как говорил один врач, «У многих моих пациентов нет никаких нарушений кроме их мыслей». Любой факт можно и нужно рассматривать с различных точек зрения.

Приведенная в эпиграфе цитата связана с известной исторической байкой про Диогена и Александра Великого. Однажды Александр Великий решил посмотреть на очень популярного в Греции философа и пришел к его бочке. Александр сказал: «Проси все что хочешь, я могу исполнить любое твое желание». На что Диоген ответил: «Пожалуйста, не загораживай мне солнце». Это – яркая иллюстрация относительности запросов различных людей, относительности понимания успеха. Ведь и Александр Великий, и Диоген были в равной степени уверены, что он всего добился в жизни, в отличие от собеседника.

Когда в самом начале перестройки у меня появилась возможность смотреть контрабандные голливудские фильмы с их материальным изобилием, и это при совершенно пустых отечественных прилавках и зарплате, пожираемой гиперинфляцией, я почувствовала себя очень несчастной. Помню, однажды я проснулась вся в слезах, потому что мне приснилось, что я хожу по западному супермаркету. Эффективным лекарством от гнетущего ощущения окружающей нищеты для меня стала поездка по работе в Индию. Там я увидела настоящую нищету, и мне стало стыдно за свое уныние. Там я почувствовала себя очень богатым и благополучным человеком.

Значит ли это, что нам надо радоваться тому, что у нас есть и довольствоваться малым? Радоваться тому, что имеем, – да. Довольствоваться тем, что имеем, – нет. Но об этом – в следующих главах. А пока давайте подумаем, как можно избавиться от негатива в мыслях менее дорогостоящим способом, нежели поездка в Индию. Кстати, если вы можете себе ее позволить, то рекомендую такую поездку как действенное средство для борьбы с комплексом русской национальной неполноценности.

На этом комплексе я хотела бы задержать ваше внимание еще на несколько минут. Никита Бутомо и Анна Сущевская полагают, что этот национальный комплекс нелюбви к себе довольно распространен в России. Мне хотелось бы привести здесь очень яркую цитату из их статьи «Как нам жить на работе?»:

«Мы можем великолепно жить дома: забиться в угол и смотреть ящик. Но чтобы жить на работе, нам надо честно взглянуть в лицо самим себе и спросить себя: за что мы себя так не любим? За что мы не любим поляков, ясно: за 1918 год и за местечко Красное, где в 1813 году польские кирасиры и уланы прошли через нашу гвардию, отступая и прикрывая Старую гвардию Наполеона, как нож сквозь масло. Немцев мы не любим за 1941 год, страх и отчаяние тех дней. Французов мы не любим за Французскую революцию, а англичан – за английское самомнение. Во всех этих случаях у нас есть веские основания. Но у нас нет оснований не любить себя! Разве не русский мужик завоевал просторы Сибири? Разве не наш сухопутный народ построил корабли и поплыл за Лазаревым вокруг света? Разве не мы строили первые спутники, сами живя в землянках? За что же нам себя не любить?»

Логично предположить, что для того, чтобы думать позитивно, надо для начала избавиться от негатива: отчаяния, раздражения, уныния, обиды. Ведь если голова переполнена нелюбовью к себе, заботами и печалями, куда мы будем впихивать позитивные мысли?! Бутомо и Сущевская дают следующий совет:

«Давайте отдадим себе отчет в том, что вокруг нас на работе – замечательные люди замечательного народа! Давайте будем ежечасно находить в себе хорошее, которое в нас есть, и не искать плохое, которого в нас тоже немало. То есть мы предлагаем хотя бы временно пожить в розовых очках. Когда в нас выработается автоматическое позитивное отношение к действительности вокруг нас, мы перестанем быть отравленными и станем здоровыми».[1]

В целях борьбы с привычным негативным внутренним диалогом я могу также предложить простое психотехническое упражнение, не требующее никаких дополнительных затрат времени. Моете ли вы руки после того, как сходили в туалет? Надеюсь, что да. Предлагаю наполнить это обязательное гигиеническое мероприятие дополнительным содержанием – гигиеной мозгов. Каждый раз, обмывая руки, представляйте себе, что вместе с микробами вы смываете и все свои негативные мысли и чувства, представляйте, как они улетают в отверстие в раковине вместе с водой. Вспомните Понтия Пилата. В древности омовение рук имело не только гигиенический, но и мистический смысл. Теперь, когда мы знаем про биологическую энергию, польза омовения рук для гармонии души может быть объяснена и научно, ну, или около-научно. В любом случае, это простое упражнение работает и приносит пользу, если приучить себя не забывать про него. В йоге, конг-фу, дзен-буддизме и т.д. существует масса других психотехнических упражнений, помогающих очистить сознание от негатива.

Конечно же, скажет кто-то из читателей: «Я могу, как придурок, стоять в туалете у зеркала и повторять «У меня все хорошо, у меня все хорошо». Но если у меня на работе возникла реальная неразрешимая проблема, никакое мытье рук не поможет мне выбраться из возникшей ситуации!» И уважаемый читатель будет прав. Психотехнические упражнения помогают подготовить сознание для позитивных действий, но не подсказывают пути решения проблем. Для этого существуют различные управленческие инструменты, разработанные психологами и специалистами в области менеджмента. Для разрешения неразрешимых проблем я хотела бы предложить вам ряд эффективных и широко используемых на Западе управленческих инструментов, которые мы подробно рассмотрим далее. Но сейчас, на первом этапе освоения позитивного мышления, главное для нас – осознать относительность нашего положения и его зависимость от наших критериев восприятия окружающей нас действительности.

Рефрейминг – это не сектантское развлечение, изучением этого феномена занимаются серьезные ученые. В 2000 году психолог Барбара Фредериксон получила Темплтоновскую премию за исследования в области позитивного мышления. Она провела ряд научных экспериментов и доказала, что  позитивные эмоции повышают наши интеллектуальные, физические и социальные возможности. Например, она проводила следующий эксперимент. 44 врача были произвольно разделены на три группы, и перед ними была поставлена задача диагностики довольно редкого и сложного заболевания печени. Но непосредственно перед началом диагностики врачи из первой группы получали по пакетику сладостей, врачам второй группы предлагалось читать гуманистические высказывания о медицине, а третья группа была контрольной. Во время диагностики врачей просили размышлять вслух. Первая группа врачей значительно лучше остальных справилась с задачей. При этом, не смотря на то, что врачи жевали сладости, они вели себя серьезно и пристойно[2].

Достоверно доказано, что негативные мысли съедают силы и энергию человека.

«Здоровье и долголетие – тоже показатели физических ресурсов организма. Доказано, что и то и другое зависит от положительных эмоций. Во время одного из самых крупномасштабных исследований 2282 американца мексиканского происхождения прошли демографическое и эмоциональное тестирование, а затем находились под наблюдением исследователей в течение двух лет. Уровень позитивных эмоций, зафиксированный тестами, с хорошей вероятностью позволил предсказать возможную инвалидность или смерть участника опроса. Учитывая возраст, доход, образование, вес, курение, употребление алкоголя и болезни испытуемых, психологи пришли к выводу, что вероятность смерти или инвалидности среди жизнерадостных людей вдвое меньше»[3].

Когда человек прекращает «пережевывать собственные сопли», он начинает физически себя лучше чувствовать. Улучшение самочувствия – показатель того, что вы освоили первый инструмент позитивного мышления.

И в заключении главы о рефрейминге – притча:

В одной деревне жил мудрый старик, у которого был самый красивый конь в королевстве. Однажды через эту деревню проезжал король. Он увидел коня и захотел купить его. Король предлагал очень большие деньги, но старик отказался продавать любимого коня. В ту же ночь конь пропал.

Все жители деревни пришли к старику и сказали: «Как плохо, что ты отказал королю. Ты мог сейчас быть богатым человеком. А теперь у тебя нет ни коня, ни денег!». На что старик ответил: «Это не хорошо и не плохо. Ведь мы не знаем конца этой истории».

На следующее утро конь вернулся и привел за собой удивительно красивую кобылицу.

Все жители деревни пришли к старику и сказали: «Как хорошо, что ты не продал коня. Теперь у тебя есть и конь, и кобылица, и они принесут прекрасное потомство, которое ты сможешь продать за большую цену». На что старик ответил: «Это не хорошо и не плохо. Ведь мы не знаем конца этой истории».

На следующий день единственный сын старика стал объезжать кобылицу, упал и сильно разбился.

Все жители деревни пришли к старику и сказали: «Как плохо, что ты не продал коня. Как ты теперь будешь жить без кормильца?». На что старик ответил: «Это не хорошо и не плохо. Ведь мы не знаем конца этой истории».

В этой статье мы еще не раз прибегнем к авторитету Конфуция, который делил всех людей на «благородных мужей» и «малых людей». Вот одно из отличий первых от вторых согласно Конфуцию: «Благородный муж спокоен, нестеснен, малых же людей всегда гнетут печали». Возможно, Конфуций и был истинным основоположником позитивного мышления!

3. Окно Джохари, или о пользе курения и распития спиртных напитков на рабочем месте

Очень часто изменение себя необходимо больше, чем изменение внешних обстоятельств.

Артур Кристофер Бенсон

Продолжая мысль эпиграфа, хочу обратить внимание на важный аспект задачи изменения себя – на необходимость для начала понять, кто вы. Прежде, чем начинать движение к успеху, надо не только позитивно смотреть на свое положение (рефрейминг), но и четко понимать, где находится эта ваш исходный пункт «А» в бизнес среде, которая вас окружает.

Почему для достижения успеха так важно иметь четкое и объективное представление о своем положении в социуме? По двум причинам:

  • Во-первых, не следует путать рефрейминг со слепой самовлюбленностью. Повторяя про себя: «Я самая обаятельная и привлекательная», следует понимать, что это – терапевтическая аффирмация (есть такой способ лечения болезней, см. книги Луизы Хей), а не реальное положение вещей.
  • Во-вторых, позитивное отношение к жизни невозможно имитировать. Ни самообман, ни обман окружающих не приведет вас к достижению успеха. Позитивным человеком можно быть только на самом деле, а не «понарошку». Позитивное отношение к жизни базируется на честном диалоге с собой любимым.

В этой статье я часто употребляю выражения «я любимый», «себе любимому», «себя любимого». Это не случайно. Любовь к себе является жизненно важной составляющей психического и физического здоровья. В эти выражения я не вкладываю ни капли иронии. Однако любовь ослепляет. Поэтому тем важнее четко осознавать свое реальное положение в социуме. Не для того, чтобы разлюбить себя, а для того, чтобы помочь себе любимому быстрее добиться успеха за счет выполнения первого условия рассмотренной выше математической задачки движения к успеху: за счет определения координат пункта «А».

Так как эта статья посвящена достижению успеха в бизнесе, в качестве второго инструмента движения к успеху я хотела бы предложить модель оценки своего положения в окружающей бизнес-среде - «Окно Джохари».

Вряд ли найдется среди вас человек, который считает себя безнадежным придурком. Вы многого добились в жизни. Вы – умный, волевой, энергичный человек, способный добиваться больших результатов, интересный собеседник. Но почему же ваш начальник явно недооценивает ваши способности? А ваша сотрудница смотрит на вас как на пустое место? А ваш приятель говорил вашим знакомым, что с вами скучно общаться? Почему ваше мнение о себе зачастую не совпадает с мнением окружающих о вас? И можно ли изменить ситуацию? Ответы на эти вопросы помогает найти широко известная управленческая модель – Окно Джохари.

 

Итак, какое отношение Окно Джохари имеет к курению и распитию спиртных напитков? Давайте начнем с объяснения значения зон представленной модели, а затем вернемся к этому вопросу.

1) Открытая свободная зона. Это то, что вы знаете о себе, и ваши сослуживцы и начальство также о вас знают. Например, вы лучше всех в бухгалтерии умеете общаться с налоговой инспекцией. Все знают об этом. Поэтому ваш начальник всегда посылает туда только вас. Это та зона вашей личности, которая приносит вам успех на работе.

2) Слепая зона. Очень опасное место, это то, что другие о вас знают, а вы о себе – нет. Например, вы считаете, что ваши зеленые замшевые ботинки выглядят очень стильно, а все ваши сослуживцы смеются над ними за вашей спиной. Или вы считаете, что ваша скрупулезность в доведении работы до совершенства достойна восхищения. А ваш начальник считает, что лучше бы вы делали работу менее тщательно, но быстро.

3) Скрытая зона – это то, что вы о себе знаете, а другие – нет. Например, вы прошли по своей инициативе курсы повышения квалификации работы в «1С». В компании идет модернизация компьютерной системы «1С», но никто не знает, что вы можете быть полезны в этой работе. Хотя ваше участие в модернизации могло бы обратить внимание начальства на вас и повысить ваш статус в компании.

4) Черный ящик. Ни вы, ни кто-либо иной ничего не знает про эти скрытые стороны вашей личности. Это - материал для работы психоаналитика.

Для повышения своей успешности и эффективности, вам необходимо максимально увеличивать зону №1 за счет зон №2 и №3. Как это сделать? Слепая зона №2 трансформируется в открытую зону №1, когда вы получаете обратную связь от окружающих вас людей, скрытая зона №3 превращается в открытую зону №1, когда вы открываетесь другим людям. Вот здесь мы и подходим к вопросу о пользе курения и выпивки. Самый простой и эффективный способ показать себя, в непринужденной и легкой форме открыть свои скрытые достоинства – общаться с сослуживцами в курилке. Самый эффективный способ получения откровенной обратной связи от сослуживцев – делать это в непринужденной беседе за кружкой или рюмкой чего-нибудь спиртного!

Итак, второй инструмент позитивного мышления – понимание себя, своих сил, возможностей, своего реального положения в социуме. И, очень важная составляющая этого процесса, - приятие себя таким, каковы вы есть. Это необходимо как стартовая точка для того, чтобы начать процесс избавления от вредных привычек и приобретения полезных привычек. И сейчас я не имею в виду курение и распитие спиртных напитков. Я говорю о вашей привычной реакции на новости, стресс, рабочие ситуации, сослуживцев и их действия, а также ваше привычное поведение с вашими самыми близкими людьми.

4. Целеполагание

Мы живем в мире, где люди не знают, чего хотят, но готовы на все ради достижения желаемого.

Дон Маркус

Теперь, когда мы точно знаем, где мы находимся в социуме, мне хотелось бы напомнить замечательный эпизод из бессмертной книги Льюиса Кэрролла. Вспомните историю с Алисой и Чеширским котом. Алиса спросила кота, как ей выйти из леса. Кот спросил ее в ответ, куда она хочет выйти. Алиса ответила, что ей все равно. Тогда Чеширский кот сделал абсолютно логическое заключение о том, что ей, в таком случае, можно идти в любую сторону. Следующий жизненно важный инструмент достижения успеха – целеполагание, то есть четкое определение пункта «Б», в который мы хотим попасть, для того, чтобы добиться успеха.

Для начала разговора о целеполагании расскажу историю из моей жизни. Посидев дома несколько лет после рождения ребенка, я решила выйти на работу, потому что моей семье требовался дополнительный заработок. Дело было в самом начале 90-х годов. И основная моя проблема заключалась в том, что уходила я в декрет при социализме, а новую работу мне пришлось искать уже при капитализме. Я была лишена возможности плавного перехода из первого во второе. Пару лет я меняла работы и профессии, не задерживаясь ни на одном месте более трех месяцев, и мои заработки оставались все на том же минимальном уровне. Я не могла ничего добиться, потому что не знала, чего я хочу. Я разочаровалась в профессии, на которую училась в институте, и не видела, чем я хочу заниматься в новом изменившемся мире.

Однажды в начале 90-х годов я сидела за своим столом оператора продаж по телефону компании Кока Кола в огромном зале московского отдела продаж. Мой стол находился недалеко от двери кабинета начальника московского отдела, который был начальником моего начальника. В зале было шумно, десятки людей работали за столами, входили и уходили. Но вот в одну минуту весь этот хаос мгновенно затих и организовался, внимание всех без исключения сотрудников было приковано к вошедшему в зал человеку.  Это был хорошо одетый иностранец, излучавший энергию, здоровье и позитив. Он как бы в луче света внимания сотрудников быстрым шагом прошел через зал в кабинет начальника московского отдела продаж. И в сопровождавшей это явление полной тишине я услышала чей-то восторженный шепот «Это наш директор по продажам».

И тогда я поняла, чего я хочу добиться в своей карьере – я хочу стать директором по продажам в крупной западной компании. На тот момент эта цель казалась абсолютно нереальной. Директорами по продажам были на 90% экспаты, редкие русские директора были поголовно мужчинами. Но позитив бил из меня естественным природным фонтаном, я верила, что в жизни не существует ничего невозможного. Я долго и детально составляла план достижения моей цели, дала себе 5 лет на ее реализацию и выполнила поставленную задачу за четыре с половиной года.

Я уверена, что если бы я тогда не поставила перед собой четкую цель со сроками и планами ее достижения, я бы так и болталась на низовых должностях, переходя из одной компании в другую.

Ответьте себе, пожалуйста, прямо сейчас на следующие вопросы:

a.   У вас есть цель в жизни, которую вы очень хотите достичь?

b.      А насколько хорошо вы продумали шаги по достижению своей цели?

c.       Какой срок достижения вашей цели вы себе поставили?

d.      Вы «прокачали» свою цель по SMART-у?

e.       Что вы предприняли сегодня конкретного для ее достижения? А вчера?

К сожалению, многие люди отвечают отрицательно уже на первый вопрос приведенного выше списка. И на этой важной теме, вопросе о поиске своего дела в жизни, хотелось бы остановиться подробнее. Позитивное мышление невозможно без осмысленности своего существования. А смыслом нашу жизнь наполняет в первую очередь любимое дело (желанная цель). Что это такое и как это найти? Очень интересный ответ на этот вопрос  я нашла у Вадима Зеланда, создателя трансерфинга:

«Свою цель способны отыскать только вы сами. Я могу лишь предложить приблизительный алгоритм действий.

Пункт первый. Исходной точкой в поиске служит постулат: ваша цель притянет за собой все, что вам нужно от жизни. На этом все обсуждения на тему «я хочу получить то-то и то-то» - заканчиваются. Вы получите все, что душе угодно. Требуется лишь найти именно Свою стезю.

Пункт второй. Необходимо в общих чертах понять: что вы любите (можете любить) делать, чем бы хотели заниматься? Не что получать (это мы уже уяснили), а именно чем заниматься…

Третий. Следует задаться вопросом: превратит ли это занятие мою жизнь в праздник? Праздник здесь – это не торжественное мероприятие по поводу прибытия в пункт назначения, а ощущение праздника, который «всегда с тобой»…

Четвертый. Решение должно быть принято в единстве души и разума, когда душа поет, а разум удовлетворенно потирает руки…

Пятый. Если ничего на примете пока нет, попробуйте взглянуть на свое «несерьезное» увлечение под другим углом зрения. Все, что вы умеете делать непринужденно и с охотой, - имеет значение и ценность. Например, увлечение алкоголем можно превратить в специфическую профессию – виноделие, дегустация…

Шестой. Если ничего путного на ум не приходит, значит, следует расширить свой кругозор: отправиться туда, где не бывал, посмотреть то, что не видел.»[4]

Тот же Вадим Зеланд утверждает, что наличие цели в жизни является важным фактором физического здоровья человека. В качестве аргумента он приводит статистически зарегистрированный факт, что во время войны люди значительно реже болеют «мирными» болезнями. Организм человека мобилизуется для достижения высшей цели – выживания, победы над врагом. Если это так, то это – еще один аргумент в пользу формирования у себя четких целей на будущие хотя бы 5-10 лет.

5. Проблемо-разрешительство

Я научился пользоваться словом «невозможно» с огромной осторожностью.

Вернер Фон Браун

У американских военных во времена второй мировой войны был замечательный лозунг: «То, что трудно, мы выполняем мгновенно, а невозможное требует некоторого времени». Проблемы являются неотъемлемой частью жизни любого человека, они постоянно возникают как на работе, так и в личной жизни. Поэтому, если вы научитесь грамотно и эффективно работать с возникающими проблемами, то значительно улучшите качество своей жизни и упростите свое движение к успеху.

И первое, что нам следует сделать, овладевая навыком «проблемо-разрешительства» (одного из ключевых качеств успешных людей по Маслоу), это отказаться от слова «проблема», потому что это слово несет тяжелый негативный эмоциональный заряд. Западных руководителей специально обучают никогда не произносить это слово, заменяя слово «problem» на слово «issue». Последнее переводится на русский язык как «вопрос», «задача». На вопросы можно и нужно искать ответы, задачи можно и нужно решать, а проблема же ассоциируется только с потребностью напиться с горя. Поэтому со следующего абзаца я объявляю табу на это нехорошее слово, как это сделано во многих успешных западных корпорациях. В западной корпоративной культуре, сотрудник, употребляющий слово «problem», воспринимается как человек с плохим образованием и отсутствием управленческих навыков.

«Когда вы постоянно поддерживаете позитивный настрой своего ума, вы становитесь проблемо-разрешителем, а не нытиком. Люди избегают нытиков. Они ищут проблемо-разрешителей»[5].

Вернувшись к разговору про позитивный настрой ума, мы с вами опять возвращаемся к вопросу, который я уже подняла при обсуждении первого правила достижения успеха: от повторения, что у меня все хорошо, вопросы сами собой не решатся. Так что же с этим делать?

Вы знаете, при возникновении сложной производственной ситуации, самыми трудными являются первые полчаса, или даже первые десять минут. Почему? Потому что в этот момент вы чувствуете так, как будто на вас упал с неба слон, и вы не знаете, как из-под него выбраться. В этот момент главное не поддаться панике, сразу же начинать использовать проверенные методы разрешения сложных ситуаций. Я хочу вам предложить три эффективных управленческих инструмента, которые помогают находить ответы на самые трудные вопросы и дают методику решения неразрешимых задач. Это

·        «правило поедания слона»,

·        «шесть думающих шляп» и

·        «рыбья кость».

Прежде всего, при возникновении сложной ситуации вам может помочь «правило поедания слона». Это очень простой управленческий инструмент. Как съесть слона (который свалился вам на голову)? Только разрезав его на маленькие кусочки. Это правило еще называется правилом пяти процентов. Попытайтесь осуществить сто процентов такой работы сразу – и у вас полностью пропадет мотивация, у вас просто руки не поднимутся взяться за такую задачу. Но если вы выберите самый маленький, самый простой кусочек задачи, то легко сможете его выполнить. Затем – еще, и так далее. Если вы попали в действительно крупную переделку или начальство спустило вам очень большой и сложный проект, не пытайтесь сразу же охватить весь объем работы целиком. Начните с малого, с самого простого. Сделайте это, и вам сразу же станет легче, вы увидите следующий небольшой «кусочек слона», который можно съесть, и т.д.

Следующий полезный управленческий инструмент в чем-то перекликается с уже рассмотренным нами рефреймингом. Вы видели когда-либо знаменитую черно-белую картинку, на которой можно одновременно увидеть и старую, и молодую женщину? Эта картинка обычно используется на тренингах для иллюстрации субъективности нашего мышления (она есть и в упомянутой мной выше книге Стивена Кови). Половина группы, рассматривая одно и то же изображение, видит молодую женщину, а половина - старую, участники начинают спорить и сердиться друг на друга! Ведь обычно мы выбираем определенный ракурс взгляда на вопрос или задачу и считаем свою точку зрения единственно правильной, что часто делает эту проблему или задачу неразрешимой для нас. Когда тренер показывает участникам, что обе половины группы были правы одновременно, участники тренинга испытывают шок.

Но как взглянуть на вопрос под другим углом зрения без помощи тренера? Сколько существует возможных ракурсов и что это за точки зрения? На все эти вопросы отвечает потрясающий инструмент руководства процессом собственного мышления Эдварда де Боно, который называется «Шесть думающих шляп» (Six thinking hats). Он поможет вам принимать более эффективные решения благодаря отходу от привычного образа мыслей, взглянуть на проблему с разных сторон и заметить возможности, которые вы иначе бы не смогли заметить.

Эдвард де Боно – общепризнанный мировой лидер в области обучения процессу думания как навыку, он написал 62 книги, которые были переведены на 37 языков (кроме русского L). Вот что он пишет на своем сайте о навыке думания:

«Мы создали систему образования, которая нацелена на поиск истины. Это замечательно. Но наша культура совершенно игнорирует еще одно предназначение процесса мышления, мы не умеем думать с целью создания ценности. Этот навык думания игнорируется от детского сада до университета».[6]

Многие успешные люди очень рационально подходят к принятию решений, что, собственно, и делает их такими успешными. Но часто они упускают эмоциональную составляющую проблемы, игнорируют свое шестое чувство. Позитивно настроенный человек может закрывать глаза на возможные осложнения в ходе выполнения задачи, а крайне осторожный человек, наоборот, может избегать креативного подхода к решению задач, саботировать перемены. И каждый из этих людей в какой-то момент может оказаться правым, а в чем-то может ошибиться. Так почему бы не перемерить шляпы всех этих людей и не посмотреть на вопрос со всех точек зрения!

Эдвард де Боно предлагает в процессе принятия решения последовательно «примеривать» (мысленно) шесть следующих шляп:

Белая шляпа – факты и информация. Надевая эту шляпу, вы спрашиваете себя: Какими фактами я обладаю? Какая объективная информация имеется по этому вопросу?

Пример:

  • Продажи данного продукта в 2009 году составили 20 миллионов рублей.
  • Статистические данные, которыми мы располагаем, были собраны три года назад.

Красная шляпа – чувства и эмоции. Что вам подсказывает ваша интуиция? Какое решение проблемы вам более всего нравится? Что вас напрягает?

Пример:

  • Я не уверен, что это сработает.
  • Я в бешенстве, что мы запустили этот вопрос до такой степени!

Черная шляпа – критическая оценка ситуации. Что может пойти не по плану при решении этого вопроса? Какие проблемы возникли и могут еще возникнуть?

Пример:
   На этом рынке мы столкнемся с очень высоким уровнем конкуренции.
   Есть опасность, что новый законодательный акт приведет к снижению нашей прибыльности.

Желтая шляпа – позитивный взгляд на проблему. Это – взгляд, противоположный черной шляпе, но при этом не бездумный оптимизм, а позитивный анализ ситуации. Какие возможности открываются перед вами? Какого наилучшего результата можно добиться в процессе решения возникшей проблемы?
Пример:
   Это может сработать в таком-то секторе рынка.
   Мы можем задействовать имеющиеся ресурсы из другой области нашей деятельности.

Зеленая шляпа – новые идеи, креативность. Эта шляпа предлагает раскрепостить свое сознание и генерировать самые безумные и провокационные идеи. Идеи здесь высказываются для дальнейшей работы с ними, а не для формирования своего окончательного мнения.
Пример:
   А что если предоставить эту услугу бесплатно? 
   А что если использовать такое-то новейшее оборудование?

Синяя шляпа – полная картина, комплексный взгляд на вопрос. Эту шляпу следует одевать в самом начале и в самом конце размышлений над вопросом: для постановки задачи, для составления плана мыслительного процесса, для оценки всех наработанных версий и идей. Если с различными шляпами работает группа сотрудников, то синюю шляпу одевает ведущий.
Пример:
   Что ж, пора переходить к желтой шляпе.
    Наверное, стоит пересмотреть задачу, поставленную изначально.

Существуют различные методики использования шести думающих шляп, методики индивидуальной и групповой работы с ними. Давайте посмотрим одну из методик на конкретном примере.

Руководство поставило перед отделом очень трудную и амбициозную задачу. Начальник отдела собирает своих сотрудников для обсуждения путей решения поставленной задачи.

Шаг 1. Начальник отдела рассказывает о поставленной задаче и сообщает группе всю имеющуюся объективную информацию: сроки, бюджет, ресурсы, опыт конкурентов (белая шляпа).

Шаг 2. Начальник предлагает сотрудникам излагать любые самые безумные идеи и записывает их на доске или листе бумаги (зеленая шляпа).

Шаг 3. Все собравшиеся оценивают набросанные идеи как с критической точки зрения, так и с точки зрения разумного зерна и потенциала (черная и желтая шляпы).

Шаг 4. Начальник высказывает свои ощущения по поводу возникших идей и предлагает сотрудникам выразить свои чувства на уровне «нравится – не нравится» и «нутром чую» (красная шляпа).

Шаг 5. Руководитель резюмирует обсуждавшиеся идеи и подводит итоги собрания (синяя шляпа).

Возможно использование шляп и в другой последовательности, наиболее соответствующей возникшей проблеме или рабочему моменту. Например, если вы зашли в тупик в решении какой-либо задачи, у вас опускаются руки и вас захлестывают негативные эмоции, сделайте следующее. Сначала «достаньте» красную шляпу и выпустите весь пар по поводу «этой чертовой задачи», а затем  «наденьте» синюю шляпу,  чтобы четко сформулировать свою задачу и критерии успеха в письменном виде. Далее – белая, зеленая, черная и желтая шляпы для поиска и оценки путей решения проблемы. Обязательно в конце работы «надевайте» синюю шляпу для суммирования результатов и определения последующих шагов.

Когда в вашем рабочем коллективе возникает спонтанная горячая дискуссия по какому-либо вопросу, задумайтесь, какие шляпы «надели» вы и каждый из участников спора. Чаще всего в такой ситуации вы увидите только черные и красные головные уборы. А какой шляпы более всего не хватает? «Наденьте» недостающую шляпу, и вы поможете собравшимся найти оптимальное решение.

Давайте рассмотрим еще один полезный управленческий инструмент, позволяющий решать сложные проблемы… Упс!.. решать производственные задачи.

Скажите, что вы делаете в первую очередь, когда перед вами встает сложная производственная задача? Многие люди для начала впадают в панику: «Что случилось? Что пошло не так? Как найти ту самую причину, устранив которую можно будет все исправить?! С чего начать?!!!». Вместо бессистемного перебирания в голове возможных причин и малопродуктивной суеты я хотела бы предложить вам пользоваться в таких  случаях управленческим инструментом «диаграмма причина-следствие».

Диаграмма «причина-следстие», которая также называется диаграмма «рыбьи кости», была изобретена Каори Ишикавой (Kaoru Ishikawa) в 60-х годах прошлого века. Она наглядна и проста в использовании.

Какую пользу диаграмма «рыбьи кости» может вам принести? Она:

  • позволяет наглядно отобразить структуру вопроса,
  • помогает определить все возможные причины возникшего осложнения,
  • показывает, какую информацию необходимо собрать,
  • за счет структурного анализа позволяет определить ключевую причину данной сложности.

Что из себя представляет данная диаграмма и как ей пользоваться?

Давайте рассмотрим использование диаграммы «рыбьи кости» на реальном примере. Несколько лет назад на одном из крупнейших в России пивоваренных заводов произошло ЧП: отдел контроля качества забраковал огромную партию готового пива. Это создало не только финансовую проблему для завода, но еще и серьезную проблему по утилизации бракованного продукта (куда это все слить, не подорвав экологию). Поэтому для руководства завода было очень важно определить истинную причину брака, чтобы подобное не повторилось в будущем.

Давайте вместе с руководством завода проанализируем эту проблему при помощи диаграммы «рыбьи кости».

Шаг 1. Необходимо четко сформулировать «следствие» (проблему), причину которого мы собираемся искать. В данном случае это: «анализ партии пива не соответствует требованиям качества», или коротко «качество пива».

Шаг 2. Записываем «следствие», обводим его рамкой в форме головы рыбы и проводим линию «позвоночника» рыбы. См. рис.ниже.

 

Шаг 3. Составляем список возможных причин. Для каждой из них пририсовываем к позвоночнику кость.

Для этого можно воспользоваться стандартными наборами «костей», разработанными маркетологами для различных целей (4P, 8P[7], 4S[8] и др.). Самый известный набор «костей» - 4P (Product (продукт), Price (цена), Place (место продажи), Promotion (мероприятия по продвижению товара)). В данном случае мы используем набор под названием «6М» (Machine, Method, Materials, Maintenance, Man and Mother Nature (Environment), перевод на рисунке), предназначенный для анализа осложнений в производственных компаниях. См. рис. ниже.

 

Шаг 4. Сбор релевантной информации по каждой из возможных причин, анализ этих причин и определение ключевой причины.

В случае с пивным заводом был проведен тщательный анализ оборудования (все исправно), технологии производства пива (никаких нарушений), сырья (никаких отклонений от нормы), обслуживания оборудования (все в порядке), внешних факторов (никакого форс мажора). И, когда очередь дошла до анализа человеческого фактора, выяснилось, что анализ этой партии пива делал новый сотрудник отдела контроля качества. Это было его первое самостоятельное задание. Тогда более опытный сотрудник сделал повторный тест данной партии пива. Повторный тест не выявил никаких отклонений от стандарта качества. 

Шаг 5. Действия по устранению обнаруженной ключевой причины.

В данном случае, очевидно, руководству завода следует больше внимания уделять процессу обучения и тестирования навыков новых сотрудников.

Конечно же, об обоих инструментах я рассказала в упрощенном виде. Если вы хотите подробнее узнать о них, ищите информацию в интернете, особенно англоязычном.

Надеюсь, что следующий раз, когда  перед вами и вашим подразделением встанет сложная производственная задача, и все остальные сотрудники будут бегать вокруг вас и кричать, размахивая руками, вы спокойно возьмете в руки лист бумаги и ручку и начнете рисовать рыбьи кости, примеривая при этом мысленно разноцветные шляпы!

Давайте традиционно завершим главу мнением Конфуция по этому поводу: «Благородные мужи при разногласии находятся в гармонии, у малых же людей гармонии не может быть и при согласии».

Продолжение следует...



[1]

[2] Новая позитивная психология, Мартин Селигман, «София», 2006, с. 55-57.

[3] Новая позитивная психология, Мартин Селигман, «София», 2006, с.61- Новая позитивная психология, Мартин Селигман, «София», 2006, с.62.

[4] Зеланд Вадим, Апокрифический трансерфинг, Эксмо, Москва, 2010, с. 36-37.

[5] Joseph Sommerville, PhD, “The 5 Keys to Interpersonal Success” , www.wow4u.com.

[6] Edward de Bono, edwarddebono.com

[7] Этот «набор костей» более всего подходит для анализа управленческих проблем. Он включает: Price (цена), Promotion (мероприятия по продвижению товара), People (люди), Processes (процессы), Place / Plant (места продажи или завод), Policies (корпоративная политика), Procedures (процедуры, процесс работы), and Product (продукт).

[8] Этот «набор костей» более всего подходит для сферы услуг. Он включает: Surroundings (внешние факторы), Suppliers (поставщики), Systems (системы, структура), Skills (навыки).

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes опубликовал рейтинг лучших работодателей России

Forbes учитывал не только соцпакет, средние зарплаты и условия труда, но и экологический след компаний и их влияние на общество.

Опубликован рейтинг самых переоцененных профессий

Футболисты не на первом месте.

В Петербурге перенесли введение QR-кодов для кафе и отелей с 1 декабря на 27 декабря

Также власти планируют ввести дополнительные ограничения с 27 декабря до 9 января.

Россияне рассказали, что хотели бы получить в качестве корпоративного подарка

Какие подарки получают россияне от своих работодателей на Новый год и что они хотели бы на самом деле?