Профессор WU Executive Academy назвал основные критерии выбора MBA-программы в области предпринимательства

Невероятный успех в бизнесе – далеко не все, что объединяет основателей компаний TeslaиAmazon. Оба сверхпредпринимателя разделяют критический взгляд на программы MBA. По их мнению, многие программы настолько зациклены на ключевых бизнес-показателях и финансовой составляющей, что упускают из вида нечто очень важное для предпринимателей, а именно способность создавать ценность для клиентов, умело применяя собственную креативность и энтузиазм.

Каким же критериям должна соответствовать MBA-программа, чтобы получить высокую оценку от Маска и Безоса? Профессор Николаус Франке (Nikolaus Franke), академический директор программы Professional MBA Entrepreneurship & Innovation в WU Executive Academy, проанализировал все пункты, которые они раскритиковали, и на основе полученных данных составил собственный чек-лист.

Критерий #1: способствует ли MBA развитию предпринимательской креативности?

И Джефф Безос, и Илон Маск считают инновации ключом к предпринимательскому успеху. Для них недостаточно просто совершенствовать чьи-то идеи – важно идти по неизведанным путям. По словам Джеффа Безоса, «один из немногих способов найти выход из затруднительного положения – изобрести его».

Итак, инновации должны стать ключевым компонентом MBA-программы, студенты должны черпать из неё конкретные идеи и вдохновение. Получают ли участники программы возможность пообщаться с профессорами, приглашенными докладчиками, отраслевыми экспертами и предпринимателями, способными вдохновить их? Отводится ли достаточно времени для дискуссий и обмена мнениями? Создает ли разнообразие среди участников среду, которая стимулирует на разработку новых идей? Являются ли студенты представителями разных компаний, отраслей и стран? Отличаются ли они друг от друга с точки зрения полученного ранее образования? Если посмотреть на класс, каков его состав? Сидит ли юрист рядом с бывшим физиком или профессионал в сфере ИТ рядом с директором музея? Илон Маск как-то сказал следующее: «Как возникает инновационное мышление? Я думаю, его корни – в мировоззрении».

Критерий #2: насколько знания, полученные на курсе MBA, применимы на практике?

«Если вы собираетесь изобретать – значит, вы планируете экспериментировать», как сказал как-то Джефф Безос. Инновации возникают тогда, когда вы пробуете что-то новое. Если вы хотите научиться мыслить как предприниматель, вам придется применять теоретические знания на практике, извлекать уроки из собственных ошибок и постоянно и целенаправленно развиваться. Практика очень важна и для Илона Маска: «Долой электронные таблицы и залы заседаний».

Если говорить об MBA, то следует задать следующие вопросы: является ли изучение реальных кейсов частью программы? Могут ли студенты применять инструменты и методы, о которых они узнали на программе, для решения индивидуальных проблем в рамках своей бизнес-практики? Предоставляется ли участникам качественная обратная связь? Каков характер дипломной работы по окончании программы MBA? Это лишь теоретическая игра в бисер или теория, применимая на практике, которую вполне можно использовать в конкретном проекте?  

Критерий #3: Достаточное ли место отводится командной работе? Соответствует ли размер группы «правилу двух пицц» (”two-pizza rule”)?

Размер класса на многих программах MBA зачастую огромен. Группа из 100 и более студентов – скорее правило, чем исключение, даже в лучших бизнес-школах. Однако Джефф Безос – сторонник так называемого «правила двух пицц»: «Если двух пицц недостаточно, чтобы накормить команду, она слишком большая». Маленькие группы более гибкие, маневренные и быстрые, они могут лучше концентрироваться на содержании, вместо того чтобы тратить время на координацию.

Инновации – это результат совместных усилий всей команды, и обмен идеями наиболее эффективно происходит именно в небольших группках. «Это как в спорте: та команда, в которой есть лучший игрок, чаще всего выигрывает, однако шансы на победу зависят еще и от сотрудничества между игроками», - говорит Илон Маск.

При выборе MBA-программы со специализацией в области предпринимательства особое внимание следует обращать на следующее: каков размер класса? Как организован учебный процесс? Практикуется ли деление на малые группы внутри класса при работе над заданиями? Что представляет собой класс? Это совокупность индивидуумов или в нём присутствуют сплочённость и дух коллективизма, гарантирующие результаты, которые никогда не могут быть достигнуты отдельным человеком?  

Критерий #4: предоставляет ли MBA возможности для нетворкинга внутри предпринимательской экосистемы?

Для Джеффа Безоса сеть профессиональных контактов имеет величайшее значение, поскольку «новые открытия всегда связаны с интуитивной прозорливостью». Разумеется, недостаточно просто иметь огромное количество знакомых. «Жизнь слишком коротка, чтобы общаться с людьми, которые не отличаются изобретательностью», – говорит Илон Маск.

Главное – качество деловых контактов, а также умение эффективно пользоваться этими связями. Что касается MBA, спросите себя: предлагает ли программа достаточное количество возможностей для общения со стартапами, предпринимателями, инвесторами, предпринимательскими центрами, инкубаторами и другими игроками экосистемы стартапов?

Критерий #5: Основано ли содержание программы на исследованиях?

По мнению Джеффа Безоса, всегда очень важно сохранять видение общей картины, даже если приходится сосредотачивать внимание на важных деталях и поступательных мерах настоящего: «Нам нужно всегда смотреть в будущее», – говорит он, подчеркивая важность нестандартного мышления.

Илон Маск также убежден, что есть принципы, достижения и взаимосвязи, которые остаются неизменными, несмотря на обстоятельства. «Важно рассматривать знания как своего рода семантическое дерево: убедиться, что вы понимаете фундаментальные принципы (ствол и крупные ветви), прежде чем вы начнете углубляться в детали (листья), ведь в противном случае им не на чем будет держаться».

Оба замечания говорят о том, какую важность Безос и Маск придают исследованиям. Если вы находитесь в поиске MBA-программы, отвечающей требованиям двух выдающихся предпринимателей, следует задать следующие вопросы: преподают ли на программе ведущие международные исследователи? Знакомят ли они студентов с идеями и концепциями завтрашнего дня? Хотя изучение конкретных кейсов и возможность применения этой информации на практике нельзя переоценить, не менее важно извлекать из процесса обучения фундаментальные принципы и овладевать не подверженными течению времени инструментами, чтобы добиться успеха в будущем.

И в чем заключается мораль истории?

Даже MBA-программы, отвечающие всем перечисленным выше критериям, не могут стать гарантией предпринимательского успеха. Они всего лишь обеспечивают плодородную почву для этого. В конце концов, студенты сами определяют свою судьбу. Только те, кто еще во время обучения на программе обладают предпринимательским складом ума, то есть креативно используют предложения, ресурсы и возможности и непрерывно развиваются, способны превратить MBA в счастливый билет.

Слишком сложно? Не волнуйтесь! Доверьтесь Илону Маску, который уверен: «Я считаю, что многие люди способны научиться гораздо большему, чем смеют предположить».


До 30 июня 2021 года можно подать заявку на стипендию по программе MBA Entrepreneurship & Innovation.

Стипендия позволит сократить стоимость обучения на 35%.

Подробнее

Компания: WU Executive Academy
Расскажите коллегам:
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.