ABC-анализ – это зло!

«АВС-анализ – это зло» – так обычно я говорю на семинарах, когда меня просят о нем рассказать. Потом обычно возникает неловкая пауза. Я думаю, зачем я это ляпнула, вот сейчас настрою всех против себя, и надо бы в следующий раз потихоньку «увиливать» от ответа. И участники тренинга молчат, так как большинство уверено, что именно АВС-анализ лежит в основе системы управления ассортиментом. Про это и Правило Парето все знают. И про всевозможные совмещенные, двойные и тройные АВС-анализы. И о делении товарной группы С на С1 и С2. И что товары группы С – кандидаты на выбывание, а на группу А – нам молиться. Особенный трепет, конечно, к группе АА по обороту и марже. Много раз слышала мнение: «А что там формировать ассортимент? Какая проблема? Запустил АВС-анализ – и вперед!».

Нет, я не претендую на развенчивание общеизвестных постулатов. АВС-анализ имеет понятное применение, но не всеобъемлющее, как часто видится специалистам. Можно сказать, он сильно переоценен. И это превратило АВС-анализ в зло: его применяют для решения вопросов, которые он в принципе не может решить, он стал всеобщей панацеей, заменяющей пустоту в аналитическом наборе инструментов специалистов по ассортименту. Это как объявить отвертку единственно верным и необходимым инструментом, и пытаться ей, например, забивать гвозди.

И когда я спрашиваю, как вам помогает АВС-анализ для формирования ассортиментной матрицы, или для ее оптимизации, обычно получаю примерно такой ответ: «Можно узнать, какие товары и группы товаров продаются лучше всего, а какие – хуже всего, какие – средне. Которые хуже всего продаются – С – надо выводить. Ну да, есть такая тема, что если сократишь С, то А и В тоже сократятся, так как это доли. Но все равно С – это проблемные товары, и от них лучше избавиться, или попробовать увеличить продажи. Товары А должны быть всегда в наличии, по товарам В надо думать, как их перевести в А. Если анализировать по товарным группам, то можно понять, какие группы делают нам больше маржи».

И? И что дальше? Узнали, чего продаем больше, что дает больше маржи, и выводы какие? Дальше обычно ответа нет. А его не должно быть. Потому что АВС-анализ – это простой рейтинговый список объектов по степени важности какого-либо параметра, разделенный на три части: А, В и С. Он в принципе не может ничего сказать, так как его задача – структурирование информации. В качестве объектов анализа могут выступать товарные категории, SKU, поставщики, магазины и даже работники. В качестве параметров анализа обычно применяются финансовые показатели – оборот в натуральном или денежном выражении, и доход.

Так в чем же засада?

Она в том, что товары, которые мы продаем, особенно в рознице, взаимосвязаны. И все торговцы, в общем-то, это знают.

Например, есть в вашем магазине игрушек дорогущая красивая кукла. Продажи никакие: 15 тыс. рублей не каждый родитель готов заплатить. Конечно, кукла эта «сидит» в группе СС. Ну, и волатильность продаж высокая – это товар ССZ. Место занимает, деньги в товаре заморожены, оборачиваемость по группе портит, продаж нет или очень слабые. Что делать? Убирать? Ответа нет, вернее, ответ зависит от формата вашего магазина. Если у вас лучший магазин игрушек по стратегии дифференциации, с хорошей представленностью премиального сегмента, то убирать нельзя по двум причинам. Если вдруг придет именно за ней покупатель и не найдет – будет нанесен урон имиджу магазина, плюс недополученная прибыль и потеря покупателя: наглядевшись на эту куклу, покупатели спокойно купят вариант подешевле – за 3000-5000 рублей. Ну, а если у вас обычный недорогой магазин игрушек, то попадание такой куклы в ассортимент надо признать ошибкой и вывести.

В одной сети сантехники мне рассказали про суперванну, гидромассажную, инкрустированную кристаллами Swarovski, конечно, по космической цене. Ее никто так и не купил, но она помогла продать множество обычных ванн, и простых гидромассажных – так как дарила покупателям вдохновение.

Итак, есть самая ужасная группа СС, но никаких выводов по этим товарам мы из этого сделать не можем – выводы зависят от других факторов.

Еще один вопрос: что делать с товарами А? Обеспечить наличие – да, очень важно, но это логистическая задача, а не задача управления ассортиментом. Вопрос повышения или снижения цены на товары группы А, который иногда возникает, рассматривать не буду – ценовые решения никак не связаны с принадлежностью товара к группам АВС.

Еще пример – кунжутное масло в продуктовом магазине. Во-первых, есть не везде. Во-вторых, продажи были и будут мизерными, как вся подгруппа «Масла орехов и семян прочие». Дополнительная функция – помощь в продаже других масел – отсутствует. Возможностей повышения продаж нет, так как количество потребителей весьма ограничено. Что делать с этим очередным СС-товаром? И ответ опять неоднозначный, опять зависит от ряда факторов.

Дело в том, что во всех вышеприведенных примерах есть ошибка, она заключается в том, что АВС по SKU вообще некорректно делать для всей товарной категории или подкатегории. Разные товары в категории закрывают разные потребности, отличаются по характеру спроса и не являются полностью взаимозаменяемыми. Например, нет никакого смысла смотреть на кунжутное масло вместе со всеми другими растительными маслами – подсолнечным, оливковым, кукурузным. И без АВС-анализа понятно, что кунжутное будет в самом конце списка. Как смотреть? Только внутри товарного сегмента (вид растительного масла / объем упаковки), чтобы сравнивать сравнимое. А кунжутное мало – это 1 SKU, никакого АВС-анализа, чтобы увидеть это, не нужно. Кукурузное масло – пару SKU; оливковое масло в стекле, первый отжим, 1 л – 5 SKU; и т.д.

АВС-анализ можно сделать, например, для сегмента «Масло подсолнечное рафинированное, ПЭТ, 1 л» (реально – 0,9-1 л). И вот тогда АВС-анализ хоть что-то сможет сказать: есть примерно 10 SKU. Сделали, предположим, выделили группу СС. Что туда попало? Внимание: весь высокий ценовой сегмент! Выкинуть? Нет, конечно, – скажет опытный категорийный менеджер и опытный директор магазина. Опять не работает АВС-анализ, даже проведенный корректно. Делаем АВС внутри ценового сегмента? Давайте попробуем. Закономерно отсечем наиболее дорогие позиции внутри ценового сегмента, так как они уже конкурируют с самыми дешевыми из следующего ценового сегмента. А также уберем дублирующие позиции, то есть такие SKU, которые имеют очень близкие аналоги по цене и качеству, но один из такой пары продается значительно лучше, второй – хуже. Называется этот известный феномен «каннибализм внутри товарной категории»: продажи одного SKU поедают продажи другого. Причина – ошибки позиционирования или ошибки в назначении цены.

Итак, нашли! Каннибализм – реальная и часто встречаемая проблема формирования ассортиментной матрицы. Но опять это не про АВС: в одном ценовом сегменте внутри одного товарного сегмента редко бывает более нескольких SKU. Этот показатель называется «количество ответов на потребность», и отражает он глубину выбора, который мы собираемся дать покупателю. У жесткого дискаунтера, например, этот показатель – 1.

Может показаться, что тогда следует делать АВС-анализ товарных сегментов внутри категории: пусть будет наглядно и понятно, какие сегменты для нас более важные, какие – менее. Но ответ опять отрицательный: такой анализ не имеет смысла, так как выбор товарных сегментов – это вопрос покрытия потребностей, ответ на него зависит от формата магазина и выбранной ассортиментной политики. А для такого важного вопроса, как определение емкости сегмента (определения количества SKU) АВС-анализ не может дать нам ответа, для этого существуют другие инструменты.

Ровно все то же самое верно для поставщика. Один менеджер по продажам рассказывал мне, как он формирует ассортимент для сети: «Я беру товары А, которые наша компания поставляет в сети, аналогичные той, куда я собираюсь сделать предложение. Это и есть рекомендованный нами ассортимент. А как по-другому?». А остальной ассортимент этой сети также полностью идентичен другим сетям? Нет, конечно. Возможно, что у сети уже есть товар, аналогичный нашему товару А, который давно и успешно у него продается. Так почему мы думаем, что наш товар А будет нужен этой конкретной сети? Тогда мы должны предложить сети какую-то выгоду от замены на наш товара другого поставщика, а это совсем другая история. И что делать с нашими товарами С? Не продавать? А может, наши товары С как раз нужны кому-то, чтобы создать отличие в ассортименте?

Резюмируя, хочу спросить, интересно ли вам, как на самом деле нужно анализировать ассортимент для его оптимизации?

Фото: facebook.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Украина

С таким же успехом любой отдельно взятый инструмент управления можно объявить злом уже потому, что он не является "таблеткой от всех болезней".

Гульфира, почему нельзя написать проще - инструменты анализа и управления нужно применять комплексно - только тогда это будет эффективно?

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Анекдот. Заяц на пляже требует от слона, чтобы тот вылез из речки. Ну, слон добродушно вылез. Заяц ему: «Спасибо слон. Свободен». А тот: «Тебе что нужно было, заяц?». – «Да, кто-то спёр плавки. Ищу гада».

Каждый объект имеет свою область существования. Всякий инструмент – свою область применимости. И игнорировать сие – значит искать и применять «вслепую».

Отвечу на вопрос автора: если его предполагаемый ответ будет в такой же форме, как эта статья, то «горшочек, не вари». Ибо, лучше бы говорить по-существу; а не на основе разоблачения неправоты других; там, где те заведомо не обитают.

Генеральный директор, Москва

"Много раз слышала мнение: «А что там формировать ассортимент? Какая проблема? Запустил АВС-анализ – и вперед!».

Действительно, данное мнение часто встречается. Но при принятии решения об удалении той или иной позиции, нужно смотреть куда шире.

Приведу пример из своей производственной практики:

Владелец одной крупной компании по продаже отопительного оборудования, изучив АВС-анализ, решил удалить из своей торговой матрицы, сантехнические фитинги. В общем объеме продаж они составляли мизер, при этом требовали большого места для хранения + сотрудников склада для постоянной комплектации заказов розничных магазинов компании.

Решение было исполнено. Товар был выведен, люди сокращены, место хранения высвобождено. Красота!!!

Но через пару месяцев, стали резко падать объемы продаж розничных магазинов. И при этом очень существенно.

Стали анализировать. И оказалось, как в пословице: гладко было на бумаге, но забыли про овраги.

Основными покупателями в магазинах компании были мелкие бригады занимающиеся ремонтом систем оборудования. И до того решения владельца, неоспоримым преимуществом магазинов компании, было то, что эти монтажники могли купить в одном месте ВСЕ, что им было нужно для их работы.

После того, как мелочевку убрали из магазинов компании, эти монтажники стали вынуждены ездить в другие места, для покупки этих фитингов. И ладно бы, если это вызвало бы лишь недовольство клиентов.

Но проблема оказалась куда серьезнее. Монтажники в поисках недостающей мелочевки, стали обращаться в магазины конкурирующих компаний. А те увидев такие перспективы в получении массы готовых клиентов, тупо стали сразу предлагать условия лучше и цены ниже, чем у них были в той компании.

И эти бригады стали закупаться у конкурентов. И закупаться полным ассортиментом в т.ч. и крупным оборудованием.

Меньше через полгода, фитинги были возвращены в магазины. Но в результате этой управленческой ошибки, было потеряно очень много клиентов.

И потом пришлось прикладывать огромные усилия, для того чтобы вернуть часть из них в лоно компании.

Так что не всегда, копейка -рубль бережет.

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва

Я тоже не сторонник АБС анализа. Это сверхупрощение, которое не мотивирует менеджеров думать, а направляет их по простому и неправильному пути.

Что говорят сторонники АБС анализа? - что более крупные клиенты важнее, а между тем это не совсем так. Обычно одно противоречит другому. У более крупных клиентов ниже цена и маржа. Они избалованы вниманием со стороны продавцов и у них высокая покупательная сила. Так что, если вы продаете, например, упаковку ведущей международной компании FMCG, то можете быть уверенными что эта сделка не будет приносить прибыль. Объемы да, а прибыль - почти невероятно, потому что у вас есть конкуренты и они тоже хотят крупного платежеспособного покупателя.

Поэтому я всегда был сторонником портфельного подхода, где в определенном соотношении распределяется желаемый портфель продаж, сочетание крупных клиентов для объема, престижа, планирования и мелких и средних для прибыли и для гибкости. Каждая эта группа ценна для фирмы по-своему. И портфельная идеология совершенно противоречит упрощенному подходу АБС.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Виктор Москалев пишет: Что говорят сторонники АБС анализа? - что более крупные клиенты важнее, а между тем это не совсем так

К крупным клиентам нужен другой подход, и они об этом догадываются :)

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва
Александр Соловьев пишет:
К крупным клиентам нужен другой подход, и они об этом догадываются :)

Статья не совсем об этом и я тоже. Обычно АБС анализ предлагается разными бизнес гуру консультантами вместе с принципами Паретто, они учат нас что нужно концентрировать усилия на 20% самых крупных или прибыльных клиентов, это якобы дает больший результат. Гульфира пишет о том, что сам по себе статистический анализ не дает возможности сделать никаких выводов без учета ситуационных факторов. Что глубже надо вникать в детали. Вот и все.

Консультант по корп. финансам
Виктор Москалев пишет:
Я тоже не сторонник АБС анализа. Это сверхупрощение, которое не мотивирует менеджеров думать, а направляет их по простому и неправильному пути.

АБЦ анализ - обычный анализ, показывает интересные вещи. Другое дело, что если 20% ресурсов дают 80% выгод (пример по так называемому принципу Парето), то, если оставить только эти 20% ресурсов, выгоды упадут, и приносить основную выгоду опять будут только 20% от оставшихся 20 (то есть, 4), а не все оставшиеся двадцать. Принимать странные решения по АБЦ анализу не обязательно)

Нач. отдела, зам. руководителя, Казахстан

Всем доброго дня и трезвости мышления!

Уважаемая Гульфира прекрасно знает, что полное название такого способа аналитики - ABC/XYZ.

Если первые три буквы анализируют ассортимент в части влияния ассортиментных позиций на общую выручку (или прибыль, если кому-то это важнее), то вторая тройка букв анализирует качество поставок (на прилавок, к примеру). Колебания второй тройки дают понимание (а) постоянство спроса и (б) трендовость ассортиментной позиции среди клиентуры.

Более того, проводить статичный анализ по одному периоду (за единственный месяц, к примеру) вообще не даст правильной картины мира торгового зала. ;-)


Именно совокупный анализ этих "пар" букв дает куда большую глубину анализа. Разумеется, он не дает ответа на причины наплыва спроса или же его падения, но он позволяет сужать круг вопросов для поиска решения до минимума и своевременно с большой долей точности реагировать на тренды.


С уважением,
Рустам

Нач. отдела, зам. руководителя, Казахстан
Андрей Панахов пишет:
Виктор Москалев пишет:
Я тоже не сторонник АБС анализа. Это сверхупрощение, которое не мотивирует менеджеров думать, а направляет их по простому и неправильному пути.
АБЦ анализ - обычный анализ, показывает интересные вещи. Другое дело, что если 20% ресурсов дают 80% выгод (пример по так называемому принципу Парето), то, если оставить только эти 20% ресурсов, выгоды упадут, и приносить основную выгоду опять будут только 20% от оставшихся 20 (то есть, 4), а не все оставшиеся двадцать. Принимать странные решения по АБЦ анализу не обязательно)

Коллеги, АВС анализ вообще не о том.

Его задача - не выбрасывать ненужное, но определять программы развития той или иной позиции в ассортименте продукции и повышать продажи.

С наилучшими пожеланиями,
Рустам

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.