Бизнес с акцентом: как национальные особенности влияют на корпоративную культуру

Все-таки работа в компаниях brand-name имеет очевидные плюсы. Сравнимый с западным доход, окружение, состоящее из успешных людей, возможность посмотреть мир за счет родной корпорации, и даже шанс остаться жить и работать в офисе за пределами России — ради этого стоит выучить иностранный язык и получить диплом мастера делового администрирования от престижной бизнес-школы. Но знаний о законах функционирования бизнеса может оказаться недостаточно: успешный менеджер должен уметь находить общий язык с людьми с разных концов света. Одним знанием «матчасти» тут сыт не будешь. Чтобы карьера удалась, важно уметь в минимальные сроки стать для «аборигенов» «своим в доску».

Национальные особенности диктуют различия в корпоративных культурах: понятно, что сотрудники офисов США и Японии будут вести себя совершенно по-разному — даже в рамках одной компании. Но как узнать наверняка, с чем вам придется столкнуться? Над этим вопросом бьются ведущие социологи. Один из них — голландец Геерт Хофстеде — построил свою теорию того, как менталитет влияет на особенности корпоративной культуры. Результаты его изысканий (собранные, между прочим, во время многолетних исследований) опубликованы в блоге компании Halogen Software, которая занимается разработкой софта для оценки и повышения эффективности сотрудников.

Прежде всего исследователь выявил пять основных «аршинов» для измерения корпоративной культуры в разных странах. Первый — «власть сильного против голоса слабого». Оценивается, насколько неравномерно распределяется власть и насколько ярким оказывается социальное неравенство в коллективах. Второй «аршин» - «индивидуальность против коллектива». Эта категория оценивает возможность карьерной и личностной самореализации в рамкам коллектива. Третий - «мужественность против женственности». Тут все понятно. Для мужских коллективов характерны важность осознания собственной конкурентоспособности, амбиции и важность статус-символов. Для женских — отношения внутри команды и качество совместной работы. Четвертый критерий - «желание избегать неопределенностей»: насколько тот или иной коллектив чтит официальные или неписанные правила. И пятый «аршин» - «ориентация по целям, то есть на тактические или на стратегические». Стратегию видно сразу: команды, выбравшие стратегические цели, идут к ним целенаправленно и не спеша, для них важны семья, дисциплина и социальные обязательства.

Пять парадигм Геерт Хофстеде использовал как аршины при измерении национальных особенностей бизнеса в той или иной стране. Так, социолог выяснил, что японская бизнес-культура очень высоко ценит порядок и испытывает потребность к тому, чтобы каждый сотрудник — будь то мужчина и женщина - знал свою ячейку в корпоративной матрице. Японские коллективы сосредотачиваются на долгосрочных целях, а также не слишком подавляют личность, давая ей широкий простор для саморазвития и профессионального роста. Это объясняет два кадровых феномена Страны восходящего солнца: при таком подходе считается нормальным проработать всю жизнь в одной компании и при этом не рваться в начальники любой ценой. Ценности корпоративного общества Японии органически поощряют статус опытного специалиста, мастера своего дела.

Китай любит жить по традиционным порядкам, но при этом с прицелом на будущее — так что здесь программа Коммунистической партии Китая смотрится весьма правдоподобно. Благодаря сильному влиянию конфуцианства китайцы - немного «тормоза»: они думают, что проблемы рассосутся сами собой — надо лишь подождать немного. Еще в них силен коллективистский менталитет и уважение к старшим, с которыми все живут в мире и никто никогда не спорит. В этой связи начальник-самодур получает в Китае полный карт-бланш.

Ориентированные на качество и совершенство продуктов немецкие компании отличаются демократичностью корпоративной культуры: боссы запросто общаются с подчиненными, поскольку считают, что хороший продукт создается совместным трудом. Немцы — индивидуалисты: личность в корпоративной системе ценностей котируется очень высоко. Ну и в немецких компаниях традиционно больше мужественности. Конкурентоспособность, интеллект и честолюбие по сию пору помогают немцам оставаться лидерами во множестве отраслей мировой экономики.

При оценке особенностей корпоративной культуры в шведских компаниях в глаза бросается высочайший уровень индивидуализма: даже на работе личное пространство сотрудника безоговорочно уважается. По «половому признаку» коллективы шведских компаний — все больше женского типа, поскольку качество жизни ставится выше каких-то статус-символов. А педантичность и аккуратной шведов, по нашим оценкам, проистекает из избегания неопределенности любой ценой. Бардак им противен, и они согласны избегать его любой ценой — в том числе следуюя правилам.

Американские компании, как ни странно, тоже не любят неопределенностей. Пр этом уровень власти начальников над подчиненным довольно средненький. В корпорациях преобладает «мужской» тип поведения (конкуренция в крови у всех жителей той страны — видимо, сказывается культивируемое стремление к Американской Мечте), с одновременной ориентацией на стратегическую перспективу и на традиции.

Жаль, что в сравнении не приняла участие Россия. Пять «аршинов», попеременно приложенных к бизнесам нашей страны, позволили бы лучше понять, кто они такие, эти российские компании. Хотя, может, оно и к лучшему: узнать, что ты безусловный «азиат», хотя лез из кожи вон, чтобы быть «европейцем», наверное, не очень приятно.

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Какие навыки проверяют работодатели при найме на высокооплачиваемую должность

Помимо необходимой квалификации и опыта, работодатели за последний год стали все больше внимания уделять мягким навыкам и проверять их на этапе собеседования.

Половина работодателей планируют выплатить сотрудникам новогодние премии

В большинстве случаев компании выплатят премии всем сотрудникам.

Нейроинтерфейс от Skillbox и Neiry поможет выбрать профессию

Новая технология работает на базе электрической активности мозга, помогая измерять поведенческие паттерны человека.

Почти половина россиян собираются работать на новогодних праздниках

Трудиться во время новогодних каникул будут в большей мере жители Перми, Волгограда, Самары и Нижнего Новгорода.