Нанимать или выращивать: как лучше выбирать руководителей

С разнорабочими все просто. Они толпятся на биржах труда, и можно загребать хоть бульдозером. Если потом отпадет необходимость — отправить обратно на улицу. Этот цикл легко повторять сколько угодно раз, хоть с одними и теми же трудовыми ресурсами. На то они и ресурсы.

Представители дефицитных профессий, прокачанные специалисты и руководители небрежного обращения не терпят. Правда, и их уже пытаются автоматизировать. Недавно в должность гендира вступил робот. Прецедент создан. Значит ли это, что проблема топовых кадров решена? Разумеется, нет. Помимо рекламного образа у настоящего руководителя много других задач.

Пока что вариантов всего два: нанимать или выращивать.

Некоторые нюансы

Казалось бы, из двух подходов выбрать не сложно. Достаточно просчитать ключевые факторы, и ответ для каждой ситуации будет однозначен. Ах, если бы.

  • Приглашенного руководителя может не принять команда. Но и своего могут не принять! Будут обижаться, почему не их повысили. Следовать привычному дружескому общению, что вынесет субординацию на носилках.
  • Жесткий менеджер сумеет добиться повышения показателей на высоту, которой от старой команды никто уже не ожидал. Но какой ценой! Если порубить всю мебель в камин, на какое-то время станет теплее. А что делать потом?
  • Найм специалиста обогатит компанию новой технологией, проектными и другими практиками. Но, возможно, они нарушат сложившиеся процессы. Не впишутся и сломают хребет бренду.

Если следовать логике и анализировать добросовестно, без готового вывода на старте, можно столкнуться с парадоксальной ситуацией. Аргументов будто нет вообще, потому что одни и те же можно использовать по обе стороны вопроса. В конечном счете, сравнение «за» и «против» превращается в жонглирование. 

Подозрительно похоже на игру в «Мафию», когда ловкие игроки побеждают исключительно за счет риторики и манипуляций. Значит ли это, что тут вообще думать не о чем и можно выбирать на эмоциях? Может, вообще монетку подкинуть? Нет, конечно. Просто стоит начать с осознания сложности проблемы. Как раз чтобы не кидаться монетками и словами.

Кстати об ожиданиях. С ними тоже не все чудесно. Упрощенно суть проблемы такая:

Специалисты по кадрам надеются, что кандидаты изменятся после онбординга и адаптации. Но они не меняются.

Кандидаты надеются, что условия не изменятся и работа окажется точно такой, как было описано в вакансиях. Но все меняется.

Тем не менее вакансии закрываются. Работа идет, проекты делаются. Можно и нужно находить подходящих людей, особенно по верхним этажам штатного расписания. Значит, при всей неоднозначности задачи придется подойти к ней с практичного ракурса.

Когда лучше нанимать

Оснований для найма довольно много. Прежде всего, это быстро. Можно закрыть вакансию и практически сразу ожидать хотя бы защиты от жестких провалов на этом направлении. А после нескольких месяцев адаптации уже можно приглядеться к KPI. Ладно, пусть через полгода.

Помимо срочности, есть другие аргументы в пользу найма. Например: 

  • Руководитель со стороны не связан местными коррупционными и личными ниточками. Серьезный фактор, ведь за годы пути паутинка могла подрасти.
  • Новая метла чище метет. Во время испытательного срока хочется проявить себя, потом закрепить первые успехи. Мотивация выше.
  • У приглашенной звезды обычно впечатляющий послужной список. Потому и пригласили.

Вот только информация о кандидатах со стороны по сути является их рекламой. Чем выше должность, тем придирчивее нужно проверять. 

Не поленитесь связаться с руководителями на прежних местах работы. Позвоните по отзывам и референсам. Уточните роли на проектах, личные достижения. Иногда такой фактчекинг приводит к ошеломительным открытиям: от тотального вранья до художественных приукрашиваний. 

Если посмотреть на вещи трезво, найм человека со стороны может быть удачным решением только при отсутствии альтернатив. Стоит задуматься о том, как же это получилось, что нет вариантов среди своих. Им нельзя доверять, они некомпетентны, плохо обучаемы, безответственны? Чудесная собрана команда, ничего не скажешь.

Еще один момент. А кого нанимать? Тут как минимум вилка из двух вариантов: опытный управленец или «нишевый» профи. Странно ожидать 2 в 1, это уже какой-то супермен. И он… на мели, несмотря на все свои таланты? Иначе такое кадровое решение влетит в копеечку. Заодно окончательно демотивировав старую гвардию. Ведь если бы им предложили столько денег, возможно, и проблем бы никаких не возникло.

Плюсы выращивания кадров

Любопытно, что идею выращивания собственных кадров вообще нужно обсуждать.

Все начинается с классического страха: Что, если мы их обучим, а они уйдут? 

На это есть не менее известный ответ: Что, если их не обучить, а они останутся?

Конечно, всегда есть вероятность сработать в качестве «трамплина». Но согласитесь, странно ожидать бегства ценного сотрудника сразу после повышения. Наоборот, он, скорее всего, постарается доказать, что в него не зря поверили.

Еще лучше, если серьезные назначения происходят не внезапно, в виде случайной манны небесной. А как планомерный итог длинного процесса:

  • Еще на входе, при трудоустройстве была озвучена кадровая политика. В том числе когда и за что можно получить повышение.
  • Корпоративное обучение, помощь во внешнем допобразовании, мотивация расти и готовиться.
  • Ресурсы на развитие кадров, соответствующий менеджмент, общая атмосфера в коллективе. 

При дальновидной кадровой политике стремление получить повышение может стать драйвером многолетних полезных усилий. Здесь важно, что призов, как правило, меньше, чем участников забега. Выкладываются многие, повышение получат единицы. При честной и прозрачной механике обижаться не на что. Значит, компания соберет урожай косвенных плюсов. 

А подросшие сотрудники могут «обналичить» свои почетные грамоты на следующей открытой вакансии или в виде горизонтального роста. В том числе с повышением доходов.

Правда, риски тоже есть. Куда же без них.

  • Раз сотрудник годами придерживался другого профиля занятости — внезапный шанс может окрылить. Но по силам ли окажется ноша? 
  • Самые лучшие исполнители не всегда способны стать хотя бы средними руководителями. Потому что это совершенно другая работа, требующая иных качеств, образования и опыта. 
  • На смену «выращенного» кадра придется искать соразмерную замену.

Важный, но не совсем очевидный момент. Закрывая одну вакансию собственным сотрудником, вы одновременно открываете другую — его прежнее место работы. Что тоже не совсем проходная должность. Раз с нее человек пошел выше, там, наверное, было чем заниматься. Нужен опыт, погружение в специфику. Ответственность, наконец.

Конечно, можно устроить сразу домино повышений и приподнять всех своих по цепочке. А на сдачу в конец очереди взять какого-нибудь стажера. Нормальный подход. Не считая того, что тогда риски и задержку по выходу на максимальную эффективность придется умножить на число повышенных счастливчиков. 

При негативном сценарии тут может финансовыми потерями не обойтись. Ведь идут живые проекты. Клиентов вряд ли заинтересует, почему вдруг начались задержки и брак. Им не скажешь: «Подождите с квартальчик, скоро все наладится».

Опять двадцать пять. И что в итоге, нанимать или выращивать?

Простые ответы

С точки зрения внешнего консультанта комфортно ограничиться выводами, как в киноленте «Формула любви»: «Предмет сложный, исследованию не подлежит». 

Однако если не поговорить, а делать, такой роскоши, как дистанцирование, себе уже не позволишь. Нужны четкие ответы. Что же, тогда вот они:

  • Если что-то случилось и замена нужна срочно, вероятно, лучше найти «готового» кандидата снаружи. Кавычки тут уместны, риски будут. Но они, как правило, меньше, чем проверка на прочность хорошего специалиста в новой для него роли. 
  • Для того, чтобы ничего срочного не «случалось», надо готовиться сильно заранее. Очень, очень издалека. При отлаженной тренировке и регулярных учебных тревогах кадровый рост перестает быть ЧП и занимает вполне себе рядовое место. Где-то между дополнительным образованием и ротацией кадров.

Еще несколько соображений.

Качество найма определяется не суммой компенсации для супер-кандидата и даже не вознаграждением кадрового агентства. Это производная от раскрученности HR-бренда. Что тоже долгосрочный и затратный проект. Но без известности и положительной репутации наивно рассчитывать на привлечение «звезд» снаружи. Даже с сумасшедшей переплатой. И наоборот, условный «Яндекс» легко найдет себе людей. Легче, чем другие. 

В любом случае, недопустимо брать первого подходящего кандидата. Потому что его соответствие должности весьма иллюзорно и может быть проверено только в честной конкурентной борьбе с другими желающими. 

Это касается и «своих» людей тоже. Помните антикварную рекламу: «При всем богатстве выбора альтернативы нет»? Такой подход проблемы практически гарантирует.

Обещать успех гораздо сложнее. Но если выбрать один самый главный критерий (при формальном соответствии вакансии, разумеется), то это желание. Не просто «хотелось бы», а маниакальная настойчивость. Страсть. 

Безумие – делать ставку на чистые эмоции. Но при тщательной отбраковке, первичном отборе, вторичном, техническом — решающим фактором становится реальное, искреннее желание человека. Потому что без внутренней мотивации дыхалки не хватит, он физически не справится.

Другая грань той же медали — вера в компанию, команду, продукты. Все это не пустые слова, а насущная необходимость. По той же причине, иначе КПД будет ниже. А мы говорим про должности, на которых меньше 146% делать нельзя.

Хочется закончить на пафосной ноте. Ищите локомотивы, верьте в себя и других! Что-то эдакое. Но жизненный опыт настаивает на другом.

Независимо от подхода (найм или повышение), после всех тестов и проверок, когда человек уже вступил в должность, работает — нельзя прекращать поиск других игроков ему на замену.

В идеале создание кадрового резерва – вообще непрерывный фоновый процесс. Но уж во всяком случае до полного завершения испытательного срока. Потому что ключевые роли в компании называются так неслучайно. С ними не должно быть осечек.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Управляющий партнер, Москва

Очередная важная тема!
Спасибо автору!
Первое размышление обо использование союза "или"
Мы часто одно решение противопоставляем другому и говорим что необходимо выбрать.
Иногда так и бывает.
В данной ситуации на вопрос  с "Или", ответ только с "И"
Нанимать и выращивать.
Два параллельных процесса, кажэдый из которых соответствует определенным ситуациям в компании.
В статье эти ситуации хорошо описаны.

Категорически согласен с выводом в конце  статьи.
Создание/пополнение кадрового резерва - постоянный процесс, на котором нельзя экономить.
Компания растет, меняется ситуация на рынке, возникают новые вывзовы и новые задачи.
Бизнес как любой живой организм.
Часть клеток отмирает, зато постоянно возникают новые клетки.
Поэтому непрерывность подготовки кадрового резерва - один из ключевых факторов постоянного обновления компания в процессе ее прорастания.

Менеджер, Саратов
Другая грань той же медали — вера в компанию, команду, продукты.

По классике, кажется, так: вера в себя, вера в продукт, вера в компанию.

А по сути статьи - никогда нельзя точно сказать, с каким тренером команда заиграет. Выход один - пробовать. На то и придуман испытательный срок. А изнутри или снаружи зависит только от ресурсов компании, человеческих и финансовых.

Консультант, Новосибирск
Александр Тимошин пишет:
В данной ситуации на вопрос  с "Или", ответ только с "И"
Нанимать и выращивать.

Очень точно!
Собственно, общепринятая стандартная схема - нанимать только если не нашли у себя. Отсюда логично и вытекает "И".

Knowledge manager, Пермь

Благодарю за статью! Тема актуальная и рассмотрена она разносторонне!

Могут добавить фактор "кризиса управления(менеджмента)" в целом, описанные в книгах Морита и Голдратта.

Причем кризис этот относится не только к уровню топ-менеджмента и менеджмента, но и простых исполнителей.

С школьных времен всех учеников учат проектной деятельности и к старшим классам ребята уже убеждены, что они знают и умеют делать проекты.

В основной своей массе(могут быть исключения) - это сбор информации из интернета и оформление презентации - отчета.

Отчеты о локальных показателях эффективности часто не приносят пользы для развития компании. Мало кто сможет организовать работу команд для выделенной ценности. 

К тому же, как пишет Станислав - команда может не принять такого руководителя, потому что им для того чтобы получать зарплату удобно отчитываться "своими" показателями эффективности.

Поэтому вопрос не простой и требует не только грамотности(знаний и умений по организации эффективности), но и гибкости при организации общения - коммуникациях.

IT-менеджер, Санкт-Петербург

Если проводить параллели, то совет директоров или advisory board, вполне себе со внешним участием - оказывается максимально эффективным подходом.

Внешние люди, внешняя компетенция, взаимодействие во внешнем мире не только через обучение и конференции, но и нам сотрудников, включая переманивание у конкурентов - невероятно обогащает корпоративную культуру, если делать это всё вместе.

 

Предложенных автором решения вопросов в общем виде, разумеется, не существует. Но в каждом конкретном случае или находится внутренний кандидат, прекрасно подходящий на должность, и при этом выстраивается механизм закрытия рисков его предыдущего круга обязанностей. Или же такого кандидата нет, и для формирования результативных процессов нужен кто-то внешний.

Отдельно хочу подчеркнуть невероятно ценную мысль в конце статьи. Действительно, формированием кадрового резерва стоит заниматься заблаговременно, для того чтобы ключевые моменты не было мучительно больно за сработавший bus factor. Классический вопрос бизнес-моделирования: "Что будет, если?" - его нужно задавать себе регулярно.

Руководитель проекта, Украина

Манипуляция сразу в заголовке.

Вместо вопроса "кого нанимать или что делать", стоит "как нанимать". И на подмену, дан верный ответ - по критериям горящих глаз и веры в себя, команду и продукт. 

И что в этом нового?

Если финансовый ресурс близок к безграничному - нанимать.

Если ты не Яндекс, но и не на коленках, то, конечно, выращивать, при том не только топа, но всю линейку.

Если, совсем, без видимой финансовой перспективы, то тогда или сам, или, уже, как повезет. Любое решение неоптимальное.

Ресурс захватили кадровики и безработные. Скучно. 

Генеральный директор, Санкт-Петербург

... в поисках золотого правила...

увы, стереотипы и шаблоны - не работают.

Всегда всё индивидуально.

Консультант, Санкт-Петербург
Игорь Клыков пишет:

Манипуляция сразу в заголовке.

Вместо вопроса "кого нанимать или что делать", стоит "как нанимать". И на подмену, дан верный ответ - по критериям горящих глаз и веры в себя, команду и продукт. 

И что в этом нового?

Если финансовый ресурс близок к безграничному - нанимать.

Если ты не Яндекс, но и не на коленках, то, конечно, выращивать, при том не только топа, но всю линейку.

Если, совсем, без видимой финансовой перспективы, то тогда или сам, или, уже, как повезет. Любое решение неоптимальное.

Ресурс захватили кадровики и безработные. Скучно. 

Немного манипуляции в комментарии к статье)

Очень однобокий и неэффективный совет - покупай всех или работай сам.

К деньгам, сколько бы их не водилось, нужны мозги. Ситуация такова, что гиганты редко платят много, так как процессы отлажены и заменяемость кадров давно переспала быть проблемой. А вот середняки, без плана работающие с командой, переплачивают почти всей вертикали, так как кроме этого ничего не дают и не создают ценности.

А пассаж про скуку уж совсем звучит натяжкой. Тем более, что мало в какой профессии искры и пламя постоянны. Стало скучно, значит достиг высочайшего мастерства или уже стремительно катишься вниз. Оба следствия неоптимальны)

 

Автору спасибо за простоту и краткость в непростом вопросе!

Аналитик, Москва

Хорошая статья! А хорошая статья, логчная статья всегда генерирует хорошие комментарии.

Я 33 раза состоял в разного рода "кадровых резервах". Но, как правило, всё это делается формально. А ситуация поиска нового сотрудника возникает случайно, без прогноза. И решать её надо здесь и сейчас. Так что кадровый резерв, как мера оценки заслуг человека вполне подходит. А вот как реальный резерв, вряд ли.

Лично я  всегда стараюсь брать только своих, то есть сотрудников из моей организации. На первичные должности можно и со стороны, а вот руководитель любого ранга должен быть из своих. Убеждён в этом. И ваша работа, как руководителя, обязательно должна заключаться в воспитании своих кадров, в подготовке, в отборе. Иначе, грошь цена вам, как руководителю. Свой понятен, свой искренен. У своего известны все сильные и слабые стороны. Свой всегда может честно сказать, что он перерос всё, что он ищет новую работу, что у него сложились обстоятельства и с ним можно так или иначе договорится. 

Никогда не забуду одну замечательную руководительницу, которая вошла в моё положение, работали с ней много лет, проводили по человечески и даже дали премию-не премию, но хорошее выходное пособие. Дружим до сих пор. А чужой, как пришёл, так и уйдёт.

И ещё ремарка. "Приглашенного руководителя может не принять команда. Но и своего могут не принять!". Во всех подобных случаях я на переговорах просто ставлю условие - возможная чистка команды мне доверяется полностью. И в целом, кадровая работа - это моя работа, а не отдела кадров и не службы персонала. Они могут хоть какой кадровый резерв формировать. Ради бога! Пожалуйста! Если кто-то из моих новых подчинённых будет не согласен, "не примет", то он уйдёт. Точка. Тут, как в спорте. 

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Вот это - реально хороший текст. А проблема похоже нерешаемая. думаю тут речь идёт о психологическом аспекте в первую очередь. Нанимают как это ни грустно для бизнеса в первую очередь двое - собственник и эйчар. эйчару в принципе незачем повышать внутренние кадры, ему не за это деньги платят. А собственник всегда ищет чуда, а какое может быть чудо в своём условно огороде? И стандартный результат - на вакансию волшебника принимается сказочник.

Помню один рынок - дело было 20 оет назад, сейчас уже не слишком некорректно рассказывать - в системе оптовой торговли канцтоварами где участников рынка было максимум двадцать существовали два наёмных суперменеджеоа. Их путь был стандартен. 1) Приходят на хорошие деньги. 2) год максимум два дуют хозяину в уши и всё перелопачивают как попало 3) с набитыми карманами переходяь на следующее такое же место.

Самое странное в этой истории - все участники этого рынка были лично знакомы, и ценность этих персонажей была известна ну просто каждому. Но - как сказано в одном неприличном анекдоте - "такой ты Ваня большой а всё в сказки веришь"

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.