Александр Островский: Рациональное использование интуиции

Александр Островский

Как могут сочетаться два понятия, описывающие совершенно противоположные явления-рациональности (рацио, относящееся к разуму, интеллекту) и интуицию — некую вспышку, образ, флеш, который невозможно рационально описать, определить — «что это было» и «откуда пришло».

Тем не менее, речь идет именно о рациональном использовании интуиции.

Прежде всего, давайте разберемся с понятиями.

Рациональность, в современном понимании, рассматривается как логическая система — набор, совокупность правил, определяющих нашу способность познавать мир.

Мы ставим знак равенства между умом, рациональностью, логикой, хотя, это не совсем правильно. Не углубляясь в философские дефиниции и рассуждения об отличие этих понятий, заметим, что говоря о рациональности, мы подчеркиваем осознание «реального» факта, познание реальности, а также действия человека, которые можно объяснить с позиции «науки», «здравого смысла», «житейской логики» и т.д.

Вся современная научная система основана на рациональных принципах. Экономика (особенно на раннем этапе ее развития) подразумевает рациональное поведение действующих на рынке агентов (только в последние годы этот принцип был подвергнут сомнению). Тем не менее, мы всецело полагаемся на разум, принимая любые решения, касающиеся нашей жизни.

Феномен интуиции всегда интересовал человечество. О нем говорилось в древнейших трактатах, его приписывали «посвященным», как мистический дар, говорили о «божественном проведении», «голосе Бога» и т.д.

С развитием психологии интуиция стала рассматриваться как феномен для изучения только в последнее десятилетие, поскольку всегда ускользала от того, чтобы быть описанной на «научном языке». По мере накопления фактов, проведения многих экспериментов, связанных с прогностическими способностями человека, с развитием социальной психологии и исследованиями в области социальной перцепции, антиципации, атрибуции индивида интуиция из «золушки» превратилась в «принцессу», о которой стали говорить все больше и чаще. Стали издаваться книги, защищаться магистерские и кандидатские работы, появились специальные тренинги «развития интуиции», программы и технологии применения интуиции во всех сферах жизни: бизнесе, творчестве, политике, науке….

Кажется что все просто: есть феномен, который трудно исследовать напрямую (измерить, взвесить, пронаблюдать…), но можно его отследить по проявлениям, по тем следам-следствиям, которые он (этот феномен) оставляет — подобно ветру, невидимому, но явно присутствующему и действующему, что прослеживается по листьям деревьев или оборванным проводам.

Можно попробовать понять, «как», «на основе чего» человек принимает решения. Если это решение не рационально, принято на «подсознательном» уровне (автоматически, бессознательно, во сне, на основе эмоционального интеллекта или без долгого анализа — просто на основе большого жизненного опыта, возникшего чувства, т.д.), то отнести все это можно к феномену интуиции. А далее — проанализировать, к чему ведет подобное решение, насколько оно соотносится с реальностью (физической, экономической, финансовой, политической, аффективной, социальной и т.д.). Именно такова логика современного подхода к исследованию и пониманию того, что же такое интуиция.

Подобный подход — дуальный в своей сути — противопоставляя разум и интуицию, пытается исследовать, а на что же должен опираться человек, принимающий решения — на свои знания, на данные науки, проведенные исследования и статистику, свой жизнгенный опыт или же следовать «внутреннему голосу», «верить снам» (подобно Менделееву), а разум оставить в стороне. И какие же решения более точны?

Что же, на сегодняшний день накоплен богатый фактический материал, полученный в многочисленных экспериментах, показывающий, когда и до каких пределов точен наш разум, а где надо прислушаться к интуиции, а также, когда этот «тайный советник» врет. Для всех, кто интересуется этими исследованиями, можно порекомендовать вышедшую в 2009 г. на русском языке книгу известного американского социального психолога Дэвида Майерса «Интуиция».

Все проведенные эксперименты когнитивных психологов, несомненно, заслуживают внимания, поскольку позволяют понять механизмы функционирования мозга, работу правого и левого полушарий, влияния эмоций, установок, жизненного опыта, обучения и т.д. на процессы осознанного и неосознанного принятия решений. Все это так.

Но не происходит ли очередной подмены, когда некий психологический, физиологический феномен мы пытаемся исследовать, анализируя только субстрат, носитель этого феномена, не пытаясь «превзойти» материю, чтобы понять, что же это за проявление, для чего оно дано человеку.

Исследования, касающиеся работы мозга продвигаются все глубже и глубже в тайны его функционирования. Но все чаще и чаще передовые ученые признают, что исследования вот-вот достигнут некой предельной точки и что от них ускользает причинность тех феноменов, которые так хорошо описаны с анатомической и физиологической точек зрения.

И не случайно все чаще слышатся голоса физиологов, биологов, физиков, признающие, что существует великий замысел, понять который невозможно, анализируя (анализ — разложение на части) материю. Достигнув предела, современная наука приходит к идее Творца, Божественного замысла.

Еще в 18 в. Лемарк утверждал, что «функция создает орган». Это означает, что следует понять, в чем же смысл этой функции, какова цель, а лишь затем пытаться исследовать те инструменты (органы, носители), которые используются для достижения этой цели.

Мозг, да и вся физиология человека — лишь материальный субстрат, инструмент некой высшей причинности, преследующей свою цель. И мы опять приходим к необходимости понимания первых принципов, и лишь затем — как эти принципы реализуется в существовании — конкретных ситуациях, используя определенные инструменты-органы.

Спор между креационистами и эволюционистами не прекращается до сих пор. Мы не будем становить ни на одну из сторон, поскольку крайнее выражение одной позиции приводит к вере, которая отвергает многие достижения современной науки, а противоположная позиция приводит к отрицанию любой цели человеческого существования, кроме биологического выживания

Хотелось бы коротко поговорить о том, как феномен интуиции рассматривает онтопсихологическая школа, и почему онтопсихология говорит о «безошибочности» интуиции, а также, что подразумевает под «рациональным использованием интуиции».

Прежде всего, необходимо отметить, что онтопсихология — это наука, которая изучает человека целостно — во всех его проявлениях, включая трансцендентное измерение. Она рассматривает психику человека — как первичную причинность любых его проявления, начиная от физиологии, болезни, здоровья, заканчивая поведением и само-реализацией в жизни (будь то отношения, любовь, деньги, успех, мудрость). Наука понимается в ее исконном значении — «познавать, как действует Сущее, как действует Бытие», а не наука, отвергающая все, что нельзя экспериментально подтвердить, зафиксировать, измерить.

Заслуга онтопсихологической школы в том, что она выводит на экспериментально-доказательный уровень то, что ускользает от любой формализации. Как можно экспериментально подтвердить наличие души, интуицию, сновидения, субъективные переживания и т.д.?

Онтопсихология формализовала, описала эти, считающиеся идеалистическими, понятия, исключенные из рассмотрения современной наукой.

В основе онтопсихологического мировоззрения находится человек, как главное действующее лицо, ответственное за всё, что случается с ним, за все те результаты, к которым он приходит. И человек этот должен быть счастлив, поскольку иначе, он отрицал бы логику своего существования. Не может Природа (Бог, Бытие, Сущее) создавать творения, отличные от Нее самой, всегда стремящейся к удовольствию, счастью и восторгу от существования. И если это так, то Природа, целью которой является удовольствие, счастье и восторг, создавая человека, не могла не предусмотреть в нем некое начало, связанное с ней самой и позволяющее каждому человеку достигать счастья и полноты существования. Этим началом является душа.

Следуя этой логике, онтопсихология идет дальше и предполагает, что как проводник Бытия в человеке, душа (в онтопсихологической терминологии — Онто Ин-се) является тем критерием, на основе которого любой выбор человека всегда будет оптимален с точки зрения его совпадения с природным замыслом. А поэтому, следуя указаниям этого проводника, человек не может не быть счастливым. Это нашло подтверждение в богатом клиническом опыте (от лечения болезней, до анализа точности субъекта в сфере экономики, финансов, политики) который без единого исключения подтверждает, что если человек в своих решениях и действиях руководствуется указаниями собственного Ин-се, он достигает успеха во всех областях своей жизни.

Феноменальными проявлениями правильности действий человека является биологическое и психическое здоровье, заработок, как материальный, так и экзистенциальный, спокойствие, мудрость и счастье, как полная реализация потенциала, «заложенного» жизнью в человека.

Наша душа постоянно «говорит» с нами. Языком ее является наше тело, болезни или здоровье, тоска или радость, наши сны и предчувствия, наконец, наша интуиция.

Если наша душа или индивидуальное Онто Ин-Се связывает каждого из нас (отдельные индивидуации) с тотальным Бытием (или всеобщим Ин-Се), то мы все связаны, едины на уровне проектирующего начала. Именно поэтому возможно познание, но познание не на уровне внешних проявлений, знаний, органов чувств, а познание изнутри, от одного центра к другому, от одного Онто Ин-се к Онто Ин-се другого. Процесс познания — это факт внутреннего мира!

Также и в любой ситуации благодаря этому «проводнику жизни» мы уже предустановленны Природой. Для нас определено единственное оптимальное и приоритетное действие в любой жизненной ситуации. Его оптимальность не обосновывается нашим опытом, нашими знаниями, а основано на природной идентичности каждого из нас. Природная идентичность — это не что иное, как душа или Онто Ин-Се.

Человек не свободен, будучи спроектированным определенным образом. Он не свободен делать выборы, нарушающие замысел Природы. В каждой ситуации для него существует единственно правильное решение. Направление всегда подсказывает Онто Ин-Се.

Бытие вечно, едино, неделимо, оно пребывает вне категорий Пространства и Времени и в тоже время его творения свершаются в пространственно-временных координатах. Онто Ин-се, проводник Бытия в человеке, воплощаясь в истории, остается связанным с бесконечным неисторичным Бытием. И это дает возможность нашей душе всегда «опережать» ход исторических событий, всегда быть впереди, видеть направление действия в момент его запуска, предвидеть следствия запущенной динамики. И об этом душа постоянно говорит нам через сны и внутренний голос — интуицию. И именно в этом ее безошибочность, поскольку Бытие не может ошибаться, иначе будет противоречить себе, превращаясь в Ничто. Интуиция — как голос Природы в каждом из нас, указывающий каждому наилучшее решение в ситуации — безошибочна.

Интуиция — есть производное того, что в онтопсихологии определяется как Ин-Се (душа) человека. Это дар, присущий первоначальному устройству человеческого существа, как Природа сотворила и установила это историческое, экономическое, эмоциональное, разумное, а также действующее глобально, метафизическое существо, коим является человек.

Но если существует этот первичный, естественный принцип, дающий возможность проникнуть в суть вещей и выбирать их с пользой для себя, то от чего зависит та глобальная ошибка, пронизывающая жизнь большинства человеческих существ.

Мы видим, что в жизни человек чаще страдает, болен и в депрессии, чем счастлив и «в восторге». Он похож на потерянного ребенка, оторванного от своих корней и ищущего путь домой. Но «дом его» — это единение со всем Сущим, как проявленным, так и находящимся в горизонте трансцендентности. Связующей нитью является душа — онто Ин-се.

Отрыв нашего сознания от Ин-Се, от поводыря в этом, созданном не нами, мире — вот в чем коренная причина тотальной ошибки человека. А главным следствием его становится то, что человек «не знает себя», не знает, что «хорошо и что плохо» именно для него, а не для семьи, друзей, начальника, коллектива, общества, страны…..

Первейшие этические принципы поведения он черпает, опираясь не на критерий Жизни, а на выученные, внесенные извне постулаты: так учили родители, так говорил педагог, так сказал великий ученый, таков прогноз уважаемой газеты, об этом пишут эксперты…..

А когда жизнь, основанная на недоказанных, принятых на веру принципах, словах, мнениях, рушится: отсутствует заработок, нет удовлетворения и удовольствия, пропадает естественный «драйв» — тогда возникает тоска и сомнение, а затем появляется страх.

Именно страх — то чувство, которое свойственно «потерявшемуся ребенку». Следствием его является депрессия, невроз, психосоматика, а на уровне внешних социальных проявлений — агрессивное упорство в отстаивании своей позиции, в «продавливании» своей точки зрения, в навязывании новых постулатов, которым должны следовать другие.

Таков наш мир сегодня.

Выход из подобного тупикового пути может быть только один — возвращение «на землю обетованную», т.е. возращение к себе — себе исконному, природному.

Интуиция — природный дар, но служит он только тем, кто не изменяет своей природе. Только основываясь на природном критерии, мы имеем возможность идентифицировать возникший как вспышка образ, как образ природной интуиции, изолировав его от образов нашей памяти, образов, привнесенных извне и не имеющих к нам отношения, образов, основанных на комплексуальной структуре нашей психики.

А далее, изолировав голос интуиции от всех помех, задачей человека является поиск средств, инструментов, возможностей, чтобы воплотить эту «подсказку» в жизнь. Сделать это необходимо, поскольку интуиция говорит о том, чего хочет Жизнь в данном месте и в данное время. Ведь Жизнь реализуется посредством каждого из нас. Именно поэтому предназначением человека, его долгом является успешное претворение воления Жизни.

На этом этапе в дело вступает наша рациональность. Ведь именно она является оператором, менеджером нашего земного существования. Цель указывает интуиция, а средства находит рациональность, она прокладывает путь — деньги, люди, места, встречи, бюрократия, законы, налоги….. Умелое управление всем этим — гарантия воплощения интуиции в каждодневной реальности нашего существования.

И тогда Жизнь становится творчеством, а человек творцом, подобным Творцу прекрасного и бесконечного мироздания.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Светлана Матвеева
Генеральный директор, Москва

Спасибо, Александр! Тема близкая и очень понятная. Жить интересно. Иногда нужно столько терпения, чтобы понять замысел...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.