Роберт С. Коллинз (Robert S. Collins), профессор по промышленному менеджменту и стратегии бизнес-школы IMD. IMD International, Perspectives for Mangers, № 80, 2001
Биржевая торговля
Рекламирование преимуществ электронного бизнеса (e-business) привлекло интерес многих руководителей корпораций, и консультанты-аналитики ожидают, что электронная торговля достигнет объема в 5–7 трлн. долл. к 2004 году. Как повлияет столь сильный рост электронного рынка на ситуацию в разных отраслях? Причем не только тех, которые основаны на современные технологиях, как, например, управление цепочками поставок (Supply Chain Management), но и в тех, которые связаны, в основном, с традиционной экономикой. Наше исследование предполагает существование или развитие специализированного языка в отрасли как предпосылку для признания таких рынков, хотя их жизнеспособность зависит от достижения соответствующего уровня ликвидности через гарантированное выполнение необходимых электронных процессов.
В течение последних нескольких лет технология управления цепочками поставок была направлена на изменение сущности взаимодействия производитель — поставщик, совмещение ответственности поставщика и производителя за преобразования в построении и создании партнерства и чрезвычайную важность информационного менеджмента и соответствующей инфраструктуры информационных технологий. Электронная биржевая торговля предоставляет возможность для торговли в режиме реального времени. Однако она может предлагать или не предлагать электронные процессы, необходимые для надежной оплаты покупки и доставки товаров.
Очевидно существование параллелей между услугами, предоставляемыми такими биржами, и тем, что предлагают традиционные системы трейдер/брокер в отдельных отраслях. В этом заключается их привлекательность, а именно возможность обходиться без посредников в цепочках поставок, так как покупатели и продавцы совместно действуют на виртуальной торговой площадке, обмениваясь товарами и услугами.
Известные компании не только участвуют в таких торгах в качестве покупателей и/или продавцов, но и сами инвестируют миллионы в подобные интернет-проекты. Covisint, биржа поставщиков, созданная Ford, GM, Daimler Crysler, Renault и Nissan, провела первые операции 3 октября 2000 года и вызвала возникновение других бирж в автомобильной промышленности. VW построил собственную торговую площадку с помощью i2, IBM и Ariba Inc., которая начала работать в сентябре 2000 года.
Некоторые поставщики анонсировали планы создания своих собственных бирж. Семь поставщиков — Dana, Delphi, Eaton, TRW, Valeo, Timken и Tenneco — сформировали группу, известную как S7. В сентябре 2000 года S7 объявила, что были проведены исследования того, как интернет-системы business-to-business, включая электронные биржи, могут помочь рационализации сбыта деталей от неоригинальных производителей, смещая фокус в сторону от рынка оригинального оборудования.
В химической промышленности, ChemConnect, основанная в 1995 году, является одной из крупнейших бирж химикатов и пластиков. Химические компании владеют 33% ее капитала. В регистре электронной коммерции записано много других бирж, специализирующихся в этой отрасли. Chemunity, расположенная в Европе биржа по торговле товарами, отмеряемыми полностью загруженными трейлерами, занимает последнюю, самую позднюю по времени строку в этом регистре.
Хотя биржи стремительно разрастаются, не все из них успешны. Efdex, электронная биржа продуктов и напитков, потерпела крах в сентябре 2000-го, за ней последовала chemdex.com, обслуживавшая химическую промышленность, в декабре 2000-го. Worldoffruit.com, торговавшая свежими продуктами, свернула деятельность в январе 2001-го.
Рекламируемые преимущества биржевой торговли включают увеличение доступа покупателей и продавцов, потенциал для снижения цен за счет конкурентных торгов, высокой прозрачности информации и низкой стоимости операций. Однако последний опыт говорит о том, что такие преимущества далеко не везде и не всегда приводят к успеху. Закон спроса и предложения все еще действует, хотя эйфория от доступности рынка для продавцов уравновешивается возросшей конкуренцией. К тому же кроме снижения стоимости операций, важнейшим критерием, по которому оценивается эффективность, является своевременная, полноценная доставка товаров.
Если эти преимущества будут реализованы, биржевая торговля может поучиться на опыте фирм, которые развивают электронный бизнес, ориентированный на потребителя. Во-первых, следует обозначить присутствие компании в интернете. Первостепенное значение при этом имеет маркетинг. Целью является подготовка потребителей. На второй стадии фирмы предоставляют возможность потребителю разместить заказ через интернет, но старые экономические методы цепочек поставок, используемые для обеспечения таких операций, остаются по существу теми же, а электронные операции ограничиваются финансовыми расчетами. На третьей стадии, называемой электронным бизнесом, ориентированным на потребителя, используется электронное выполнение процессов. Это взаимодействие с потребителем один на один, и цепочки поставок перестраиваются для обеспечения интеграции материальных, информационных и денежных потоков, требуемых для достижения безупречного выполнения операций.
Неофициальный опрос руководителей, участвующих в отдельных программах развития менеджмента, проводимых компанией IMD, выявил, что большинство компаний постоянно делают попытки для перехода от первой ко второй стадии электронного бизнеса. Меньшая часть столкнулась с проблемами продвижения от второй к третьей стадии, и только очень немногие ведут электронный бизнес, ориентированный на потребителя, с интегрированной цепочкой поставок.
Pefa. com — виртуальная торговая площадка
Pefa.com — это виртуальная торговая площадка, которая является результатом преобразования цепочки поставок свежей рыбы в Европе. Расположенная в Зеебрюгге, она связывает 11 участников, имеющих в интернете сайты-аукционы, расположенные в Бельгии, Англии, Голландии, Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе. Еще 2 сайта присоединятся к системе в 2001 году, и еще 9 ведут переговоры о присоединении к сети.
Эта торговая площадка помогает приобретать свежую рыбу предприятиям, перерабатывающим рыбу и производящим пищевые продукты, сетям розничной торговли, рыботорговцам, а также ресторанам с помощью совмещения географически рассредоточенных спроса и предложения. Покупатели могут получить доступ к любому аукциону и купить свежую рыбу, гарантированно соответствующую общеотраслевому стандарту Pefa.com. Кроме того, покупателю не нужно физически присутствовать на каком-либо рынке и можно расширить закупочную деятельность в нескольких местах, что делает закупки более эффективными.
С момента пилотного запуска в Зеебрюгге в июле 1998-го, Pefa.com достигла уровня 2000 операций за аукционный день и оборота, приближающегося к 200 млн. евро. В феврале 2001-го Jupiter Communications отметил ее среди 10 лучших европейских B2B-сайтов. Инфраструктура информационных технологий Pefa.com позволяет удаленным покупателям осуществлять такое же присутствие на рынке, которое имеют местные покупатели. Кроме того, Pefa.com обеспечивает прозрачность через распространение информации, касающейся пород рыбы, доступного количества и качества, а также данных о рыболовецких судах, времени пребывания в море, зонах рыболовства и так далее. Продавцы также имеют выгоду от удаленных закупок за счет доступа на большой рынок.
Местные диспропорции спроса/предложения могут быть смягчены, и в результате большая часть улова будет продана. Кроме того, система позволяет ЕС сэкономить на рыбных субсидиях, которые выделяются, чтобы избежать падения цен ниже заранее определенной границы. Проводя реинжиниринг цепочек поставок в соответствии с потребностями удаленных покупателей, взаимодействует не только с независимыми местными аукционами, но и с рядом других организаций. Важными партнерами Pefa.com являются Голландский национальный институт качества (RIVO), Sea Fish Industry Authority, Bureau Veritas и Европейская комиссия по разработке и применению стандартов качества и механизма гарантий, необходимых для завоевания доверия и признания.
Полученные уроки
Двигаясь к электронному бизнесу, ориентированному на потребителя, Pefa.com достигла интеграции цепочек поставок, необходимой для обеспечения виртуальной торговой площадки. Цепочки поставок, применяемые в старой экономике, не отвечали потребностям объединенной торговой площадки. Информационные потоки, материальные потоки и потоки денежных средств были соответствующим образом преобразованы. Кроме того, точно сформулированные спецификации продукции были преобразованы в легко понятные и соответствующие стандартам формы, написанные на специфическом профессиональном языке, что способствовало достижению доверия среди участников рынка. Партнерство со сторонними организациями было необходимо для того, чтобы добиться необходимого уровня компетентности для обеспечения полноты предоставляемых услуг и гарантий безупречного их выполнения.
Кроме уровня профессионализма, имеются 4 отраслевых фактора, способствующих развитию и жизнеспособности Pefa.com как товарной биржи. Первый — это то, что у европейского рынка свежей рыбы разрозненная база поставщиков и покупателей. Второй — это значительный объем продукции. Третий — то, что благодаря местной неэффективности рынка, например дисбалансу спроса/предложения и посредничества, существует возможность добавить стоимость в цепочках поставок и снизить операционные расходы. Четвертый — то, что участие в цепочках поставок способствует повышению грамотности в информационных технологиях и готовности к применению новых технологий. Психологические усилия для переключения с местных аукционов, требующих личного присутствия покупателя, на участие в удаленных аукционах воспринимаются как минимальные.
Применение полученных уроков в других отраслях
Поучительно рассмотреть появление электронных бирж в других отраслях и взвесить их полезность и жизнеспособность. В течение многих лет отрасль поставок комплектующих для автомобильной промышленности подвергалась консолидации и реструктуризации. Производители автомобилей получают узлы или системы от поставщиков первого уровня, которые определенно несут ответственность за все аспекты разработки и производства деталей или создание и сборку узла/системы, которые будут поставлены. Предполагается, что они управляют своей собственной базой поставок, состоящей из поставщиков более низкого уровня. Взаимоотношения между производителем автомобилей и поставщиком первого уровня характеризуются как партнерство и длятся на протяжении, по крайней мере, жизненного цикла собираемой модели.
Covisint, продвигалась на рынок, в основном, как биржа, через которую множество покупателей добивались существенного снижения цен и стоимости операций с помощью привлечения продавцов и предлагая цены, в форме обратного («голландского») аукциона. Насущной проблемой стал вопрос, что может продаваться на такой бирже. Системы и исходные узлы от поставщиков первого уровня имеют характеристики, уникальные для определенных производителей и моделей транспортных средств. Они неизменно производятся одной фирмой, по крайней мере на протяжении жизненного цикла модели. Процесс закупки включает сложное взаимодействие business-to-business, отличное от взаимоотношений, определяемых торговым представителем, с одной стороны, и профессионалами по закупкам — с другой.
Если двигаться на нижний уровень, значимость товаров и деталей является более заметной. Это является общим для различных поставщиков и/или моделей, и, соответственно, на этом уровне существует специфический язык, так как детали и компоненты могут быть описаны с использованием общеотраслевых стандартов и нормативов. Единицы измерения важны, хотя база поставок становится более фрагментированной. Такого рода изделия могут быть рассмотрены, как подходящие для торгов на бирже. Единственная трудность в том, что ответственность за закупки этих изделий в настоящее время возлагается на поставщиков нижнего уровня, которые являются базой у поставщиков первого уровня для систем или узлов сторонних производителей.
Эти факторы могут ограничивать объем бизнеса на таких биржах, обеспечивающих производителей автомобилей. Кроме того, как упоминалось ранее, поставщики для автомобильной отрасли первого уровня объявили о намерении основать собственную биржу поставок. Возможно, в качестве ответного шага. Производители автомобилей обнаружили, что находятся в трудном положении. С одной стороны, они поддерживают создание таких бирж как основу для снижения цен и операционных расходов и на самом деле занимают объективную позицию. С другой стороны, они хвалят достоинства долгосрочных поставщиков, взаимодействующих с поставщиками первого уровня, включая сложные взаимодействия business-to-business. Доверие, свойственное для таких отношений, предполагает риск.
В химической отрасли факторы, способствующие быстрому развитию товарных бирж, сдерживаются разрозненностью. Химикаты однозначно описываются формулой и соответствующими физическими свойствами, хотя качество отдельных химикатов определяется в единицах особого уровня примесей или загрязняющих веществ. Специальный язык существует и общепринят в рамках отрасли. Кроме того, закупки многих химических компонентов традиционно основаны на множестве источников или зависимости от рынка наличных товаров. Сложные логистические сети специализированных морских или наземных средств хранения, а также транспортное обслуживание должны отвечать определенным требованиям.
Центральной задачей биржи является снижение операционных расходов и устранение посредничества. Обоснованные конкурентные преимущества заключаются в выполнении операций эффективным и рациональным способом, а также в увеличении ликвидности бизнеса за счет увеличения числа покупателей и продавцов, пользующихся биржей. Обстановка в химической отрасли способствует развитию товарных бирж до тех пор, пока ликвидность будет определяться фактором долговременности.
В электронной отрасли короткий жизненный цикл продукта оказывает влияние на структуру цепочки поставок. Интеграция цепочек поставок с использованием электронных технологий является «любимой игрушкой» для таких компаний, как Cisco, Dell, Intel и Nokia, в их попытках достичь сквозной прозрачности цепочек поставок и надежности исполнения электронных операций. В октябре 2000-го Siemens объявил о запуске инвестиционной программы в 1 млрд. евро для перевода всех операций, от снабжения до маркетинга, на цифровые технологии.
В электронной отрасли интернет-биржи являются лишь малой частью гораздо большей картины и ограничиваются торговлей электронными деталями и компонентами, примером может быть деятельность ChipCenter.com и FastParts.com. Опять же, важность специального языка, больших объемов изделий и доступа к обширной базе поставок является очевидной.
Выводы
Некоторые предварительные выводы можно извлечь из опыта Pifa.com и приведенных примеров из других отраслей. Наиболее важными факторами, определяющими полезность и жизнеспособность товарных бирж, являются: структура и динамика отрасли, а также характеристики изделия. Существование специального языка в рамках отрасли является предпосылкой для точного понимания свойств продукта покупателями и продавцами. Таким образом, закладываются основы достоверности и доверия. Для покупателей снабженческие биржи решают только малую часть проблемы интеграции цепочек поставок. Однако для продавцов существование интегрированных цепочек поставок гарантирует безукоризненное выполнение заказа, что имеет первостепенное значение. При отсутствии описанных электронных бизнес-процессов, задача обеспечения ликвидности электронных торговых площадок иллюзорна.
Фото: pixabay.com