Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ состоялся исследовательский семинар «Дефицит навыков глазами выпускников, или чему (не) учат в вузе?».

Эмпирической базой стали данные, полученные в ходе Федерального статистического выборочного наблюдения трудоустройства выпускников 2016-2020 года (Росстат, апрель-сентябрь 2021 г.).

Всего было опрошено 21526 человек, подвыборка для целей исследования, включающая трудоустроенных респондентов с высшим образованием, составила 9684 человек. Выпускники вузов ответили на вопросы о том, каких же навыков — мягких или жестких — им не хватало на первом рабочем месте сразу после окончания вуза. Авторский коллектив исследования: Е.Я. Варшавская, В.И. Кабалина, У.С. Повербных.

Тема низкой удовлетворенности работодателей качеством выпускников часто возникает в пространстве общественной дискуссии. Однако в данном случае специалисты ВШБ взялись проанализировать разрыв между имеющимися навыками и требованиями к ним с точки зрения самих выпускников — молодых специалистов. Опрос позволил узнать, как ситуацию видят они. Респондентам предложили на выбор перечень из 19 навыков — 8 жестких, 10 мягких и категорию «иное», расположенных в случайном порядке. Участники опроса могли выбрать не более семи пунктов, оценивая предложенные из списка умения и навыки как недостаточные и дефицитные для выполнения первой работы успешно и качественно. 

«Данные, полученные на основе субъективных оценок являются более точным предиктором трудового поведения, чем те, которые можно получить на основе прямых специальных замеров (например, с помощью тестов). Если человек уверен, что он — высококвалифицированный специалист, он будет действовать исходя именно из этой своей субъективной самооценки. В вопросах, связанных с прогнозированием трудового поведения, метод самооценки вполне оправдан», — подчеркивает один из авторов исследования Елена Варшавская, профессор департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами ВШБ.

Согласно полученным результатам, выпускники разделились на практически равные группы: 25,3% испытывают дефицит только жестких навыков, 28,2% опрошенных не хватает исключительно мягких навыков, а 34,5 % считают, что им нужно подтянуть и те, и другие; 12% выбрали только категорию «иное».

При этом, выбирая из 19 позиций конкретные навыки, респонденты чаще всего отметили как дефицитные «профессиональные технические навыки» — 26,4% выпускников считают, что владеют ими не в полной мере. Второе место занял мягкий навык «стрессоустойчивость» — её недостаток отметили 21,7% респондентов. За ним следует навык использования профессиональной документации — 20,8% молодых специалистов считают, что недостаточно компетентны в этом.

Кроме стрессоустойчивости в число часто называемых как дефицитные входят такие мягкие навыки как умение брать на себя ответственность и работать в режиме многозадачности. Каждый из них назвали как недостаточный 17% выпускников. Меньше всего сложностей, по мнению опрошенных, они испытывают с умением соблюдать трудовую дисциплину (5,6%), инициативностью и способностью к предпринимательству (5%) и способностью к обучению (3%). 

Показательно, подчеркивает Елена Варшавская, что дефицит жестких навыков ощущают сильнее те, кто после вуза пошел работать по специальности, хотя можно было бы ожидать их большей уверенности в наличии соответствующих знаний и квалификаций по сравнению с сверстниками, не работающими по специальности.

О недостатке жестких навыков говорят, преимущественно, молодые специалисты, работающие в таких отраслях как: промышленность, строительство, транспорт и связь, а также получившие образование по массовым направлениям обучения (например, инженерно-техническим и экономическим специальностям).

«Результаты исследования заставляют задуматься: насколько оптимальны программы высшего образования относительно обучения общим и специальным компетенциям? Сейчас очень популярно вводить дисциплины по развитию мягких навыков, которые, безусловно, необходимы и ценны. Но соблюден ли оптимум? Не преподаются ли они в ущерб основным профессиональным компетенциям выпускников?» — говорит Елена Варшавская. 

Представленные данные вызвали оживленную дискуссию, в которой приняли участие исследователи, представители вузов и бизнеса. Участники встречи подчеркнули, что высшая школа и работодатель вместе ответственны за подготовку квалифицированных кадров, и очевидно, что будущее за партнерскими программами, в которых бизнес будет принимать активное неформальное участие, вовлекая студентов к решению реальных задач.

Исследование подготовлено в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения: 075-15-2022-325).       

Компания: Высшая школа бизнеса НИУ «Высшая школа экономики»
Расскажите коллегам:
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
Вот недавно была по НТВ передача: Поздняков - Андрей Рубанов Он написал документальную книгу пр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.