Особенности женского нетворкинга: на яхту или на охоту?

Примерно такой вопрос ехидно задавал мне внутренний голос, пока я здоровалась с «нужным человеком». Он осторожно жал мне руку и, похоже, тоже не понимал, о чем со мной можно дружить. А дружить стоило – от «нужного человека» зависела важная часть нашего крупного проекта и еще нескольких в будущем. Мы, в свою очередь, обещали внакладе не остаться.

В общем, обе стороны были крайне заинтересованы, и будь на моем месте мужчина, это знакомство положило бы начало долгим приятельским отношениям на почве взаимовыгодного сотрудничества. Но я была женщиной, что не вписывалось ни в один традиционный сценарий делового приятельства, наполненный радостными для «нужного человека» событиями: охотой, рыбалкой, спортивными мероприятиями и походами по ресторанам…

Постановка проблемы

Вышеописанная ситуация вам знакома? Мой личный опыт и наблюдения подсказывают, что одной из значимых причин такого маленького количество женщин на ведущих позициях крупных компаний являются трудности с выстраиванием неформальных отношений с мужчинами-руководителями, сотрудниками, клиентами. И это не придуманные, а реальные трудности, вызванные объективно существующими гендерными различиями интересов и возможностей. В конце концов, не мне вам рассказывать, как много надо иметь здоровья, чтобы съездить на русскую охоту или рыбалку.

Женская инициатива в направлении «сойтись с кем-то поближе» пока тоже труднореализуема. Хотя в крупных городах предложение пообедать от женщины-сотрудника или делового партнера уже не вызывает у мужчин сильного удивления, какая-то натянутость в общении все равно просвечивает. Да и само «сойтись поближе» при гетероделовом контакте звучит несколько двусмысленно.

В общем, картина складывается нерадостная: женщины, по сути, ограничены в возможностях использования такого эффективного инструмента развития карьеры и бизнеса, как нетворкинг. Это при том, что грамотный нетворкинг помогает даже инструктора по фитнесу превратить в исполнительного директора British American Tobacco. Не верите – читайте тут.

Что могут сделать женщины в бизнесе для исправления ситуации

1. Перестать недооценивать важность нетворкинга

Нетворкинг помогает решать массу задач: найти и сохранить клиентов, поменять работу, добыть информацию. И построить карьеру.

Частое женское заблуждение – «я буду много и хорошо работать, тогда меня заметят и продвинут». Заметят – да, пододвинут к себе поближе – возможно, но продвинут – вряд ли. Чтобы продвинули, нужно больше, чем быть просто хорошим специалистом: нужны управленческие навыки, лидерство, предвидение, харизма. Но что еще очень важно – нужно стать «своим человеком» для собственника, руководителя, деловых партнеров. Последнее, без грамотного выстраивания неформальных отношений, невозможно.

2. Найти гаранта

Гарант – это статусный мужчина, который имел положительный опыт сотрудничества с вами, и готов вас представлять как достойного делового партнера. Чем больше таких гарантов могут вас отрекомендовать, тем лучше.

3. Не принижать свои достижения

Человек без достижений – объект для нетворкинга неинтересный, поэтому об излишней скромности лучше забыть.

Учиться стоит у мужчин. Они это делают виртуозно и даже с некоторым перевыполнением.

Пример: компания, в которой подразделения были названы дирекциями. Руководят этими подразделениями, соответственно, директора и их заместители. В профилях в соцсетях мужчина и женщина, занимающие позиции таких заместителей, обозначили свои должности как «Зам.директора, ООО Василек» и «Зам.директора Дирекции по закупкам ООО Василек». Угадайте, какое из этих обозначений принадлежит мужчине?

4. Соблюдать баланс

Три момента, которые надо знать о мужчинах в этом направлении:

1) Они отлично чувствуют равновесие при соблюдении главного принципа нетворкинга: «Сегодня я – тебе, а когда-нибудь ты – мне».

2) Они многое понимают буквально. В том числе, фразы «Ну что вы! Не нужно благодарности! Мне это ничего не стоило».

3) С раннего детства они привыкли к бескорыстной и даже самоотверженной помощи женщин.

В деловых отношениях между мужчиной и женщиной пункты №2 и №3 выше могут отменить для мужчины обязательность соблюдения принципа, указанного в пункте №1. То есть нарушить баланс, без которого обоюдовыгодный нетворкинг превращается в одностороннюю эксплуатацию.

Помня об этом, важно найти правильные вербальные формы завершения своего раунда помощи. Если совсем трудно, пересмотрите трилогию «Крестный отец». Там показан несколько экстремальный вариант нетворкинга, но формы завершения переговоров продемонстрированы отлично.

И, безусловно, не стоит стесняться просить об ответной услуге, ведь это входит в правила игры. Главное, соблюдать равновесие.

5. Вести себя сдержанно

Бытует мнение, что женщины более мужчин склонны к эмоциональной нестабильности. Проявлений этой нестабильности в бизнесе подспудно ждут и опасаются партнеры-мужчины. Поэтому в аналогичных ситуациях совершенно одинаковая реакция может быть истолкована как справедливая злость – для мужчины, и как истерика – для женщины. И если первое, скорее – свидетельство силы, то частое второе – клеймо профнепригодности для руководящих позиций. Женщинам стоит об этом помнить и регулировать свои внешние проявления в деловой среде.

Особенно важно контролировать голос. Милое щебетание или интонации Татьяны Дорониной на совещании далеко не всегда уместны (хотя, надо признать, в некоторых телефонных переговорах они могут творить чудеса). И, конечно, редкая женщина способна красиво кричать. В большинстве случаев при переходе на повышенные тона в женском голосе появляются неприятные визгливые нотки.

Я где-то читала, что природа специально обеспечила высокие ноты в голосе женщин и детей, чтобы в случае опасности их было легче найти и помочь. Может и так. Но с женщиной с такими нотками не хочется строить бизнес. Ее хочется завести подальше в лес и бросить.

6. Найти внегендерное хобби

Яхтинг, гольф, теннис, дайвинг, коллекционирование – любой вид развлекательной активности, который:

1) привлекателен для вашей целевой аудитории обоих полов,

2) дает возможность для общения,

3) не предполагает острой конкуренции с мужчинами.

Относительно высокая стоимость «входного билета» такого хобби (членские взносы, экипировка, специальное оборудование и т.д.) будет только плюсом.

7. Следить за внешностью

В мужском мире бизнеса женская привлекательность дает определенные преимущества, и глупо этим не пользоваться. С ухоженной, со вкусом одетой и доброжелательной женщиной нравится общаться. Ей хочется помогать. А вот несчастное, замученное работой существо видеть рядом неприятно. Оно вызывает угрызения совести и подозрения в неэффективности. Как говорил один мой коллега (мужчина): «не умеешь работать головой – работай допоздна».

Современный эталон успешного человека любого пола – хорошо выглядит и полон энергии. Времена, когда «мерилом работы считали усталость», давно прошли.

8. Дружить семьями

Да, вы не можете полноценно дружить с мужчиной, но с ним может дружить ваш муж. Совместный отдых, детские праздники и семейные выезды на пикник очень сближают.

Важно: не стоит пытаться подружиться с женой руководителя или делового партнера, если вы хороши собой и не замужем. Пожалуй, при таких обстоятельствах ей лучше вообще вас не видеть.

9. Помогать женщинам

Из личных водительских наблюдений: если в московской пробке одной из машин нужно перестроиться в другой ряд, вероятность того, что ее пропустят, составляет примерно 90% – если перестраивается женщина, а за рулем соседней машины мужчина; 50% – если за рулем обеих машин мужчины; и не более 5% – если на дороге встретились две женщины.

К моему большому сожалению, в бизнесе тоже так. Женщинам трудно выстраивать неформальные отношения с мужчинами, но эффективный нетворкинг между женщинами почему-то и вовсе почти невозможен. Учитывая всевозрастающее количество успешных работающих женщин, всем им пошло бы на пользу, если бы ситуацию удалось переменить. Женская сеть деловой взаимопомощи может стать большой силой.

Возвращаясь к описанной в начале истории: мы с «нужным человеком» старались, но полноценное приятельство не складывалось. В конце концов, после обсуждения с коллегами, от нашей компании для дружбы был делегирован специальный сотрудник – мужчина. Надо ли говорить, что право звонить по заветному номеру по окончании проекта досталось именно ему, и он им неоднократно и крайне удачно воспользовался.

Я в той ситуации приобрести полезный контакт не сумела, зато в полной мере оценила важность неформальных отношений и сделала выводы.

Выводы

Нетворкинг – мощный инструмент развития бизнеса и карьеры. По объективным причинам, женщины несколько ограничены в использовании этого инструмента традиционными способами, однако это не означает, что нетворкинг для них недоступен.

Женщины в бизнесе могут сильно расширить границы своих возможностей, если начнут рассматривать нетворкинг как обязательную часть работы, учитывая, при этом, особенности межгендерного взаимодействия.


Этот текст опубликован в рамках конкурса «Большая игра-2014» ― литературного состязания авторов, работающих в жанре Non fiction. Номинация «Карьера».

Фото: Freeimages.com

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер группы продуктов, Финляндия

Интересные рекомендации, нужно обдумать

Исполнительный директор, Ростов-на-Дону
Посылки ошибочны, выводы ложны...
Мой личный опыт и наблюдения подсказывают, что одной из значимых причин такого маленького количество женщин на ведущих позициях крупных компаний
Вот статистика Грант Торнтон на счет того, как обстоят дела с женщинами в том числе на позициях топ-менеджеров в мире. (http://www.internationalbusinessreport.com/files/IBR2014_WiB_report_FINAL.pdf). Чтобы не гонять публику по отчету, скажу сразу: Такие страны как Россия, Индонезия, Латвия и Филиппины являются лидерами по количеству женщин на руководящих должностях. Средний показатель для этих стран - 40%. Средний показатель для развитых стран - 20%. Доля женщин на руководящих должностях в США составляет 22%, в Великобритании - 20%, Дании - 14%, Германии - 14%. Первое место в рейтинге заняла Россия - 43% руководящих постов занимают женщины. На последнем месте находится Япония - всего 9%. В этой связи не совсем ясно, о какой проблеме говорит автор. Впрочем, есть оговорка о том, что это личный опыт и наблюдения. Ок:) Можно тогда говорить об этом. Как и в следствие чего именно такой опыт сформировался у автора. Однако, мне кажется, это совсем другая проблема - отличная от заявленной в публикации.
Адм. директор, Москва

6. Найти внегендерное хобби...
Могу посоветовать бадминтон. Только не пляжный, а настоящий спортивный, в зале через сетку. Эффект поразительный! Проверено неоднократно. Настолько сближает и заражает, что на последнем месте работы пришлось арендовать зал и организовать секцию, куда ходил весь топ-менеджмент компании в полном составе и даже с детьми. Подходит и ''мальчикам'' и ''девочкам'' любого возраста и комплекции.

Исполнительный директор, Ростов-на-Дону
Ильдар Камаев пишет: Найти внегендерное хобби...
Вообще, все решается проще. Если мы говорим именно о нетворкинге (хотя мне не нравится этот метод повышения эффективности руководителя), то везде можно найти себе место. Даже если (о, ужас!) ты женщина-руководитель (или руководитель-женщина)... Охота? Ок! Можно пострелять по банкам, даже сделать вид, что не умеешь этого делать. Кстати, женщины, как правило, более метки, чем мужчины. Рыбалка? А кто будет варить вкусную уху? Сауна? Ну, если позволяет стиль общения, то не обязательно раздеваться догола... Впрочем, если сауна или баня возможны в качестве площадки для нетворкинга, надо учесть, что это непростая оздоровительная процедура, требующая не столько гендерной однородности, сколько внимания к своему здоровью... ... Одним словом, мне показалось, что автор нахватал отовсюду банальностей, притянул их за уши в одну кучу и... И не знаю зачем:) Наверно, приз хочется.
Менеджер интернет-проекта, Москва

Очень грустная и реалистичная история. :)
Чтобы пробудить у читателя желание воспользоваться рекомендациями, а не воспринимать их как ''очередные теоретические разговоры в пользу бедных'', хорошо бы было привести еще и кейс, где описываемые методы дали нужный положительный эффект. :)

Партнер, Москва

Благодарю автора за структурное выделение ряда аспектов, как общие направления рекомендаций для прекрасного пола, осознанно задумавшихся о культуре нетворкинга! Буду рад новым статьям!

Консультант, Воронеж
9. Помогать женщинам Это уж точно.... Во многих странах женщины объединяются для того, чтобы помогать друг другу, проводить благотворительные мероприятия. У нас пока что даже на таких мероприятиях, если женщина пока новичок и выдающихся успехов не достигла - на тебя смотрят с высока... Да и вообще тенденция к неуважению к друг другу в нашем обществе сильно выросла за последние несколько лет. Кстати, среди именно государственных деятелей (кто может реально влиять на повестку дня) женщин не так много и часто они вынуждены подчиняться мужчинам или мужскому большинству. НА счет рейтинга, приведенного выше, то женщины занимают впервые с 1993г более 40% за счет традиционно женских секторов - Education & social services, personal services, Hospitality, Healthcare за исключением сравнительно нового сектора финансовых услуг, где женщины занимают немногим меньше трети. Меньше всего женщин-топов в добывающей отрасли. https://dataviztool.internationalbusinessreport.com/ibr.html#map/a-lack-of-availability-of-a-skilled-workforce/yearly Поэтому с женщинами в секторах экономики, считающихся традиционно женскими и где мужчины уже чувствуют себя не на столько комфортно (что в общем-то также можно назвать дисбалансом) все более менее понятно, за счет чисто этой специфики у нашей страны высокий рейтинг. Намного интереснее было бы посмотреть рейтинги стран по доли женщин в политике на самом деле. И здесь, я уверена, гордиться пока нечем. Нашла данные по парламентской демократии - мы на 104 месте! http://www.ipu.org/wmn-e/classif.htm
Руководитель группы, Москва
Елена Лебедева пишет:
Такие страны как Россия, Индонезия, Латвия и Филиппины являются лидерами по количеству женщин на руководящих должностях. Средний показатель для этих стран - 40%

результат-развитие ниже плинтуса и даже такое идет черепашьими темпами

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько офисные работники в России тратят на дорогу, еду и одежду

В опросе приняли участие 3824 офисных работника из 8 городов-миллионников.

Каждый восьмой россиянин изменил планы на отпуск из-за коронавируса

Работа.ру выяснила, что из-за новостей о коронавирусе 12% опрошенных изменили свои планы на отпуск.