Стратегия карьеры: прыжок без парашюта

«Прыжки» с одной работы на другую – это гарантированный способ сделать успешную карьеру. По крайней мере, такое мнение сложилось в последние несколько лет и на западном кадровом рынке и на российском. На первый взгляд, такая стратегия кажется весьма привлекательной: через короткий промежуток времени вы, грамотно продавая себя, можете быстро дорасти до солидной должности и обеспечить себе хороший компенсационный пакет. А на второй? HR-менеджеры крупных компаний не желают иметь дело с «летунами», полагая, что если менеджер не задерживается на одном месте больше, чем полгода – год, это говорит о нем как о человеке, который не умеет реализовать свои профессиональные качества в рамках корпоративных обстоятельств, не умеет уживаться в коллективе, не умеет выстраивать деловые отношения...

Почему же возникло подобное мнение? На Западе все больше компаний предпочитают не выращивать менеджеров среднего звена и руководителей внутри организации, а ищут их на рынке, поэтому срок пребывания профессионалов в одной корпорации неизбежно сокращается. У них появляется возможность, меняя компании, легко делать карьеру, а работодатели, в свою очередь, хотят видеть в штате людей, обладающих большим опытом, знаниями в различных областях, способных быстро адаптироваться в коллективе, быстро впитывать новые знания.

Поэтому на западном рынке подобная стратегия карьеры выгодна обеим сторонам – и сотруднику и компании. На российском рынке ситуация несколько иная. Наш кадровый рынок один из самых быстрорастущих, однако, по-прежнему организации ощущают недостаток опытных и квалифицированных сотрудников. Поэтому талантливые специалисты сегодня действительно могут быстро сделать карьеру - с этим утверждением согласны все участники рынка.

Возможностей очень много, но российские компании, в отличие от западных, хотят видеть, в первую очередь, лояльных сотрудников, а поэтому настороженно относятся к кандидатам, избравшим стратегию частой смены работы. Надежность, вот что волнует компанию. Если человек работает на одном месте два-три года (а именно таково сегодня среднее время пребывания специалиста на одном месте) – он работает на свой имидж на рынке труда. Значит, он амбициозен, целеустремлен.

«Мы как работодатели с большим уважением относимся к человеку, который поднялся на несколько ступенек вверх в одной компании и только потом начал оглядываться вокруг. Это значит, что человек достаточно стабилен, а работодатель не хочет не стабильных людей. Это можно терпеть только на некоторых позициях, но это не касается специалистов, менеджеров среднего звена, ключевых управленческих позиций. Рассматривая кандидатов на подобные должности, HR-менеджеры в первую очередь обращают внимание на его стабильность в резюме», - говорит Евгения Варламова, директор по персоналу Ozon.ru.

Однако засиживаться тоже не стоит. «При нынешнем динамичном рынке, если кандидат задерживается на одном месте дольше 4-5 лет (имеется в виду работа в одной и той же должности с одним и тем же кругом задач) – это настораживает и внушает сомнения относительно заинтересованности в профессиональном и карьерном росте», - говорит Юлия Яновская, эксперт-аналитик кадрового агентства «Визави Консалт».

«Прыжковая» стратегия возможна лишь для совсем начинающих специалистов. Переходы от одного работодателя к другому в начале карьеры могут казаться хаотичными, но приводят к тому, что человек в краткосрочной перспективе действительно начинает зарабатывать больше. Но через три-четыре года, по мнению экспертов, статус и уровень компенсации людей, один из которых за три года сменил три компании, а второй все это время работал на одну организацию, будут приблизительно одинаковыми. Любой специалист хочет повысить свою капитализацию на рынке труда, а чтобы добиться этой цели необходимо думать не о том, сколько вы будете получать сегодня, а как ваше резюме будет смотреться через 3-5 лет, какие вам дадут рекомендации ваши прошлые работодатели (это особенно актуально, если вы претендуете на высокую позицию). Именно эти соображения стоит положить в основу карьеры. По мнению Оксаны Набок, вице-президента по персоналу группы маркетинговых коммуникаций АДВ, «самое важное при смене работы - проанализировать, завершен ли очередной логический цикл вашего качественного развития. Если цикл пройден, и сотрудник сталкивается с повторением одних и тех же действий, то действительно, оптимальным решением будет переход на качественно другую позицию. В случае, когда цикл качественного развития не пройден, то есть сотрудник проработал менее, чем год-полтора, фактически это означает, что специалист не справился, не прошел переходного периода, ему не удалось полностью интегрироваться в работу компании. Такому специалисту будет еще сложнее на следующем месте - ведь цикл придется начинать с начала».

Так как же часто следует менять работу? Каков оптимальный путь наверх? «Если обобщить, то ситуация выглядит так: до 25 лет специалист может часто менять места работы, хоть раз в год, чтобы понять требования бизнеса, приобрести начальный опыт работы и попробовать себя в разных направлениях. Далее, с 25 до 30 лет ему стоит определиться и выбрать определенную сферу деятельности и индустрию, чтобы достичь высокого уровня профессионализма в выбранной сфере. Здесь лучше сменить 1-2 места работы, но в рамках одной области и индустрии. А с 30 лет, если вы делаете ставку на управленческую карьеру, то придется быть верным одному работодателю как минимум 3 года», - делится своим опытом Евгения Варламова. Однако при этом следует учитывать и специфику профессии, для одной и год – приемлемый срок, не отпугивающий работодателей, а для других и двух лет недостаточно. «Если говорить о частоте смены работы, то можно различать профессии по времени вхождения в должности и полной отдачи от нового сотрудника. Например, профессиональному секретарю, чтобы полностью адаптироваться на новом месте достаточно месяца-двух, а результат работы топ-менеджера можно реально увидеть через год-полтора. Поэтому если топ-менеджер регулярно меняет компании через год-полтора, то это свидетельствует о его «профнепригодности» и/или нежелании по-настоящему работать», - замечает Юлия Яновская.

Многие кандидаты, желая оправдать частую смену места работы, прибегают к маленьким уловкам: говорят, что приходили в компанию на конкретный проект, а их уход был связан с его завершением. Но, как правило, раскусить обман HR-менеджеру или специалисту из кадрового агентства не составляет труда. «В профессиональном арсенале существует много технологий распознавания: проективные методики, проверка рекомендаций и т.п. Обязательно нужно постараться понять, как функционировал данный участок работы, когда за него отвечал этот кандидат», - рассказывает Яновская. Так что лучше, действовать согласно заповеди «Правда и ничего кроме правды» Возможно, вас и не возьмут на ту позицию, на которую вам бы хотелось, но обман может вообще поставить точку на вашей карьере, так что прежде чем прикрываться такой удобной отговоркой, как «проект» нужно трижды подумать.

Однако пестрое резюме это не всегда приговор для кандидата. «Для того чтобы перебить у HR-а негативное впечатление от пестрого резюме, кандидат должен как минимум три года поработать хотя бы в одной серьезной компании, которая воспринимается HR-ами как требовательный работодатель. Но если в резюме есть только переход с одного места на другое каждый год - полтора, то HR это резюме даже рассматривать не будет», - замечает Евгения Варламова. Если, несмотря на длинный список ваших мест работы, вы сможете заинтересовать менеджера по персоналу, правильно преподнесете себя, покажете, что вы понимаете и принимаете точку зрения работодателя, что вы умны, сообразительны и лояльны, тогда ваши шансы быть принятым на работу весьма высоки.

«Прыжки» с одной работы на другую – стратегия сложная и опасная, с большим количеством подводных камней. Компании сегодня как никогда ценят лояльность сотрудников, их надежность, поэтому частая смена работы чаще всего говорит не в пользу кандидата.

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Теги: карьера
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

Microsoft сокращает расходы на сотрудников, обучение и корпоративы

Компания пытается сократить расходы всеми доступными способами.

Самые странные корпоративные правила: итоги опроса россиян

Общий поход на обед отделом, пение корпоративного гимна и кормление животных в офисе – попали в топ странных офисных правил и традиций.

Россияне назвали самые престижные и доходные профессии

В лидерах – работники сферы IT и государственные служащие.