Как провести время на самоизоляции с пользой для бизнеса

Пришел карантин — клиенты пропали, малый бизнес никому не нужен, денег нет и делать нечего. Какие варианты у предпринимателей? Есть бизнес, который может подстроиться под новые реалии и уйти в онлайн. Рестораны — в доставку, фитнес-центры — в формат марафонов и онлайн-тренировок, языковые школы — в онлайн-обучение, а офлайн-магазины и аптеки перейти в интернет-магазины.

Но что делать тем, чей бизнес сейчас совсем не нужен? Владельцам турагентств, ивент-агентств, кинотеатров и гостиниц. Кризис рано или поздно кончится, и все вернется на круги своя. Значит, нужно только переждать и провести это время с максимальной пользой для себя и бизнеса.

Подумайте, как адаптироваться под новую реальность

Не нужно сразу сдаваться и закрывать свое дело до лучших времен. Подумайте, есть ли варианты, которые позволят остаться на плаву и не потерять связь с клиентами. Возможно, есть смысл расширить спектр услуг или сосредоточиться только на одной составляющей бизнеса.

Например, Максим до карантина оптом продавал шоколадки специального дизайна для В2В-конференций. Сейчас их перестали проводить, и он сидит без дела. Но есть варианты — можно договориться с новым интернет-магазином детских товаров и предложить им разработку брендированных шоколадок, которые они будут прикладывать в подарок к каждому заказу от 1000 рублей.

Чтобы придумать варианты для смены бизнес-модели, изучите опыт зарубежных и столичных компаний аналогичной направленности. Хорошо, что российским предпринимателям есть на что ориентироваться в этой трудной ситуации.

Для анализа нужно выбрать метод. Знакомые маркетологи рекомендуют анализ 5Р — по нему изучают стратегии конкурентов, оценивают подходы каждого и разрабатывают свой собственный. Есть модели 4Р и 7Р, но первая не учитывает влияние других людей на бренд, а вторая больше ориентирована на В2В. Соберите базу компаний-аналогов, и изучите их стратегию по пяти направлениям:

  • Product — что компания предлагает рынку и потребителю, включая функции, внешний вид, ассортимент, сервис, дополнительные услуги.
  • Price — цена в разрезе ценности для потребителя, себестоимости, наличия скидок и акций, нормы прибыли.
  • Promotion — продвижение в разрезе способов привлечения внимания потребителей, каналов распределения, управления запасами, мерчендайзинга.
  • Place — рынки присутствия, каналы и виды дистрибуции, условия дистрибуции, логистика.
  • People — какие люди влияют на восприятие продукта: торговые представители, продавцы, потребители из числа лидеров мнений, производители, VIP-клиенты.

Изучив особо успешных конкурентов, вы сможете перенять для себя лучшие решения и скорректировать стратегию под новую реальность.

Займитесь развитием онлайн-стороны своего бизнеса

Привычные способы коммуникации у офлайн-бизнеса больше не работают. До режима самоизоляции общение всегда было реальным: клиенты лично высказывали свои потребности, пожелания, замечания, приходили и рассматривали товары. Теперь этого делать просто нельзя, да и небезопасно.

Пропадать с радаров клиентов категорически нельзя. Их потребности никуда не исчезли. Все по-прежнему хотят вкусно есть, хорошо выглядеть, учиться и весело проводить время. Если вы не будете поддерживать связь, то даже самые преданные клиенты могут уйти к конкурентам и не вернуться, когда все закончится.

Во время карантина приходится искать новые пути общения. Все сидят дома, а интернет есть практически у каждого. В дело вступают главные убийцы времени — соцсети. Аналитики уже отмечают прирост ежедневной онлайн-активности пользователей практически в два раза. Значит, самый очевидный выход для бизнеса — перенести общение с клиентами в интернет.

  1. Создайте собственный сайт. Можно сделать это самостоятельно на бесплатных конструкторах, например, в «Тильде». Там есть подробные инструкции по разработке и готовые шаблоны.
  2. Развивайте контент-маркетинг для своего бизнеса:
    • расскажите о своей компании;
    • покажите, как ваш товар решает задачи потребителей;
    • сделайте руководства по использованию и обзоры;
    • напишите кейсы, чтобы показать свою экспертность.
  3. Заведите соцсети — это самый простой и оперативный способ взаимодействовать с клиентами. Рассказывайте об изменениях в режиме работы, новых акциях и скидках, создавайте полезный контент.
  4. Подключите рассылки через мессенджеры или электронную почту. Почти ⅔ бизнеса, задействованного в e-commerce, пользуется этими каналами коммуникаций. Во-первых, это способ держать клиентов в курсе новостей, а во-вторых — дополнительный канал продаж.
  5. Оптимизируйте рекламные кампании. То, что прекрасно работало еще в феврале, может стать абсолютно неэффективным в новой реальности. Отключите неактуальные кампании, и разработайте новые предложения.

Поработайте над собственной репутацией

Если вы отлично разбираетесь в какой-то теме, поделитесь своими знаниями с людьми. Это можно делать в собственных соцсетях и записывать видео для YouTube или поработать более глобально и написать статью для медиа, например, тут — на Executive.ru, в «Лайфхакер» или «ТЖ».

Попробуйте скооперироваться со смежным бизнесом и выступить экспертом. Например, если вы работаете дизайнером интерьера, обратитесь к риелторской фирме и договоритесь о совместном материале на тему «Как выбрать самую эргономичную планировку квартиры». И вам пиар, и им польза.

Еще один вариант — обратиться к инфлюенсерам: профессиональным блогерам или просто популярным потребителям ваших товаров. Например, если вы производите снаряжение для велотуристов, постучитесь в блог к популярному представителю целевой аудитории, и сделайте с ним совместный материал о подходящей одежде для весенних велопоходов. Если шьете нижнее белье, и содержите небольшой магазин, предложите подарить свои изделия блогеру за отзыв.

Раскройте скрытые таланты и найдите подработку

Если бизнес заморозился, и больше не приносит денег, то приходится искать альтернативные источники дохода. Подумайте, что вы умеете делать лучше других, и предложите свои услуги на биржах труда. Кризис наступил в офлайне, но онлайн-сфера продолжает развиваться. Спрос на удаленных сотрудников и специалистов в онлайне только растет.

Есть два варианта подработок: удаленно устроиться в штат или заняться фрилансом. На рынке пользуются спросом:

  • дизайнеры, которые создают красочные иллюстрации, презентации, брендбуки;
  • разработчики сайтов, которые помогут офлайн-бизнесу перейти в онлайн и создать интернет-магазины, платформы для онлайн-обучения;
  • копирайтеры, которые наполнят интересным и полезным контентом сайты, блоги и социальные сети;
  • SMM-специалисты, которые настроят таргетированную рекламу и составят стратегии продвижения в соцсетях;
  • IT-специалисты, которые обеспечат стабильную работу информационной инфраструктуры компаний: будут подключать удаленных сотрудников, решать технические проблемы;
  • сотрудники call-центра и техподдержки, которые обеспечат постоянную поддержку и консультации клиентам других компаний;
  • менеджеры по продажам, которые помогут поддерживать прежний уровень реализации через новые каналы связи;
  • юридические консультанты, которые научат предпринимателей правильно интерпретировать все изменения законодательства и принимать верные решения.

По мнению Александра Джабарова, руководителя пресс-службы HeadHunter, наименее уязвимые профессии — работники ритейла, логистики, складов, производители фармацевтики, репетиторы и няни.

Развивайтесь личностно и профессионально

Успешным предпринимателем становится тот, кто непрерывно учится и с каждым днем узнает все больше и больше нового. Мысли о том, что вы самый крутой спец в мире и умеете все, нужно гнать прочь — они главный тормоз развития.

Бизнесмен должен развиваться не только в профессиональной, но и в личностной сфере. Мы подобрали несколько общих компетенций, развитием которых вы можете заняться в период самоизоляции.

Такую же карту с нужными для себя компетенциями вы можете составить в любом сервисе для создания майндмэпок, например, Xmind. Главное — ориентироваться на то, что важно именно вам.

Пока действует режим самоизоляции, с практическим и очным обучением есть проблемы. Но многие компании, которые занимались офлайн-образованием, начали выходить в онлайн, а те, кто давно работал в онлайне, дарят обучающие курсы или делают на них большие скидки. Учиться можно по книгам, видео, аудиоматериалам и даже онлайн-конференциям. Выберите подходящие варианты из нашей подборки.

  • «Нетология» — открыла бесплатный доступ к множеству курсов, вебинаров, митапов и материалов от экспертов. Тут можно научиться маркетингу, программированию, дизайну, аналитике, управлению бизнесом.
  • Академия Microsoft — бесплатная возможность изучить основы программирования и компьютерной грамотности. Тут найдутся подходящие курсы и для начинающих, и для профи.
  • GeekBrains — сделали скидки до 40% на курсы по обучению профессиям и открыли 13 бесплатных интенсивов, где можно научиться программированию, веб-разработкам, рекламе в соцсетях, работе в Excel и созданию презентаций.
  • Bang Bang education — открыли 46 курсов о дизайне, типографике, иллюстрированию, леттерингу, программированию и многому другому.
  • «Альпина» — подарили 70 электронных книг на разные темы: от прокачки памяти до теологии.
  • «Школа Skolkovo» — бесплатная подборка видео-лекций для прокачки навыков в бизнесе и карьере.
  • «Открытый университет Егора Гайдара» — курсы по экономическим и социальным дисциплинам.Также на сайте доступны видеолекции и материалы блога.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Попробуйте спрогнозировать, что будет происходить через два месяца, желательно - с цифрами и существенными условиями. Запечатайте в конверт, уберите. Через два месяца вскройте, прочитайте и посмейтесь....

HR-директор, Москва

Лилия, вы молодец. Очень информативно. Хочется уточнить, что именно для себя из вами перечисленного, применили вы в рамках проекта, которым руководите? 

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

Во время карантина приходится искать новые пути общения. Все сидят дома, а интернет есть практически у каждого. В дело вступают главные убийцы времени — соцсети. Аналитики уже отмечают прирост ежедневной онлайн-активности пользователей практически в два раза. Значит, самый очевидный выход для бизнеса — перенести общение с клиентами в интернет.

Создал кинотеатр или ресторан сайт для общения онлайн со своими оффлайн клиентами. А как эти клиенты узнают, что они открыли свой сайт и зачем он им нужен? У людей есть свой набор онлайн-общения.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.