Как эффективно управлять удаленной командой

Удаленная занятость набирает все большую популярность и потихоньку вытесняет фуллтайм – к 2016 году в России почти 3 млн специалистов будут трудоустроены удаленно. Однако многие владельцы бизнеса отказываются от возможностей, которые предлагает удаленное сотрудничество с талантливыми сотрудниками, потому что не знают, как правильно построить работу и как мотивировать тех, кого не видишь.

Наша компания состоит только из удаленных сотрудников, часть из них в штате, часть работает попроектно. Нет офиса, нет определенного графика работы, нет строгих надзирателей и вот этого «Уходя, тушите свет». Есть Slack, есть CRM для учета задач, есть виртуальная жизнь, которая ничем не уступает реальной. У нас есть свои секреты, как из фрилансеров, которые никогда не видели друг друга вживую, создать коллектив настоящих единомышленников, которыми я готов поделиться с вами.

1. Дать каждому возможность работать тогда, когда удобно именно ему

Поставить в строгие рамки всех «жаворонков», «сов» и прочих сумасшедших птиц, живущих в разных часовых поясах, было бы преступлением. Поэтому каждый работает тогда, когда может принести большую пользу компании. Есть разработчики, которые работают только днем, а есть те, кто работает только ночью. Существует только одно правило: хорошо выполнять свою работу, а уж когда она будет делаться (само собой, до дедлайна) – мало кого интересует. В таком распределении сил есть еще одно преимущество: в любое время кто-то из сотрудников работает, и ему можно поручить очень срочное задание.

2. Дать каждому возможность работать так, как удобно именно ему

Есть люди, которые хорошо работают в полной тишине, а есть те, кто не представляет свой рабочий день без музыки в наушниках. Опытным путем нашлись и те, кто эффективно работает, а в перерывах общается на всякие отстраненные темы. Если треп не мешает, а мотивирует, почему нет? В конце концов, это часть тимбилдинга. Единственное табу в чате – это политика, а уж коллективно составить плейлист для настроения – сам бог велел.

3. Дать каждому возможность работать там, где именно удобно ему

Мы будем только рады, если каждый человек найдет удобную для работы локацию. Пусть это будет загородный дом, коворкинг, квартира в городе N или в любом другом городе, любая точка на земном шаре. Мы абсолютно не против релокации своих сотрудников в другой часовой пояс, потому что смотрите пункт №1 – каждый имеет право работать тогда, когда ему удобно. Если человек хочет изменить свою жизнь к лучшему и при этом сможет выполнять свои функции – это здорово, потому что счастливый человек зачастую более эффективен и мотивирован как специалист.

4. Дать возможность учиться

Новые сотрудники в нашей компании – это всегда новички. Мы набираем людей без опыта или с минимальным опытом, потому что это и выгодно, и удобно. Мы просто учим их под себя и воспитываем универсальных специалистов. Не боимся ли мы, что, выучившись, они уйдут от нас? Нет. Один из бывших новичков, выросший в хорошего веб-разработчика, отметил: «В офисе мне платили больше, но я возвращаюсь сюда за интересными проектами и за атмосферой».

Процесс работы с новичками происходит так: новичок получает несложную задачу и решает, что с ней делать:

  • спросить у Google,
  • спросить у других разработчиков в специально выделенном канале в Slack,
  • спросить у тимлида,
  • молча страдать.

Некоторые новички выполняют задачу самостоятельно и автоматически переходят в разряд перспективных, получая новые, более интересные задачи. Те, кто спрашивает совета, читает предложенные материалы, курит мануалы и разбирается с тем, что и как должно работать, тоже остаются с нами. Те, кто хочет получить только готовое решение от более опытных коллег, не желая прилагать хоть каких-то усилий, уходят, чаще всего в офис.

Случается, что новые сотрудники ничего не хотят изучать сами, руководствуясь принципом «буду учиться на конкретной задаче, а не на кошках». Дело в том, что у нас в работе нет совсем уж долгоиграющих проектов без дедлайна или тестовых задач, которые важны только нам, поэтому ковырять несколько месяцев плагин под WordPress никак не получится.

Еще одна категория соискателей – это разработчики с некоторым опытом, которые не хотят ничему учиться. Им знакома только одна конкретная CMS, и работать они хотят только с ней, в то время как мы стараемся выращивать универсальных разработчиков, способных решить любую (или почти любую) задачу и разобраться с сайтом на любой платформе, будь-то Bitrix, WordPress, Amiro или самопис.

5. Дать возможность зарабатывать

Каждый зарабатывает ровно столько, сколько выполняет проектов. Оплата происходит два раза в месяц: за те проекты, которые были сданы до первого числа, и те, которые были сданы до 15 числа текущего месяца. Стоимость работы каждый разработчик оценивает сам – насколько сложной для него была задача, как быстро он с ней справился и как оценивает свой уровень знаний. Само собой, иногда приходится вносить корректировки, но чаще всего сотрудники называют адекватную цену.

6. Дать возможность расти

Мы тщательно отслеживаем поведение своих сотрудников, анализируем их склонности и интересы. Из некоторых веб-разработчиков получаются хорошие тимлиды, из некоторых – отличные QA, а некоторые могли бы стать классными менеджерами. Каждый должен заниматься тем, что ему нравится и что у него лучше всего получается делать. Само собой, и веб-разработчики, которые именно разработчики, способны вырасти из джуниоров в миддлы, из миддлов – в сеньйоры.

7. Дать возможность проявить себя

Инициатива – это не только не наказуемо, но и поощряется. Если человек столкнулся со сложной для себя задачей, однако не только справился с ней, но и предложил оригинальные варианты решения – это очень хорошо, и за это полагается бонус.

8. Дать возможность выступать от имени компании

С недавних пор наши сотрудники стали принимать участие в профильных конференциях и в подкастах на IT-тематики. Это здорово мотивирует, поскольку, во-первых, участие в мероприятиях подчеркивает ценность конкретного человека для конкретной компании, а во-вторых, подчеркивает личностную значимость человека – он первоклассный специалист, и все это знают, к нему прислушиваются, и он представляет всю компанию, говорит от ее имени.

9. Дать возможность установить самому для себя ограничения

Далеко не все люди способны организовать свой рабочий процесс так, чтобы он был эффективен. Особенно это касается фрилансеров. Бывает, что человек вроде и чем-то занимался целый день, но чем именно – и сам не знает: «В итоге я сижу, там дернулся баш прочесть 20 цитат, тут дернули техническое задание проверить, вроде работаю, а вроде и нет». В таких случаях разработчик может определить сам для себя временные рамки, когда он будет работать: например, с 9 до 18 или с 10 до 19 по Москве. «Надо график, чтоб ты мог выставить претензию, если я отлыниваю от работы в рабочее время или не на месте, и не предупредил, а я мог послать к черту, если меня дергают в свободное время».

10. Жизнь – это не только работа

Знаю, что в некоторых компаниях разговоры о хобби или посторонних проектах пресекаются. Мы же поощряем любую деятельность, кроме прокрастинации. У нас есть сотрудник, который много занимается скалолазанием, и мы радуемся его успехам. Есть веб-разработчики, которые развивают свои собственные проекты, и это тоже хорошо. Только так и достигается гармония – когда человек удовлетворен тем, что делает, и тем, что его окружает.

Удаленная работа ничуть не уступает тому формату, к которому мы привыкли. Те же минусы и те же плюсы, ведь, по сути, от локации и графика работы люди не меняются. Эффективность удаленной работы зависит от правильной постановки задач и правильной мотивации сотрудников. Так что, работодатели, не бойтесь брать к себе в команду удаленных специалистов или рассматривать удаленное сотрудничество, если вы только раздумываете над закрытием вакансии в вашей компании. Удаленный специалист – это не только выгодно, но и продуктивно.

Расскажите коллегам:
Комментарии
. . . . Директор по развитию, Москва

Автор пишет: "Мы будем только рады, если каждый человек найдет удобную для работы локацию. Пусть это будет загородный дом, коворкинг, квартира в городе N или в любом другом городе, любая точка на земном шаре. "

Ну а как быть с трудоустройством. Работодатель не только должен хранить у себя трудовую книжку, но и длжен обеспечить каждого сотрудника рабочим местом в своем офисе. Иначе любая трудовая комиссия оштрафует вас или закроет. И потом придумывайте что нибудь еще, посмешнее чем дистанционная работа.
Фриланс не заменит регулярный менеджмент. Это проектная работа. Нужно создавать условия для дистанционной работы тем, кто занят в регулярном менеджменте, то есть работает постоянно.

Руководитель, Украина

2 Михаил Кузнецов: мы по договору работаем. Это не так приятно для сотрудников как по трудовым, но дает нам чуть больше пространства для действий

. . . . Директор по развитию, Москва

Вы в любом случае, должны в офисе обеспечивать всех сотрудников рабочими местами. Удаленных в том числе. Вы обеспечиваете? Если нет, то тогда тк идет к вам. Встречайте.

Руководитель, Украина

уточню у нашего юриста, но не думаю что у нас есть такая проблема

. . . . Директор по развитию, Москва

Любой удаленный сотрудник, при увольнении может подать на вас жалобу в тк, за то что вы не обеспечили его рабочим местом. У юриста лучше поинтересуйтесь, какая сумма штрафа в этом случае полагается.

Руководитель, Украина

боюсь вьетнамские законы несколько могут отличаться :)

. . . . Директор по развитию, Москва

Компания зарегистрирована во Вьетнаме? Значит своих сотрудников, вы просто кидаете с пенсионными отчислениями. По просту говоря, вы тут сознаетесь, что вся оплата за работу идет в черную.
Вы бы прежде чем писать статью, изучили трудовой кодекс и разобрались , при каких условиях можно создавать удаленные места работы.

Руководитель, Украина

вроде несколько раз писали что мы работаем со своими сотрудниками попроектно. по договорам.на сколько я знаю мы не нарушаем ни законы Вьетнама, ни законы РФ, ни законы Украины
про то что это не самая "интересная" форма занятости для сотрудников я в курсе, но на текущий момент мы работаем так

. . . . Директор по развитию, Москва

Я не про вас. Я пытаюсь вскрывать проблемы удаленного офиса. То что вы пиратствуете на рынке труда это понятно. Большинство компаний это и без удаленки делают.
Я сейчас как раз разрабатываю систему управления, которая позволит решить все эти проблемы удаленной работы.

Председатель совета директоров, Москва

1.Если вы платите необходимые отчисления и налоги, по договорам ГПХ они несколько меньше чем по бессрочным договорам и работой по ТК (книжка)-значит законов не нарушаете.
2.М.Кузнецов прав, рабочие места+техническая оснащенность должны быть или вы должны платить им за использование личной техники (это относится и к удаленному месту работы).
3.Мы вышли из этой ситуации следующим образом. У нас в офисе есть реальные рабочие места, но они обезличены. Каждый сотрудник имеет код доступа к своему рабочему месту на сервере и к документам его профдеятельности, круга задач и уровня положения. Он приходит в офис, садится к свободному компьютеру вводит код и пароль и получает доступ к компу (экран+фигня, вместо системного блока) и телефону... Также к серверу он имеет доступ через прописанные почту и допуски по защищенному протоколу на удаленке...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.