
Господа! Помогите ради бога! Ситуация комичная. Попытаюсь описать на именах и цифрах. Все остальное реальное.
Существует предприятие Ромашка. У предприятия два собственника Александр (1/2 доли) и Сергей (1/2 доли). Предприятие успешно существует, развивается и приносит прибыль. На 2008 год был утвержден финансовый план, по которому предприятие за год зарабатывает 10 тыс. руб. чистой прибыли. Собственники утверждают план распределения чистой прибыли: 1 тыс. руб. тратится на благотворительность, 2 тыс. руб. тратится на погашение краткосрочного банковского кредита (который был привлечен в середине 2007 года на пополнение оборотных средств), 7 тыс. руб. выплачиваются собственникам в виде дивидендов (живыми деньгами). План 2008 года был успешно выполнен (и даже перевыполнен), кредит погашен, дивиденды получены, утверждены планы на 2009 год, стоимость предприятия растет, жизнь продолжается. И тут, в начале 2009 года, Сергей решает продать свою долю в бизнесе. Проводится оценка стоимости предприятия, определяется стоимость доли Сергея. Сергей предлагает Александру выкупить у него долю. После долгих переговоров партнеры договариваются о сумме сделки (с учетом проведенной оценки), подписывают меморандум, содержащий основные условия сделки, пожимают друг другу руки и юристы отправляются готовить документы на подпись. Все бы замечательно, но одно но…. Три дня назад Сергей решил, что как собственник, он недополучил в 2008 году свою прибыль в виде дивидендов от деятельности предприятия, мотивируя свое мнение тем, что 2 тыс. руб. направленные на погашение банковского кредита могли бы быть выплачены в виде дивидендов, а кредит могли бы погасить за счет собственных оборотных средств, уменьшив запасы готовой продукции на те самые 2 тыс. руб.
Я ему объясняю, что такое управленческое решение имеет право на жизнь, но необходимо учитывать как минимум два его последствия: во-первых, уменьшенных на 2 тыс. руб. оборотных средств (в виде остатков готовой продукции) было бы явно недостаточно для того чтобы выполнить поставленный на 2008 год план (и повторюсь, перевыполнить), но не это главное! А во-вторых, при проведении расчетов по оценки стоимости предприятия (на дату сделки) в расчете оборотного капитала участвовали те самые 2 тыс. руб. в активах (в запасах готовой продукции) и если бы активов стало на 2 тыс. руб. меньше, то и, соответственно, стоимость предприятия уменьшилась бы на 2 тыс. руб.!
Несмотря на все мои доводы, Сергей все же требует выплатить ему 1 тыс. руб. (½ недополученной по его мнению прибыли за 2008 год), при этом сумму сделки в сторону уменьшения он, естественно, пересматривать не хочет.
Коллеги! Помогите разъяснить Сергею, что так делать нельзя. Может быть, я доводы не аргументировано привожу. Может быть то, что для меня является аксиомой, для него – теорема, которую нужно доказывать. Самое главное, ему необходимо привести примеры с использованием авторитетных источников (коим я видимо для него не являюсь :)
Заранее благодарна всем кто откликнется!
Создается впечатление, что - то ли Александр мягко перевел стрелки, то ли Сергей не удачно продал свою долю и теперь сожалеет и пытается выгрызть что нибудь еще
Основанием для выплаты Сергею денег у вас что было? Может если вы запросите у Сергея аналогичный документ, но на ту сумму что он хочет, вы с радостью его исполните. Если, конечно, вы уверены что он его не принесет :)
А про источники - а какие тут могут быть источники подобной практики? Юридические разбирательства или где и что он хотел бы прочитать на эту тему?
У договора купли-продажи доли (бизнеса) всегда КТО-ТО, да и маргнет...
Но поздно, Надо думать, прежде чем подписывать подобные вещи. По сему и руками махать - поздно...
"Я же пояснила в письме - 2 тыс. руб., взятые у банка были потрачены на увеличение запасов готовой продукции, которые в свою очередь участвовали в определении стоимости предприятия... Т. е. стоимость предприятия перед сделкой увеличилась на 2 тыс. руб. (размер тех самых остатков ГП) и Сергей уже продал свою 1/2 доли на 1 тыс. руб. дороже (1/2 от 2 тыс. руб.)
"
СТОИМОСТЬ предприятия не может быть увеличина на сумму ТМЗ приобретенных на заемные деньги.
Стоимость зависит от чистых активов. Таким образом вы делите только Активы и Долги "на кого грузите" ???
Во класс. Еще такого никогда не читал, здорово. То, что в сказке описал "Лебедь, рак и щука" :D
[COLOR=blue=blue]Александр Шувалов пишет (28.12.2009 21:02:19):
… я не совсем понимаю с каких пор проблемы между собственниками стали головной болью для финансистов? Они сами замутили эту ситуацию, так пусть сами и разруливают... [/COLOR]
Александр Шувалов,
У меня 4 раза была точно такая же ситуация.
3 раза – баланс совместной программы. 1 раз – разделительный баланс.
Действительно, «заваривают кашу» собственники сами. Но, считать-то они умеют только «в столбик», с помощью калькулятора. Так и попадается финансист на такую проблему.
Правда, я – не финансист. У меня нет диплома экономфака.
После первого же баланса, я предложил процедуру учёта-отчётности по совместным программам. Учредители не согласились.
После первого же баланса, я предложил организовать планово-экономическую службу. Учредители не согласились. Хотя, казалось бы «ежу понятно», что при определённом развитии бизнеса (и по структуре и по масштабам) такая служба – необходима.
Предложения были приняты только после последнего баланса.
Что касается [COLOR=blue=blue]головной боли[/COLOR].
Только через 4 года, я опубликовал статью по методике расчёта баланса и распределения остатков в совместных программах. Признаюсь, что, в плане математики, методика продумана не полностью. И сейчас, уже в «другом веке», мне всё ещё, психологически, больно вспоминать напряженность работы тех месяцев.
Я, конечно, не в претензии к прежним владельцам. Потому что, дважды к ним возвращался именно для этих расчётов.
Вообще то совсем непонятно, причем тут использование прибыли, дивиденды и т.д. и т.п. Один собственник захотел выйти из бизнеса и продать другому собственнику долю. Выход простой.
1. Собственники договариваются об оценки их бизнеса и считают стоимости долей.
2. Заключают предварительный договор в котором определяют цену (за которую один собственник хочет продать, второй купить), если договорились хорошо, если нет, то опять к переговорам (долгим и нудным);
3. Осуществляется передача денег и правовые процедуры;
А проблема возникла только в оценке, один хочет считать, что кредит не его проблема, а другой говорит это проблема наша и гасить его нужно из совместных денег.
Владимир, а причем тут разделительный баланс и совместная программа? А ваши учредители не согласились потому что будет все прозрачно, а они не очень то и хотели чтобы было прозрачно. В хаосе ухватить побольше, когда будет "развод" всегда выше.
My best,
LSU :D
Станислав Литвинов,
В стартовом сообщении речь идёт о разделительном балансе предприятия Ромашка.
Баланс совместной бизнес-программы – это тоже разделительный баланс.
Касательно несогласия учредителей. Причина – тривиальная: им казалось, что они сами справятся с контролем ситуации.
Уважаемый Игорь Карандаев,
поясните пож-та, почему кредит взятый на пополнение оборотных средств не может гаситься за счет прибыли?
Во-первых, полученный кредит никак не сказывается на прибыли вообще, так же как и его возврат, может быть в самой задаче наш коллега высказалась не точно, но это никак не вносит существенные коррективы в сам вопрос. По большому счету для банка главное возврат денег, а все остальное вторично. Часто формулировка "на пополнение оборотных средств" это формулировка которая указывается в случае, когда ничего другого выдумить нет фантазии. Есть получение банковских средств - есть задолженность перед банков, далее есть погашение долга перед банком - есть уход с 51 счета и всЁ. Во-вторых, я уверен, что бухгалтер достаточно опытен, что бы не допускать подобные ляпы как оплата дополнительных налогов.
Ну и в завершении конечно Сергей не прав. По большому счету я бы предложил следующее: на момент принятия решения верстается баланс, от активов вычитаются ВСЕ обязательства и деляться пополам, принимается решение о графике выплат с учетом того, чтобы не навредить бизнесу в дальнейшей работе.
С уважением