Как найти призвание и превратить его в профессию

Анна Кан, преподаватель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» НИУ ВШЭ, специально для Executive.ru

Анна Кан – клинический и бизнес-психолог, executive коуч и организационный консультант, исследователь феномена призвания, психодинамики профессионального выбора и современных практик устойчивого развития организаций, сооснователь издательства бренд-медиа «Дорогая редакция». Имеет более 15 лет опыта частного психологического консультирования, в том числе проводит авторские групповые мастерские по осмыслению участниками своего призвания. Сертифицированный коуч и супервизор Ассоциации психоаналитического бизнес-коучинга, ассоциированный член Московской психоаналитической ассоциации. 

«Займись тем, что тебе нравится, и больше не будешь работать ни дня в своей жизни».  Эту фразу ошибочно приписывают Конфуцию, но пусть великий китайский мыслитель ничего такого и не говорил, запрос на поиск призвания актуален во все времена. 

Для начала надо понять, что же скрывается за этим запросом. Например, человек приходит к бизнес-психологу с формулировкой: «Кажется, я занимаюсь чем-то не тем, хочу найти "свое" дело». И тогда нам важно понять, что значит «не тем», что за идея стоит за «своим делом», и какие проблемы в представлении клиента это «свое дело» должно решить.

Или, как это часто бывает, приходит клиент и говорит: «Хочу найти свое предназначение». Обратим внимание на эзотерический подтекст слова «предназначение»: возможно, бессознательно человек ждет, что где-то на скрижалях высечено, чем конкретно он должен заниматься и для чего создан. Если человек пришел к коучу за этим, то конструктивная работа по осмыслению вариантов профессиональной реализации будет затруднительной.

Между тем, призвание — вполне рабочая концепция в психологии профессионального поведения, пришедшая к нам из философии. Словарь Ушакова определяет призвание достаточно точно — это «склонность, внутреннее влечение или предрасположение к какому-нибудь делу при убеждении, что обладаешь нужными для него способностями». То есть, кроме тяги к чему-то, появляется измерение задатков, которые могут развиться в способности, и это уже далековато от эзотерического «предназначения». 

Как понять, в чем твое призвание?

Короткий ответ звучит так: оно находится в области пересечения трех кругов — «хочу», «могу» и «надо».

У каждого человека есть интересы (хочу), есть собственный набор склонностей и способностей (могу), а «надо» может быть очень разным — стремление делать мир лучше, развивать семейную традицию или просто зарабатывать деньги. Словом, «надо» — это индивидуальные ценностные ориентиры.

Казалось бы, все просто: нарисуй для себя эти три круга, выпиши свои хочу-могу-надо, посмотри, где они пересекаются, определись и действуй. Но многие люди попросту не знают, чего они на самом деле хотят. Уровень «надо» тоже может создавать сложности. Часто клиенты приходят с ворохом идей и интересов, которые даже не хотят рассматривать, так как они «слабо монетизируются». Или, скажем, интересы человека лежат в сфере ландшафтного дизайна, а он, опираясь на свои представления о чести семьи, продолжает династию кадровых военных и ждет выхода на пенсию, чтобы, наконец, заняться бонистикой. Разобраться с этим могут помочь психологи и коучи, особенно психоаналитической школы.

Еще сложнее с тем, что человек может делать. Есть упрощенное представление: чтобы мы стали по-настоящему хороши в своем деле, нам нужно 10 тысяч часов осознанной практики. Разумеется, это не догма, кто-то начнет демонстрировать мастерство уже на шестой тысяче, а кому-то понадобятся все пятнадцать, но суть применима к большинству областей.

Проще говоря, практически невозможно понять, твое это дело или не твое, если не инвестировать в него достаточное количество часов. Но в современном мире кропотливая инвестиция времени в свое мастерство по разным причинам встречается все реже — и люди могут и в 30-35 лет толком не понимать, что же они на самом деле могут делать по-настоящему хорошо.

Здесь показательно масштабное исследование «Сбербанка» о современной молодежи. Установка на собственную уникальность, непременный поиск себя и гедонизм порой приводит к «параличу выбора»: стать счастливым можно только если найдешь «свой путь», но любые трудности приводят к ощущению пути «не своим». Хочется быть состоявшимся, красивым, богатым к 25-30 годам, а если этого не происходит, да к тому же у человека как будто бы нет явных «выпуклых» талантов (музыкант, художник, спортсмен и т.д.), он полагает, что просто еще не нашел себя.

Но в то же время он не готов вкладывать большое количество часов в исследование и развитие своих способностей — ведь затраты серьезные, а гарантий нет никаких. И тогда проще не делать совсем ничего, оплачивая это страданием нереализованности. 

 Я для профессии или профессия для меня?

Многие сложности связаны с общим устройством системы. Мы привыкли, что уже в 16-17 лет, после школы, человеку нужно определиться со своим будущим, выбрать специальность и институт — а затем, потратив еще несколько лет на обучение, он должен идти и устраиваться на соответствующую работу. 

Система профориентации по большому счету не изменилась с начала XX века, когда Фрэнк Парсонс заложил основы карьерного консультирования. Есть некий набор компетенций и навыков, под который из «атласа профессий» выбирается та, что как будто больше всего подходит. И это чаще всего не срабатывает. Современный мир меняется намного быстрее, одни специальности отмирают, другие появляются — и весь подход на самом деле переворачивается с ног на голову.

Вместо попытки «мэтчинга» с уже существующим набором профессий человеку следует прежде всего определить свой ключевой деятельностный процесс — то, что он так или иначе уже делает во всех областях своей жизни. В работе, в учебе, даже в детской игре есть что-то главное, что мы повторяем раз за разом и позволяем своим нейронным цепочкам инвестировать туда достаточное количество материала. И уже на этот «каркас», как платье, можно надевать разные профессии — или изобретать новую, под свой процесс, что все чаще происходит в современном мире.

Как определить этот ключевой процесс? Надо исследовать свой профессиональный путь и попробовать уловить и сформулировать, что же такого вы делаете снова и снова. Кто-то постоянно превращает хаос в систему, кто-то рассказывает истории, кто-то в любой из своих карьер обучает и растит, кто-то раз за разом смело идет «за фронтир», а ухаживать за уже протоптанными тропами — вовсе не его процесс, но призвание кого-то другого.

Таким образом, определив свой ключевой деятельностный процесс, человек уже может «надевать» на него платье-профессию, исходя из двух других кругов, о которых мы говорили — индивидуальных «хочу» и «надо».

Примечательно, что даже в самой нелюбимой работе можно найти элементы, которые приносят ощущение удовлетворения. Это особое состояние можно назвать «удовлетворением от оптимального использования нервной системы». Это ощущение, что ты находишься на своем месте, делаешь то, что у тебя действительного получается, время летит незаметно, концентрация предельная. Михай Чиксентмихайи описал это в своем знаменитом исследовании как «оптимальное переживание» и назвал его состоянием потока. Важно не путать это состояние с тем, как используют термин «поток» в инста-марафонах, а также с пассивным удовольствием от просмотра сериалов и поглощением вкусной еды.

Если вернуться к исследованию «Сбербанка»: молодые люди хотят ходить на работу и каждый день получать от нее удовольствие, сродни гедонистическому, но это нереалистичная ситуация. Чтобы нервная система «замурчала», нужно инвестировать в дело время, преодолевая трудности. 

Как применить все это на практике

Поиск призвания — это не эзотерика. Есть клиенты, в том числе и среди успешных топ-менеджеров, которые ждут знамения — вроде горящего куста, как у Моисея, или прихода Морфеуса, как у Нео. Они могут потратить годы на поиски озарения, «божественного голоса свыше», а куст все не горит. 

Если же брать дело в свои руки и создавать свой собственный профессиональный смысл, то можно воспользоваться таким подходом:

  1. Из всего, чем можно заниматься в жизни, занимайся тем, что тебе нравится.
  2. Из того, что тебе нравится, занимайся тем, где ты можешь быть достаточно хорош.
  3. Из того, в чем ты достаточно хорош, занимайся тем, что приносит больше всего отдачи — ну, или тем, за что тебе больше всего платят.

Надо понимать, что здесь не бывает «волшебных таблеток». Если так вышло, что раньше в жизни вы мало во что инвестировали достаточное количество часов — придется потратить время и попробовать. Можно наметить три потенциальных дела, попадающих в пересечение тех самых трех кругов, и, не разрушая текущую карьеру, выделить на каждое из них хотя бы «20 часов новичка».

За это время вы вряд ли чему-то научитесь всерьез, но задача здесь — почувствовать внутренний отклик, то, что я называю «мурчанием синапсов», вашу внутреннюю реакцию, желание продолжать. Здесь есть определенная доля риска, которую просто надо принять.

Как быть, если вы нащупали свое призвание, но понимаете, что оно не принесет заработка здесь и сейчас? Опять же, подходить к вопросу реалистично и двигаться поэтапно. Конечно, кто-то может просто взять и резко перевернуть свою жизнь — но чаще всего у людей есть финансовые запросы, обязательства, семья. В этом случае надо быть готовым к плавному переходу: занимайтесь новым делом параллельно, совершенствуйтесь в нем, и обязательно почувствуете момент, когда оно сможет стать основным.

Как в поиске призвания может помочь психоаналитический консультант

Задача психоаналитического коуча — помочь лучше понять свой истинный запрос, который зачастую связан с областью бессознательного. Например, человек приходит с вопросом: «Кажется, я занимаюсь чем-то не тем, помогите найти новое направление карьеры». А на самом деле у него могут быть накопившееся неудачи в личной жизни, и есть фантазия, что обретением своего призвания он сможет заполнить образовавшуюся пустоту, что будет отражаться на процессе «поиска» — все будет «не тем», потому что то, что он ищет, лежит в другой плоскости.

Или, например, клиент знает, что ему нравится, чувствует в себе предрасположенность, но у него есть внутренние конфликты. Скажем, родители твердили, что музыкой на жизнь не заработать, или учитель в школе как-то заявил, что не быть человеку хорошим математиком. Психоаналитический подход позволяет выявить глубинную суть проблемы, после чего определить дальнейшее направление работы.

Чтобы сделать первый шаг — посмотреть, что стоит за запросом, в чем основные сложности и определиться с дальнейшим планом действий — часто достаточно трех сессий, причем за них даже не обязательно платить. Например, в НИУ ВШЭ в рамках магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» работает проект «Доступный коучинг», где любой желающий может получить три бесплатные консультации от действующих слушателей и выпускников под руководством опытных коуч-супервизоров с многолетней практикой.

Для полной проработки запросов на профессиональную реализацию с психоаналитическим коучем обычно хватает от 10-15 сессий до года. Специалист поможет исследовать проблему, разобраться в тех самых трех кругах, определиться с потенциальными направлениями развития, сопроводит в процессе экспериментов и поможет лучше понять их результаты.

И даже когда внутренняя формулировка призвания, резонирующая человеку на сейчас, найдена, сотрудничество может продолжаться. Например, человек поменял карьеру и ему нужна помощь с адаптацией в новой сфере. Или у него появился совершенно другой запрос. Тут все индивидуально. Такой формат хорошо работает и в связке с традиционным карьерным консультированием: психоаналитически ориентированный специалист помогает с разрыхлением запроса и проработкой внутренних конфликтов, человек лучше понимает то, чего он хочет, а карьерный консультант помогает отточить резюме, распланировать переход в выбранную сферу.

Самое главное — если у вас появилось ощущение, будто вы занимаетесь чем-то не тем, находитесь не на своем месте, обращайтесь к профессионалам, говорите об этом, инвестируйте в то, чтобы лучше понять себя и сконструировать свой собственный смысл и вдохновляющий профессиональный путь. 


На магистерской программе «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» НИУ ВШЭ слушатели получат практические навыки, необходимые для индивидуальной и групповой работы с менеджерами различного уровня, консультирования организаций, достижения изменений в организационном поведении и собственном развитии. Подробнее о программе – на сайте НИУ ВШЭ

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Researcher, Москва

Начали за здравие, а закончили психоаналитическим консультантом.

Начав читать подумал -- ну вот, как же это прекрасно! Кто-то поднял самый главный карьерный вопрос.

Но, когда дочитал до середины -- уже почувствовал, что, видимо, будет какой-то подвох.
И в конце, когда на меня вдруг выпрыгнул психоаналитический коуч -- все сразу стало ясно. Закрыл статью, пошел помыл руки.

Поиск призвания -- это очень глубокий духовный опыт и работа. Сугубо личная, один на один со своим высшим Я. Ибо подразумевает поиск очень тонкого интимного баланса между разумом и сердцем. Который, как и в квантовом мире, чрезвычайно чувствителен к любым посторонним помехам.

И третий, кем бы он ни был, в этих отношениях -- совершенно лишний.
Тем более какой-нибудь коуч, которому

для полной проработки запросов на профессиональную реализацию обычно хватает от 10-15 сессий до года

 ... обычно хватает...

Тема отличная.
И из нее можно было бы сделать статью-конфетку, которая стала бы ярчайшим бриллантом в короне E-xecutive. Которая разошлась бы на цитаты по всему Интернету на полусотне мировых языков. Которая стала бы культовой, оказав кардинальное влияние на мировоззрение целого поколения, и сделав ее автора современной иконой в вопросах поиска карьерного дзена.

Но получилось то, что получилось... От 10-15 сессий до года должно хватить.


Карьерный дзен. Мне кажется, неплохая идея принта для мерча портала.


Алексей Уланов +9834 Алексей Уланов Начальник участка, Москва
Сергей Средний пишет:

Поиск призвания -- это очень глубокий духовный опыт и работа. Сугубо личная, один на один со своим высшим Я. Ибо подразумевает поиск очень тонкого интимного баланса между разумом и сердцем. Который, как и в квантовом мире, чрезвычайно чувствителен к любым посторонним помехам.

Сессии платные, а это значит от постронних помех в виде материальных благ Коуч Вас освобождает. 

Путь предлагаемый Коучем тупиковый потому что использует в основе лживую схему поиска "хочу" + "могу"+"надо" = "призвание". Давайте ее проверим при помощи первого попавшегося примера - "я хочу красивых длинноногих брюнеток, я их могу это надо" = "мое призвание" или "я хочу яишницу с салом, я ее могу, и это надо" = мое призвание или "я хочу в туалет по малому, я могу, и это надо". В указанных областях пересечений лежит огромное количество вариантов действий не позволяющих прийти к решению. 

Касаемо духовной работы. Наша система обработки информацией получает кучу сигналов с животного уровня в виде программ действий, с личного уровня в виде привычных наработанных программ, особоценного личного мнения о себе, социальных ожиданий других людей. Все это заглушает негромкий голос нашей Души. Поэтому очень важно каждый из указанных сигналов осознать, идентифицировать и уметь мерить интенсивность. Как только мы научаемся это делать мы можем этим управлять и выделять сигнал который был незаметен ранее. 

Акцентирую Ваше внимание на катострофическо низком уровне публикуемых материалов. Каждый прочитываемый абзац это логическая катастрофа. Мне кажется я тоже скоро могу рождать такие тексты:

"... задача травы  - показать нам истинную красоту, восприятие которой безусловно связано с областью нашего бессознательного. А что же делать слону пришедшему на поле в поиске любимой? Спросите Вы и будет правы. Ведь наша правота базируется на согласованных в обществе договоренностях. Так зачем же слону трава раз любимая открыла ему свое непаханное поле? А это самый важный гендерный вопрос...".

Researcher, Москва

По технике:
Если данная статья есть некий тизер с акцентом на коммерцию, то как продающая она очень слабая.

Если же она призвана главным образом капитализировать имя как бренд ее автора, то в ней много лишнего, если не сказать пошлого, что в общем вредно для бренда.

Смешивать эти вещи в одном сосуде не лучшая идея -- не сработает ни то, ни другое.

Список своих регалий и орденов лучше сократить вдвое. Иначе создается впечатление, что автор жуть как хочет казаться убедительней. 12 строк титулов выдают внутренние сомнения в себе и желание казаться больше.

И еще, термина коуч в самопозиционировании лучше избегать. Он сильно обесценился в последние годы появлением на этом рынке легиона представителей профессии без образования, знаний и опыта.
И это больше вредит имиджу автора.

По смыслам:
Мне кажется, автору прежде всего следует найти собственный баланс между хочу и могу. И осознать, наконец, что нет никакого надо.

Деньги являются закономерным следствием самоактуализации итндивидуума в предмете своей (профессиональной) страсти. Поэтому три пункта практической части я бы свел вообще к одному -- фокусируйся только на том, в чем ты видишь красоту и баланс.
Вознаграждение приходит автоматом. И оно будет прямопропорционально количеству вложенной (профессиональной) страсти в свой продукт.

Надеюсь, это было интересно и полезно.

IT-менеджер, Красноярск
Алексей Уланов пишет:
Давайте ее проверим при помощи первого попавшегося примера - "я хочу красивых длинноногих брюнеток, я их могу это надо" = "мое призвание"

Я знаю одного парня, который еще в студенчестве начал организовывать ежегодное мероприятие "Мисс Азия - Сибирь". Сейчас, это вполне солидное мероприятие... 

IT-менеджер, Красноярск
Сергей Средний пишет:
Поиск призвания -- это очень глубокий духовный опыт и работа. Сугубо личная, один на один со своим высшим Я. Ибо подразумевает поиск очень тонкого интимного баланса между разумом и сердцем. Который, как и в квантовом мире, чрезвычайно чувствителен к любым посторонним помехам.

Не обошлось без изотерики, да? 

IT-менеджер, Красноярск
Алексей Уланов пишет:
задача травы  - показать нам истинную красоту, восприятие которой безусловно связано с областью нашего бессознательного.
А что же делать слону пришедшему на поле в поиске любимой? Спросите Вы и будет правы. 
Так зачем же слону трава раз любимая открыла ему свое непаханное поле?

Хорошие хокку. Сильный сюжет! У вас призвание... 

Консультант, Москва
Сергей Средний пишет:
Деньги являются закономерным следствием самоактуализации итндивидуума в предмете своей (профессиональной) страсти. Поэтому три пункта практической части я бы свел вообще к одному -- фокусируйся только на том, в чем ты видишь красоту и баланс.
Вознаграждение приходит автоматом. И оно будет прямопропорционально количеству вложенной (профессиональной) страсти в свой продукт.

Не придет вознаграждение автоматом, здесь вы очень сильно ошибаетесь и всех вводите в заблуждение. Это МИРАЖ!

В нашем прагматичном мире деньги не зарабатывают, а выбивают из работодателя! Сделать качественно  свою профессиональную работу еще не значит получить за неё заслуженную оплату. Этой оплаты надо добиваться  разными способами, некоторые из них не свосем этичны. Я имею виду ВТОРИЧНУЮ выгоду от каждой профессии.   

Researcher, Москва
Валентина Путилина пишет:

В нашем прагматичном мире деньги не зарабатывают, а выбивают из работодателя! Сделать качественно  свою профессиональную работу еще не значит получить за неё заслуженную оплату. Этой оплаты надо добиваться  разными способами, некоторые из них не свосем этичны. Я имею виду ВТОРИЧНУЮ выгоду от каждой профессии.

Я никогда ничего ни из кого не выбивал. Я вообще противник борьбы, но сторонник правильного (сердечного) выбора.

Просто кроме умения делать качественно свою профессиональную работу нужно чуть раньше сделать правильный выбор работодателя.
О том как следует делать выбор, чтобы не ошибиться и не бороться потом с ветряными мельницами, я написал здесь уже несколько заметок. Может быть созрею и на пост. И даже может быть с кем-либо в соавторстве :)

Консультант, Москва
Сергей Средний пишет:
Просто кроме умения делать качественно свою профессиональную работу нужно чуть раньше сделать правильный выбор работодателя.О том как следует делать выбор, чтобы не ошибиться и не бороться потом с ветряными мельницами, я написал здесь уже несколько заметок. Может быть созрею и на пост. И даже может быть с кем-либо в соавторстве :)

Вы правы - нужно правильно выбирать работодателя. Тема интересная  - как выбирать, чтобы не ошибиться. Любопытно было получить просветление на этот счет.

Александр Мищерин +385 Александр Мищерин Президент, председатель правления, Санкт-Петербург

Если юному человеку "Хочется быть состоявшимся, красивым, богатым к 25-30 годам" и он считает вот это критерием успешности  из него ничего путного не выйдет. Торговец, спекулянт, разводила, пусть и успешный,  - не не талант. Правильно сказано "талант должен быть голодным". Если проследить истории успеха, а еще лучше - истории поражений, можно сделать простой вывод: те. кто добивался успеха в любой сфере, думали о деле, а не о финансовом результате, им нравился процесс, творчество. Конечно, тут же мне кто-то возразит кучей примеров. типа "вот Ротшильд мечтал о 100 млн. и дожить до 100, а пережил и перерос". Да, но кто здесь помнит . например, афинских олигархов поименно? Или сиенских банкиров? Они-то по тем временам были покруче. А вот Сократа помнят, и Рафаэля. Не надо сводить успех тупо  к баблу.  Все не так. в этой жизни. По всей стране и за рубежом успешно работают моих  30 проектов. Тысячи людей охвачены, и они однозначно получают пользу. И это мне нравится куда больше, чем скромный. но уверенный личный достаток. Так что я считаю себя более чем успешным, хотя по баблу и близко не стоял к Ротшильду :))))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Tesla заменит опционы на денежные выплаты для большинства сотрудников

В 2021 году штат Tesla вырос на 40% год к году — до 100 тысяч человек.

Авиакомпания Red Wings перестала допускать пилотов младше 35 лет на международные рейсы

Такие же проблемы есть у компаний у Utair и iFly.

Самозанятые работники смогут получать больничные

Согласно оценкам чиновников, воспользоваться такой системой страхования захотят примерно 2 млн человек.

Магазины Lego в России откроются под названием «Мир кубиков»

Все площадки планируют обновить до конца октября текущего года.