Геморрой и неофобия: чем болеют менеджеры?

В современном российском бизнесе мало кто обращает внимание на здоровье сотрудников, если нет требований законодательства (например, по регулярному медицинскому осмотру для некоторых профессий). Нечасто собственники и топ-менеджмент связывают состояние здоровья сотрудников и устойчивость их бизнеса. А уж если говорить о современном «человеке офисном», то к его здоровью относится попустительски не только бизнес, но и он сам. Это привело к тому, что сейчас у менеджеров в крупных российских городах все активнее проявляются ставшие типовыми проблемы со здоровьем, которые отражаются как на самих работниках, так и на компаниях, в которых они работают.

Карьера

О типичных менеджерских болезнях и их причинах мы беседуем с Ольгой Соколовой – кандидатом медицинских наук, директором по маркетингу и продажам медицинского центра «Петровские ворота».

Игорь Селиванов: Есть ли статистика, показывающая, какие заболевания являются типичными для сотрудников, работающих в офисе, менеджеров?

 

Ольга Соколова: Типичные заболевания сильно разнятся у сотрудников, работающих на производствах (в том числе вредных), конвейерах и у так называемых «белых воротничков». Мы с вами говорим о заболеваниях менеджеров, работающих в офисе, среди которых типичными являются следующие 11 заболеваний:

 

1. Синдром сухого глаза;
2. Компьютерный варикоз;
3. Сколиоз и остеохондроз;
4. Тромбоз;
5. Геморрой;
6. Атеросклероз;
7. Ишемическая болезнь сердца;
8. Синдром запястного канала (боль и онемение пальцев рук);
9. Неофобия (боязнь нововведений);
10. Невроз;
11. Синдром хронической усталости.

 

Об этих заболеваниях все мы слышали, но не так часто обращаем на них внимание.

Игорь Селиванов: У этих заболеваний – разные причины?

О.С.: Причинами могут быть как рабочие (сверхзадачи, межличностные отношения, карьера) так и внерабочие факторы (семейные, экономические, личные проблемы), приводящие к дисбалансу в образе жизни. Есть одна общая причина: невнимательность к состоянию здоровья самих сотрудников и их руководителей. Посмотрим на примере такого заболевания как синдром сухого глаза. Человек сидит перед компьютером, его глаза реже моргают, что приводит к изменению состояния слезной пленки, ощущению инородного тела в глазах и ухудшению зрения. Лечение в типовом случае – закапывать капли. Однако с этой проблемой никто не пойдет к офтальмологу. В лучшем случае человек, когда поймет, что у него падает зрение, пойдет в оптику. Даже, ощущая падение зрения, человек не спешит тратить время на визит к врачу и покупает очки, которые примерит в оптике, и которые позволят ему незначительно улучшить зрение. При этом синдром сухого глаза может привести к серьезным изменениям, которые проявятся позже.

Игорь Селиванов: Можно ли назвать основной причиной описанных заболеваний – офисную работу как таковую?

О.С.: Несомненно проявление этих заболеваний связано с комплексом факторов: образ жизни, питание, наследственность, условия труда и т.п. Но влияние факторов, связанных с работой, существенно.

Игорь Селиванов: Какие именно факторы вообще влияют на состояние здоровья менеджера?

О.С.: С точки зрения медицины можно выделить две группы факторов, влияющих на здоровье человека – управляемые и неуправляемые. «Вес» их различен.

 

Управляемые факторы

Неуправляемые факторы

 

Образ жизни, в который входит все: как питается человек, ведет ли он сидячий или активный образ жизни, какой у него режим дня и т.п. Влияние этих факторов на состояние здоровья – порядка 50%.

Наследственность (то, что вы получили от родителей), влияние фактора составляет 20-25 %.

Система медицинского обслуживания; Влияние этого фактора составляет 5-10 %.

Окружающая среда: уровень шума, загрязненность воздуха и т.п. Влияние этой группы факторов на здоровье 10-15%.

 

В мегаполисах количество отрицательных факторов как управляемых (недостаток активности, сумасшедший темп работы, стресс), так и неуправляемых (плохая экология) очень высоко. Хотя и на региональном уровне сейчас ритм жизни не позволяет говорить о малом количестве отрицательных факторов.

Игорь Селиванов: Можно ли оценить ущерб от повышенной заболеваемости работников для экономики?

О.С.: По оценкам российских исследователей, опубликованных в электронном научном журнале Высшей аттестационной комиссии России, годовые потери российской экономики страны от преждевременных смертей и нетрудоспособности населения составляют около $491 млрд. Эта цифра позволяет судить о серьезности проблемы.

 


Мы также поинтересовались мнением других экспертов по вопросу существования типичных заболеваний менеджеров и их влиянии на управляемость компанией.

карьераКонстантин Ольховой, врач-психотерапевт: 

У менеджеров действительно проявляются некоторые типовые медицинские проблемы. В первую очередь это проблемы психосоматические, связанные со стрессом: гастрит, гипертензия, экземы, нейродермиты, альгодисменорея у женщин, переедание и т.п. Во-вторых, это могут быть проблемы связанные с малоподвижным образом жизни человека: остеохондроз, ожирение и т.п. На мой взгляд, первая группа медицинских проблем может прямо или косвенно влиять на экономику, управляемость и устойчивость компании.

 

Карьера

Александр Фридман, консультант и бизнес-тренер:

Наверное, типовые заболевания менеджеров имеют место быть. Выгорание менеджмента – не метафора. Но я бы коснулся именно проблем, связанных с высоким темпом работы. Руководитель «ходит под двумя страхами»: что-нибудь упустить и куда-нибудь не успеть. Все время спешит и ничего не успевает. Недаром одним из расстройств является «комплекс дефицита внимания»: пытаясь охватить вниманием все, руководитель перестает видеть что-нибудь и обретает расфокусированную автоматичность, переставая осознавать свои действия. Мое лекарство: хаос-менеджмент.

 


Может ли компания влиять на состояние здоровья и заболеваемость своих сотрудников? С учетом того, что управляемые факторы влияния на здоровье человека составляют около 50%, менеджмент компании может разработать комплекс мероприятий по снижению негативного влияния рабочих и внерабочих факторов на здоровье.

1. Врач в офисе

В офисах многих компаний сейчас начинают появляться кабинеты терапевтов. Это дает возможность работникам обратиться к врачу сразу при проявлении первых симптомов плохого самочувствия, открыть больничный лист без посещения районной поликлиники, получить квалифицированную первую медицинскую помощь и консультацию прямо в офисе. Это мероприятие, скорее всего, подойдет только крупным и средним компаниям, т.к. стоимость услуги «врач в офисе» может составлять порядка 1 млн руб. в год.

2. Разрешение сотрудникам несколько дней в год болеть без оформления больничного листа

Руководство компании может дать полномочия линейным руководителям отпускать сотрудников при плохом самочувствии на два-три дня в месяц без оформления больничного листа. При таком подходе сотрудник, заболевший легкими формами простуды, не должен тратить время и нервы на походы к врачу для оформления больничного. Он скорее воздержится от прихода на работу заболевшим, т.к. это не требует от него усилий по оформлению документов.

3. Постоянное обучение менеджеров работе в стрессовых ситуациях

В современных условиях существенно снизить негативные факторы офисной работы позволяет постоянныетренинги менеджеров по таким-направлениям как хаос-менеджмент, тайм-менеджмент, стресс-менеджмент и т.п.

4. Поддержание корпоративной игровой, спортивной активности

Руководство компании может организовать внутрикорпоративные или межкорпоративные турниры по различным видам спорта – пейнтболу, футболу, хоккею, волейболу, яхтингу и т.п. Это не только укрепляет командный дух, но и способствует поддержанию сотрудниками активного образа жизни, что уменьшает негативные эффекты офисной работы.

5. Организация регулярной диагностики здоровья сотрудников (в том числе на территории офиса)

Компания, заинтересованная в сохранении здоровья своих сотрудников, может привлечь специальную медицинскую организацию для проведения регулярной диспансеризации (диагностики) состояния здоровья сотрудников в офисе или на территории медицинского учреждения. Это позволит следить за изменением здоровья работников, корректировать корпоративные программы медицинского страхования с учетом возможных рисков.

6. Программы стимулирования отказа от курения

Многие компании, стремящиеся бороться с курением сотрудников, помимо запрещающих мер вводят в практику мероприятия стимулирующего характера. Так может быть установлена специальная надбавка к заработной плате для некурящих. Определенный процент курящих работников, как показывает практика, с появлением таких надбавок расстается с вредной привычкой.

7. Программы поддержания спортивного образа жизни

Аналогично программам стимулирования отказа от курения могут быть установлены специальные надбавки для людей, активно занимающихся спортом. Компания может оплачивать абонемент в фитнес-центр или спортивные секции. Еще одним вариантом может служить оплата участия в соревнованиях активных сотрудников (например, оплата участия в международных марафонах, в том числе за рубежом).

8. Корпоративный психолог

Наличие корпоративного психолога позволяет снять некоторые острые вопросы, связанные с межличностными отношениями на работе, стрессом от напряженного режима и другими проблемами психологического характера. Это снизит вероятность возникновения таких типичных для менеджера болезней как неврозы, синдром хронической усталости и неофобия.

9. Корпоративные выезды на природу  

Многие компании практикуют организацию корпоративных мероприятий на природе, давая возможность людям переключиться с традиционной городской среды на отдых за городом. В случае ухудшения экологической обстановки в городе (например, во время лесных пожаров в Подмосковье) некоторые компании вывозили часть своих сотрудников в санатории в более благополучные с экологической точки зрения регионы на период обострения ситуации.

10. Внедрение системы Healthcare Management  

Система управления здоровьем сотрудников подразумевает комплексный проактивный подход к здоровью сотрудников со стороны компании и включает в себя в том числе: диагностику, динамическое наблюдение и индивидуальное лечение сотрудников, составление паспортов здоровья предприятия, индивидуализированные программы медицинского страхования и т.п.

11. Общая пропаганда здорового образа жизни менеджментом

Любые традиции здорового и активного образа жизни, управления здоровьем имеют минимальный шанс на внедрение, если со стороны топ-менеджмента не проводится активная пропаганда и разъяснительная работа здорового образа жизни. Личный пример топ-менеджеров компании является мощным стимулом для линейных сотрудников следовать установленным в компании правилам. Эти мероприятия помогут снизить негативные управляемые факторы, влияющие на здоровье, а значит, сократить заболеваемость офисных работников и ущерб для компании.

Источник фото: Freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер группы продуктов, Финляндия

Актуальная тема, спасибо! Я рада, что работодатели в России начинают внедрять системный подход к сохранению и улучшению здоровья ''белых воротничков''. Врач в офисе лично для меня звучит пугающе, а вот остальные советы очень даже интересны. Я бы ещё добавила: создание благоприятного климата в помещении. На примере финского опыта могу сказать, что параметры воздуха в помещении очень даже влияют на здоровье сотрудников и вполне поддаются корректировке.

Генеральный директор, Екатеринбург

Есть программки, автоматически блокирующие компьютеры через равные промежутки времени для того, чтобы глаза отдыхали. Зверски неудобно! Всегда вырубают не вовремя. Какие-нибудь индикаторы усталости надо придумать, чтобы они, как только глаз ''замылился'', сначала включали предупреждающий сигнал, потом отключали экран.

Директор по рекламе, Москва
Ирина Старовойтова пишет: Врач в офисе лично для меня звучит пугающе
Врач в офисе, поликлиника при заводе, центр оздоровления ''здравница'' от крупного предприятия, отраслевые медицинские центры для работников отраслей и больших общественных организаций (профсоюзные здравницы и специализированные мед.центры под отрасли), производственная гимнастика - все это концепция профилактики на рабочих местах, без отрыва от производства, плюс сюда СНиПы и нормы охраны труда для профессий. А ведь многие офисы спроектированы без вентиляции, с недостаточным освещением, с недостаточными кубометрами пространства на работника (чтобы дышал), финский опыт замечательно, но они просто следуют стандартам и нормам (вынуждены им следовать по закону). Другая схема производства мед. профилактики и лечения - частные производители медицинской услуги на рынке продают скомплектованную услугу способным ее купить, договариваясь об условиях продажи и комплектности услуги - что войдет а что не войдет. Заказчик говорит рамки бюджета, а мед. комплектует на выделенную вилку и презентацию услуги и ее состав, ограничивая ресурсы. Красивый доктор в офисе, в красивом халате с фирменным стетоскопом и очень дизайнерским чемоданчиком с зеленкой и йодом - это же красиво, зачем желать большего?
Генеральный директор, Москва

Однажды около года назад, изрядно устав от монитора компа, я вспомнил о советских временах и о производственной гимнастике.
И вот уже практически год все сотрудники нашей небольшой компании два раза в день делают 5минутную гимнастику, которая позволяет ''перезагрузиться''. На самом деле это очень помогает.
Если кто-то говорит, что занят и не может выйти на зарядку в установленное время - вытягиваем силой.
Исключение делаем только для тех, кто в это время работает с клиентом.

Менеджер, Санкт-Петербург

Каждый, работающий постоянно в офисе, должен отчетливо понимать, насколько вредна эта работа. Не менее ясно должно быть и то, что если ты сам, не будешь постоянно работать над собой и своим здоровьем, как бы это не было трудно, то к пенсии человек из офиса будет в лучшем случае неполноценным. Врач же на работе, это примерно, как наличие аптечки и термометра, констатировать заболевание или оказать первую помощь сможет, но не более того.
Про себя могу сказать, что как только нужно, что-то перенести, разгрузить, загрузить, поговорить с кем-то на другом этаже, я сразу вскакиваю, и бегу это делать, при условии, конечно, что не занят телефоном или человеком. При этом, я старше всех в офисе по возрасту, и надо мной, только гендиректор. Мы очень много сидим, и любую возможность двигаться, менять положение надо использовать. А после работы, дома до ужина, 10-15 минут на физические упражнения, 50 раз отжаться от пола, или 15-16 раз подтянуться на перекладине, несколько других упражнений. Это совсем немного, не надо только самому себе говорить о том, что ты такой занятой, и тебе не найти 15 мин в день на физкультуру. Когда это входит в привычку, становишься другим человеком. Много времени за сутки, расходуется попусту.
И еще один маленький секрет, если отказаться, от насаждаемых сейчас, всеми средствами массовой информации шашлыков, здоровья это сбережет немерено, хотя конечно, это примерно равноценно прилету к нам инопланетян, с целью оказания помощи в решении наших проблем. Есть множество возможностей использовать выходные дни. Все это элементарно, как и обычная лень, приводящая к большим проблемам здоровья...

Консультант, Москва
Вячеслав Бердников пишет: Каждый, работающий постоянно в офисе, должен отчетливо понимать, насколько вредна эта работа. Не менее ясно должно быть и то, что если ты сам, не будешь постоянно работать над собой и своим здоровьем, как бы это не было трудно, то к пенсии человек из офиса будет в лучшем случае неполноценным.
Про пользу зарядки все знают, понимают и … ничего не делают. Недавно, работая в вузе со студентами 4 курса, задавала им вопросы о пользе физических упражнений. Так вот, из 30 человек в аудитории только 1 человек делает зарядку и 1 – ходит в бассейн. Многие просто ждут, что их кто-то организует. Поэтому опыт Владимира Савенок, думаю, имеет больший эффект, чем все наши разговоры, передачи и статьи о пользе здорового образа жизни и физических упражнений
Менеджер группы продуктов, Финляндия
Дмитрий Федоров пишет: финский опыт замечательно, но они просто следуют стандартам и нормам (вынуждены им следовать по закону).
Как ни странно в Финляндии тоже есть проблемы с микроклиматом в помещениях, об этом часто пишут и говорят в финских СМИ. Например, в Ювяскюля был случай, когда из работающих во вновь построенном помещении полиции 80% персонала постоянно были на больничном. Стали разбираться, оказалось здание заросло плесенью. Из-за сжатых сроков строительства и дождливой погоды, это случается то и дело. Поэтому финны ищут и другие решения, в частности, активные зеленые стены, которые натуральным образом ''чистят'' воздух в помещении. Но, естественно, как профилактика геморроя и неофобии, это не работает :) Поэтому физическую активность тоже никто не отменял :-)
Менеджер интернет-проекта, Москва

Подтвердили уже обязательность медосмотров для офисных работников (письмо Минтруда России от 21 марта 2014 г. № 15-2/ООГ-242). Кроме того, все рабочие места проходят спецоценку условий труда - если не раньше 5 лет назад проводилась аттестация рабочих мест, ее результаты пока действительны, а если не проводилась, то оценить рабочие места нужно до конца 2014 года (на сайте Минтруда есть все документы на эту тему и разъяснения замглавы Роструда по этому поводу).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Половина компаний доплачивают сотрудникам за лояльность

У 46% работодателей есть надбавки за стаж и бонусы за долгую работу в компании.

Спрос на специалистов по анализу данных вырос в 30 раз за 10 лет

Самыми быстрорастущими направлениеми стали инфраструктура данных и DevOps, анализ данных, инженерия данных, BigData и ML. 

Названы сферы, где проще всего трудоустроиться пенсионерам

Треть опрошенных отметили, что работодатели стали охотнее приглашать на собеседования кандидатов пенсионного возраста.

SuperJob ввел аукционную модель найма сотрудников

Теперь работодатели смогут открыто торговаться за соискателя.